Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

3. О ЖИЗНИ МОИСЕЯ ЗАКОНОДАТЕЛЯ, ИЛИ О СОВЕРШЕНСТВѢ ВЪ ДОБРОДѢТЕЛИ.

[Вступленіе].

Чтó испытываютъ на себѣ охотники смотрѣть на конскія ристалища; о комъ изъ состязующихся въ скорости бѣга заботятся они, хотябы у того небыло ни малаго недостатка въ усердіи ускорить бѣгъ, изъ заботливости однакоже объ его побѣдѣ подаютъ ему голосъ съ верху, слѣдя за нимъ глазами по всему поприщу, и увеличиваютъ (по ихъ мнѣнію) стремительность ѣздока, крича въ тоже время на коней, протягивая къ нимъ руки и махая ими; а все это дѣлаютъ не потому, что симъ дѣйствительно способствуютъ побѣдѣ, но чтобы изъ благорасположенія къ состязающимся въ жару усердія и голосомъ и тѣлодвиженіями выразить свою заботливость: подобное нѣчто, кажется, дѣлаю и я съ тобою, дражайшій для меня изъ /с. 224/ друзей и братьевъ, потому что, когда ты прекрасно подвизаешься въ божественномъ теченіи на поприщѣ добродѣтели, частыми и легкими скачками стремишься достигнуть почести вышняго званія (Филип. 3, 14.), и голосъ подаю тебѣ, и побуждаю тебя поспѣшать, и прошу заботливо усилить скорость. Дѣлаю же, не какимъ либо неразумнымъ усердіемъ движимый къ этому, но, какъ возлюбленному чаду, желая доставить тебѣ удовольствіе.

Поелику письмо, недавно тобою присланное, сообщило мнѣ это прошеніе, чтобы дали мы тебѣ какое либо правило для совершенной жизни; то призналъ я приличнымъ удовлетворить сему. Хотя иное въ сказанномъ не будетъ, можетъ быть, и сколько нибудь для тебя полезнымъ; однакоже не останется, конечно, безполезнымъ то самое, что послужу для тебя примѣромъ благопокорности. Если мы, поставленные замѣнять собою отцевъ для столькихъ душъ, признаемъ приличнымъ для этихъ сѣдинъ принять приказъ цѣломудрствующей юности; то тѣмъ паче естественно въ тебѣ преимуществовать преспѣянію въ благопокорности, когда юность твоя подъ руководствомъ нашимъ обучается добровольному послушанію.

И о семъ довольно. Время уже приступить къ предположенному, призвавъ Бога быть наставникомъ въ словѣ.

Просилъ ты меня, любезная глава, описать /с. 225/ тебѣ, какая жизнь совершенна, — просилъ, имѣя въ виду, конечно, дознать, какимъ образомъ, если въ словѣ найдено будетъ искомое, указанныя черты совершенства прилагать къ собственной своей жизни. А я равно не силенъ въ томъ и другомъ, и утверждаю, что, какъ объять умомъ совершенство, такъ и показать въ жизни, чтó могъ бы постигнуть умъ, — выше моихъ силъ. А, можетъ быть, не я одинъ, но и многіе изъ великихъ и преимуществующихъ въ добродѣтели сознаются, что подобное дѣло и для нихъ недоступно. Но чтобы не подать мысли, будтобы, говоря словами Псалмопѣвца, тамо убоялся я страха, идѣже не бѣ страхъ (Пс. 13, 5.); яснѣе представлю тебѣ свою мысль.

Совершенство во всемъ другомъ, чтó измѣряется чувствомъ, ограничивается какими либо извѣстными предѣлами, напримѣръ относительно къ количеству, будетъ ли это чѣмъ непрерывнымъ и раздѣльнымъ. Ибо всякая мѣра количества объемлется своими какими либо предѣлами, и кто видитъ лакоть, или число десять, тотъ знаетъ, чѣмъ начинается, и чѣмъ кончается, то, въ чемъ должно заключаться совершенство. О добродѣтели же дознаемъ мы отъ Апостола, что у нея одинъ предѣлъ совершенства — не имѣть самаго предѣла. Ибо самъ, сильный и высокій разумомъ, божественный Апостолъ, въ теченіи своемъ /с. 226/ поприщемъ добродѣтели, никогда не останавливался, простираяся въ предняя (Филип. 3, 13.), потому что не безопасна ему была остановка въ семъ теченіи. Почему же? Потому что всякое добро по природѣ своей не имѣетъ предѣла; ограничивается же приближеніемъ къ противоположному; напримѣръ: жизнь — къ смерти, свѣтъ — ко тмѣ. И вообще всякое добро оканчивается всѣмъ тѣмъ, чтó представляемъ себѣ противоположнымъ добру. Какъ конецъ жизни есть начало смерти; такъ и остановка въ теченіи поприщемъ добродѣтели дѣлается началомъ теченія по пути порока. Посему не лжетъ наше слово, утверждая, что въ добродѣтели достиженіе совершенства невозможно.

По крайней мѣрѣ имъ доказано, что заключающееся въ предѣлахъ еще не добродѣтель. Поелику же сказалъ я, что и ведущимъ добродѣтельную жизнь невозможно достигнуть совершенства; то слово о семъ объяснено будетъ такъ. Первоначально и въ собственномъ смыслѣ добро, чтó естествомъ своимъ имѣетъ благость; это Само Божество, которое, чѣмъ умопредставляется по естеству, то дѣйствительно и есть, тѣмъ и именуется. Посему, такъ какъ: доказано, что нѣтъ инаго предѣла добродѣтели, кромѣ порока; а Божество не допускаетъ противоположнаго: то слѣдуетъ, что естество Божіе неограниченно и безпре/с. 227/дѣльно. Но идущій путемъ истинной добродѣтели не инаго чего причастенъ, какъ Самаго Бога; потому что Онъ есть всесовершенная добродѣтель. Итакъ, поелику знающимъ то, чтó по естеству прекрасно, непремѣнно вожделѣнно причастіе сего; а оно не имѣетъ предѣла: то по необходимости вожделѣніе причащающагося, простираясь въ безпредѣльность, не имѣетъ остановки. Поэтому всеконечно нѣтъ средствъ достичь совершеннаго; потому что совершенство, по сказанному, не объемлется предѣлами, у добродѣтели же одинъ предѣлъ — безпредѣльность. Какъ же кому дойдти до искомаго предѣла, не находя самаго предѣла?

Впрочемъ, потому что, какъ доказало слово, искомое вовсе не достижимо, не должно нерадѣть о заповѣди Господней, которая говоритъ: будите совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48.). Въ томъ, что прекрасно по естеству, хотя и не возможно улучить все, для имѣющихъ умъ великая выгода не остаться не улучившимъ и части. Посему должно прилагать все тщаніе о томъ, чтобы не вовсе лишиться возможнаго совершенства, но столько пріобрѣсть онаго, сколько успѣемъ узнать искомое. Ибо, можетъ быть, имѣть у себя прекрасное для того, чтобы всегда желать, пріобрѣсти его еще больше, — есть уже совершенство человѣческой природы.

/с. 228/ Прекраснымъ мнѣ кажется дѣломъ, совѣтникомъ въ этомъ употребить Писаніе. Ибо нѣгдѣ въ пророчествѣ Исаіи говоритъ Божій гласъ: воззрите на Авраама отца вашего, и на Сарру породившую вы (Ис. 51, 2.). Конечно же повелѣніе такое даетъ слово блуждающимъ внѣ пути добродѣтели, чтобы, какъ на морѣ унесенные съ прямаго пути, ведущаго къ при стани, исправляютъ ошибочное свое направленіе по усмотрѣнному знаку, увидѣвъ поднимающійся съ высокаго мѣста вверхъ пламенникъ, или открывшуюся вершину какой либо горной высоты; подобно сему примѣромъ Сарры и Авраама направили снова путь свой въ пристань Божіей воли тѣ, которые блуждаютъ по житейскому морю съ утратившимъ кормило умомъ. Поелику человѣческое естество дѣлится на мужескій полъ и женскій, и обоимъ равно предоставлено во власть избраніе пути къ добродѣтели и къ пороку: то каждому отдѣлу Божіимъ словомъ указанъ поэтому соотвѣтственный образецъ добродѣтели, чтобы тѣ и другіе, взирая на сродное имъ: мужи на Авраама, а другая часть на Сарру, оба пола по свойственнымъ имъ образцамъ направлялись къ жизни добродѣтельной. Посему, можетъ быть, достаточно для насъ будетъ памяти одного какого либо мужа, благоискуснаго по жизни, чтобы послужить пламенникомъ и показать, какъ можно въ отверстую пристань /с. 229/ добродѣтели ввести душу, не давъ ей испытать невзгодъ среди обуреваній житейскихъ и потерпѣть крушеніе въ пучинѣ порока отъ непрерывнаго треволненія страстей. Для того-то, вѣроятно, и представляется исторіею во всей точности образъ жизни высокихъ мужей, чтобы подражаніемъ ихъ преспѣяніямъ послѣдующая наша жизнь была направлена къ добру.

Итакъ чтоже, спроситъ иный, если я не Халдей, какъ упоминается объ Авраамѣ, и не воспитанникъ дочери царя египетскаго, какъ говорится въ Писаніи о Моисеѣ, и вообще въ подобномъ сему по жизни не имѣю ничего сходнаго съ кѣмъ либо изъ древнихъ; то какъ же поставлю себя въ одинъ рядъ съ однимъ изъ нихъ, не имѣя и возможности въ своихъ занятіяхъ подражать человѣку, столько отъ меня отдаленному? На сіе скажемъ вопрошающему: быть Халдеемъ не признаемъ порокомъ, или добродѣтелію; не жизнію въ Египтѣ, не пребываніемъ въ Вавилонѣ человѣкъ дѣлается далекимъ отъ жизни добродѣтельной. А также не во Іудеи только бываетъ вѣдомъ Богъ достойнымъ, и не Сіонъ одинъ, какъ можно подумать съ перваго взгляда, есть Божіе жилище (Псал. 75, 1. 2.). Напротивъ того намъ потребны нѣкое болѣе тонкое разумѣніе и болѣе острый взоръ, чтобы усмотрѣть изъ исторіи, отъ какихъ Халдеевъ или Египтянъ держа /с. 230/ себя вдали, и отъ какого Вавилонскаго освободившись плѣна, взойдемъ на высоту блаженной жизни.

Посему образцемъ жизни для насъ пусть будетъ въ семъ словѣ представленъ Моисей, котораго жизнь изобразивъ сперва кратко, какъ дознали ее изъ Божественнаго Писанія, потомъ поищемъ приличнаго исторіи смысла къ извлеченію правилъ добродѣтели, чтобы по нимъ познать совершенную жизнь, какая доступна людямъ.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 223-230. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.