Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

160. О непостоянствѣ человѣческой воли.

Милостивъ будь, о Благій, къ нашему злому изволенію, этой винѣ всѣхъ бѣдъ. Мысли его, это — болѣзни тайныя, а дѣла, — это болѣзни явныя. Отъ него произошло первое преступленіе заповѣди, имѣвшее послѣдствіемъ всѣ грѣхи и въ протекшее донынѣ, и въ послѣднее время. Ты, Чистый, очисти свободу нашу: сама по себѣ она — мутный источникъ.

Дивлюсь свободной волѣ нашей. Она сильна, — и однакоже низложена; она — властелинъ, и стала рабою; имѣетъ возможность побѣждать, — и любитъ уступать надъ собою побѣду; хотя свободна, однакоже сама отдается въ рабство, какъ невольница, и своею рукою пишетъ согласіе на свое невольничество. Безразсудный, подлинно, это писецъ, который собственною рукою скрѣпляетъ рукописаніе долговъ своихъ. Но благословенъ Тотъ, Кто хлѣбомъ Своимъ даровалъ намъ свободу, и чашею Своею изгладилъ рукописаніе долговъ нашихъ!

Воля наша легко приходитъ въ поврежденіе. Кто хочетъ свое сокровище положить на небесахъ, того отвлекаетъ отъ сего смущающій всѣхъ завистникъ. У кого любовь не имѣетъ чистоты, у того здравый смыслъ поддерживается только похвалою, какъ цвѣтокъ — росой, а при неодобреніи — блекнетъ, какъ трава отъ зноя, вянетъ отъ палящаго дыханія хулы, и теряетъ весь вкусъ и запахъ. Хвала — Твоей волѣ, Господи! Она непрестанно жаждетъ нашего покаянія.

Благословенною да будетъ память праведниковъ, которые пребыли твердыми. Они не измѣнялись, какъ луна, но уподоблялись солнцу, котораго свѣтъ всегда одинаковъ. Духъ ихъ не былъ подобенъ дождевымъ потокамъ, которые то полны, то вдругъ изсыхаютъ. Волны искушеній всякаго рода устремлялись на праведниковъ, но они не изнемогли. Благословенъ Правосудный, прославившій вѣнцы ихъ подвигами!

И слава не надмевала праведниковъ, и поношеніе не доводило ихъ до изнеможенія. Всегда были они одинаковы; никогда не терялось благоуханіе высокихъ ихъ добродѣтелей. Каждый ихъ помыслъ издавалъ благоуханіе любви. Добрый Торжникъ, обильно расточающій благоуханіе ароматъ Своихъ, услаждаетъ внемлющихъ праведникамъ; и они сообщаютъ жизнь ученикамъ своимъ. Благословенъ Благій, Который изъ сокровищъ Своихъ источаетъ благоуханіе дѣлъ ихъ!

Возставалъ Семей противъ Давида, какъ книжники возстали противъ Давидова Сына. Семей металъ въ Давида камни, сыпалъ на него персть и проклиналъ его, чѣмъ и предъизобразилъ въ себѣ народъ іудейскій. Давидъ молчалъ, и молчаніе его было образомъ Сына его, когда вмѣсто персти пріялъ Онъ оплеваніе, вмѣсто злословія — заушеніе по ланитамъ, и вмѣсто прообразовавшихъ камней пронзенъ былъ гвоздями. Благословенъ Благій, потерпѣвшій не отъ одного Семея, какъ Давидъ, но отъ цѣлаго народа!

О, горькая хула! Кто захочетъ осквернить тобою языкъ свой? Развѣ только невѣрный входитъ въ состязаніе со всеодолѣвающимъ Творцемъ, и почитаетъ возможнымъ противостать Создателю своему. Поелику лукавый прельщаетъ его на зло; то выводитъ онъ заключеніе, что Всеблагій жестокъ. Но Кто примирилъ насъ съ Правосуднымъ, Тотъ ужели не избавитъ отъ лукаваго? Благословенъ Творецъ, Который не дѣлаетъ принужденія невѣрнымъ, потому что получили они свободную волю!

Неужели Творецъ немощнѣе безсильнаго, и не можетъ сдѣлать ему вреда? Или держитъ Его другая какая сила, и она препятствуетъ Творцу поступить съ ними худо? То и другое предположеніе уничтожается однимъ словомъ. Кто сотворилъ голодъ и болѣзнь? Если Онъ Творецъ, то всемогущъ; если благъ, то и строгъ.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 184-186.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.