Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ.
О томъ, что, и по разложеніи человѣческаго тѣла на составныя части вселенной, можно каждому изъ общаго снова найдти въ цѣлости свое собственное.

Но, можетъ быть, смотря на составныя части вселенной, подумаешь: поелику воздухъ, который въ насъ, похищенъ сродной ему стихіей, а также и теплота, и влажность, и земленистое смѣшались съ однороднымъ, то отъ общаго частному трудно возвратиться въ свое мѣсто. Почему же не заключаешь по человѣческимъ примѣрамъ, что по крайней мѣрѣ это не превышаетъ предѣловъ Божественнаго могущества? Безъ сомнѣнія, видѣлъ ты гдѣ нибудь около жилищъ человѣческихъ общее стадо какихъ бы то ни было животныхъ, составленное изъ общаго достоянія. Но когда снова оно дѣлится владѣльцами, тогда или привычка животнаго къ дому, или положенные на немъ знаки, каждому доставляютъ свое. Подобное нѣчто представляя въ умѣ и о себѣ, не погрѣшишь въ приличномъ истинѣ. Поелику душа естественною какою-то дружбою и любовію /с. 188/ была расположена къ сожителю — тѣлу, то хранится тайно въ душѣ какая-то дружеская связь и знакомство въ слѣдствіе срастворенія съ свойственнымъ, какъ бы отъ какихъ-то наложенныхъ природою знаковъ, по которымъ остается въ ней неслитная общительность, отличающая свою собственность. Посему. когда душа снова повлечетъ къ себѣ сродное и собственно ей принадлежащее, тогда какое, скажи мнѣ, затрудненіе воспретитъ Божественной силѣ произвести соединеніе сроднаго, по нѣкоему неизъяснимому влеченію природы поспѣшающаго къ своей собственности? А что въ душѣ и по отрѣшеніи отъ тѣла остаются нѣкоторые знаки нашего соединенія, сіе показываетъ разговоръ во адѣ, изъ котораго видно, что, хотя тѣла преданы были гробу, однакоже въ душахъ оставался нѣкоторый тѣлесный признакъ, и по оному, какъ Лазарь былъ узнанъ, такъ и богатый не оказался неизвѣстнымъ.

Посему нѣтъ ничего несообразнаго съ разумомъ вѣрить, что произойдетъ снова отрѣшеніе воскресшихъ тѣлъ отъ общаго къ своему собственному, и особенно (если кто тщательнѣе изслѣдуетъ естество наше) потому, что составляющее насъ не всецѣло есть нѣчто текущее и превращающееся; да и совершенно было бы непонятно, если бы по природѣ не было въ насъ ничего постояннаго. Напро/с. 189/тивъ того по точнѣйшему изслѣдованію изъ того, чтó въ насъ, одно есть чтó-то постоянное, а другое подлежитъ измѣненію. Тѣло измѣняется возрастаніемъ и умаленіемъ, какъ бы подобно какимъ одеждамъ, передѣваемое съ каждымъ возрастомъ. Остается же при всякой перемѣнѣ непреложнымъ въ самомъ себѣ отличительный видъ, неутрачивающій однажды навсегда положенныхъ на немъ природою знаковъ, но при всѣхъ перемѣнахъ въ тѣлѣ оказывающій въ себѣ собственные свои признаки. Исключить же должно изъ сего закона измѣненіе, производимое страстію, простирающееся на отличительный видъ; потому что, подобно какой-то чуждой личинѣ, закрываетъ сей видъ болѣзненное безобразіе, по снятіи котораго разумомъ, какъ у Неемана Сиріянина, или у описываемыхъ въ Евангеліи прокаженныхъ, сокрытый подъ страстію видъ снова, по причинѣ выздоровленія, является съ собственными своими признаками. Посему въ томъ, чтó въ душѣ богоподобно, нѣтъ измѣняемо текущаго и прелагаемаго, но естественно сему-то, чтó въ составѣ нашемъ постоянно и всегда одинаково. И поелику извѣстныя видоизмѣненія въ сраствореніи образуютъ разности въ отличительномъ видѣ, а сраствореніе не иное что есть, какъ смѣшеніе стихій, — стихіями же называемъ основныя начала въ устроеніи вселенной, изъ которыхъ составлено и чело/с. 190/вѣческое тѣло: то, такъ какъ отличительный видъ, подобно оттиску печати, остается въ душѣ, она необходимо знаетъ изобразившее печатію эти черты, да и во время обновленія опять пріемлетъ на себя это, какъ сообразное съ чертами отличительнаго вида: сообразно же, конечно, все то, чтó первоначально было отпечатлѣно въ отличительномъ видѣ. Посему нѣтъ ничего несообразнаго съ разумомъ частному изъ общаго снова возвратиться въ свое мѣсто. Сказываютъ же, что ртуть, пролитая изъ сосуда на какомъ либо покатомъ и наполненномъ пылью мѣстѣ, раздѣлившись на мелкіе шарики, разсыпается по землѣ, не смѣшиваясь ни съ чѣмъ ей встрѣтившимся; если же кто по многимъ мѣстамъ разсѣянную ртуть соберетъ опять въ одно мѣсто, то она сама собою сливается съ однороднымъ, ничего посторонняго не заключая въ свою смѣсь. Подобное нѣчто, думаю, надлежитъ представлять себѣ и о человѣческомъ составѣ, что, если только послѣдуетъ Божіе повелѣніе, соотвѣтственнымъ частямъ самимъ собою присоединиться къ тѣмъ, которыя имъ свои, то обновляющему естество не будетъ въ этомъ никакого затрудненія. И въ произрастающемъ изъ земли видимъ, что, возмемъ ли пшеницу, или зерно изъ смоквы, или другое какое изъ хлѣбныхъ или овощныхъ сѣмянъ, природѣ нѣтъ никакого труда превратить ихъ въ солому, и /с. 191/ въ остны, и въ колосъ. Ибо безъ принужденія, сама собою, соотвѣтственная пища переходитъ изъ общаго въ особое свойство каждаго изъ сѣмянъ. Посему, если изъ общей, всѣмъ произрастеніямъ предлежащей влаги, каждое изъ питающихся ею растеній извлекаетъ способствующее къ его возрастанію: то есть ли чтó необычайнаго въ ученіи о воскресеніи, по которому каждымъ изъ воскрешаемыхъ, подобно тому, чтó бываетъ съ сѣменами, привлекается свойственное ему?

Поэтому изъ всего можно дознавать, что проповѣдь о воскресеніи не содержитъ въ себѣ ничего такого, чтó не былобы извѣстно изъ опыта; хотя умолчали мы о томъ, чтó всего извѣстнѣе въ насъ, разумѣю самое первое начало нашего составленія. Ибо кто не знаетъ этого чуднаго дѣйствія природы? чтó принимаетъ въ себя матерняя утроба, и чтó производитъ изъ сего? Не видишь ли, что всѣваемое въ утробу, какъ начало тѣлеснаго состава, нѣкоторымъ образомъ просто и состоитъ изъ подобныхъ частей? Какое же слово изобразитъ разнообразіе уготовляемаго состава? Кто, не научаемый подобному общею природою, призналъ бы возможнымъ совершающееся, а именно, что это малое и само по себѣ незначительное служитъ началомъ столько великаго дѣла? Называю же великимъ, не /с. 192/ только взирая на образованіе тѣла, но и на то, чтó болѣе достойно удивленія, разумѣю самую душу, и все въ ней усматриваемое.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 187-192. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.