Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ.
Почему человѣкъ лишенъ природою оружій и покрововъ?

Но чтó значитъ эта прямизна стана? Почему тѣлу не прирождены силы, служащія къ охраненію жизни? Напротивъ того человѣкъ вводится въ міръ лишеннымъ естественныхъ прикрытій, какимъ-то безоружнымъ и бѣднымъ, имѣющимъ нужду во всемъ потребномъ для жизни, достойнымъ, повидимому, болѣе сожалѣнія, нежели ублаженія. Не имѣетъ ни роговъ для защиты, ни острыхъ когтей, ни копытъ, ни зубовъ, ни какого либо жала, отъ природы снабженнаго смертоноснымъ ядомъ, чѣмъ обладаютъ многія животныя для защиты отъ оскорбляющихъ, и не покрыто у него тѣло волосяною оболочкой; хотя поставленному начальствовать надъ другими надлежало отъ природы быть огражденнымъ собственными своими оружіями, чтобы для собственной своей безопасности не имѣть нужды въ помощи другихъ. А теперь левъ, вепрь, тигръ, барсъ, и другія подобныя животныя, отъ природы имѣютъ достаточную силу для своего спасенія. И волу /с. 94/ рога, и зайцу скорость, и сернѣ легкій скачекъ и зоркость глазъ, иному какому либо животному величина, другимъ хоботъ, птицамъ крылья, пчелѣ жало, и всѣмъ непремѣнно дается, какъ обычно, природою чтó либо для ихъ спасенія. Одинъ только человѣкъ всѣхъ быстроногихъ медлительнѣе, великорослыхъ ниже, обезопашенныхъ прирожденными оружіями беззащитнѣе.

Какъ же, спроситъ иный, такому дано въ удѣлъ начальство надъ всѣми? Но нетруднымъ почитаю доказать, что видимая недостаточность нашего естества и служитъ предлогомъ къ обладанію надъ подчиненными. Если бы у человѣка столько было силы, что скоростію перегонялъ бы онъ коня, не стиралъ ничѣмъ жесткимъ ноги, защищенной какими либо оружіями или копытами, имѣлъ у себя рога, жало, когти; то, во первыхъ, при такихъ прирожденныхъ тѣлу его отличіяхъ былъ бы онъ какимъ-то звѣрскимъ и неприступнымъ; а потомъ пренебрегалъ бы начальствомъ надъ другими. нимало не нуждаясь въ содѣйствіи подчиненныхъ. Теперь же для того именно жизненныя потребности раздѣлены на каждаго изъ подчиненныхъ намъ, чтобы начальство надъ ними сдѣлать для насъ необходимымъ. Медлительность и неудободвижность тѣла ввели въ потребность и обуздали коня; нагота плоти сдѣлала необходимою попечительность объ овцахъ, /с. 95/ которая съ нихъ ежегодною данію волны восполняетъ недостатокъ нашего естества. Нужда, изъ другихъ странъ привозить къ намъ припасы для жизни, для такихъ услугъ запрягла въючныхъ животныхъ. Невозможность, подобно прочимъ животнымъ, питаться травою содѣлала подручнымъ намъ въ жизни вола, который трудами своими облегчаетъ намъ жизнь. Поелику же для борьбы съ какимъ либо изъ другихъ животныхъ, наносящихъ намъ вредъ зубами, потребно было имѣть зубы и грызться; то песъ въ нашу потребность вмѣстѣ со скоростію представилъ собственный свой родъ, ставъ для человѣка какъ бы одушевленнымъ мечемъ. А чтó крѣпче ограды роговъ, пронзительнѣе остроты когтей, то придумано людьми, — это желѣзо, которое не всегда при насъ, какъ рога и когти у звѣрей, но, при времени помогши намъ въ борьбѣ, остается потомъ само по себѣ. И вмѣсто крокодиловой чешуи можно и человѣку сдѣлать изъ нея оружіе, на время прикрывшись этою кожею. Если же нѣтъ ея, то искусствомъ обращается въ нее и желѣзо, которое, оказавъ временную услугу на войнѣ, свободнымъ отъ бремени оставляетъ воина въ мирное время. Услуживаютъ намъ въ жизни и крылья птицъ такъ, что по примышленію своему не уступаемъ въ скорости пернатымъ. Однѣ изъ нихъ дѣлаются ручными, и помогаютъ ловцамъ; другія же ими умышленно при/с. 96/влекаются на наши потребы. А искусство, по примышленію своему сдѣлавъ стрѣлы наши крылатыми, для нашихъ потребностей посредствомъ лука доставляетъ намъ скорость пернатыхъ. И то, что ступни наши во время шествія терпятъ боль и стираются, сдѣлало необходимымъ употреблять въ пособіе, чтó подручно намъ. Ибо изъ этого можемъ приготовлять покойную для ногъ обувь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 93-96. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.