Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1861).

4. О МОЛИТВѢ.

Слово 3-е.

Да святится Имя Твое: да пріидетъ царствіе Твое (Матѳ. 6, 9. 10.).

Законъ, сѣнь имый грядущихъ благъ (Евр. 10, 1.), и нѣкіими прообразовательными гаданіями провозвѣщающій истину, когда во святилище вводитъ священника для принесенія молитвы Богу, сперва очистительными нѣкіими жертвами и окропленіями очищаетъ входящаго, потомъ, украсивъ священническою одеждою, благолѣпно испещренною золотомъ, багряницею и красками другихъ цвѣтовъ, возложивъ на него наперсникъ и увясло, прицѣпивъ къ краямъ одежды звонки съ пуговицами; — а на раменахъ состегнувъ верхнюю одежду, и главу пріукрасивъ діадимою, обильно изливъ мѵро на власы, вводитъ его наконецъ во святилище, совершать таинственныя священнодѣйствія.

Духовный же законоположникъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, обнажая законъ отъ тѣлесныхъ покрывалъ и приводя въ ясность гадательный смыслъ прообразовъ, во-первыхъ не одного только, избавъ изъ цѣлаго народа, вводитъ въ собесѣдованіе съ Богомъ, но всякому равно даруетъ сіе достоинство, предложивъ желающимъ общую благодать священства; а потомъ незаимствованнымъ убран/с. 415/ствомъ, найденнымъ въ какой либо краскѣ и ткатскомъ ухищреніи, придаетъ искусственную красоту священнику, но возлагаетъ свойственное и сродное ему украшеніе, вмѣсто разнообразно испещренной одежды, дѣлая цвѣтоноснымъ пріятностями добродѣтелей; и грудь украшаетъ, не земнымъ золотомъ, но непорочною и чистою совѣстію придавая лѣпоту сердцу. Къ увяслу же сему принаровляетъ и блескъ драгоцѣнныхъ камней, а это, по мнѣнію Апостола, — свѣтлости святыхъ заповѣдей. Да и надрагами обезопашиваетъ ту часть, которой украшеніемъ служитъ такой видъ одѣянія; конечно же не незнаешь, что украшеніе таковой части — покровъ цѣломудрія. Привѣсилъ къ ряснамъ жизни духовные звонки, и пуговицы, и цвѣты (Исх. 28, 34.) (п), а подъ ними иный справедливо можетъ разумѣть видимое въ добродѣтельной жизни, чтобы прохожденіе сей жизни содѣлалось славнымъ; а посему къ ряснамъ симъ вмѣсто звонка придалъ благозвучное слово вѣры, а вмѣсто пуговицы — сокровенную готовность къ надеждѣ на будущее, прикрытую суровою жизнію, и вмѣсто цвѣтовъ доброцвѣтную красоту рая (р); /с. 416/ такимъ вводитъ его во святилище и внутренность храма. Святилище же это не неодушевленнное, и не рукотворенное, но сокровенная храмина нашего сердца, если дѣйствительно она непроницаема для порока, и недоступна лукавымъ помысламъ. Главу украшаетъ небеснымъ мудрованіемъ, не изображеніе буквъ начертавъ на золотой дщицѣ, но самаго Бога изобразивъ во владычественномъ разсудкѣ. А на власы разливаетъ мѵро, душею внутри себя самой составленное изъ добродѣтелей; и уготовляетъ его къ принесенію Богу въ таинственномъ священнодѣйствіи, въ благоуханіе и жертву не чего либо инаго, но себя самаго. Такъ возведенный Господомъ въ сіе священство, умертвивъ плотское мудрованіе мечемъ духовнымъ, иже есть глаголъ Божій (Ефес. 6, 17.), потомъ пребывая во святилищѣ, умилостивляетъ Бога, таковою жертвою посвятивъ себя самаго и представивъ тѣло свое жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12, 1.).

Но, можетъ быть, скажетъ кто либо, что смыслъ молитвы, предложенной нами для истолкованія, по первому взгляду не имѣетъ сего значенія; а нами придуманы подобныя понятія, не соотвѣтствующія понятіямъ, заключающимся въ собственныхъ словахъ молитвы. Посему пусть таковый снова приведетъ себѣ на память первые уроки молитвы. Ибо кто пріуготовилъ себя къ тому, чтобы съ дерзнове/с. 417/ніемъ осмѣлиться наименовать Бога отцемъ своимъ; тотъ въ точности облеченъ тою одеждою, какая описана въ словѣ, звучитъ звонцами, цвѣтетъ пуговицами, блистаетъ на персяхъ лучами заповѣдей, на раменахъ носитъ патріарховъ и Пророковъ, вмѣсто именъ обративъ добродѣтели ихъ въ собственное свое украшеніе; и главу украшаетъ вѣнцемъ правды; власы имѣетъ умащенные небеснымъ мѵромъ; и пребываетъ внутри пренебеснаго святилища, которое поистинѣ непроницаемо и недоступно для всякаго нечистаго помысла. Но какъ надлежитъ пріуготовлять себя посвящаемому, достаточно показано сіе словомъ въ изслѣдованномъ доселѣ, остается же разсмотрѣть самое прошеніе, какое пребывающему внутри святилища Господь повелѣлъ возносить къ Богу.

Ибо кажется мнѣ, что излагающій просто слова молитвы по первому взгляду не доставляетъ намъ удобопонятнаго смысла. Сказано: да святится имя Твое: да пріидетъ царствіе Твое. Какъ относится это къ моей потребности? скажетъ иный человѣкъ, или покаяніемъ наказывая себя за грѣхи, или, чтобы бѣжать отъ преобладающаго имъ грѣха, призывая на помощь Бога, потому что всегда предъ очами у него поборающій искушеніями. Здѣсь раздражительность выводитъ разсудокъ изъ упорядоченаго состоянія; тамъ пожеланія неумѣстнаго ослабляютъ силы души; въ другой разъ /с. 418/ наводятъ слѣпоту на зоркость сердца любостяжательность, кичливость, гордыня, ненависть и остальная толпа противоборствующаго намъ, подобно какому-то полчищу вокругъ обступившихъ враговъ, при самой крайности ввергаютъ душу въ опасность. Послѣ этого старающемуся, при благомъ содѣйствіи, избавиться отъ сихъ золъ какія всего пригоднѣе употребить слова? Не тѣ ли, которыя употребилъ великій Давидъ, сказавъ: да избавлюся отъ ненавидящихъ мя (Псал. 68, 15.), и еще: да возвратятся враги мои вспять (Псал. 34, 4.), и еще: даждь намъ помощь отъ скорби (Псал. 59, 13.), и другія симъ подобныя, которыми можно возставить Божіе противъ враговъ содѣйствіе? Теперь же чтó говоритъ законъ молитвы? Да святится имя Твое. Если и не будетъ это мною сказано, ужели возможно имени Божію не быть святымъ? Да пріидетъ царствіе Твое. Чтó же изъято изъ подъ власти Бога, Который, какъ говоритъ Исаія, объемлетъ дланію все небо, горстію всю землю, рукою содержитъ влажное естество, въ объятіяхъ носитъ всю и этого міра и премірную тварь (Иса. 40, 12.)? Посему, если имя (с) Божіе всегда свято, ничто не избѣгло державы владычества Божія, но всѣми обладаетъ, и въ /с. 419/ святынѣ не требуетъ (т) прибавленій, во всемъ нескудный и совершенный: чтó выражаетъ молитва словами: да святится имя Твое: да пріидетъ царствіе Твое?

Писаніе подъ видомъ молитвы не учитъ ли (у), можетъ быть, чему либо такому: природа человѣческая для пріобрѣтенія чего либо добраго немощна, и потому о какомъ бы добрѣ ни заботились, не достигали бы мы онаго, если бы не совершало сего въ насъ Божіе содѣйствіе. А главное для меня изъ всѣхъ благъ то, чтобы жизнію моею прославлялось имя Божіе.

Вразумительнѣе (ф) же сдѣлается для насъ этотъ смыслъ чрезъ предположеніе противнаго. Слышу, что священное Писаніе осуждаетъ гдѣ-то тѣхъ, которые дѣлаются виновниками хулы на Бога. Ибо сказано: горе тѣмъ, ихже ради имя Мое хулится во языцѣхъ (Иса. 52, 5.). А сіе значитъ: не увѣровавшіе еще слову истины взираютъ на жизнь пріявшихъ вѣру въ таинство; а посему, когда иные носятъ на себѣ имя вѣры, а жизнь ихъ противорѣчитъ имени, или идолослужительствуя любо/с. 420/стяжательностію, или безчинствуя въ пьянствѣ и на пиршествахъ, или, на подобіе свиней, валяясь въ тинѣ распутства: тогда у невѣрныхъ тотчасъ готовъ отзывъ, осуждающій, не произволъ худо пользующихся жизнію, но таинство, какъ будто оно учитъ поступать такимъ образомъ, и будтобы такій-то человѣкъ, посвященный въ божественныя таинства, не сдѣлался бы или злорѣчивымъ, или любостяжательнымъ, или хищникомъ, или подверженнымъ иному какому пороку, если бы грѣшить не было для нихъ законно. Посему-то Писаніе обращается къ таковымъ съ строгою угрозою, говоря: горе тѣмъ, ихже ради имя Мое хулится во языцѣхъ.

Если это понято нами, то благовременно будетъ обратить вниманіе на то, чтó говорится съ противной стороны. Ибо прежде всего, думаю, надлежитъ молиться и главнымъ предметомъ молитвы поставлять то, чтобы жизнію моею имя Божіе не хулилось, но прославлялось и святилась вѣра въ таинство (х). Посему во мнѣ, говоритъ молящійся, да святится призываемое мною имя Твоего владычества, да видятъ человѣки добрыя дѣла, и прославятъ Отца, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16.). А кто столько звѣроподобенъ и не/с. 421/разуменъ, что, въ вѣрующихъ въ Бога видя жизнь чистую, преуспѣвающую въ добродѣтели, свободную отъ всѣхъ сквернъ грѣха, чуждую всякаго подозрѣнія въ худомъ, сіяющую цѣломудріемъ, достойную уваженія за благоразуміе, мужественно отражающую прираженія страстей, нимало не разслабляемую тѣлеснымъ сладострастіемъ, всего болѣе удаляющуюся отъ забавъ, нѣги и кичливой суетности, столько пользующуюся житейскимъ, сколько сіе необходимо, концами только ножныхъ перстовъ касающуюся земли, во время пребыванія на землѣ не утопающую въ наслажденіяхъ удовольствіями сей земной жизни, но стоящую выше всякаго чувственнаго обольщенія и въ жизни плотской соревнующую жизни безплотныхъ, признающую единственнымъ богатствомъ пріобрѣтеніе добродѣтели, единственнымъ благородствомъ — усвоеніе себя Богу, единственнымъ достоинствомъ и единственнымъ владычествомъ — обладаніе самимъ собою, и нераболѣпство человѣческимъ страстямъ, обременяющуюся продолжительностію жизни въ вещественномъ вѣкѣ, и подобно бѣдствующимъ на морѣ, поспѣшающую въ пристань срѣтить тамъ успокоеніе — кто, видя все сему подобное, не прославитъ имени, призываемаго такою жизнію?

Посему, кто говоритъ въ молитвѣ: да святится имя Твое во мнѣ, тотъ, по силѣ про/с. 422/износимыхъ имъ словъ, молится о слѣдующемъ: «при содѣйствіи Твоей помощи да содѣлаюсь неукоризненнымъ, справедливымъ, богочестивымъ, буду воздерживаться отъ всякаго лукаваго дѣла, говорить истину, дѣлать правду; ходить по правотѣ, отличаться цѣломудріемъ, украшаться нерастлѣніемъ, мудростію и благоразуміемъ, мудрствовать горнее, презирать земное, просіявать ангельскимъ житіемъ». Сіе и подобное сему содержитъ въ себѣ это краткое прошеніе, въ молитвѣ взывающее Богу: да святится имя Твое. Ибо не иначе возможно Богу прославляться въ человѣкѣ, какъ развѣ, когда добродѣтель его свидѣтельствуетъ, что причина благъ въ Божіемъ могуществѣ.

Въ послѣдующихъ словахъ заключается молитва о томъ, чтобы пришло царствіе Божіе. Ужели теперь только желательно, чтобы содѣлался царемъ Царь вселенной, всегда Тотъ же, какимъ Онъ есть, для всякаго измѣненія непреложный. Кому не возможно и найдти чтó либо лучшее, во чтó могъ бы измѣниться? Посему чтó же значитъ молитва, призывающая царствіе Божіе? Но истинное о семъ понятіе вѣдомо тѣмъ, кому Духъ истины открываетъ сокровенныя тайны; а мы имѣемъ такое разумѣніе сего изреченія: выше всего одна истинная власть и сила, которая державствуетъ и царствуетъ во вселенной, не насиліемъ какимъ, не самоуправнымъ властительствомъ, не стра/с. 423/хомъ, не принужденіями приводящая въ подчиненіе, чтó покорено ей: потому что добродѣтели надлежитъ быть свободною отъ всякаго страха, не по жестокому надъ собой владычеству, но по добровольному разсужденію избирать доброе; а главное во всякомъ добрѣ — состоять подъ животворною властію. Посему, такъ какъ природа человѣческая въ сужденіи о добрѣ обманомъ введена въ заблужденіе, то въ произволеніи нашемъ произошла наклонность къ противному, жизнь человѣческая преобладается всѣмъ худымъ, потому что смерть тысячами путей вмѣшалась (ц) въ природу; всякій видъ грѣха дѣлается какъ бы какимъ путемъ къ намъ смерти. Посему, такъ какъ состоимъ подъ такимъ самоуправствомъ, какъ бы какими исполнителями казней или врагами, прираженіями страстей порабощены смерти: то хорошо молимся, чтобы пришло къ намъ царствіе Божіе. Ибо невозможно иначе свергнуть съ себя лукавое владычество тлѣнія, пока не воспріиметъ надъ нами снова владычества животворящая сила.

Посему, если просимъ, чтобы пришло къ намъ царствіе Божіе; то въ дѣйствительности умоляемъ Бога о слѣдующемъ: «да избавлюсь я отъ тлѣнія, да освобождусь отъ смерти, да /с. 424/ буду разрѣшенъ отъ узъ грѣха, да не царствуетъ болѣе надо мною смерть, да не будетъ болѣе дѣйствительнымъ надъ нами самоуправство порока, да не преобладаетъ мною врагъ, да не водитъ меня плѣнникомъ, порабощая грѣхомъ; но да пріидетъ на меня царствіе Твое, чтобы отступили отъ меня, или, лучше сказать, обратились въ ничто преобладающія и царствующія нынѣ страсти. Яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ; и яко таетъ воскъ отъ лица огня, тако да погибнутъ» (Псал. 67, 3.). И дымъ, разлившись въ воздухѣ, не оставляетъ по себѣ никакого признака собственнаго своего естества; и воска, побывавшаго въ огнѣ, уже не найдешь. Но и воскъ, напитавъ собою пламень, претворился въ паръ и въ воздухъ; и дымъ пришелъ въ совершенное уничтоженіе. Такъ, когда придетъ на насъ царствіе Божіе, тогда все, преобладающее нами теперь, обратится въ ничто; потому что тма не терпитъ присутствія свѣта; не остается болѣзни по возвращеніи здоровья: не дѣйствуютъ и страсти при появленіи безстрастія; бездѣйственна смерть, исчезаетъ тлѣніе, когда воцаряется въ насъ жизнь, и начинаетъ обладать нетлѣніе.

Да пріидетъ царствіе Твое. Какое сладостное изреченіе! Имъ ясно приносимъ Богу слѣдующее моленіе: «да разсыплется сопротивная сила, да уничтожится дружина иноплеменни/с. 425/ковъ, да прекратится борьба плоти съ духомъ, да не служитъ тѣло прибѣжищемъ непріятелю души, да явятся на мнѣ царственное владычество, ангельская рука, тысячи исправляющихъ, тьма помогающихъ съ правой руки, чтобы съ противной стороны пала тьма враждующихъ. Сопротивникъ силенъ; но страшенъ и непреоборимъ для лишенныхъ Твоей помощи, пока побораемый имъ одинъ. А какъ скоро откроется Твое царствіе, отбѣже и печаль и воздыханіе (Иса. З5, 10.), на мѣсто же ихъ входятъ жизнь и миръ, и радованіе. Или, какъ яснѣе истолкована намъ таже мысль Лукою, кто проситъ, чтобы пришло царствіе, тотъ взываетъ о содѣйствіи Святаго Духа. Такъ въ Евангеліи отъ Луки, вмѣсто словъ: да пріидетъ царствіе Твое, сказано: да пріидетъ Святый Духъ Твой на насъ, и очиститъ насъ.

Чтó скажутъ на это дерзко отверзающіе уста свои на Духа Святаго? По какому разумѣнію царственное достоинство превращаютъ они въ рабское уничиженіе? Лука называетъ Духомъ Святымъ, чтó Матѳей наименовалъ царствомъ; почему естество Духа (ч) низводятъ въ подчиненную тварь, естество царственное причисляя къ естеству, подвластному царской власти? /с. 426/ Тварь рабствуетъ, а рабство — не царская власть. Духъ же Святый есть царствіе. А если царствіе (ш), то, безъ сомнѣнія, царствуетъ, а не подъ царскою властію: но чтó не подъ царскою властію, то не тварь; потому что твари только свойственно быть въ рабствѣ. Посему, если Духъ есть царствіе, то почему причисляютъ Его къ естеству рабственному (щ) не научившіеся еще молиться, незнающіе, кто очищаетъ оскверненное, Кому принадлежитъ держава царства (ъ)?

Сказано: да пріидетъ Святый Духъ Твой, и очиститъ насъ. Посему особая и преимущественная сила и дѣйственность Святаго Духа — очищать отъ грѣха. Ибо чистое и неоскверненное, конечно, не имѣетъ нужды въ очищающемъ. Но сіе же самое свидѣтельствуетъ Апостолъ и объ Единородномъ (ы), когда говоритъ: очищеніе сотворивъ грѣховъ, сѣде одесную... величестія (Евр. 1, 3.) Отцева. Посему одно дѣло у Того и Другаго, у Духа очищающаго /с. 427/ грѣхъ, и у Христа содѣлавшагося очищеніемъ. А у кого одно дѣйствіе, у тѣхъ, конечно, и сила одна и таже; потому что всякое дѣйство есть слѣдствіе силы. Поэтому, если и дѣйство одно и сила одна, то какъ можно представлять себѣ инаковость естества у тѣхъ, у кого не находимъ никакой разности ни въ силѣ, ни въ дѣйствѣ? Какъ по свойствамъ огня, когда два сіи дѣйства свѣтить и сожигать равны и подобны, нельзя заключать о видоизмѣненіи предмета: такъ и никто изъ цѣломудренныхъ наученный божественнымъ Писаніемъ, что одно дѣйство Сына и Духа, не дойдетъ до того, чтобы предполагать какое либо различіе въ естествѣ.

Но нынѣ мнѣніями благочестивыхъ предварительно уже доказано, что естество Отца и Сына одно и тоже; ибо инородному не возможно называться именемъ Божіимъ; какъ скамья не называется сыномъ плотника, и никто изъ здравомыслящихъ не скажетъ, что домоздатель построилъ сына; напротивъ того наименованіями отецъ и сынъ означается единеніе ихъ по естеству. Когда два существа состоятъ во взаимномъ свойствѣ съ третьимъ, по всей необходимости надлежитъ не имѣть имъ различія и одному съ другимъ. Посему, если Сынъ по естеству въ единеніи съ Отцемъ, а тождествомъ дѣйствъ доказано, что Духъ Святый не чуждъ естества сыновняго: то въ /с. 428/ слѣдствіе сего оказывается, что естество Святой Троицы едино, между тѣмъ какъ въ каждой Ѵпостаси личное свойство, по преимуществу въ ней усматриваемое, не сливается, и отличительные признаки между собою не перемѣшиваются такъ, — что признакъ Отчей Ѵпостаси не переносится на Сына или Духа, или также признакъ Сына не примѣняется къ Отцу и къ Духу, или личное свойство Духа не обнаруживается въ Отцѣ и въ Сынѣ. Но въ общности естества усматривается несообщимое различіе особностей. Отцу свойственно безвиновное бытіе. Сего нельзя видѣть въ Сынѣ и въ Духѣ; потому что Сынъ отъ Отца изшелъ (Іоан. 16, 28.), какъ говоритъ Писаніе, и Духъ отъ Бога (1 Кор. 2, 12.) и отъ Отца исходитъ (Іоанн. 15, 26.). Но какъ сіе — имѣть безвиновное бытіе, будучи свойствомъ одного Отца, не можетъ прилагаемо быть къ Сыну и къ Духу; такъ наоборотъ и сему — имѣть бытіе отъ вины, чтó свойственно Сыну и Духу, неестественно быть усматриваемымъ въ Отцѣ. А какъ общее свойство Сына и Духа — не быть не рожденнымъ, то, чтобы не усматривалось въ Нихъ какой либо слитности, можно опять найдти несмѣшиваемое различіе въ ихъ личныхъ свойствахъ; такъ что и общее сохраняется, и особенныя свойства не сливаются. Ибо Сынъ въ святомъ Писаніи именуется Единороднымъ отъ Отца, и симъ Пи/с. 429/саніе ограничиваетъ личное свойство Сына. О Святомъ же Духѣ говорится, что Онъ отъ Отца, и свидѣтельствуется, что Онъ есть сыновній. Ибо сказано: аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ (Римл. 8, 9.). Посему, хотя Духъ, сущій отъ Бога, есть и Христовъ Духъ, однакоже Сынъ, сущій отъ Бога, не есть и не называется Сынъ Духа: и относительная сія послѣдовательность не имѣетъ мѣста въ обратномъ порядкѣ, такъ что можно было бы равнымъ образомъ разложивъ рѣчь, превращать ее, и какъ Духа называемъ Христовымъ, такъ и Христа именовать Ду́ховымъ. Посему, такъ какъ свойство сіе ясно и неслитно отличаетъ одно Лице отъ другаго, а тождество дѣйствія свидѣтельствуетъ объ общности естества, то тѣмъ и другимъ подтверждается благочестивое положеніе о Божествѣ, что исчисляется Троица по ѵпостасямъ, и не разсѣкается на иноестественные отдѣлы (ь).

Посему, каково же безуміе сихъ духоборцевъ, которые учатъ, что Господь — рабъ, для которыхъ не вѣрно и свидѣтельство Павла, /с. 430/ когда говоритъ, что Господь Духъ есть (2 Кор. 3, 17.). Или, можетъ быть, слово: да пріидетъ, почитаютъ унижающимъ достоинство? Не слушаютъ, значитъ, и великаго Давида, который призываетъ къ себѣ даже Отца, и вопіетъ: пріиди во еже спасти насъ (Псал. 78, З.). Если для Отца придти — дѣло спасительное, то почему для Духа придти — дѣло унизительное? Или и это — очищать отъ грѣховъ поставляютъ признакомъ униженія достоинства? Послушай невѣрныхъ Іудеевъ, которые вопіютъ, что отпущать грѣхи свойственно единому Богу, разсуждая объ Отцѣ, говорятъ: Кто есть сей, иже глаголетъ хулы? Кто можетъ оставляти грѣхи, токмо единъ Богъ (Лук. 5, 21.)? Посему, если грѣхи оставляетъ Отецъ, вземлетъ же на Себя грѣхъ міра Сынъ (Іоанн. 1, 29.), и отъ грѣховной скверны очищаетъ Духъ Святый тѣхъ, въ комъ пребываетъ Онъ: чтó скажутъ на сіе противоборствующіе собственной своей жизни?

Но да пріидетъ на насъ Духъ Святый, и да очиститъ насъ, и да содѣлаетъ способными къ принятію возвышенныхъ и боголѣпныхъ понятій, указуемыхъ намъ въ молитвѣ гласомъ Спасителя. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчанія:
(п) По рук. читается: καὶ τὰ ἄνθινα.
(р) Дополнено изъ рукописи, гдѣ читается такъ: ἀντὶ δὲ τῶν ἀνθίνων, τὴν εὐανθῆ τοῦ παραδήσου χάριν.
(с) По рукоп. вмѣсто: τὸ κράτος читается: τό ὄνομα.
(т) По рукоп. вмѣсто: οὐ ἐπιδέχεται, читается: οὐκ ἐπιδέεται.
(у) По рукоп. вмѣсто: εἰ читается: .
(ф) По рукоп. вмѣсто: προτιμοτέρα ἡ ἔννοια читается: γνωριμοτέρα ἡ διανοία.
(х) Слова сіи дополнены по рукописи.
(ц) По рукоп. вмѣсто: κατακριθέντος читается: καταμιχθέντος.
(ч) По рукоп. вмѣсто: οἱ θεομάχοι читается: τὴν φύσιν τοῦ Πνεύματος.
(ш) По рукоп. вмѣсто: οὐκοῦν τῆς κατὰ τὴν κτίσιν κοινωνίας κεχώρισται и проч. читается: εἰ δὲ βασιλεία ἔστιν, βασιλεύει παντῶς.
(щ) Въ рукоп. читается: πῶς, τῆ δουλευούσῃ φίσει συναριθμοῦσιν.
(ъ) Въ рукописи: τίς ὁ τῆς βασιλείας ἀναδεδεγμένος τό κράτος.
(ы) Сіе мѣсто и послѣдующее за симъ переведено по рукописи и согласно съ печатнымъ изданіемъ Франца Элера подъ заглавіемъ: Bibliothek der Kirchenväter. Leipzig. 1859.
(ь) Все сіе мѣсто, начинающееся словами: «такъ что признакъ Отчей ѵпостаси», переведено по рукописи и по изданію Фр. Элера.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть первая. — М.: Типографія В. Готье, 1861. — С. 414-430. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 37.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.