Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ИЗБРАННЫЯ МѢСТА ИЗЪ ТВОРЕНІЙ СВЯТАГО ЕФРЕМА СИРИНА.
Духовно-нравственное чтеніе для народа. VI. СПб., 1862.

О прилежномъ чтеніи божественныхъ Писаній [1].

Какъ труба звукомъ своимъ собираетъ воиновъ, такъ и Божіе Писаніе, взывая къ намъ, приводитъ помыслы наши въ страхъ Божій; потому что помыслы наши, подобно воинамъ, сражаются съ врагами Царя. И еще, какъ труба звукомъ своимъ, во время брани, и въ юныхъ борцахъ возбуждаетъ готовность идти на сопротивниковъ: такъ Божіе Писаніе возбуждаетъ твою ревность къ добру, и укрѣпляетъ тебя къ борьбѣ со страстями. Посему, по мѣрѣ силъ своихъ, принуждай себя, какъ можно чаще, читать Писаніе, чтобы оно собрало твои помыслы, которые врагъ разсѣваетъ, своимъ злоухищреніемъ, влагая въ тебя лукавыя мысли, между тѣмъ какъ, или наноситъ тебѣ частыя скорби, или доставляетъ тебѣ много успѣховъ и житейскихъ удобствъ; потому что дѣлаетъ онъ сіе по своей злокозненности, съ намѣреніемъ удалить человѣка отъ Бога. Ибо не рѣдко, если не /с. 6/ возмогъ онъ навести кого на худое и низложить мыслями, наводитъ, послѣ сего, на человѣка того скорби, чтобы омрачить его разумъ, и потомъ уже имѣть возможность посѣвать въ немъ что угодно, и начинаетъ внушать и съ клятвами повторять такія мысли: «съ тѣхъ поръ, какъ началъ я подвизатъся въ добрѣ, увидѣлъ худые дни; буду же дѣлать худое, чтобы пришло доброе». Тогда, если не окажется кто трезвеннымъ, врагъ, какъ адъ, поглотитъ его живаго. А если и симъ не возможетъ онъ навести на худое, то даетъ ему всѣ удобства жизни; возноситъ его, и вводитъ въ великое обольщеніе, которое опаснѣе и хуже всѣхъ страстей; ибо дѣлаетъ человѣка горделивымъ и безумнымъ, увлекаетъ умъ въ пучину сластолюбія, дѣлаетъ, что человѣкъ на небо отверзаетъ хульныя уста; ибо написано: положи на небеси уста свои (Псал. 72, 9); дѣлаетъ, что человѣкъ не знаетъ Бога, не знаетъ своей немощи, и не помышляетъ о днѣ смертномъ. Сіе обольщеніе служитъ путемъ всякому злу. Кто любитъ ходить путемъ симъ, тотъ прійдетъ въ таибницы смерти. Это путь, о которомъ сказалъ Господь: пространный и широкій путь вводяй въ пагубу (Матѳ. 7, 13). Вотъ слышалъ ты, для чего врагъ иногда доставляетъ удобства жизни, а иногда наводитъ скорби. Къ чему склоннымъ вывѣдаетъ въ человѣкѣ расположеніе его, противъ того и ополчается, чтобъ противоборствовать своими неправдами.

Посему со всею осторожностію будь трезвенъ, и старайся всегда прилежно заниматься чтеніемъ, чтобы научило оно тебя, какъ должно избѣгать сѣтей вражіихъ и достигнуть вѣчной жизни; потому что чтеніе божественныхъ Писаній приводитъ въ собранность блуждающій умъ, и даруетъ вѣдѣніе о Богѣ. Ибо написано: упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ (Псал. 45, 11). Слышишь, что вѣдѣніе /с. 7/ Бога пріобрѣтаетъ съ чистымъ сердцемъ упражняющійся въ чтеніи божественныхъ Писаній. Поэтому, не будь нерадивымъ о душѣ своей, но упражняйся въ чтеніи и молитвахъ, чтобы просвѣтился твой умъ, и чтобы стать тебѣ совершеннымъ и всецѣлымъ, ни въ чемже лишеннымъ (Іак. 1, 4). Иные хвалятся бесѣдою съ вельможами, князьями и царями; а ты хвались предъ Ангелами Божіими тѣмъ, что въ святыхъ Писаніяхъ бесѣдуешь со Святымъ Духомъ; потому что чрезъ нихъ глаголетъ Духъ Святый. Итакъ старайся читать божественныя Писанія, и постоянно пребывать въ молитвахъ. Ибо всякій разъ, какъ посредствомъ оныхъ бесѣдуешь ты съ Богомъ, освящаются у тебя тѣло и душа. Итакъ, зная сіе, старайся чаще упражняться въ нихъ. Если руки не праздны, молись умомъ. Такъ молилась и блаженная Анна, матерь Пророка Самуила, и устнѣ ея двизастѣся токмо (1 Цар. 1, 13). Но молитва ея вошла во уши Господа Саваоѳа, и дано ей прошеніе ея (27). Поэтому хотя и не праздны у тебя руки, молись умомъ. Если же не умѣешь читать, не отходи оттуда, гдѣ можно слушать и получать пользу; ибо написано: аще узриши мужа разумна, утренюй къ нему, и степени дверей его да третъ нога твоя (Сир. 6, 36). Сіе полезно, не только неумѣющимъ читать, но и умѣющимъ; потому что многіе читаютъ и не знаютъ, чтó читаютъ.

Итакъ смотри, не вознеради о своемъ дарованіи, данномъ тебѣ по дару Христову. Но заботься, и доискивайся, какъ можно благоугодить Богу, чтобы сподобиться блаженства святыхъ. Ибо написано: блажени испытающіи свидѣнія Его, всѣмъ сердцемъ взыщутъ Его (Псал. 118, 2). Смотри, чтобы, когда хочешь читать, не прерывалъ тебя врагъ, наводя на тебя уныніе и ввергая тебя въ разсѣянность, и /с. 8/ говоря: «дѣлай сперва такое-то дѣло, такъ какъ оно не велико; и потомъ съ спокойнымъ духомъ будешь читать». Когда врагъ внушаетъ это, и придаетъ усердіе къ рукодѣлію: тогда наводитъ на мысли сіи, чтобы отвлечь тебя отъ чтенія. Ибо когда видитъ кого, что читаетъ прилежно, и извлекаетъ изъ сего пользу; нападаетъ на него, стараясь воспрепятствовать ему сими и другими предлогами. Итакъ не вѣрь ему, но будь какъ олень жаждущій и желающій прійдти къ источникамъ воднымъ, то есть, къ божественнымъ Писаніямъ, чтобы пить изъ нихъ и утолить тебѣ жажду свою, палящую тебя страстями.

Но впивай изъ нихъ, скажу такъ, и пользу, чтобы, когда Господь даруетъ тебѣ прочесть и узнать какое слово изъ Писаній, не проходило оно мимо, но поучался ты умомъ своимъ, напечатлѣлъ его въ сердцѣ своемъ, и неизгладимымъ сохранилъ его въ памяти. Ибо написано: во оправданіихъ Твоихъ поучуся (Псал. 118, 16); и еще говоритъ: въ сердцѣ моемъ скрыхъ словеса Твоя, да не согрѣшу Тебѣ (11); и еще: въ чесомъ исправитъ юнѣйшій путь свой? внегда сохранити словеса Твоя (9). Видишь, памятованіемъ словесъ Его исправляетъ человѣкъ путь свой.

Кто помнитъ слово Божіе и не исправляется? — развѣ человѣкъ не искусный и жалкій. Но таковый вовсе ничего. Не помнитъ; напротивъ того, забылъ и то, что представляетъ себя памятующимъ. Такому человѣку говоритъ Богъ: вскую ты повѣдаеши оправданія Моя, и воспріемлеши завѣтъ Мой усты твоими (Псал. 49, 16)? Потому повелѣваетъ отнять у него и то, что, какъ самъ думаетъ, имѣетъ онъ у себя. Таковый думаетъ о себѣ, что имѣетъ вѣру, потому что именуетъ себя христіаниномъ; но дѣлами отрицается сего, и хуже онъ невѣрнаго: посему Богъ пове/с. 9/лѣваетъ отъять у него Духа Святаго, Котораго пріялъ онъ въ день избавленія и, какъ думаетъ, имѣетъ въ себѣ. И такой человѣкъ дѣлается подобнымъ глиняному сосуду съ виномъ, давшему трещину, и чрезъ нее утратившему вино. Всякій, кто видитъ его и не знаетъ случившагося, думаетъ, что онъ полонъ; но когда дойдетъ до него дѣло, всѣмъ сдѣлается явно, что онъ былъ пустъ. Такъ и человѣкъ этотъ, по изслѣдованіи въ день суда, окажется пустымъ. И тогда всѣмъ будетъ явно, каковъ онъ. Такіе люди будутъ говорить Царю въ день тотъ: Господи, не въ Твое ли имя пророчествовахомъ, и Твоимъ именемъ силы многи сотворихомъ (Матѳ. 7, 22)? И скажетъ имъ Царь въ отвѣтъ: аминь, говорю вамъ, не знаю васъ.

Видишь ли, что такой человѣкъ вовсе ничего не имѣетъ? Посему памятуй слова, которыя слышишь, и исправляй путь свой. Смотри, не попускай птицамъ небеснымъ слетаться и поядать сѣмя Сына Божія. Ибо самъ Онъ сказалъ: сѣмя есть слово, которое вы слышали (Лук. 8, 11). Сокрой сѣмя въ нѣдрахъ земли, то есть, скрой слово внутри сердца твоего, чтобы могъ ты со страхомъ принести плодъ Господу. Когда же читаешь, читай съ усердіемъ и прилежно; съ великимъ вниманіемъ останавливайся на каждомъ стихѣ, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не полѣнись и дважды и трижды и нѣсколько разъ прочесть стихъ, чтобы выразумѣть силу его.

А когда садишься читать или слушать читающаго, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Іисусе Христе! отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мнѣ словеса Твои, и исполнить волю Твою; потому что пришлецъ азъ есмь на земли: не скрый отъ мене, Господи, заповѣдей Твоихъ, но открый очи мои, и уразумѣю чудеса отъ /с. 10/ закона Твоего (Псал. 118, 18. 19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просвѣтилъ Ты сердце мое».

Да, умоляю тебя, всегда такъ моли Бога, чтобы Онъ просвѣтилъ умъ твой, и открылъ тебѣ силу словъ Своихъ; потому что многіе, понадѣявшись на разумѣніе свое, подверглись заблужденію, глаголющеся быти мудри, объюродѣша (Рим. 1, 22), не уразумѣвъ написаннаго, впали въ хулы, и погибли. Посему, если во время чтенія встрѣтишь неудобопонятное слово, смотри, чтобы лукавый не научилъ тебя сказать съ самимъ собою: «не такъ это сказано: ибо можно ли такъ сказать или выговорить что-либо подобное?» Напротивъ того, если вѣруешь въ Бога, вѣруй и словамъ Его. И скажи лукавому: «Иди за мною, сатана. Знаю, что словеса Божіи, словеса чиста, яко сребро разжено, искушено земли, и очищено седмерицею (Псал. 11, 7); ничтоже въ нихъ стропотно, ниже развращенно, но вся добра разумѣвающимъ, и права обрѣтающимъ разумъ (Прит. 8, 8); я же несмысленъ и не разумѣю. Итакъ знаю, что онѣ написаны духовно. Ибо Апостолъ говоритъ, что законъ духовенъ есть (Рим. 7, 14). Или, воззри на небо, и скажи такъ: «Вѣрую, Господи, слову Твоему; не прекословлю, но несомнѣнно вѣрю словамъ Святаго Духа. Итакъ Ты, Господи, спаси меня, чтобы обрѣсти мнѣ благодать предъ Тобою; а я, Благоутробный, не ищу ничего иного, кромѣ одного спасенія, чтобы сподобиться мнѣ милости Твоей».

Примѣчаніе:
[1] Тамъ же [Ефр. Сир. ч. III], стран. 207.

Источникъ: Избранныя мѣста изъ твореній Святаго Ефрема Сирина. Духовно-нравственное чтеніе для народа, составленное А. Невскимъ. VI. — СПб.: Въ Сѵнодальной типографіи, 1862. — С. 5-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.