Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Въ которой заключаются нѣкое частное естествословіе міра, и болѣе привлекательное изображеніе предшествовавшаго бытію человѣка.

Сія книга бытія небесе и земли, говоритъ Писаніе (Быт. 2, 4.), когда совершилось все видимое, и каждое изъ существъ отдѣльно заняло свойственное ему положеніе, когда небесный сводъ кругомъ объялъ собою вселенную, а въ срединѣ ея нашли себѣ мѣсто тѣла тяжелыя и стремящіяся внизъ, земля и вода, взаимно другъ другомъ поддерживаемыя. Нѣкою же связію и скрѣпою сотвореннаго въ естество существъ вложены божественное художество и божественная сила, сею двоякою /с. 80/ дѣйственностію правящія вселенною. Ибо покоемъ и движеніемъ сообщили они бытіе несуществующему и продолженіе бытія существующему, около того, чтó въ неподвижномъ естествѣ тяжелаго и непреложнаго, какъ бы около какой неподвижной оси, приводя въ самое быстрое движеніе полюсъ, круговращающійся подобно колесу, взаимно въ томъ и другомъ соблюдая неразрушимость; потому что круговращаемая сущность скоростію движенія плотность земли сжимаетъ въ нѣчто круговидное, а твердость и упорство непремѣнною неподвижностію непрерывно поддерживаетъ движеніе вращающагося около нея. Дѣйственностію же сихъ противоположностей и неподвижнымъ естествомъ, и незнающимъ покоя круговращеніемъ, производится въ томъ и другомъ равный избытокъ; потому что, и земля не прелагается съ собственнаго своего основанія, и небо не умаляетъ и не ослабляетъ стремительности движенія. И что сіе прежде всего уготовано премудростію Сотворшаго, какъ нѣкое начало всего устройства существъ, на это, какъ думаю, указуя, великій Моисей сказалъ: въ началѣ сотвори Богъ небо и землю (Быт. 1, 1.), то есть, всѣ явленія въ твари, пораждаемыя движеніемъ и покоемъ, и по Божію изволенію приведенныя въ бытіе. Итакъ, поелику небо и земля совершенно противоположны другъ другу, по противоположности /с. 81/ ихъ дѣйственности; то тварь, занимающая средину между противоположными, заимствуясь частію отъ прилежащаго, посредствуетъ собою между крайностями, такъ что явнымъ дѣлается чрезъ эту среду взаимное соприкосновеніе противоположностей. Хотя легкостію естества и способностію къ движенію и воздухъ уподобляется нѣсколько приснодвижности и легкости огненной сущности; однакоже и не таковъ, чтобы ему быть чуждымъ сродства съ веществами плотными, какъ непребывающій всегда неподвижнымъ, и не текущій, неразсѣвающійся непрестанно; а напротивъ того, имѣя общія свойства съ тѣмъ и другимъ, служитъ какъ бы взаимною какою границею противоположности дѣйствованій, въ себѣ самомъ смѣшивая вмѣстѣ и раздѣляя то, чтó по естеству противоположно. По тому же закону и влажная сущность двоякими качествами связуется съ каждымъ изъ противоположныхъ естествъ; ибо тѣмъ, что тяжела и стремится внизъ, въ великомъ сродствѣ съ естествомъ земнымъ, а тѣмъ, что обладаетъ какою-то орошающею и проникающею дѣйственностію, не вовсе отчуждена отъ естества движимаго, но есть какое-то стеченіе и смѣшеніе противоположностей, тяжести преложенной въ движеніе, и движенія не связаннаго тяжестію, такъ что и противоположное естествомъ другъ другу на самыхъ крайнихъ предѣлахъ одно съ дру/с. 82/гимъ соединено посредствующимъ. Лучше же, говоря точнѣе, самое естество вещей противоположныхъ по свойствамъ не вовсе далеко отъ смѣшенія съ естествомъ другихъ качествъ; почему, думаю, все являющееся въ мірѣ одно къ другому склонно, и тварь, оказывающаяся съ противоположными свойствами, сама съ собою согласна. Поелику движеніе, не какъ одна перемѣна мѣста понимается, усматривается же оно и въ превращеніи и въ измѣненіи; и опять естество непреложное не допускаетъ движенія въ измѣненіи; то премудрость Божія, замѣнивъ свойства одни другими, приснодвижное содѣлала непреложнымъ, а неподвижное превратнымъ, устроивъ это, вѣроятно, по особой промыслительности, чтобы такія свойства естества, каковы непревратность и непреложность, оказавшись въ одной изъ видимыхъ тварей, не заставили и тварь сію признавать Богомъ. Ибо нельзя предполагать божества въ томъ, чтó движимо или измѣняемо. Посему-то земля, хотя стоитъ, но нечужда превратностей; а небо напротивъ того, не будучи превратнымъ, не имѣетъ неподвижности; такъ какъ божественная сила, сопрягши съ неподвижнымъ естествомъ превратность, а съ превратнымъ движимость, обмѣномъ свойствъ оба сіи естества сроднила между собою, мысль же о божественности ихъ содѣлала чуждою для нихъ; потому что, какъ сказано, ничто подобное, то /с. 83/ есть, и движимое и измѣняемое не признается за естество божественное.

Итакъ все уже достигло своего конца. Ибо, какъ говоритъ Моисей, совершишася небо и земля (Быт. 2, 1.), и все, чтó между ними, и это, отдѣльно взятое, украсилось соотвѣтствующею лѣпотою, небо лучезарностію свѣтилъ, море и воздухъ плавающими и летающими животными, земля разнообразіемъ всякаго рода растеній и четвероногихъ; все это произвели изъ себя вдругъ въ одно и тоже время, получивъ на то силы по Божію изволенію; и земля исполнилась красотъ, произрастивъ вмѣстѣ съ цвѣтомъ и плоды, наполнились луга всѣмъ, чтó видимъ на лугахъ, всѣ утесы и горныя вершины, всякій склонъ и всякая покатость, все, чтó во впадинахъ, увѣнчалось зазелѣнѣвшею травою и красивыми деревами, едва только показавшимися изъ земли, и вдругъ достигшими совершенной красоты. Возвеселилось же, вѣроятно, все, и взыграли Божіимъ повелѣніемъ созданныя животныя, стадами и по родамъ бродящія по лѣсамъ; пѣніемъ пѣвчихъ птицъ повсюду огласилось все, чтó было густо покрыто и осѣнено деревами. Но видъ моря, какъ слѣдовало, былъ нѣсколько инаковъ, и таковъ, что во множествѣ заливовъ море пребывало въ тишинѣ и покоѣ, и по Божію изволенію затишья и пристани, сами собою углубившись въ берега, пріобучали море къ сушѣ; /с. 84/ и тихія движенія волнъ спорили въ красотѣ съ лугами, между тѣмъ какъ легкіе и безвредные вѣтерки на одной только поверхности производили пріятную для взоровъ рябь. И все богатство твари готово было и на землѣ и на морѣ, но не было еще, кому пользоваться этимъ.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 79-84. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.