Церковный календарь
Новости


2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
2018-09-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и Митрополитъ Антоній (1970)
2018-09-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 59-е (4 декабря 1917 г.)
2018-09-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ, соборность и современность (1970)
2018-09-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 58-е (2 декабря 1917 г.)
2018-09-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и его богословскіе взгляды (1970)
2018-09-13 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 91-й (23 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА ОСМАЯ.
Почему у человѣка прямый станъ, и о томъ, что руки даны для слова, а вмѣстѣ и ученіе любомудрія о различіи душъ.

У человѣка станъ прямый, лице обращено къ небу, и смотритъ онъ горѣ; а симъ означается его право начальствовать и царское достоинство. Ибо то самое, что изъ живыхъ существъ таковъ одинъ только человѣкъ, у всѣхъ же прочихъ тѣла поникли долу, ясно доказываетъ различіе въ достоинствѣ преклонившихся предъ владычествомъ и возвысившейся надъ ними власти. У всѣхъ прочихъ передніе члены суть ноги, потому что нагбенное имѣетъ нужду въ опорѣ. А въ устройствѣ человѣка члены сіи стали руками. Ибо въ потребность прямому стану достаточно было одного основанія, такъ какъ и двумя ногами безопасно подпирается онъ во время стоянія.

/с. 97/ Сверхъ того содѣйствіе рукъ помогаетъ и потребности слова. И кто услугу рукъ назоветъ особенностію словеснаго естества, тотъ не совсѣмъ погрѣшитъ. Обращаясь умомъ, не только къ этой общей и съ перваго взгляда представляющейся мысли, что при даровитости рукъ означаемъ мы слово писменами (ибо не чуждо въ насъ словеснаго дара и это, — говорить посредствомъ писменъ, и нѣкоторымъ образомъ бесѣдовать рукою, сохраняя звуки въ буквенныхъ очертаніяхъ); но имѣя въ виду и другое, утверждаю, что руки содѣйствуютъ произнесенію слова.

Лучше же сказать, прежде нежели начнемъ изслѣдованіе о семъ, обратимъ вниманіе на сказанное выше; ибо едва не забыли мы того порядка въ твореніи, по которому предшествуетъ прозябеніе растеній изъ земли, а за симъ послѣдуютъ безсловесныя животныя, и потомъ по устроеніи ихъ — человѣкъ. Ибо дознаемъ изъ сего, не только, можетъ быть, представляющееся съ перваго взгляда, а именно, что Творцу оказались полезными для животныхъ трава, а для человѣка — скоты, почему созданы прежде животныхъ травоядныхъ — ихъ пища, а прежде человѣка — годное къ тому, чтобы служить человѣческой жизни. Но мнѣ кажется, что Моисей излагаетъ въ этомъ нѣкое сокровенное ученіе, и таинственно сообщаетъ любомудріе о душѣ, о которомъ мечтала и /с. 98/ внѣшняя ученость, но не уразумѣвала его въ ясности. Ибо слово учитъ насъ симъ, что въ трехъ различіяхъ усматривается жизненная и душевная сила. Есть нѣкая сила растительная только и питательная, пріемля годное къ приращенію питаемаго, называется она естественною, и усматривается въ растеніяхъ; потому что и въ произрастающемъ можно примѣчать нѣкую жизненную силу, лишенную чувства. Но кромѣ сего есть другой видъ жизни, которому принадлежитъ и первый, и къ нему присоединена способность управлять собою по чувству: такова жизнь въ естествѣ безсловесныхъ; они, не питаются только и растутъ, но имѣютъ чувственную дѣятельность и чувственное пониманіе. Совершенная же жизнь въ тѣлѣ усматривается въ естествѣ словесномъ, разумѣю естество человѣческое, питаемое, чувствующее, имѣющее даръ слова и управляемое разумомъ.

Пусть же у насъ принято будетъ въ словѣ такое дѣленіе; изъ существъ иное есть нѣчто умопредставляемое, а иное тѣлесное, но дѣленіе умопредставляемаго на собственныя ему части отложено въ сторону; потому что не о немъ у насъ рѣчь. А изъ тѣлеснаго иное вовсе лишено жизни, иное же причастно жизненной дѣятельности. Опять изъ тѣлъ живыхъ, иное живетъ имѣя чувства, а иное лишено чувства. Потомъ чувствительное раздѣляется /с. 99/ опять на словесное и безсловесное. Посему законодатель говоритъ, что послѣ неодушевленнаго вещества, какъ бы въ нѣкое основаніе существъ одушевленныхъ, прежде всего образована эта естественная жизнь, осуществившаяся въ прозябеніи растеній, потомъ вводитъ въ бытіе тварей управляемыхъ чувствомъ. И поелику по сей послѣдовательности изъ пріявшихъ жизнь тѣлесную иные могутъ быть чувствующими себя и безъ разумнаго естества, а естество словесное не иначе можетъ быть въ тѣлѣ, какъ въ раствореніи съ чувственнымъ; то по сей причинѣ послѣднимъ послѣ растеній и животныхъ устроенъ человѣкъ, такъ что природа какимъ-то путемъ послѣдовательно восходила къ совершенству. Ибо всякаго вида души срастворены въ этомъ словесномъ животномъ — человѣкѣ. По естественному виду души онъ питается, съ растительною же силою соединена чувствительная, по природѣ своей занимающая средину междуумопредставляемою и вещественною сущностію, въ такой мѣрѣ грубѣйшая первой, въ какой она чище послѣдней. Потомъ съ тѣмъ, чтó есть тонкаго и свѣтоноснаго въ естествѣ чувствующемъ, совершается нѣкое освоеніе и сраствореніе умопредставляемой сущности, чтобы человѣкъ составленъ былъ изъ сихъ трехъ естествъ.

Такъ подобное сему дознали мы отъ Апостола, когда говорилъ онъ Ефесеямъ, желая /с. 100/ имъ да сохранится всесовершенная благодать и тѣла и души и духа въ пришествіе Господа (1 Сол. 5, 23.), и питательную часть называя тѣломъ, чувствующее означая словомъ: душа, а умопредставляемое словомъ: духъ. А также и Господь научаетъ въ Евангеліи книжника предпочитать всякой заповѣди любовь къ Богу, свидѣтельствуемую отъ всего сердца, отъ всей души, и всѣмъ помышленіемъ (Лук. 10, 27.). Ибо и здѣсь, мнѣ кажется, слово Писанія объясняетъ туже разность, сердцемъ называя состояніе тѣлесное, душею естество среднее, а помышленіемъ высшую умопредставляемую и творческую силу. Отсюда Апостолъ знаетъ три различныя произволенія, и именуетъ плотскимъ то, которое занимается чревомъ и его услажденіями; душевнымъ, которое въ срединѣ между добродѣтелію и порокомъ, возвышается надъ порокомъ, но не вполнѣ причастно добродѣтели, и духовнымъ, которое имѣетъ въ виду совершенство житія по Богу. Почему Коринѳянамъ, порицая ихъ преданность забавамъ и страстямъ, говоритъ: плотстіи есте (1 Кор. 3, 3.), и не можете вмѣстить въ себѣ совершеннѣйшихъ ученій. Въ другомъ же мѣстѣ, дѣлая нѣкое сличеніе произволенія средняго съ совершеннымъ, говоритъ: душевенъ же человѣкъ не пріемлетъ яже Духа; юродство бо ему есть. Духовный же востязуетъ убо вся, а самъ той ни отъ единаго востязуется (1 Кор. /с. 101/ 2, 14. 15.). Посему какъ душевный выше плотскаго, такъ въ томъ же отношеніи духовный превышаетъ душевнаго.

Итакъ если Писаніе говоритъ, что человѣкъ созданъ былъ послѣднимъ послѣ всего одушевленнаго, не иное чтó означается симъ, какъ то, что Законодатель любомудрствуетъ о душѣ нашей по необходимой нѣкоей послѣдовательности въ порядкѣ, въ окончательномъ усматривая совершенное. Ибо въ словесномъ заключается и прочее, а въ чувственномъ есть, безъ сомнѣнія, и естественное, послѣднее же усматривается только вещественнымъ. Посему природа естественнымъ образомъ, какъ бы по степенямъ, разумѣю отличительныя свойства жизни, дѣлаетъ восхожденіе отъ малаго къ совершенному.

И поелику человѣкъ есть словесное нѣкое живое существо, то нужно было устроить тѣлесное орудіе, соотвѣтственное потребности слова. Какъ видимъ, что музыканты съ родомъ орудій соображаютъ и музыку, на лирѣ не свиряютъ, и свирѣли неупотребляютъ вмѣсто гуслей; такъ, подобнымъ сему образомъ, и для слова нужно было соотвѣтственное устройство орудій, чтобы, согласно съ потребностію реченій, изглашалось слово, образуемое голосными членами. Для сего-то приданы тѣлу руки. Ибо, если можно насчитать тысячи жизненныхъ потребностей, въ которыхъ эти до/с. 102/сужія и на многое достаточныя орудія рукъ полезны для всякаго искусства и всякой дѣятельности, съ успѣхомъ служа въ мирное и военное время; то преимущественно предъ прочими нуждами природа придала ихъ тѣлу ради слова.

Если бы человѣкъ лишенъ былъ рукъ, то у него, безъ сомнѣнія, по подобію четвероногихъ, соотвѣтственно потребности питаться устроены были бы части лица, и оно было продолговато, и утончалось къ ноздрямъ; у рта выдавались впередъ губы мозолистыя, твердыя и толстыя, способныя щипать траву. Между зубами вложенъ былъ языкъ, отличный отъ теперешняго, мясистый, упругій и жесткій, помогающій зубамъ, или влажный и по краямъ мягкій, какъ у собакъ и прочихъ сыроядныхъ животныхъ, вращающійся въ промежуткахъ остраго ряда зубовъ. Посему, если бы у тѣла не было рукъ, то какъ образовался бы у него членораздѣльный звукъ, когда устройство рта не было бы приспособлено къ потребности произношенія? Безъ сомнѣнія, необходимо было бы человѣку, или блеять, или мычать, или лаять, или ржать, или ревѣть подобно воламъ и осламъ, или издавать какое либо звѣрское рыканіе. А теперь, когда тѣлу дана рука, уста свободны для служенія слову. Слѣдовательно руки оказываются принадлежностію словеснаго естества; Творецъ и ихъ примыслилъ для удобства слову.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 96-102. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.