Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Григорій Богословъ († 389 г.)

Свт. Григорій Богословъ (Назіанзенъ), архіеп. Константинопольскій, великій отецъ Церкви и вселенскій учитель. Родился ок. 329 г. въ Аріанзѣ (въ Каппадокіи). Въ раннемъ дѣтствѣ св. Григорій видѣлъ сонъ, предуказывавшій ему путь послѣдующей жизни: цѣломудріе и чистота въ образѣ прекрасныхъ дѣвъ явились ему, приглашая слѣдовать за собою. Среднее образованіе получилъ въ Кесаріи Каппадокійской. Послѣ этого продолжилъ образованіе въ Кесаріи Палестинской, Александріи и Аѳинахъ. Въ Аѳинахъ подружился со свт. Василіемъ Великимъ, причемъ два друга «знали лишь два пути — въ школу и христіанскую церковь» Ок. 357 г. покинулъ Аѳины и черезъ Константинополь прибылъ на родину, гдѣ принялъ св. крещеніе. Въ 359 г. въ день Рождества Христова былъ посвященъ во пресвитера своимъ отцомъ, Григоріемъ старшимъ, еп. Назіанза. Свт. Василій Великій, уже еп. Кесарійскій, почти насильно посвятилъ св. Григорія во епископа для мѣстечка Сасимъ. Послѣ смерти родныхъ, стремясь къ подвижничеству, удаляется въ Селевкію въ монастырь св. Ѳеклы. Изъ Селевкіи св. Григорій вызывается православными въ Константинополь для защиты св. Православія, гонимаго аріанами. Въ маѣ 381 г., когда по волѣ имп. Ѳеодосія, былъ созванъ 2-й Вселенскій Соборъ, св. Григорій, согласно желанію императора и народа, былъ избранъ на праздную каѳедру константинопольскаго епископа. Отцы собора утвердили это избраніе. Вскорѣ несогласія между нимъ и отцами собора (гл. образомъ изъ-за мѣръ по искорененію мелетіанскаго раскола), заставили свт. Григорія удалиться на родину, гдѣ онъ проводилъ время въ уединеніи, занимаясь литературными трудами. Здѣсь онъ мирно скончался въ 389 г. Сочиненія свт. Григорія раздѣляются на три группы: 45 словъ, 243 письма и собраніе стихотвореній. Характеръ его сочиненій, по-преимуществу, нравственно-догматическій и пастырелогическій. Слова и нѣкоторыя письма свт. Григорія имѣли большое вліяніе на выясненіе православнаго ученія о Пресвятой Троицѣ и о Лицѣ Господа Іисуса Христа. Память свт. Григорія Богослова — 25 января (7 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Григорія Богослова

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 1-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРІЯ БОГОСЛОВА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1843).

СЛОВО 2,
къ призвавшимъ въ началѣ, но не срѣтившимъ св. Григорія, когда онъ сталъ пресвитеромъ.

Что не спѣшите къ нашему слову, о други и братія, нѣкогда столь скорые для того, чтобы принудить меня и извлечь изъ моей твердыни, то есть, изъ пустыни, которую я возлюбилъ паче всего, которую преимущественно чтилъ и избралъ себѣ руководительницею всей жизни, какъ содѣйственницу и матерь Божественнаго восхожденія, какъ обожительницу? Для чего то, что желали получить, пренебрегаете по полученіи? Для чего, повидимому, лучше умѣете желать насъ, когда насъ нѣтъ, нежели пользоваться отъ насъ, когда мы съ вами, какъ будто вы хотѣли только овладѣть нашимъ любомудріемъ, а не извлекать изъ него пользу себѣ? Или же, прилично мнѣ сказать и сіе: быхомъ вамъ въ сытость (Ис. 1, 14.) и притомъ — странное дѣло! — прежде нежели вы насъ вкусили и испытали. Даже, какъ странника, вы не ввели меня, или, скажу сострадательнѣе, не введены и вы со мною; для чего, если не другое что, то заповѣдь ува/с. 11/жить надлежало. Какъ начинающему не дали вы мнѣ руководства, какъ боязливаго не ободрили меня, какъ потерпѣвшаго насиліе не утѣшили: напротивъ того, — не хотѣлъ-бы сказать, однако скажу, — и праздникъ не въ праздникъ вы мнѣ сдѣлали; не съ добрымъ предвѣстіемъ вы меня приняли, и торжество растворили печалію: потому что не доставало при немъ самаго важнаго для удовольствія, — не доставало васъ, моихъ побѣдителей, — несправедливо было-бы сказать, любителей, Такъ удобно пренебрегается все, что удобно препобѣждается; раболѣпно чтится высокое и безчестится смиряющееся предъ Богомъ. Чего вы хотите? Судиться-ли мнѣ съ вами, или стать судіею? Произнести-ли приговоръ, или подвергнуть себя приговору? Ибо надѣюсь, что и судимый одержу верхъ и, произнося судъ, праведно васъ осужу. Вина ваша въ томъ, что вы не равною мѣрою воздаете за мою любовь; не отдаете чести моему послушанію и нынѣшняго усердія не представляете въ поруку за будущее, тогда какъ и при семъ усердіи едвали-бы можно было положиться на будущее; потому что у всякаго болѣе горячности въ началѣ. Напротивъ того, каждый изъ васъ предпочитаетъ что-нибудь и старому и новому своему пастырю, не уважая сѣдинъ и не ободряя юности.

Великолѣпна изображаемая въ Евангеліи вечеря (Матѳ. 22, 2 и слѣд.); угощающій ласковъ; тамъ и друзья, и самое пріятное пиршество, — это бракъ Сына. Но Царь созываетъ, а гости не приходятъ. Онъ гнѣвается, и — умалчиваю о томъ, что было за /с. 12/ симъ, какъ о предвѣщающемъ грозное, но скажу, что легче выговорить — Царь наполняетъ пиршество другими. Не желаю вамъ сего; но вы поступили со мною (могу-ли говорить кротко?) — и тѣхъ высокомѣрнѣе и дерзостнѣе: потому что они, будучи званы, отреклись отъ вечери и оскорбили Звавшаго; а вы нечужіе, вы не званные на бракъ, но сами призвали меня, сами привлекли къ сей священной трапезѣ, сами показали мнѣ великолѣпіе брачнаго чертога, и потомъ оставили меня. Таковы ваши великія доблести! Кто на село свое, кто къ парѣ воловъ новокупленныхъ, кто къ новобрачной супругѣ, кто за чѣмъ-либо другимъ мало важнымъ — всѣ вы разсѣялись и убѣжали, незаботясь ни о брачномъ чертогѣ, ни о Женихѣ. Сіе весьма опечалило и привело меня въ затрудненіе, — не умолчу о своихъ чувствованіяхъ, — я едва не удержалъ слово, которое хотѣлъ принести въ брачный даръ, какъ лучшее и драгоцѣннѣйшее свое достояніе; и едва не обратилъ слова противъ васъ, возлюбленные; потому что однажды я потерпѣлъ отъ васъ насиліе, — и могъ воспользоваться такимъ прекраснымъ случаемъ; притомъ языкъ мой изощряла любовь, которая бываетъ весьма горяча и неистощима въ обвиненіяхъ, когда превращается въ ревность, оскорбившись неожиданнымъ пренебреженіемъ. Ежели кто изъ васъ былъ уязвленъ любовію и испыталъ презрѣніе, то онъ знаетъ силу сей страсти и проститъ тѣхъ, которые подверглись ей и были близки къ такому-же безумію.

Впрочемъ мнѣ и теперь не позволительно укорять васъ и нежелаю, чтобы когда-нибудь было /с. 13/ позволено. Можетъ быть, и сказанное мною чрезъ мѣру укоризненно для васъ, священное стадо, достохвальныя овцы Христовы, Божіе достояніе, которымъ богатъ ты (*), при всей своей бѣдности. Мнѣ кажется, что прилично отнести къ тебѣ сіи слова Писанія: Вервь пролегла для тебя по прекраснымъ мѣстамъ, и удѣлъ твой всего пріятнѣе для тебя (Псал. 15, 6.) Я не уступлю ни въ чемъ преимущества предъ нами самымъ многолюднымъ городамъ, самымъ обширнымъ изъ паствъ; хотя мы малочисленны въ наименьшемъ колѣнѣ сыновъ Израилевыхъ, хотя мы весьма малочисленны въ тысячахъ Іудиныхъ; мы малый изъ городовъ Виѳлеемъ, въ которомъ раждается Христосъ, и нынѣ и издревле право познаваемый и почитаемый мы Отца превозносимъ, Сына почитаемъ равнымъ Ему и Духа Святаго прославлемъ, мы единодушны, едино-мыслимъ, нимало не оскорбляемъ Троицы ни приложеніемъ, ни отсѣченіемъ, какъ худые распорядители и мѣрители Божества, которые унижаютъ и оскорбляютъ все, тѣмъ самымъ, что одно почитаютъ болѣе надлежащаго.

Если-же хотите чѣмъ-нибудь воздать мнѣ, вы — нива моя, виноградъ мой, утроба моя, или лучше, сего общаго нашего отца, который благовѣствованіемъ породилъ насъ во Христѣ: то окажите уваженіе и мнѣ, какъ требуетъ того справедливость; потому что я предпочелъ васъ всему, — въ чемъ свидѣтели сами вы и поручившіе мнѣ сіе правле/с. 14/ніе или служеніе. И если возлюбившему больше и обязаны мы больше: то какъ измѣрю любовь, къ которой я обязалъ васъ моею любовію?

Но большее уваженіе оказывайте къ самимъ себѣ; почтите ввѣренный вамъ образъ и Ввѣрившаго оный, почтите страсти Христовы и надежду будущей жизни. А для сего храните вѣру, которую приняли, въ которой воспитаны, которою надѣетесь сами спастись (1 Кор. 15, 1. 2.) и другихъ спасти: ибо знаете, что не многіе могутъ похвалиться тѣмъ-же, чѣмъ и вы. Благочестіе поставляйте не въ томъ, чтобы часто говорить о Богѣ, но въ томъ, чтобы больше молчать; ибо языкъ не управляемый разумомъ — претыканіе для людей. Всегда держитесь той мысли, что безопаснѣе слушать, нежели говорить; вожделѣннѣе учиться, нежели учить о Богѣ; тщательнѣйшее о семъ изслѣдованіе предоставляя строителямъ слова, сами выказывайте благочестіе менѣе словомъ, а болѣе дѣломъ, и обнаруживайте любовь свою къ Богу болѣе соблюденіемъ заповѣдей Его, нежели удивленіемъ къ Законодателю; убѣгайте зла, преуспѣвайте въ добродѣтели; духомъ живите, духомъ ходите, имъ привлекайте вѣдѣніе; назидайте на основаніи вѣры не дрова, сѣно, тростіе — вещество слабое, которое легко можетъ истребиться, когда дѣла наши будутъ судимы или очищаемы огнемъ, — но злато, сребро и каменіе честно (1 Кор. 3, 16.), — вещества твердыя и пребывающія. Такъ поступайте, а тѣмъ прославляйте и насъ, будете-ли съ нами, или не будете, нашими-ли будете пользоваться словами, или найдете что-нибудь другое предпочтительнѣе. /с. 15/ Будьте чистыми и непорочными чадами Божіими посреди рода лукаваго и развращеннаго; не опутывайтесь сѣтями нечестивыхъ окрестъ ходящихъ и не связывайтесь пленицами своихъ грѣховъ (Прит. 5, 22.); Слово Божіе да не будетъ подавлено въ васъ заботами житейскими, чтобы вамъ не остаться безплодными. Но идите царскимъ путемъ, не уклоняясь ни на-право, ни на-лѣво, и подъ руководствомъ Духа шествуйте узкимъ путемъ, какъ пространнымъ. Тогда все у насъ будетъ благоуспѣшно и въ настоящей жизни и на будущемъ испытаніи во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
(*) Здѣсь Св. Григорій обращается къ отцу своему.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Часть первая: [Слова 1-13.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академiи, 1843. — С. 10-15. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.