Церковный календарь
Новости


2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ инокамъ (1902)
2018-01-19 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Серапіону (1902)
2018-01-19 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 18-е, въ похвалу отцу и въ утѣшеніе матери (1843)
2018-01-19 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 17-е, встревоженнымъ жителямъ Назіанза (1843)
2018-01-19 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 17-е (1855)
2018-01-19 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 16-е (1855)
2018-01-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 38-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. 37-е поучит. слово къ Египетскимъ монахамъ (1895)
2018-01-18 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) гр. Ю. П. Граббе (1939)
2018-01-18 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ свт. Іоанна Шанхайскаго (1939)
2018-01-18 / russportal
Блаж. Ѳеодоритъ, еп. Кирскій. О вѣрѣ (1845)
2018-01-18 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Жизнь и дѣянія св. матери нашей Синклитикіи (1824)
2018-01-17 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 4-я, о благодареніи (1846)
2018-01-17 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 3-я, на слова: "внемли себѣ" (1846)
2018-01-17 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 16-е, на память св. муч. Маккавеевъ (1843)
2018-01-17 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 15-е, говоренное въ присутствіи отца (1843)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 января 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

СВ. ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРІАНИНА
ПѢСНОПѢНІЯ НА РОЖДЕСТВО ГОСПОДНЕ.

Радуются днесь любящіе бдѣніе; потому-что пришелъ Самъ выну бдящій надъ нами — возбудить насъ отъ сна. И кто будетъ спать въ такую ночь, въ которую весь міръ пріялъ силу бодрствовать!

Адамъ согрѣшилъ, и грѣхомъ своимъ навелъ смертный сонъ на міръ; явился Возбудитель, чтобы возбудить насъ отъ грѣховнаго сна.

/с. 362/ Не будемъ однако жъ бодрствовать такъ, какъ бодрствуетъ ростовщикъ, который только и помышляетъ, что о золотѣ, и ночи не спитъ, чтобы высчитывать прибыль отъ роста.

Не будемъ бодрствовать и такъ, какъ бодрствуетъ тать, который сонъ свой погребаетъ въ землѣ и не спитъ для того, чтобы спящихъ заставить послѣ испускать стенанія.

Итакъ не будемъ бодрствовать, какъ бодрствовалъ блудный сынъ, который, предавшись пированіямъ, впалъ въ крайнюю нищету, и которому неспаніе принесло одну скорбь о невоздержной жизни.

Не будемъ бодрствовать, какъ бодрствуетъ иной торговецъ, который ночью по пальцамъ своимъ высчитываетъ, вдвое или втрое увеличился капиталъ его.

Не будемъ бодрствовать, какъ бодрствуетъ иной богачъ, у котораго богатство отнимаетъ сонъ и заставляетъ самаго съ безпокойствомъ стеречь сокровища, когда даже и псы наслаждаются сномъ.

Не будемъ бодрствовать, какъ бодрствуетъ скупецъ, у котораго онъ поглощается скупостію, и который даже тогда, какъ настанетъ послѣдній часъ его жизни, лежа на смертномъ /с. 363/ одрѣ, не перестанетъ простирать заботъ своихъ на цѣлые годы.

Истинному бодрствованію діаволъ противопоставляетъ обыкновенно свое и внушаетъ, чтобы мы спали для добрыхъ дѣлъ, а бодрствовали для злыхъ.

И Іуда Искаріотъ провелъ безъ сна цѣлую ночь, но онъ предалъ кровь неповинную, искупившую весь міръ.

Бодрствовали всю ночь также и служители сего сына тьмы; но они бодрствовали для того, чтобы помрачить сей, нисшедшій съ неба, безмѣрный свѣтъ.

Вы же старайтесь бодрствовать въ сію ночь, какъ озаренные свѣтомъ; потому-что она сама свѣтла и славна, хотя и кажется мрачною.

Итакъ не позволимъ себѣ, возлюбленные, обманываться тѣмъ только, что мы бодрствуемъ. Лучше не бодрствовать, нежели бодрствовать безъ пользы.

Кто бодрствуетъ недостойно, того бодрствованіе — не бодрствованіе; а кто бодрствуетъ съ худыми цѣлями, того бодрствованіе обращается во вредъ ему же самому.

Такъ бодрствованіе завистника есть при/с. 364/ращеніе собственной его пагубы — занятіе, достойное осмѣянія и презрѣнія.

Что пользы отъ бодрствованія гнѣвливому, когда бодрствованіе его возмущается гнѣвомъ, яростію и ругательствами?

Пусть бодрствуетъ болтливый; но ему на минуту не даютъ покоя собственныя уста, — уста, которыя искусно уязвляютъ другихъ, но не умѣютъ отверзаться для изліянія молитвъ.

Человѣкъ мудрый и разсудительный избираетъ одно изъ двухъ — или спокойно спитъ, или свято бодрствуетъ.

Въ эту святую ночь родился Тотъ, который пришелъ насъ содѣлать святыми; посему въ нее не должно позволять себѣ ничего нечистаго, возмущающаго наше бодрствованіе.

Слухъ нашъ долженъ быть чистъ, очи — цѣломудренны, помышленія — святы, уста — очищены.

Кто можетъ достойно восхвалить Сына Истины, который родился для насъ и котораго праведники пламенно желали видѣть въ потомствѣ своемъ?

Его ожидалъ Адамъ; потому-что Онъ, какъ Господь Херувимовъ, могъ снова открыть ему входъ къ древу жизни.

/с. 365/ Желалъ также и Авель, чтобы Онъ пришелъ въ его время, дабы вмѣсто принесеннаго имъ въ жертву агнца видѣть истиннаго агнца Божія.

Ожидала Его Евва, мучимая наготою; потому-что Онъ одинъ могъ, вмѣсто листвія, одѣть ихъ одеждою славы, которой они лишились.

Столпъ, воздвигнутый множествомъ рукъ, прообразовалъ ту тайну Его единаго, что Онъ придетъ воздвигнуть столпъ (истины — Церковь), возводящій къ небесамъ.

Также и ковчегъ со множествомъ животныхъ былъ образомъ Господа, имѣвшаго устроить Церковь для спасенія и убѣжища душъ.

Фалекъ, во дни котораго земля раздѣлилась на седмьдесятъ языковъ, ожидалъ Того, который раздѣлитъ землю между своими Апостолами дарованіемъ имъ языковъ.

Земля, наводненная потопомъ, въ молчаніи ожидала Господа, имѣвшаго сойти на землю и положить начало таинству крещенія, которое бы возвышало ее къ небу.

Сиѳъ, Еносъ, Каинанъ и Енохъ, нареченные сынами Божіими, ожидали Сына Божія, чтобы содѣлаться братіями Ему по благодати.

Маѳусалъ прожилъ едва не тысячу лѣтъ /с. 366/ въ ожиданіи Сына, который бы даровалъ ему жизнь, неимѣющую конца.

Съ особеннымъ попеченіемъ сама благодать возгрѣвала въ нихъ желаніе, чтобы во дни ихъ пришелъ Господь и облегчилъ тяжесть томительныхъ ожиданій.

Духъ Святый, втайнѣ въ нихъ молившійся за нихъ же самихъ, открывалъ имъ о семъ, — и въ семъ Духѣ они видѣли ожидаемаго Спасителя.

Въ этомъ сѣмени души праведныхъ предчувствовали врачевство для спасенія своего и желали, чтобы оно, явившись во дни ихъ, дало имъ вкусить сладости своей.

Енохъ ожидалъ Его; но, хотя не удостоился видѣть Его на землѣ, такъ однакожъ преуспѣлъ въ вѣрѣ и благочестіи, что возшелъ на небо, да тамъ узритъ Его.

Кто будетъ роптать на благость Божію за то, что она потомкамъ туне даровала то благо, котораго предки не могли получить при всѣхъ усиліяхъ?

Ожидалъ Его также и Ламехъ, чтобы, снизшедши на землю, Онъ святостію своею освободилъ его отъ заботъ и отъ земли, проклятой правосудіемъ.

/с. 367/ И если бы зналъ Ламехъ, что сынъ его Ной носитъ на себѣ образъ нѣкоторыхъ таинствъ Единороднаго Сына, то, вмѣсто отдаленнаго явленія Господа, утѣшался бы этимъ предлежащимъ образомъ.

Желалъ и Ной видѣть Его, потому-что уже предвкушалъ Его благодѣянія; ибо если образъ Его спасъ столько животныхъ, то кого не спасетъ самъ первообразъ?

Духомъ предвидѣлъ Авраамъ, что далеко еще отстоитъ рожденіе Сына Божія; посему вмѣсто Его самаго желалъ видѣть хотя день Его.

Пламенно желалъ видѣть Его Исаакъ; потому-что предвкусилъ спасеніе Его. Если уже образъ Его такъ чудесно спасенъ; то чего чудеснаго не содѣлаетъ самъ первообразъ?

Источникъ: Св. отца нашего Ефрема Сиріанина Пѣснопѣнія на Рождество Господне. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1845 годъ. Часть четвертая. — СПб.: Въ Типографіи К. Жернакова, 1845. — С. 361-367.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.