Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

168. Объ отшельничествѣ.

По написанному, небеса повѣдаютъ славу Божію, и твердь возвѣщаетъ, что она твореніе неизслѣдимаго Творца (Псал. 18, 1).

Ему возноситъ хвалу море отъ зміевъ, которые въ безднахъ его; Ему возсылаетъ славословіе земля отъ праведниковъ, сущихъ на предѣлахъ ея.

Ему воспѣваютъ хвалебную пѣснь горы устами населяющихъ пещеры ихъ.

Еще Исаія предрекъ: отъ края горъ возопіютъ (Ис. 42, 11). Такъ, сынъ Амосовъ пророчествовалъ о вертепахъ и разсѣлинахъ; а я страшусь и говорить о томъ, какъ подвизаются обитающіе въ пещерахъ и вертепахъ.

Тамъ жили мужи высокіе; въ пещерѣ обиталъ Илія, на вершинѣ горы — Елиссей, въ пустынѣ — Іоаннъ, въ уединенномъ мѣстѣ молился Господь нашъ.

Кто разсуждаетъ, въ чемъ его слава, тому пустыня лучше покойной жизни. Кто понимаетъ, въ чемъ — его благо, тому горы лучше городовъ.

/с. 212/ Разсмотри вещи самыя малозначительныя, и изъ нихъ извлеки себѣ примѣръ; вникни въ то, что всего обыкновеннѣе, и научись разумѣнію.

Пока животныя въ пустыняхъ, — не падаютъ на нихъ удары жезловъ; пока дикія козы въ горахъ, — не преклоняются онѣ предъ стригущими.

Посмотри на дикаго осла въ пустынѣ; никто не садится на хребтѣ его. Посмотри на серну въ пустынѣ; никто не стрижетъ ея волосъ.

Посмотри на оленей, которые на высотахъ; на нихъ не полагаютъ ярма. Обрати вниманіе на хищныхъ животныхъ; они ѣдятъ безъ вѣсу.

Посмотри на куропатку, живущую въ разсѣлинахъ; безъ мѣры приноситъ она себѣ пищу. Обрати вниманіе на дикаго овна; онъ не входитъ въ обитаемую страну.

Посмотри на льва; пока онъ въ пустынѣ, — все у него есть; а какъ скоро войдетъ въ городъ, — дѣлается посмѣшищемъ смотрящихъ на него.

Если орелъ устроитъ на домѣ гнѣздо себѣ; то дымъ лишитъ его зрѣнія. Если дикій оселъ и серна войдутъ въ обитаемое мѣсто; подвергнутся опасности.

Хищный звѣрь, какъ-скоро приблизится къ селенію, въ опасности — потерять свою кожу.

Олень, сошедшій на равнину, лишается вѣнца на главѣ своей. Овень, окруженный псами, лишается одеждъ своихъ. Если куропатка приблизится къ сѣти, — ловцы не пощадятъ ея перьевъ.

Всякая птица, если попадаетъ въ сѣть, дѣлается забавою для ловцевъ. Красивыя животныя въ обитаемомъ мѣстѣ теряютъ красоту свою. И мощные львы среди селеній лишаются своей силы и дѣлаются смирными.

Смотри на животныхъ, и бѣги въ пустыню, и не оставляй ея. Возьми для себя въ примѣръ пернатыхъ, и не нарушай обѣта отшельничества. Не ищи обита/с. 213/емыхъ мѣстъ, чтобы на душу свою не навлечь тебѣ смерти.

Не оставляй пещеръ и вертеповъ, чтобы не стали блаженнѣе тебя мертвые. Не люби городовъ, и не пренебрегай дебрями.

Не желай временнаго упокоенія, чтобы не найти себѣ мученій. Не люби золота и серебра, чтобы лукавый не преградилъ твоего теченія.

Не имѣй при себѣ ни связки, ни влагалища, чтобы не ходить тебѣ своевольно. Ничего не удерживай въ рукѣ своей, и безъ труда освободишься изъ рукъ міра.

Не будь привязанъ къ данной тебѣ на время красотѣ, чтобы не предстать предъ Богомъ лишеннымъ всякой красоты. Не люби земного богатства, чтобы въ наслѣдіе не получить себѣ нищеты.

Не пріобрѣтай ничего здѣсь, чтобы не возобладало надъ тобою высокомѣріе. Если разуменъ, то желай и ищи себѣ нищеты; она обогатитъ тебя.

Пребывай въ убожествѣ; и вся земля будетъ твоимъ наслѣдіемъ. Возлюби вретище; имъ праведники одержали побѣду во браняхъ своихъ.

Возненавидь серебро; для него князи гибли въ браняхъ. Возлюби ходить босыми ногами, чтобы попрать главы зміевъ.

Развяжи и сложи съ себя обувь, чтобы пята твоя не увязла въ сѣти. Не созидай себѣ высокихъ жилищъ, чтобы не низойти тебѣ въ бездну.

Не люби украшать внутренность чертога, чтобы наслѣдіемъ твоимъ не стала тьма кромѣшная.

Возлюби пустынное жилище, чтобы жилищемъ твоимъ содѣлался рай. Пей воду изъ ручья, чтобы напоила тебя водами своими эдемская рѣка. Питайся древесными листьями, чтобы вкусить тебѣ плодовъ древа жизни,

Питайся сѣменами травъ, чтобы крылья твои воз/с. 214/несли тебя вѣ горній чертогъ. Смиряй душу свою до праха, чтобы прахъ твой воскресъ и возсталъ.

Воздерживай чрево свое, чтобы открылся тебѣ путь къ жизни. Каменныя разсѣлины, въ которыхъ ты заключился, доставятъ тебѣ блаженство.

Пещеры, служившія убѣжищемъ тебѣ, уготовятъ для тебя чертогъ на небесахъ. Волоса, отрощенные тобою, послужатъ тебѣ какъ бы орлиными крыльями, чтобы воспарить на небо.

Убогая одежда, въ какую облекался ты, устроитъ тебѣ свѣтлую ризу. За зной, опалявшій тебя въ полдень, будешь услаждаться въ чертогѣ свѣта.

За мучительный холодъ возвеселитъ тебя новое вино. Голодъ, какимъ изнурялъ ты плоть свою, принесетъ тебѣ эдемское блаженство.

За жажду, томившую внутренности твои, потечетъ для тебя источникъ жизни. Постъ, какимъ изсушилъ ты лице свое, стрѣтитъ тебя съ свѣтлымъ лицемъ.

Бдѣніе, отягощавшее вѣжди твои, своимъ мановеніемъ оправдаетъ тебя на судѣ. За то, что плоть твоя прильпнула къ костямъ, тѣло твое насытится благъ.

За тѣ болѣзни, какія терпѣли члены твои, содѣлаешься подобно юному орлу. За то воздержаніе, какимъ изнурилъ ты себя, красота твоя возсіяетъ въ брачномъ чертогѣ.

Печаль, преклонявшая тебя къ землѣ, вознесетъ чело твое предъ престоломъ судіи. Каждая срѣтившая тебя скорбь уготовитъ тебѣ высокое достоинство.

Если искушенія и будутъ тревожить тебя; то знай, что они уравняютъ тебѣ стезю къ небесамъ.

Если будутъ окружать тебя скорби; то знай, что онѣ отверзутъ тебѣ райскую дверь.

Если стѣснятъ тебя несчастія; то знай, что Эдемъ распростираетъ къ тебѣ объятія свои. Тѣ камни, о которые претыкалась нога твоя, громко стали бы говорить въ защиту твою, если бы ты былъ отвер/с. 215/женъ. Не сомнѣвайся же, Милосердый не отринетъ тебя.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 211-215.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.