Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

2. ОБЪ УСТРОЕНІИ ЧЕЛОВѢКА.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ.
Доказательство, что одна и таже причина осуществленія души и тѣла.

Поелику человѣкъ, состоящій изъ души и тѣла, есть единое; то предполагаемъ одно общее начало его состава, такъ что онъ ни старше ни моложе самого себя, и не прежде въ немъ тѣлесное, а потомъ другое. Напротивъ того утверждаемъ, что предвѣдущимъ Божіимъ могуществомъ, согласно съ изложеннымъ нѣсколько выше ученіемъ, приведена въ бытіе вся полнота человѣческаго естества, какъ свидѣтельствуетъ о семъ пророчество, которое говоритъ, что Богъ вѣдаетъ вся прежде бытія ихъ (Дан. 13, 42.). Въ сотвореніи же каждой части не предпоставляемъ одного другому, и души тѣлу, и наоборотъ, /с. 198/ чтобы человѣкъ, раздѣляемый разностію во времени, не былъ поставляемъ въ разладъ съ самимъ собою. Поелику, по ученію апостольскому, естество наше представляется двоякимъ, инымъ въ человѣкѣ видимомъ, и инымъ въ потаенномъ (1 Петр. 3, 4.); то, если одно предсуществовало, а другое произошло послѣ, сила Создателя окажется какою-то несовершенною, недостаточною, чтобы произвести все вдругъ, но раздробляющею дѣло, и трудящеюся особо надъ каждою половиной. Но какъ о пшеничномъ зернѣ, или о другомъ какомъ сѣмени, говоримъ, что оно въ возможности заключаетъ все относящееся къ колосу, зелень, стебль, колѣна на стеблѣ, плодъ, ости и утверждаемъ, что изъ всего этого, по закону природы, въ естествѣ сѣмени ничто не предсуществуетъ, или не происходитъ прежде, но по естественному порядку обнаруживается сокрытая въ сѣмени сила, и не вмѣшивается въ дѣло чуждая природа: по такому же закону и о человѣческомъ осѣмененіи предполагаемъ, что съ первымъ началомъ состава всѣвается естественная сила, которая развивается и обнаруживается съ нѣкоторою естественною послѣдовательностію, поступая къ совершенію цѣлаго, ничего не заимствуя отвнѣ въ средство къ сему совершенію, но сама себя послѣдовательно возводя къ совершенству; такъ что несправедливо было бы утверждать, будто про/с. 199/изошла душа прежде тѣла, или тѣло безъ души: но одно обоихъ начало, по высшему закону положенное первымъ Божіимъ изволеніемъ, а по другому закону состоящее въ способахъ рожденія. Какъ въ томъ, чтó посѣвается для зачатія тѣла, прежде его образованія невозможно видѣть членораздѣльности: такъ въ этомъ же самомъ невозможно представлять себѣ душевныхъ свойствъ, пока не придутъ въ дѣятельность. И какъ никто не усумнится, что это всѣянное образуетъ изъ себя различные члены и внутренности, не иною какою либо прившедшею силой, но силою сокрытою въ сѣмени и естественно приведенною въ дѣятельность: такъ, согласно съ симъ, тоже можно подразумѣвать и о душѣ, что, хотя никакими дѣятельностями не открываетъ себя въ видимомъ, но тѣмъ не менѣе есть уже во всѣянномъ; потому что и отличительный видъ человѣка, который изъ сего составится, заключается въ этомъ по возможности, но сокрытъ по невозможности сдѣлаться явнымъ прежде неизбѣжной послѣдовательности: а также и душа есть въ сѣмени, но непримѣтна, явитъ же себя свойственною ей естественною силою, сообразуясь съ тѣлеснымъ возрастомъ. Поелику сила къ зачатію отдѣляется, не отъ мертваго, но отъ одушевленнаго и живаго тѣла; то признаемъ посему основательною ту мысль, что исходящее отъ живаго въ начало жизни не есть что либо мер/с. 200/твое и неодушевленное. Ибо неодушевленное во плоти безъ сомнѣнія мертво. Мертвенность же происходитъ отъ утраты души. Никто же не скажетъ при этомъ, что лишеніе возможно прежде обладанія, но сіе говоритъ утверждающій, что неодушевленное, то есть, мертвенность, старше души.

Но если кто потребуетъ и яснѣйшаго доказательства на то, что жива эта часть, которая служитъ началомъ зараждающагося живаго существа; то можно уразумѣвать сіе по другимъ признакамъ, которыми одушевленное отличается отъ мертваго. Ибо доказательствомъ жизни въ человѣкѣ поставляемъ нѣкоторую теплоту, дѣятельность и движимость: а охлажденіе и недвижность въ тѣлахъ есть ничто иное, какъ мертвенность. Итакъ, поелику въ томъ, о чемъ у насъ рѣчь, усматриваются и теплота и дѣятельность; то принимаемъ сіе за доказательство, что оно не неодушевленно. И какъ съ тѣлесной стороны не называемъ сего ни плотію, ни костями, ни волосами, ни чѣмъ либо усматриваемымъ въ человѣческомъ составѣ; а говоримъ, что, хотя по возможности есть оно каждымъ изъ сихъ, но не оказывается еще по видимости: такъ и со стороны души говоримъ, что не имѣютъ въ этомъ мѣста разумная, вожделѣвательная и раздражительная сила, и все прочее усматриваемое въ душѣ, но согласно съ устроеніемъ и усовер/с. 201/шеніемъ тѣла, возрастаютъ въ человѣкѣ и душевныя дѣятельности. Ибо, какъ человѣкъ совершеннаго возраста въ дѣлахъ немаловажныхъ проявляетъ въ себѣ душевную дѣятельность; такъ въ началѣ своего образованія показываетъ въ себѣ сообразное и соразмѣрное съ настоящею потребностію содѣйствіе души въ томъ, что изъ всѣяннаго вещества устрояетъ она себѣ сродное жилище. Ибо признаемъ невозможнымъ, чтобы душа принаровляла къ себѣ чужія жилища, какъ и сдѣланная на воску печать не можетъ быть примѣняема къ инымъ оттискамъ. Какъ тѣло изъ самаго малаго приходитъ въ совершенный возрастъ; такъ и душевная дѣятельность, возрастая въ человѣкѣ соотвѣтственно тѣлу, развивается и увеличивается. При первоначальномъ устроеніи тѣла, подобно нѣкоему корню сокрытому въ землѣ, предшествуетъ въ душѣ одна растительная и питательная сила; потому что малость пріемлющаго тѣла не можетъ вмѣстить бóльшаго. Потомъ, когда это растѣніе выдетъ на свѣтъ, и ростокъ свой покажетъ солнцу, расцвѣтаетъ даръ чувствительности. Когда же созрѣетъ и достигнетъ уже соразмѣрной высоты, тогда, подобно нѣкоему плоду, начинаетъ просвѣчивать разумная сила, впрочемъ не вся вдругъ обнаруживаясь, но быстро возрастая вмѣстѣ съ усовершеніемъ орудія, и столько принося всегда плода, сколько вмѣщаютъ силы человѣка.

/с. 202/ Если же доискиваешься душевныхъ дѣятельностей въ образованіи тѣла, то вонми себѣ, говоритъ Моисей (Втор. 4, 9.), и какъ въ книгѣ, читай исторію дѣйствій души. Ибо сама природа яснѣе всякаго слова разскажетъ тебѣ различныя занятія души въ тѣлѣ, при устройствѣ и цѣлаго и частей. Но излишнимъ почитаю описывать словомъ то, чтó касается насъ самихъ, какъ бы разсуждая о какихъ нибудь постороннихъ чудесахъ. Ибо кто, взирая на самаго себя, найдетъ нужду въ чужомъ словѣ, чтобы изучить собственное свое естество? Кто уразумѣлъ способы жизни, и дозналъ, сколько тѣло способно ко всякой жизненной дѣятельности; тому можно познать, чѣмъ были заняты естественныя силы души при первоначальномъ образованіи человѣка. Почему и изъ сего дѣлается явнымъ для не вовсе невнимательныхъ, что не мертвымъ и не неодушевленнымъ бываетъ то, чтó, для произведенія животнаго существа будучи извлечено изъ живаго тѣла, влагается въ художническую храмину природы. И сердцевину плодовъ и отростки корней сажаемъ въ землю неомертвѣвшіе и неутратившіе вложенной въ нихъ природою жизненной силы, но сохранившіе въ себѣ, хотя сокрытое, но непремѣнно живое свойство первообраза. Таковую же силу и окружающая ихъ земля влагаетъ не отвнѣ, отдѣливъ ее отъ себя самой; ибо въ такомъ случаѣ и мертвыя части /с. 203/ деревъ давали бы отъ себя отпрыски: а напротивъ того проявляетъ только сокрытую въ насажденномъ силу, питая собственною своею влагою и образованіемъ корня, коры, сердцевины, отпрысковъ, вѣтвей, доводя растѣніе до совершенства. А сего не могло бы произойдти, если бы не вложена была какая либо естественная сила, которая, привлекая въ себя изъ окружающаго сродную и сообразную пищу, дѣлалась кустомъ, или деревомъ, или колосомъ, или какимъ либо овощнымъ произрастѣніемъ.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 197-203. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.