Церковный календарь
Новости


2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
2018-09-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и Митрополитъ Антоній (1970)
2018-09-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 59-е (4 декабря 1917 г.)
2018-09-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ, соборность и современность (1970)
2018-09-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 58-е (2 декабря 1917 г.)
2018-09-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). А. С. Хомяковъ и его богословскіе взгляды (1970)
2018-09-13 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 91-й (23 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ.
О томъ, что умъ дѣйствуетъ посредствомъ чувствъ.

Поелику умъ, посредствомъ сего оруднаго снаряда, слагаетъ въ насъ слово; то стали мы словесными. Но не имѣли бы какъ думаю, дара слова, еслибы на устахъ лежала вся тяжесть и трудность служенія потребности тѣла принятіемъ пищи. Теперь же таковое служеніе приняли на себя руки, а уста оставили свободными для служенія слову.

Дѣйствованіе же симъ орудіемъ двояко: одно въ произведеніи звука, другое въ воспріятіи представленій получаемыхъ совнѣ. И одно дѣйствованіе не смѣшивается съ другимъ, а остается при томъ, къ чему назначено природою, не безпокоя сосѣда; слухъ не говоритъ, и голосъ не слышитъ. Ибо голосъ всегда непремѣнно что-либо издаетъ, а слухъ, постоянно пріемля въ себя, не насыщается, какъ говоритъ негдѣ Соломонъ (Притч. 27, 20.), чтó, по моему мнѣнію, наипаче заслуживаетъ въ насъ удивленіе. Какова же обширность этого внутренняго вмѣстилища, въ которое стекается все, вливающееся посредствомъ слуха? Кто составители памятныхъ записей о всѣхъ входящихъ въ него рѣчахъ? Какія помѣщенія для влагаемыхъ слухомъ понятій; и почему при /с. 106/ множествѣ и разнообразіи сихъ понятій, одно къ другому прилагаемыхъ, не бываетъ смѣшенія и ошибокъ во взаимномъ положеніи всего сложеннаго? А равно этому же подивится иный и въ дѣятельности зрѣнія. Ибо посредствомъ зрѣнія умъ, подобнымъ сему образомъ, овладѣваетъ тѣмъ, чтó внѣ тѣла, къ себѣ привлекаетъ облики видимыхъ вещей, написуя въ себѣ начертанія всего подлежащаго зрѣнію. И какъ, если обширный какой городъ разными входами будетъ принимать въ себя пришлыхъ, и не всѣ они станутъ входить въ одно мѣсто въ городѣ, но одни пойдутъ на рынки, другіе въ домы, иные въ церкви, или расположатся, кто на улицѣ, кто въ переулкѣ, кто въ зрѣлищномъ домѣ, каждый по собственному своему усмотрѣнію: такъ подобнымъ сему вижу населенный внутри насъ и градъ ума, который посредствомъ чувствъ наполняютъ разные входы, и умъ, разсматривая и разбирая каждаго входящаго, размѣщаетъ по соотвѣтственнымъ мѣстамъ вѣдѣнія.

И во взятомъ въ примѣръ городѣ, нерѣдко бываетъ, что иные, будучи соплеменниками и родственниками, не одними воротами вступаютъ въ городъ, но, по случаю одни войдя тѣмъ, другіе другимъ входомъ, тѣмъ не менѣе, какъ скоро прибудутъ внутрь стѣнной ограды, снова между собою сходятся, имѣя взаимныя связи; а можно найдти, чтó бываетъ наоборотъ; /с. 107/ ничѣмъ не соединенные и незнакомые другъ съ другомъ пользуются часто однимъ входомъ въ городъ, но общеніе во входѣ не связываетъ ихъ между собою; потому чтó, вошедши въ городъ, могутъ отдѣлиться къ соплеменникамъ. Подобное нѣчто усматриваю и въ обширной области ума. Нерѣдко изъ разныхъ чувствилищъ собирается въ насъ одно познаніе, такъ какъ одинъ и тотже предметъ многочастно дѣлится по чувствамъ; а бываетъ также и противное, однимъ какимъ либо чувствомъ дознаемъ многое и разнообразное, ни съ чѣмъ по природѣ между собою не сходствующее. Напримѣръ (ибо всего лучше уясняется понятіе примѣрами): пусть предлагается сдѣлать разысканіе о свойствѣ соковъ, — чтó сладко для чувства, и отвратительно для вкушающихъ. По опыту найдены и горечь желчи и сладость качества въ медѣ. При разности сихъ вещей, одно доставляетъ познаніе одинъ и тотъ же предметъ, многочастно вселяемый въ мысль; или вкусомъ, или обоняніемъ, или слухомъ, не рѣдко же осязаніемъ и зрѣніемъ; потому что видитъ ли кто медъ, слышитъ ли имя его, пытаетъ ли на вкусъ, обоняніемъ ли познаетъ запахъ, испытываетъ ли осязаніемъ, каждымъ изъ чувствилищъ пріобрѣтаетъ познаніе объ одномъ и томъ же предметѣ. Но разнообразно также и многовидно то, чему научаемся съ помощію одного какого либо чувства; потому /с. 108/ что слухъ принимаетъ всякіе звуки, и пониманіе, пріобрѣтаемое посредствомъ глазъ, безразлично дѣйствуетъ при взглядѣ на различные предметы; потому что одинаково встрѣчается и съ бѣлымъ и съ чернымъ и со всѣми до противоположности различными цвѣтами. А тоже сказать должно и о вкусѣ, тоже и объ обоняніи, тоже о пониманіи посредствомъ осязанія; каждое чувство свойственнымъ ему пониманіемъ даетъ познаніе о предметахъ всякаго рода.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 105-108. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.