Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

161. Объ укрощеніи худыхъ пожеланій.

Разсмотримъ, что лучше: тварію ли обладать, или самимъ Творцемъ? Содѣлаемся Его достояніемъ, чтобы и намъ обладать Имъ. Человѣкъ, какъ и Творецъ его, возвышенъ надъ всѣмъ. Если не пріобрѣтемъ душу свою и Бога нашего; то, хотя бы и все имѣли, губимъ сами себя. Но кто прежде всего пріобрѣлъ Бога, тотъ пріобрѣлъ все.

Пріятно ли кому, если противятся ему подвластные его? Какъ управляемъ другими, такъ научимся управлять и сами собою. Къ укрощенію коня служитъ узда, къ усмиренію рабочаго скота — палка. Такъ и въ себѣ должны мы укрощать всѣ безпорядочныя движенія. Но и вразумляющій жезлъ окажется безсильнымъ, если останется въ покоѣ во время упорства.

Неукротимый хребетъ морей мореплаватели покоряютъ себѣ; звѣроловы покоряютъ себѣ высокіе хребты горъ; земледѣльцы покоряютъ себѣ хребетъ земли; люди укрощаютъ звѣрей всякаго рода. Ужели же Подчинившій намъ все не покоритъ Себѣ насъ? Не постыдно ли это для насъ, что противимся мы Богу, Который покорилъ и сдѣлалъ подвластными намъ твари?

Разсмотримъ, что лучше: душа ли наша, или тварь? Положимъ, что покорили мы себѣ и міръ и все, что въ мірѣ; но покорившая все душа остается и упорною и необузданною; въ такомъ случаѣ больше намъ вреда, нежели пользы отъ того, что стараемся все покорить себѣ, не заботимся же исправить сами себя, и покоряемъ волѣ своей то, чѣмъ владѣемъ, а самъ обладатель остается упорнымъ и жестоковыйнымъ.

Посмотримъ, какъ человѣкъ укрощаетъ звѣрей. У него есть искусство смирять и челюсти ихъ и хребетъ; жезломъ поражаетъ хребетъ, узду налагаетъ на челюсти. Если же человѣкъ смиряетъ такъ звѣря и овладѣваетъ имъ: то ужели Богъ пренебрежетъ тѣмъ, чтобы обучить и пріобрѣсти Себѣ разумную душу?

Познаемъ, что какъ человѣкъ — властитель животныхъ, такъ Богъ — властитель душъ. Мы властвуемъ, но и сами — въ Его власти. Его мы достояніе и сами по себѣ, но должны научиться быть Его достояніемъ и въ томъ, чѣмъ обладаемъ. Вьючный скотъ нашъ покоренъ нашему жезлу; душа наша должна быть покорна Его жезлу. Изъ того, что полезенъ намъ жезлъ нашъ, уразумѣемъ пользу Его жезла.

Разсудимъ, какъ это худо, что худый человѣкъ обуздываетъ животныхъ, самъ же остается необузданнымъ; воспламеняется гнѣвомъ, если не слушаетъ его животное, а самъ заграждаетъ слухъ свой; животныхъ дѣлаетъ лучшими, а самъ остается неисправимымъ; самъ нерѣдко поступаетъ безразсудно, — и наказываетъ невинное животное; какъ же скоро подвергнутъ наказанію собственное его безразсудство, — изрыгаетъ хулу.

Остается сказать о томъ, что лучше для человѣка. Тотъ — мудрецъ, кто прилежно наказываетъ плоть свою голодомъ и жаждою, чтобы пріучить ее къ дѣятельности, кто душу свою исправляетъ и упражняетъ чтеніемъ Писанія. Тотъ прекрасенъ духомъ и тѣломъ, кто очищаетъ себя въ сихъ двухъ горнилахъ; чѣмъ больше очищаетъ онъ себя въ нихъ, тѣмъ паче усугубляется красота его.

Дѣятельность плоти служитъ орудіемъ къ поддержанію здоровья и къ преодолѣнію лѣности; при ней и душа дѣлается бдительною, — укрощаетъ и преодолѣваетъ въ себѣ вожделѣнія. Сіе угодно и Благому, Который печется о насъ. Его вразумленіе да будетъ для всѣхъ насъ какъ бы сильною пятою, попирающею всѣ грѣхи наши.

Родители наказываютъ любимыхъ ими дѣтей; самая горячность любви ихъ подвергаетъ дѣтей наказанію; въ видимомъ гнѣвѣ на виновныхъ кроется любовь. Если смотрѣть на одну наружность, то гнѣвъ сей непріятенъ; но внутренно онъ есть горячая любовь. У родителей и внутри, и внѣ одна любовь; внутренно она болѣзнуетъ, наружно облекается гнѣвомъ.

Въ образѣ наказывающихъ родителей видимъ Творца нашего; внутренно преисполненъ Онъ щедротъ, а наружно окруженъ страхомъ. Гнѣвъ Его на безразсуднаго вопіетъ о горячей Его любви. Въ самой ярости его кроется любовь. Творецъ нашъ, когда и негодуетъ, не раздражается; когда и угрожаетъ, остается спокойнымъ; и возмущеніе Его — невозмутимо, и скорбь Его — радостна.

Ни дыханія, ни вони гнѣва не примѣшивается къ чистотѣ Того, Кто невозмутимо чистъ. Весь Онъ всецѣло чистъ, и все, что — Его, подобно Ему. Въ Немъ нѣтъ ничего такого, что возмущало бы Его; въ Немъ нѣтъ такихъ движеній, которыя бы укрощались съ бореніемъ. Свободная воля существа Божія чиста безъ всякихъ въ томъ усилій.

Богъ возгорается и пламенветъ гнѣвомъ, но пребываетъ чистъ и спокоенъ; знаетъ, что наказывающему неприлично и не сдѣлаетъ пользы лице веселое и осклабляющееся, — и принимаетъ на Себя лице строгое, чтобы мы пробудились отъ сна и отложили свою безпечность, воспретили свободѣ своей оставаться въ рабствѣ.

Въ жезлѣ Божіемъ сокрыто много премудрыхъ цѣлей. Онъ поражаетъ къ нашему спасенію, и щадитъ къ нашей пользѣ; погруженнаго въ сонъ пробуждаетъ, бдительному доставляетъ торжество; во всемъ являетъ любовь. Онъ любитъ и поражаетъ насъ, чтобы усугубить нашу пользу; Онъ милуетъ и наказываетъ, чтобы мы бѣжали отъ низкихъ страстей.

Сообразно премудрымъ цѣлямъ Своимъ, для нашего спасенія вѣщаетъ Онъ, то гласомъ гнѣва, то гласомъ любви, то гнѣвается и угрожаетъ, то ласкаетъ и обѣщаетъ, какъ врачъ, который всѣхъ и всѣмъ врачуетъ; изрекаетъ проклятіе, чтобы получили мы благословеніе; всякое проклятіе, отъ Него исходящее, можетъ послужить къ пріобрѣтенію благословенія.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 186-189.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.