Церковный календарь
Новости


2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (54-е) къ Флоренцію Пупіану о поносителяхъ (1879)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (53-е) къ епископамъ о выкупѣ плѣнныхъ (1879)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 10-я (1943)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 9-я (1943)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (2-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (1-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (52-е) къ исповѣдникамъ, заключ. въ темницѣ (1879)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (51-е) къ Луцію, папѣ Римскому (1879)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 8-я (1943)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 7-я (1943)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Два принципа въ юрисдикціи (1964)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Канон. основаніе Русской Зарубежной Церкви (1964)
2017-08-15 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Діонисія Александрійскаго (1974)
2017-08-15 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Собора, бывш. въ храмѣ Премудрости Слова Божія (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Слово 1-е на Рождество Господне.

Радостенъ настоящій день, и вожделѣненъ для Царей, Священниковъ и Пророковъ, коихъ предсказанія онъ исполнилъ и оправдалъ самымъ дѣломъ. Нынѣ Дѣва родила Еммануила, въ городѣ Внѳлеемѣ: посему родился Тотъ, Кто исполнилъ пророчество Исаіи (Ис. 7, 14). Нынѣ родился Тотъ, о Которомъ Господь имѣлъ написать въ писаніи людей (Псал. 86, 6); посему, чтó воспѣвалъ Пророкъ Давидъ, какъ будущее, тó настоящій день представляетъ въ самомъ событіи. Совершилось и пророчество Михея, что изъ дома Евфраѳова изыдетъ Пастырь, который упасетъ души своимъ жезломъ (Мих. 5, 2-4). Валаамъ предсказывалъ, что возсіяетъ звѣзда отъ Іакова и востанетъ вождь отъ Израиля (Числ. 24, 17); и вотъ, чтó онъ предвидѣлъ въ будущемъ, тó представляетъ день сей въ настоящемъ. Такъ оная звѣзда, столь долго не являвшаяся, наконецъ явилась, и Божественное ея сіяніе возблистало изъ человѣческаго тѣла. Востокъ, будущее рожденіе коего предвидѣлъ Захарія, возсіялъ днесь въ Виѳлеемѣ, и послѣ того, какъ просіяла въ Ефраѳѣ заря Царя грядущаго, Іаковъ на самомъ дѣлѣ увидѣлъ блага, о коихъ молился. Нынѣ родился намъ Сынъ, и справедливо дано Ему имя: Чудный; ибо это — чудо, достойное всякаго удивленія, что Богъ является младенцемъ. Духъ предсказалъ, что Онъ будетъ подобенъ червю, разумѣя подъ симъ безмужное Его рожденіе; настоящій день снялъ покровъ съ сего символа и объяснилъ таинство. Взыдетъ, предсказывалъ Пророкъ, какъ корень предъ нимъ, корень въ земли жаждущей (Ис. 53, 2); и вотъ сіе темное изреченіе исполняется въ сей день, и становится яснымъ. Царь, коего провидѣла Ѳамарь въ чреслахъ Іуды и какъ бы восхитила (Быт. 38, 18-30; снес. Матѳ. 1, 3), въ настоящій день принимаетъ образъ, приличнѣйшій сокровенному Божеству. Руѳь припала къ ногамъ Вооза, въ надеждѣ найти въ немъ врачевство жизни, и въ сей день исполняется ея надежда; ибо изъ ея племени родился Тотъ, силою и маніемъ Коего живетъ все.

Адамъ былъ причиною скорбей и болѣзней для жены; дщерь Дѣва вознаградила утрату матери, родивъ ей Спасителя. Еву матерь родилъ нерожденный мужъ: — что же невѣроятнаго въ томъ, что дщерь Евы могла безъ содѣйствія мужа зачать во чревѣ? Дѣвственная земля родила Адама прародителя: нынѣ Дѣва раждаетъ Господа земли и неба, Адама. Жезлъ Аароновъ прозябъ, сухое древо разцвѣло: это таинство объясняется настоящимъ днемъ, въ который раждаетъ дѣвственная утроба. Да устыдится же тотъ народъ, который вѣритъ, что предсказанія Пророковъ истинны, а отвергаетъ, что пришелъ Спаситель. Если не истинно то, что Онъ пришелъ; то всѣ предсказанія Пророковъ — ложь, выдумка, обманъ. Восхвалимъ же лучше Поборника истины, Который, снисшедши къ намъ, исполнилъ предсказанія Пророковъ и подтвердилъ ихъ важность. И мы воздадимъ Тебѣ, Господи, хвалу, если Ты, изъ сокровищницы писаній Твоихъ, представишь намъ сонмъ древнихъ праведниковъ, которые желали видѣть день Твоего пришествія. Первый изъ нихъ Сиѳъ, размышляя о томъ, что онъ собою замѣнилъ умерщвленнаго Авеля, въ семъ самомъ примѣрѣ, какъ въ образѣ, видѣлъ умерщвленнаго Сына Божія, и вѣрилъ, что смертію Его истребится ненависть, внесенная въ міръ Каиномъ. Ной, болѣзнуя, что сыны Божіи сверхъ чаянія стали вовсе не похожи на добрый корень свой, предались разврату, распутству и роскоши, обращалъ взоръ свой къ святому Потомку, Который имѣлъ измѣнить нечистые нравы людей на чистые. Два брата, Симъ и Іафетъ, прикрывая наготу Ноя, воображали себѣ Единороднаго Сына Божія, имѣвшаго возвратить утраченныя одежды Адаму, котораго упоила и обнажила гордость. Они же, привыкши сострадать къ бѣдственному состоянію людей, когда оплакивали участь Ханаана, въ тоже время помышляли о пришествіи благочестиваго Сына, Который, уповали они, избавитъ его отъ рабства грѣха.

Нѣтъ сомнѣнія, что и Мелхиседекъ ожидалъ Первосвященника, Коего онъ между тѣмъ и прообразовалъ, предвидя, что ѵссопомъ Его убѣлится весь міръ. Подобнымъ образомъ Лотъ, видя, что Содомляне превратили [извратили] порядокъ природы, вѣрилъ, что придетъ Господь природы, и сообщитъ людямъ святость, превышающую природу. Подобную мысль получилъ Ааронъ, видя, какъ его жезломъ чудесно были пожраны зміи, и уразумѣлъ изъ сего, что, подобнымъ образомъ, крестомъ Господа грядущаго будетъ поглощенъ драконъ, погубившій Адама и Еву. Удивлялся Моисей, что водруженный на земли мѣдный змій врачевалъ угрызенія аспидовъ, и потому уповалъ, что нѣкогда пріидетъ Тотъ, Который исцѣлитъ уязвленіе древняго змія. А воспоминая о томъ Божественномъ свѣтѣ, коимъ онъ одинъ былъ осіянъ, Моисей провидѣлъ, что пріидетъ нѣкогда Тотъ, Который не его только, но и многихъ Своимъ ученіемъ содѣлаетъ Богоподобными. Халевъ, соглядатай земли обѣтованной, въ виноградной кисти, которую несъ на шестѣ, узналъ лозу, которая своимъ виномъ увеселитъ міръ, и которую желалъ видѣть собственными глазами. Желалъ того и Іисусъ, сынъ Навина, уразумѣвая значеніе и силу имени, которое слышалъ онъ въ имени собственномъ; ибо если одно такое имя сообщало ему столько достоинства, то сколько болѣе надѣялся онъ получить въ рожденіе и явленіе Господа? И въ то время, когда собиралъ плоды съ земли обѣтованной, онъ предвидѣлъ, что произраететъ древо жизни, и желалъ себѣ обилія плодовъ этого древа, сообщающихъ жизнь всему живущему. Думаю, что то же предощущала и Раавъ блудница по червленной повязкѣ, посредствомъ которой она спаслась отъ гибели, опредѣленной ея отечеству и постигла истину таинства, коимъ была спасена. Думаю, что подобнымъ желаніемъ пылалъ Илія, и такъ какъ ему не было дано видѣть Сына Божія во время пребыванія Его на землѣ, то, воспламенившись вѣрою, онъ постарался пріобрѣсть себѣ такую чистоту, что удостоился взойти на небо и тамъ созерцать Его. Но ему, вмѣстѣ съ Моисеемъ, дано было видѣть Господа и на землѣ, — тогда, какъ вызванные — кротчайшій Моисей изъ ада, и ревнитель Илія съ неба, — видѣли Сына Божія между собою и лицемъ къ лицу. Оба они должны были представлять таинство послѣдняго пришествія Его, — Моисей отъ лица умершихъ, — Илія отъ лица живыхъ; — ибо умершіе воскреснутъ первѣе за то, что они вкусили смерть, а живущіе, не испытавшіе смерти, послѣ нихъ восхищени будутъ въ срѣтеніе Господне (1 Сол. 4, 16).

Но кто въ состояніи исчислить имена всѣхъ праведниковъ, въ коихъ обѣтованіе пришествія Сына Божія возбуждало къ себѣ ожиданіе? По крайней мѣрѣ я, по моей слабости, не могу обнять числа ихъ; посему молитесь, возлюбленные, чтобы, получивъ силы отъ Бога, я могъ передать вамъ въ другой бесѣдѣ ихъ предощущенія. И кто, думаете вы, могъ бы достойно восхвалить родившагося намъ истиннаго Сына Бога истиннаго? Ограничусь одною, вмѣсто многихъ, хвалою, — что всѣ, сколько ни было праведниковъ, — всѣ они желали видѣть рожденіе Господа въ ихъ время. Такъ Адамъ воздыхалъ о Его пришествіи, зная, что Онъ есть Господь Херувимовъ, и что Ему одному принадлежитъ власть возвратить райскаго изгнанника подъ сѣнъ древа жизни. Желалъ и Авель имѣть Его своимъ современникомъ; ибо предчувствовалъ, что гораздо лучше было бы зрѣть Агнца Божія, нежели приносить агнца Богу. Ожидала дня сего и Ева, когда для женъ обратилась въ величайшее безчестіе нагота обнаженная и открытая дерзкимъ взорамъ народа; ибо предвидѣла, что нѣкогда пріидетъ Тотъ, Кто, совлекши лиственный покровъ, возвратитъ женскому полу прежнюю, утраченную имъ славу. Трудъ многихъ строителей башни предъизображалъ и предзнаменовалъ Единаго, Который имѣлъ придти свыше, и воздвигнуть такое высокое зданіе, которое обезпечитъ намъ восходъ на небо. Ковчегъ, построенный для спасенія существъ живущихъ, какъ образъ, представлялъ собою Господа, созидающаго Церковь Свою, и тѣмъ промышляющаго о спасеніи душъ разумныхъ. Фалекъ, видя землю раздѣленною на семдесятъ языковъ, въ этомъ образѣ созерцалъ пришествіе Того, Который раздѣлитъ землю Своимъ Апостоламъ по различію языковъ. Міръ, покрытый водами, безмолвствовалъ, и своимъ безмолвіемъ предвозвѣщалъ Господа, имѣющаго придти свыше и установить таинство крещенія, которое выше звѣздъ превознесетъ вѣрующихъ. Сиѳъ, Эносъ, Каинанъ и Энохъ, бывъ названы сынами Божіими, по сему самому сильно желали пришествія Того, по удостоенію и благодати Коего могли бы въ самомъ дѣлѣ, вмѣстѣ съ такимъ именемъ, содѣлаться братіями Сына Божія. Маѳусалъ прожилъ почти тысячу лѣтъ, и все ожидалъ Сына Божія, Который одинъ можетъ даровать безсмертіе смертнымъ. Самая благодать, тайнымъ нѣкіимъ внушеніемъ молила за нихъ, чтобы Господь ихъ въ то время, когда каждый изъ нихъ жилъ, пришелъ и помогъ труждающимся. Духъ Святый, Который въ нихъ обиталъ, тѣмъ самымъ, что внушалъ имъ мысль о молитвѣ, уже за нихъ молился, и вмѣстѣ возвышалъ ихъ туда, гдѣ чрезъ того же Духа они зрѣли какъ бы присущимъ грядущаго и ожидаемаго ими Спасителя.

И такъ души праведниковъ предощущали въ Сынѣ Божіемъ врачевство безсмертія, и потому желали, чтобы Онъ пришелъ въ ихъ время, и напоилъ ихъ сладчайшимъ питіемъ своимъ. Энохъ, горя желаніемъ къ неявляющемуся Сыну Божію, и не получая возможности видѣть Его на землѣ, всемѣрно старался стяжать себѣ такую вѣру и праведность, при помощи коихъ могъ бы взойти на небо, и тамъ увидѣть Его лицемъ къ лицу. Нынѣ, когда потомки безъ труда получили то, чего предки при великихъ усиліяхъ не могли достигнуть, ужели кто нынѣ будетъ обвинять благость Божію въ несправедливости? Тѣмъ же желаніемъ сгаралъ Ламехъ; онъ ожидалъ пришествія Того, Который по Своей благости облегчитъ его заботы и скорби, и утѣшитъ его — странника на землѣ, которую проклялъ праведный Богъ (Быт. 5, 29); но когда увидѣлъ образъ Сына Божія, напечатлѣнный на своемъ сынѣ Ноѣ, получилъ отъ видѣнія сего образа утѣшеніе, котораго не получалъ отъ пришествія Господа. Подобное желаніе родилось и въ Ноѣ, какъ скоро онъ испыталъ благость Господа; ибо если образъ Сына Божія (ковчегъ) былъ причиною спасенія существъ одушевленныхъ (animantibus): то какъ было ему не ожидать Того, пришествіе Котораго, по вѣрѣ его, имѣло быть весьма спасительно для душъ разумныхъ (animabus)? Что другое, кромѣ сего, могъ онъ чувствовать, когда по самому опыту зналъ, что ковчегъ былъ построенъ по одному благоволенію Господа? И если образъ Господа былъ причиною такого благодѣянія, то сколько бóльшихъ благодѣяній онъ ожидалъ отъ явленія Его Самаго? Авраамъ духомъ провидѣлъ, что рожденіе Сына Божія имѣетъ послѣдовать во времена отдаленныя, и потому желалъ, вмѣсто Его Самаго, по крайней мѣрѣ видѣть день Его; и видѣлъ и возрадовался (Іоан. 8, 56). Подобнымъ желаніемъ горѣлъ и Исаакъ, — особенно же тогда, когда увидѣлъ, что Имъ только онъ сохраненъ, и вѣровалъ, что если Онъ однимъ своимъ образомъ сохранилъ ему жизнь, то сколько явилъ бы къ нему милостей, если бы, вмѣсто образа, Самъ предсталъ въ лицѣ Своемъ?

Посему, если возрадовались стражи тому, что пришелъ Тотъ стражъ, Который насъ, погруженныхъ въ смертный сонъ, пробудилъ къ спасительному бодрствованію, то кто не проведетъ безъ сна такой ночи, въ которую бодрствуетъ весь міръ? Поелику преступленіе перваго человѣка внесло въ міръ нашъ дремоту смертную; то и низошло недремлющее Око и пробудило погруженныхъ въ сонъ грѣховный. Но и бодрствовать мы не должны по примѣру тѣхъ, коихъ сердце сгараетъ корыстолюбіемъ, ибо и они проводятъ ночи безъ сна: но бодрствовать должно не для того, чтобы умножать свои доходы и расчислять проценты и прибытки. У татя душа постоянно въ бодрственномъ состояніи; такъ что сонъ, по видимому, онъ бросилъ и зарылъ въ глубокомъ рвѣ: но бодрствующій долженъ имѣть одну цѣль — пробуждать спящихъ къ бодрствованію. Бодрствуетъ и всякой Сластолюбецъ; бодрствовать его заставляетъ жажда удовольствій, и отягощеніе желудка пищею и питіемъ: но такое бодрствованіе есть наказаніе невоздержности. Не смыкаетъ глазъ и торговецъ, пересчитывая деньги или расчитывая проценты, удвоятся они или утроятся. Вотъ и богачъ не спалъ всю ночь; мамона прогнала его сонъ; псы его спятъ, а онъ бдитъ, ставши стражемъ своего золота; ему не даютъ заснуть воображаемыя покушенія воровъ. Бодрствуетъ и всякой заботливый хозяинъ; сильныя заботы прогоняютъ его сонъ; конецъ жизни стоитъ за спиною, настаетъ послѣдній день, а онъ не спитъ и думаетъ жить долгіе годы. И діаволъ научаетъ насъ, братія, бодрствовать, только превратнымъ образомъ; дремать въ дѣлахъ добрыхъ, и бдѣть въ дѣлахъ злыхъ. Такъ поступилъ Іуда Искаріотскій; провелъ цѣлую ночь безъ сна, когда продавалъ кровь неповинную, искупившую весь міръ; сынъ мрака облекся снова въ мракъ, котораго было совлекся, и отвергъ солнце; тать продалъ за серебро Того, Кто создалъ серебро. Подобно ему Фарисеи, такія же чада тьмы, не смыкали глазъ во всю ночь, когда, бѣгая отъ свѣта, замышляли закрыть тьмою свѣтъ, неограничиваемый никакимъ пространствомъ. Но вы, братія, подражайте бодрствованію звѣздъ, и ночь, чуждую мрака, проводите безъ сна. Эта ночь, хотя на видъ кажется мрачною, однакоже имѣетъ величайшую важность и достоинство.

Человѣкъ добродѣтельный, всю ночь бодрствуя и моляся, не смотря на мракъ, коимъ, по видимому, окруженъ, сіяетъ въ самомъ мракѣ, озаряясь сокровеннымъ свѣтомъ. А нечестивый, — пусть окружаетъ его свѣтъ полуденный, — но если онъ живетъ по обычаю сыновъ мрака, то хотя бы извнѣ казался облеченнымъ въ свѣтъ, какъ въ одежду, внутри покрытъ густымъ мракомъ. Посему, никто изъ васъ, возлюбленные, да не обольщаетъ себя превратнымъ бодрствованіемъ; ибо кто не такъ бодрствуетъ, какъ должно, того бодрствованіе незаконно; и кто бодрствуетъ не для добродѣтели, тотъ спитъ, хотя, по видимому, и бодрствуетъ. Также, кто бодрствованіе отдѣляетъ отъ невинности и добродѣтели, для того его собственное бдѣніе дѣлается ядомъ. Таково вообще бодрствованіе зависти, бывающее причиною многоразличныхъ золъ и бѣдствій. И торговля есть бодрствованіе, пораждаемое завистію; и прибытокъ ея составляетъ безчестіе и безславіе. Бодрствуетъ равнымъ образомъ и человѣкъ гнѣвливый; движенія гнѣва возмущаютъ его и заставляютъ бодрствовать; это бодрствованіе исполнено бѣшенства, злословій и проклятій. И болтливый бодрствуетъ, давая всю волю своему языку и заводя разговоры со всякимъ встрѣчнымъ; и нѣтъ у него ни мало охоты на молитву, а на грѣхъ — весьма много.

Благоразумный человѣкъ избираетъ одно изъ двухъ: или сонъ пріятный, не возмущаемый скучными и печальными заботами, или святое и полезное бодрствованіе. Почему же бы намъ не избрать послѣдняго? Теперь ночь самая свѣтлая; ибо въ ней раждается Виновникъ свѣта, дабы разсѣять мракъ, насъ облежащій. Не попустимъ же, чтобы наше бодрствованіе возмущалось какою-либо житейскою заботою; да будетъ слухъ нашъ ничѣмъ не отягощенъ, взоръ очей цѣломудренъ, помышленіе сердца чисто, и слово устъ нашихъ благоразумно. Марія, въ настоящій день, сообщила намъ закваску (fermentum), полученную изъ житницы Авраамовой; посему будемъ подражать милосердію Авраама къ нуждающимся и, подобно ему, будемъ облегчать нищету бѣдныхъ. Нынѣ намъ доставлено изъ овчарни (caula) кротчайшаго Давида вещество для сгущенія млека (coagulum); посему будемъ, каждый изъ насъ, незлобивы къ своимъ гонителямъ, и станемъ жалѣть объ нихъ самихъ, подражая сыну Іессееву, плакавшему о смерти Саула (2 Цар. 1, 11). Настоящій день посѣваетъ на землѣ язычниковъ пріятнѣйшую соль Пророковъ: и такъ потщимся напитать душу нашу сею солью, которою впрочемъ напитавшись до излишества, древній Израиль потерялъ свой вкусъ и сдѣлался безчувственнымъ. Настоящій день есть день спасенія, научающій насъ мудрости въ словѣ; посему будемъ воздерживаться отъ праздныхъ и не нужныхъ разговоровъ, чтобы не показалось, что мы не имѣемъ никакого участія въ настоящемъ днѣ. Настоящая ночь доставляетъ миръ и тишину вселенной; посему для ней составляетъ тягость человѣкъ, яростію напыщенный и грозою дышащій. Эта ночь принадлежитъ Кроткому, посему да отложитъ каждый ярость и суровость; — принадлежитъ Смиренному, да обуздаетъ каждый свою гордость и смиритъ свое высокомѣріе. Нынѣ возсіялъ день милости, да не преслѣдуетъ же никто мщеніемъ нанесенной ему обиды; насталъ день радости, да не будетъ же никто виною печали и скорби для другаго. Это день благоволенія, да удержится же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнѣвъ, возмутитель мира и спокойствія; это день, въ который Богъ нисшелъ къ грѣшникамъ, да устыдится же праведникъ превозноситься предъ грѣшникомъ; это день, въ который Господь твари сошелъ къ рабамъ, да нестыдится же господинъ съ подобною любовію снизойти къ слугамъ своимъ; это день, въ который Богатый обнищалъ ради насъ, да не устыдятся же богатые раздѣлить свою трапезу съ бѣдными; это день, въ который туне низпосланъ намъ даръ, коего мы и не просили, посему справедливо ли было бы, если бы мы своимъ братьямъ, вопіющимъ къ намъ, и просящимъ у насъ милостыни, отказали? это день, въ который отверзлась дверь неба нашимъ молитвамъ; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящимъ у насъ прощенія обидъ, или облегченія бѣдствій? Господь природы, не измѣнивши Своего естества, измѣнилъ Себя; что же? неужели намъ покажется труднымъ измѣнить свою волю, грѣхомъ поврежденную? Конечно, плоть наша, по собственной своей природѣ, не можетъ быть ни больше, ни меньше; но воля, по своему произволу, можетъ возрастать, до какой мѣры угодно; для сего-то нынѣ само Божество заключилось въ человѣческую природу, чтобы сія природа устремилась ко всему святому.

Источникъ: Святаго Ефрема Сиріанина Слово I на Рождество Господне. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1840 годъ. Часть первая. — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова, 1840. — С. 3-21.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.