Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ОСМАЯ.
Противъ утверждающихъ, что души существовали прежде тѣлъ, или наоборотъ, что тѣла созданы прежде душъ, и вмѣстѣ нѣкое опроверженіе баснословнаго ученія о преселеніи душъ.

Не внѣ, можетъ быть, предѣловъ предлежащаго намъ труда, изслѣдованіе того, чтó въ церквахъ составляетъ предметъ недоумѣнія о душѣ и тѣлѣ. Однимъ изъ жившихъ прежде насъ, а именно занимавшимся ученіемъ о началахъ, разсудилось утверждать, что души, подобно какому-то обществу, по особымъ постановленіямъ существуютъ сами по себѣ; и тамъ есть для нихъ образцы порока и добродѣтели; и душа, пребывающая въ добрѣ, остается не испытавшею соединенія съ тѣломъ; но, если она уклонится отъ общенія съ добромъ, и возъимѣетъ поползновеніе къ здѣшней жизни, въ такомъ случаѣ бываетъ соединена съ тѣломъ. Другіе же, держась описаннаго Моисеемъ порядка въ устроеніи человѣка, говорятъ, что душа по времени вторая послѣ тѣла. Поелику Богъ, сперва вземъ персть отъ земли (Быт. 2, 7.), создалъ человѣка: а потомъ уже одушевилъ его вдуновеніемъ; то на семъ основаніи доказываютъ, что плоть пред/с. 193/почтительнѣе души, вошедшей въ предварительно созданную плоть. Душа, говорятъ они, сотворена для тѣла, чтобы не быть ему тварію бездыханною и недвижимою. А все, дѣлаемое для чего нибудь, конечно малоцѣннѣе того, для чего дѣлается, какъ и Евангеліе сказуетъ, что душа больши есть пищи, и тѣло одежди (Матѳ. 6, 25.), потому что для души и тѣла. — одежда и пища; а не для пищи душа, и не для одежды устроены тѣла, напротивъ того, когда существовали уже тѣла, по необходимости изобрѣтены и одежды.

Итакъ, поелику въ обоихъ предположеніяхъ достойно порицанія разсужденіе и баснословящихъ, что души жили прежде въ особомъ нѣкоемъ состояніи, и полагающихъ, что онѣ созданы послѣ тѣлъ: то необходимо, ничего изъ сказаннаго въ сихъ ученіяхъ не оставлять безъ изслѣдованія. Но со всею точностію заняться разсужденіями тѣхъ и другихъ, и обнаружить всѣ несообразности, заключающіяся въ сихъ предположеніяхъ, потребовало бы продолжительнаго и времени и слова. Посему, вкратцѣ разсмотрѣвъ, по возможности, каждое изъ означенныхъ мнѣній, снова обратимся къ предположенному.

Защитники перваго ученія, которые утверждаютъ, что души, до жизни во плоти, имѣютъ другій образъ жизни, по моему мнѣнію, держатся еще языческихъ баснословныхъ ученій /с. 194/ о преселеніи души изъ одного тѣла въ другое. Ибо, если кто въ точности изслѣдуетъ, то по всей необходимости найдетъ, что ученіе ихъ клонится къ тому, чтó, какъ говорятъ, сказывалъ о себѣ одинъ изъ ихъ мудрецовъ, а именно: «былъ я мужемъ, потомъ облекся въ тѣло жены, леталъ съ птицами, былъ растеніемъ, жилъ съ животными водяными». И, по моему сужденію, не далеко отступилъ отъ истины утверждающій о себѣ подобное. Ибо подобное ученіе, что одна душа входила въ столько тѣлъ, подлинно достойно, или крика какихъ либо лягушекъ и галокъ, или безсловесія рыбъ, или безчувственности растѣній. Причиною же такой нелѣпости та мысль, что души предсуществуютъ. Ибо начало подобнаго ученія, открывая разсужденію путь къ ближайшему и непосредственно за тѣмъ представляющемуся, послѣдовательно доводитъ до такихъ бредней. Если душа какимъ либо порокомъ отвлечется отъ высшаго образа жизни, однажды вкусивъ (какъ говорятъ) тѣлесной жизни, дѣлается человѣкомъ; жизнь же во плоти, въ сравненіи съ вѣчною и безтѣлесною, безъ сомнѣнія признается болѣе страстною; то душѣ въ такой жизни, въ которой больше поводовъ ко грѣху, совершенно необходимо сдѣлаться болѣе порочною, и болѣе расположенною къ страстямъ, нежели сколько была прежде. Страстность же человѣческой души есть уподобле/с. 195/ніе безсловесному. Душа, усвоившая себѣ это, переходитъ въ естество скотское, и однажды вступивъ на путь порока, даже и въ состояніи безсловесія никогда не прекращаетъ дальнѣйшаго поступленія во зло. Ибо остановка во злѣ есть уже начало стремленія къ добродѣтели; а у безсловесныхъ добродѣтели нѣтъ. Посему душа необходимо всегда будетъ измѣняться въ худшее, непрестанно переходя въ состояніе болѣе и болѣе безчестное, и изыскивая всегда положеніе худшее того, въ какомъ она находится. Но какъ ниже разумнаго чувственное, такъ ниспаденіе изъ чувственнаго дѣлается безчувственностію. До сего доходя ихъ разсужденіе, хотя вращается внѣ истины, однакоже и нелѣпость изъ нелѣпости выводитъ съ нѣкоторою послѣдовательностію. Но выводимое изъ сего баснословное ученіе слагается уже у нихъ изъ понятій безсвязныхъ. Ибо строгая послѣдовательность указуетъ на растлѣніе души. Душа, однажды поползнувшаяся въ жизни высшей, не возможетъ остановиться ни на какой мѣрѣ порока, но по наклонности къ страстямъ, изъ словеснаго состоянія перейдетъ въ безсловесное; а изъ сего дойдетъ до безчувственности растѣній; къ безчувственному же нѣкоторымъ образомъ близко неодушевленное; а за этимъ слѣдуетъ неимѣющее бытія. И такимъ образомъ по строгой послѣдовательности душа сдѣлается у нихъ вовсе /с. 196/ несуществующею. Поэтому опять по необходимости невозможно уже для нея будетъ возвращеніе къ лучшему. Между тѣмъ они изъ растѣнія возводятъ душу въ человѣка; а симъ показываютъ, что жизнь растѣній предпочтительнѣе жизни безтѣлесной. Ибо доказано, что поступленіе души въ худшее, какъ и естественно, низведетъ ее ниже. Безчувственнаго же естества ниже неодушевленное, въ которое послѣдовательно низводитъ душу начало ихъ ученія. А какъ неугодно имъ это; пусть, или навсегда заключатъ душу въ безчувственности, или, если хотятъ возвести отсюда ее въ человѣческую жизнь, докажутъ (какъ сказано), что древесная жизнь предпочтительнѣе прежняго состоянія, потому что въ немъ совершилось ниспаденіе въ порокъ, а въ первой совершается возвращеніе къ добродѣтели. Посему какимъ-то неимѣющимъ ни начала, ни конца оказывается ученіе, по которому души прежде жизни во плоти живутъ сами по себѣ, и за пороки соединяются съ тѣлами.

Нелѣпость же ученія утверждающихъ, что душа позднѣе тѣла, объяснена въ послѣдствіи. Посему ученіе тѣхъ и другихъ равно не можетъ быть принято. Наше же ученіе, какъ думаю, должно идти къ истинѣ среднимъ путемъ между сими предположеніями, и оно состоитъ въ слѣдующемъ: не должно ни предполагать, будтобы души, какъ обольщаютъ себя языч/с. 197/ники, вращавшіяся со вселенной, обременившись какимъ-то порокомъ, по невозможности идти наравнѣ съ скоростію движущагося полюса, ниспали на землю: ни утверждать также, будтобы человѣкъ созданъ сперва подобнымъ изваянію изъ бренія, и для сего-то изваянія сотворена душа. Ибо въ такомъ случаѣ умная природа окажется стоющею менѣе, нежели бренная тварь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 192-197. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.