Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

158. Богъ все устрояетъ къ спасенію человѣка.

Богъ богатъ въ премудрыхъ совѣтахъ: иногда сокращаетъ, иногда продолжаетъ дѣйствія спасительныхъ средствъ Своихъ; иногда спѣшитъ къ намъ, потому что любитъ насъ; иногда удаляется отъ насъ, опять по благосердію къ намъ. Онъ удаляется отъ насъ, чтобы увеличить Свою любовь, которая течетъ во слѣдъ Его, и показываетъ, что не можетъ быть далекою отъ Него; Онъ спѣшитъ къ намъ, чтобы сдѣлать извѣстнымъ, сколько нестерпимо Ему быть разлученнымъ съ нами.

Онъ удаляется отъ насъ, чтобы ограниченность наша сильнѣе возжелала лѣпоты Его и устремилась къ ней, и чтобы за это добровольное стремленіе (потому что отъ нашей воли зависитъ устремляться къ Благому) возвеличить Ему насъ. Если же немощь наша удаляется отъ Него, — спѣшитъ Онъ къ намъ по благости Своей. Ибо, какъ для нашей пользы удаляется Онъ отъ насъ, такъ спѣшитъ къ намъ, чтобы настигнуть и спасти насъ.

Не спрашиваетъ Онъ мнаса у богатаго; не требуетъ таланта у бѣднаго. Пріятенъ Ему и талантъ, пріемлемый отъ сильнаго; угоденъ и кодрантъ, приносимый убогимъ и немощнымъ. Если богатый приноситъ въ даръ Ему что-либо малое, — не пренебрегаетъ тѣмъ, но съ радостію пріемлетъ даръ, какъ скоро видитъ, что даръ свой приноситъ Ему въ простотѣ, съ любовію.

Онъ видѣлъ, что въ крайнемъ заблужденіи — люди и жертвы свои единодушно приносятъ демонамъ, — и уловилъ ихъ Своею премудростію, не давъ имъ и замѣтить того. Оставилъ людей въ томъ вѣрованіи, что жертвы угодны Ему: хотя кровію жертвъ ихъ сквернилось святилище Его. Терпѣлъ Онъ нечистоту сію, какъ чистый врачъ, который снисходитъ до врачеванія нечистой язвы, чтобы своею чистотою уврачевать гнойный струпъ.

И самые демоны, хотя и нечисты, ничѣмъ не пользуются отъ жертвъ. Они не чувствуютъ голода, и не имѣютъ нужды въ пищѣ; потому что природа ихъ — выше алканія пищи. Алчутъ же они того, чтобы человѣка — владыку своего содѣлать рабомъ своимъ. И Благій посредствомъ жертвъ удерживалъ людей отъ языческихъ жертвъ.

Словеса Божіи подобны врачевствамъ, пригоднымъ для всякой болѣзни. Повидимому, различны они между собою, но имѣютъ взаимное сродство — свою цѣлебную силу. Но мы словопреніями своими и въ божественныя ученія вносимъ разность; почему въ устахъ нашихъ противорѣчатъ они одно другому. Въ устахъ людей, любящихъ пренія, и Божіи словеса дѣлаются одно другому противорѣчущими.

Измѣняется цвѣтъ волны, сама же она остается неизмѣненною; принимаетъ она на себя всякій возможный цвѣтъ, но отъ цвѣта не утрачиваетъ своей природы. Волна одна и та же, и вмѣстѣ не одна и та же; разнообразна по цвѣту, но одна въ своей сущности. Такъ и истина выражается словами всякаго рода, но въ существѣ своемъ остается та же; потому что по собственной своей природѣ она — одна.

Истина сама въ себѣ нераздѣльна, а раздѣляется только въ устахъ дерзкихъ мудрователей. Они заставляютъ ее идти противъ себя, принуждаютъ противорѣчить самой себѣ. Въ истинно вѣрующихъ истина покойна, чиста, мирна, ни мало неповрежденна; а въ излишне мудрствующихъ она нечиста; въ устахъ пытливыхъ изслѣдователей отъ ихъ любопреній и истина приходитъ въ борьбу сама съ собою.

Для здравомысленнаго слушателя здравыя ученія согласны между собою. Истинно мудрый изслѣдователь уподобляется строителю, который прочными связями дѣлаетъ зданіе твердымъ. Тотъ — духовный зодчій, кто изъ ученій, содержащихся въ Писаніи, созидаетъ и воздвигаетъ какъ бы столпъ, который для слуха его служитъ убѣжищемъ, и защищаетъ его отъ заблужденій.

Онъ умѣетъ возстановить согласіе между такими мѣстами Писаній, которыя людямъ безразсуднымъ кажутся противорѣчущими; примиряетъ ихъ прозорливостію своею, устраняя противорѣчія; соединяетъ ихъ своимъ разумѣніемъ, соглашая разногласное, и водворяетъ миръ между раздраженными слушателями, которые сами были въ борьбѣ между собою, и приводили въ противорѣчіе ни мало не разногласящія мѣста Писанія. А какъ скоро примирены бываютъ слушатели, — примиряются между собою и мѣста Писанія.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 179-182.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.