Церковный календарь
Новости


2018-06-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. Возможно ли един. христіанъ внѣ благодати и истины? (1975)
2018-06-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слово новопострижен. иноку Игнатію (1975)
2018-06-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 31-я (1922)
2018-06-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 30-я (1922)
2018-06-20 / russportal
Сводъ Основныхъ Госуд. Законовъ Россійской Имперіи (1912)
2018-06-20 / russportal
Предисловіе къ изданію Свода Законовъ Россійской Имперіи (1912)
2018-06-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 29-я (1922)
2018-06-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 28-я (1922)
2018-06-19 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 14-е (1859)
2018-06-19 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 13-е (1859)
2018-06-18 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 26-я (1908)
2018-06-18 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 25-я (1908)
2018-06-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 27-я (1922)
2018-06-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 26-я (1922)
2018-06-17 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 12-е (1859)
2018-06-17 / russportal
Слова свт. Ѳеофана Затворника. Слово 11-е (1859)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 21 iюня 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ.
Какъ можно инаго изъ внѣшнихъ привести къ тому, чтобы, по ученію Писанія, повѣрилъ воскресенію.

Но иный, можетъ быть, смотря на разрушившіяся тѣла, и по мѣрѣ собственныхъ своихъ силъ судя о Божествѣ, скажетъ, что слово о воскресеніи есть нѣчто невозможное, и станетъ при семъ утверждать, что, какъ движущемуся теперь придти въ покой, такъ не движущемуся теперь придти въ движеніе, нѣтъ и возможности. Но таковый пусть приметъ для /с. 176/ себя первымъ и самымъ важнымъ доказательствомъ истины воскресенія достовѣрность проповѣди о немъ. А достовѣрность сказуемаго въ Писаніи дѣлаетъ несомнѣнною событіе прочихъ предреченій. Поелику божественное Писаніе предлагаетъ много всякаго рода сказаній, то, разсмотрѣвъ, точно ли лживо, или истинно, прочее въ немъ сказанное, можно поэтому составить понятіе и о догматѣ воскресенія. Ибо, если слова Писанія въ другомъ чемъ изобличаются лживыми и погрѣшающими противъ истины, то, конечно, и это слово не нелживо. Если же все прочее свидѣтелемъ истины имѣетъ опытъ, то послѣдовательно будетъ, основываясь на семъ, и предреченіе о воскресеніи почитать истиннымъ. Поэтому приведемъ себѣ на память одно или два предвѣщанія, и съ предсказаннымъ сличимъ событіе, чтобы узнать изъ сего, близко ли къ истинѣ сіе ученіе.

Кто не знаетъ, какъ въ древности процвѣталъ народъ израильскій, противостоявшій всѣмъ царствамъ во вселенной? Какіе во градѣ Іерусалимѣ были царскіе домы? Какія стѣны, башни? Какое величественное зданіе — храмъ? Все сіе признавали достойнымъ удивленія и ученики Господни, и съ изумленіемъ взирая на видимое, какъ даетъ видѣть евангельское сказаніе, желаютъ обратить вниманіе Господа, говоря Ему: каковы дѣла, и какова зданія (Марк. 13, 2.)? Господь же дивящимся настоящему /с. 177/ показываетъ будущее запустѣніе мѣста, и уничтоженіе этой красоты, говоря, что вскорѣ не останется ничего видимаго ими. Да и во время страданія жены слѣдовали за Господомъ, оплакивая несправедливый надъ Нимъ приговоръ, потому что не примѣчали еще будущаго домостроительства. А Господь совѣтуетъ имъ молчать о томъ, чтó дѣлается съ Нимъ; потому что не слезъ сіе достойно; отложить же сѣтованіе и плачь до времени, дѣйствительно требующаго слезъ, когда городъ будетъ обложенъ осаждающими, и страданія дойдутъ до такой крайности, что блаженнѣйшимъ будетъ почитаемъ неродившійся. А вмѣстѣ съ симъ предвозвѣстилъ и это ужасное дѣло — поядать дѣтей, сказавъ, что въ тѣ дни будутъ ублажать утробу, которая не раждала (Лук. 23, 29.). И гдѣ же теперь царскіе тѣ домы? Гдѣ храмъ? Гдѣ стѣны? Гдѣ сторожевыя башни? Гдѣ царство израильское? Одинъ здѣсь, другой тамъ, едва не по цѣлой вселенной разсѣяны Израильтяне. А съ разореніемъ всего этого разрушены и царскіе домы.

И мнѣ кажется, что Господь предвозвѣстилъ сіе и подобное сему не ради самыхъ произшествій (принесло ли бы слушателямъ столько пользы предреченіе о томъ, чтó непремѣнно сбудется? они дознали бы сіе на опытѣ, и не будучи предувѣдомлены о будущемъ), но чтобы слышавшіе въ слѣдствіе сего пріобрѣли /с. 178/ вѣру и сказанному о важнѣйшемъ. Ибо свидѣтельство самыхъ дѣлъ объ одномъ, служитъ доказательствомъ истины и другаго. Еслибы, когда какой либо земледѣлецъ толкуетъ о силѣ сѣмянъ, случилось неопытному въ земледѣліи не повѣрить, то первому для доказательства истины достаточно было бы, показавъ силу одного какого либо изъ лежащихъ въ мѣрѣ сѣмянъ, поручиться и за прочія; ибо, увидѣвшій, что одно зерно пшеницы, или ячменя, или чего другаго, наполняющаго выставленную мѣру, будучи брошено въ землю, произрастило колосъ, по этому одному зерну перестанетъ не вѣрить и о прочихъ. Такъ для засвидѣтельствованія тайны воскресенія, кажется мнѣ, достаточно того, что признана всѣми истина прочаго, чтó сказано въ Писаніи; лучше же сказать, опытное дознаніе самаго воскресенія, которое пріобрѣли мы, не столько изъ словъ, сколько изъ самыхъ дѣлъ.

Поелику чудо воскресенія велико и превышаетъ вѣру, то Господь, начавъ съ низшихъ степеней чудотворенія, какъ бы пріобучаетъ насъ къ вѣрѣ постепенно большими чудесами. Какъ матерь какая, воспитывающая младенца, сообразно съ его возрастомъ, пока уста его мягки и нѣжны, изъ сосцовъ поитъ молокомъ; а когда появятся зубы, и младенецъ подростетъ, даетъ ему хлѣбъ, но не грубый и худо испеченный, чтобы жесткая пища не повре/с. 179/дила нѣжныхъ и непривычныхъ десенъ, но разжевывая своими зубами, приводитъ въ состояніе соразмѣрное и соотвѣтственное силѣ вкушающаго. Потомъ, по мѣрѣ приращенія укрѣпляющихся силъ, привыкшему къ нѣжной пищѣ младенцу даетъ постепенно болѣе и болѣе твердую пищу. Такъ и Господь человѣческое малодушіе, какъ несовершеннаго какого младенца питая и напоевая чудесами, сперва показуетъ подобіе силы воскресенія надъ отчаянною болѣзнію. И хотя велико было чудо само въ себѣ, однакоже не таково, чтобы не повѣрилъ кто повѣствованію о немъ. Ибо запретивъ огню, сильно распалявшему тещу Симонову, произвелъ такой переворотъ въ болѣзни, что въ силахъ стала прислуживать присутствующимъ та, о которой ожидали уже, что умретъ (Лук. 4, 39.). Потомъ Господь присовокупилъ нѣчто немногое къ этой силѣ, и сыну царедворца, лежавшему въ признанной всѣми опасности (ибо по сказанію исторіи имѣяше умрети, когда вопіялъ отецъ: сниди, прежде даже не умретъ отроча (Іоан. 4, 48. 49.)); даетъ опять возстаніе, когда были увѣрены, что онъ умретъ, совершивъ это чудо съ большимъ могуществомъ, потому что и не приближался даже къ больному, но издали силою повелѣнія послалъ ему жизнь. И еще постепенно восходитъ къ болѣе высокимъ чудесамъ. На пути къ дочери архисинагога, намѣренно заме/с. 180/длилъ шествіемъ, чтобы обнаружилось неизвѣстное народу исцѣленіе отъ кровотеченія, и между тѣмъ въ это время овладѣла больною смерть. Посему, когда душа уже разлучилась съ тѣломъ, и смятенные съ плачевнымъ воплемъ жаловались на постигшую утрату, Господь повелительнымъ словомъ, какъ отъ сна, возставляетъ дѣвицу опять къ жизни, съ какоюто постепенностію и послѣдовательностію возводя человѣческую немощь къ важнѣйшему.

Потомъ и сіе превышаетъ новымъ чудомъ, и высшею силою пролагаетъ людямъ путь къ вѣрѣ въ воскресеніе. Писаніе повѣствуетъ о нѣкоемъ въ Іудеѣ городѣ Наинѣ. Въ немъ у нѣкоей вдовы былъ единородный сынъ, не въ такихъ уже лѣтахъ, чтобы почитать его отрокомъ, но изъ дѣтскаго возраста переходившій въ мужескій. Юношею именуетъ его Писаніе. Исторія въ немногомъ повѣствуетъ многое: и повѣствованіе вполнѣ есть плачь. Сказано, что матерь умершаго бѣ вдова (Лук. 7, 12.). Видишь ли тяжесть несчастія, и какъ трогательно въ немногомъ изображено словомъ страданіе? Ибо чтó значитъ сказанное? То, что не было у ней надежды имѣть дѣтей, которая могла бы уврачевать бѣдственную утрату: потому что женщина бѣ вдова. Не на кого было и взглянуть ей вмѣсто сего умершаго; потому что былъ онъ у нея единородный; а сколько въ этомъ горестнаго, не трудно понять всякому, /с. 181/ кто не чуждъ естества. Его одного познала въ болѣзняхъ рожденія, его одного воскормила сосцами. Онъ одинъ дѣлалъ для ней веселою трапезу. Онъ одинъ служилъ поводомъ къ радости въ домѣ: играя, учась, занимаясь дѣломъ, веселясь въ прогулкахъ, въ упражненіяхъ, въ собраніяхъ молодыхъ людей: всѣмъ, чтó въ глазахъ матери и сладостно и драгоцѣнно, былъ онъ одинъ. И эта отрасль рода, вѣтвь преемства, опора старости, приближалась уже къ порѣ вступленія въ бракъ. Да и самое упоминаніе о возрастѣ показываетъ другую причину плача. Писаніе, назвавъ юношею, выразило, что это былъ цвѣтъ увядшей красоты, что едва только пробивался у него пушекъ, но не было густой бороды, и ланиты сіяли еще красотою. Посему, сколько было естественно страдать о немъ матери? Но слово Божіе не прешло молчаніемъ и того, что, какъ бы огнемъ сожигались внутренности у матери, и какъ она, объемля лежащаго мертвеца, горькій продолжала надъ нимъ плачь, какъ не спѣшила погребеніемъ умершаго, но подавляемая страданіемъ, какъ можно долѣе, старалась продолжить надъ нимъ сѣтованіе. Ибо сказано: видѣвъ ю Іисусъ милосердова. И приступль коснуся во одръ, носящіи же сташа; и рече мертвецу: юноше, тебѣ глаголю, востани: и даде его матери его живымъ (Лук. 7, 13. 17.). Такъ, когда не малое продолженіе времени юноша былъ мертвымъ, и /с. 182/ едва только не преданъ погребенію, Господомъ совершается надъ нимъ гораздо большее чудо, хотя повелѣніе было такое же.

Но еще на высшую степень восходитъ чудотвореніе, такъ что явленное приближается паче къ невѣроятному чуду — воскресенію. Заболѣлъ нѣкто изъ знаемыхъ Господомъ, и любимыхъ Имъ; имя больному было Лазарь. И Господь замедляетъ посѣщеніемъ друга, находясь вдали отъ больнаго, чтобы въ отсутствіе Жизни нашла возможность и силу съ помощію болѣзни сдѣлать дѣло свое смерть. Въ Галилеи Господь объявляетъ ученикамъ о состояніи Лазаря, и о Своемъ отправленіи къ нему, что бы воздвигнуть лежащаго. Но они боялись жестокости Іудеевъ, затрудняясь и опасаясь идти опять въ Іудею въ среду убійцъ. Поэтому не спѣша и откладывая, хотя медленно, но возвращаются изъ Галилеи; потому что превозмогала власть, и ученики ведены были Господомъ, увидѣть въ Виѳаніи какбы предначатки общаго воскресенія. Четыре уже дня прошло послѣ предсмертнаго страданія. Совершено было надъ умершимъ все предписанное закономъ. Тѣло сокрыто въ могилѣ, и какъ обыкновенно, стало пухнуть, предавшись тлѣнію, растекаясь въ земный гной, трупъ по необходимости распадался на части. Недоступное было дѣло — съ насиліемъ природѣ, чтó обратилось въ зловоніе, то возвратить опять къ жизни. И тогда-то въ самомъ ясномъ чудѣ /с. 183/ представляется доказательство сего невѣроятнаго дѣла — общаго воскресенія. Ибо не отъ трудной болѣзни возставляется кто-либо, и не при послѣднемъ находящійся дыханіи возводится къ жизни, не дѣвица только что умершая оживотворяется, не юноша, сопровождаемый въ могилу, снова отрѣшается отъ одра; но мужъ преклонныхъ лѣтъ, мертвый, уже смердящій, отекшій, предавшійся тлѣнію, такъ что и ближнимъ его казалось нестерпимымъ, чтобы приближался къ гробу Господь, по причинѣ гнусности распадающагося на части тѣла, оживотворенный единымъ воззваніемъ удостовѣряетъ въ проповѣди о воскресеніи, то есть, о томъ ожидаемомъ и для всѣхъ вообще, чтó опытомъ дознали мы отчасти. Ибо какъ во время общаго обновленія, говоритъ Апостолъ, Самъ Господь въ повелѣніи, во гласѣ Архангеловѣ, и въ трубѣ снидетъ (1 Сол. 4, 16.) возстановить мертвыхъ въ нетлѣніе: такъ и теперь преданный гробу, по гласу повелѣнія, какъ бы нѣкій сонъ, отрясши смерть и сложивъ съ себя произведенное мертвенностію тлѣніе, цѣлымъ и неповрежденнымъ исходитъ изъ гроба; и сему исхожденію не воспрепятствовали руки и ноги обвязанныя укроемъ.

Ужели и этого мало для вѣры въ воскресеніе мертвыхъ? Или будешь требовать чего-либо инаго, чтобы утвердиться тебѣ въ рѣшительномъ мнѣніи объ этомъ? Но, кажется мнѣ, не /с. 184/ напрасно сказано о бывшемъ въ Капернаумѣ, когда и Господь, какъ бы отъ лица людей, говоритъ Самому Себѣ слѣдующее: всяко речете Ми притчу сію, врачу исцѣлися самъ (Лук. 4, 23.). Ибо ученіе о воскресеніи, преподанное людямъ въ чудѣ надъ тѣлами другихъ, должно было подтвердить на воспринятомъ отъ насъ Человѣкѣ. Видѣлъ уже ты сильную проповѣдь въ другихъ. Видѣлъ готовыхъ умереть, отроковицу едва только лишившуюся жизни, юношу выносимаго въ могилу, мертвеца сотлѣвшаго, и всѣхъ равно единымъ повелѣніемъ возвращенныхъ къ жизни. Или спросишь о подвергшихся смерти отъ ранъ и пролитія крови, не уничтожаетъ ли благодати на нихъ оказавшійся какой либо недостатокъ животворящей силы? Воззри на Того, Чьи руки пригвождены гвоздями. Воззри на Того, Чье ребро пронзено копіемъ. Наложи персты свои на оставшіеся слѣды гвоздей. Вложи руку свою въ язву, нанесенную копіемъ. Безъ сомнѣнія опредѣлишь, на сколько слѣдовало острію углубиться въ тѣло, по широтѣ язвы заключая о томъ, далеко ли прошло оно внутрь. Ибо язва, дающая свободный ходъ человѣческой рукѣ, показываетъ, какъ глубоко внутрь проникло желѣзо. Посему, если восталъ Онъ, то прилично будетъ провозгласить апостольское слово: како глаголютъ нѣцыи, яко воскресенія мертвыхъ нѣсть (1 Кор. 15, 2.)?

/с. 185/ Итакъ, поелику всякое пророчество Господа оказывается истиннымъ по свидѣтельству событій; а въ разсужденіи сего, не только научены мы словомъ, но и отъ самихъ возвращенныхъ къ жизни воскресеніемъ на самомъ дѣлѣ получили доказательство обѣтованія; то какій остается предлогъ невѣрующимъ? Оставивъ тѣхъ, которые философіею и тщетною лестію (Кол. 2, 8.) отражаютъ отъ себя безъискуственную вѣру, будемъ держаться простаго исповѣданія, дознавъ о способѣ благодати изъ немногихъ словъ Пророка, когда говоритъ: отъимеши духъ ихъ, и исчезнутъ, и въ персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 29. 30.). И тогда, сказуетъ Пророкъ, возвеселится Господь о дѣлѣхъ Своихъ (31.), потому что исчезнутъ грѣшницы отъ земли (35.). Ибо какъ могъ бы кто либо именоваться грѣшникомъ, еслибы не было грѣха?

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 175-185. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.