Церковный календарь
Новости


2018-04-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Метель (1921)
2018-04-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Выстрѣлъ (1921)
2018-04-23 / russportal
И. С. Тургеневъ. Пожаръ на морѣ (1921)
2018-04-23 / russportal
И. С. Тургеневъ. Бирюкъ (1921)
2018-04-23 / russportal
Н. В. Гоголь. Предисловіе ко 2-й части "Вечеровъ..." (1921)
2018-04-23 / russportal
Н. В. Гоголь. Пропавшая грамота (1921)
2018-04-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Въ храмѣ стояще славы Твоея..." (1975)
2018-04-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Совѣщаніе представит. епископата, клира и мірянъ (1975)
2018-04-22 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 26-я (1861)
2018-04-22 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 25-я (1861)
2018-04-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 26-я (1922)
2018-04-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 25-я (1922)
2018-04-21 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ свт. Іоанна Шанхайскаго (1939)
2018-04-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 27-е (19 октября 1917 г.)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 24-я (1861)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 23-я (1861)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 апрѣля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Григорій Богословъ († 389 г.)

Свт. Григорій Богословъ (Назіанзенъ), архіеп. Константинопольскій, великій отецъ Церкви и вселенскій учитель. Родился ок. 329 г. въ Аріанзѣ (въ Каппадокіи). Въ раннемъ дѣтствѣ св. Григорій видѣлъ сонъ, предуказывавшій ему путь послѣдующей жизни: цѣломудріе и чистота въ образѣ прекрасныхъ дѣвъ явились ему, приглашая слѣдовать за собою. Среднее образованіе получилъ въ Кесаріи Каппадокійской. Послѣ этого продолжилъ образованіе въ Кесаріи Палестинской, Александріи и Аѳинахъ. Въ Аѳинахъ подружился со свт. Василіемъ Великимъ, причемъ два друга «знали лишь два пути — въ школу и христіанскую церковь» Ок. 357 г. покинулъ Аѳины и черезъ Константинополь прибылъ на родину, гдѣ принялъ св. крещеніе. Въ 359 г. въ день Рождества Христова былъ посвященъ во пресвитера своимъ отцомъ, Григоріемъ старшимъ, еп. Назіанза. Свт. Василій Великій, уже еп. Кесарійскій, почти насильно посвятилъ св. Григорія во епископа для мѣстечка Сасимъ. Послѣ смерти родныхъ, стремясь къ подвижничеству, удаляется въ Селевкію въ монастырь св. Ѳеклы. Изъ Селевкіи св. Григорій вызывается православными въ Константинополь для защиты св. Православія, гонимаго аріанами. Въ маѣ 381 г., когда по волѣ имп. Ѳеодосія, былъ созванъ 2-й Вселенскій Соборъ, св. Григорій, согласно желанію императора и народа, былъ избранъ на праздную каѳедру константинопольскаго епископа. Отцы собора утвердили это избраніе. Вскорѣ несогласія между нимъ и отцами собора (гл. образомъ изъ-за мѣръ по искорененію мелетіанскаго раскола), заставили свт. Григорія удалиться на родину, гдѣ онъ проводилъ время въ уединеніи, занимаясь литературными трудами. Здѣсь онъ мирно скончался въ 389 г. Сочиненія свт. Григорія раздѣляются на три группы: 45 словъ, 243 письма и собраніе стихотвореній. Характеръ его сочиненій, по-преимуществу, нравственно-догматическій и пастырелогическій. Слова и нѣкоторыя письма свт. Григорія имѣли большое вліяніе на выясненіе православнаго ученія о Пресвятой Троицѣ и о Лицѣ Господа Іисуса Христа. Память свт. Григорія Богослова — 25 января (7 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Григорія Богослова

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 1-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРІЯ БОГОСЛОВА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1843).

СЛОВО 9,
защитительное, по рукоположеніи Св. Григорія Богослова въ епископа Сасимскаго, говоренное имъ отцу своему Григорію, въ присутствіи Василія Великаго.

Снова на мнѣ помазаніе и Духъ, и опять хожу плачя и сѣтуя (Пс. 34, 14.). Вы, можетъ быть, дивитесь сему: но и Исаія, пока не зритъ славы Господней и престола высокаго и превознесеннаго и Серафимовъ окрестъ его, не говоритъ ничего подобнаго, не показываетъ ни огорченія, ни страха; и хотя обвиняетъ Израиля, но себя щадитъ и отдѣляетъ какъ ни въ чемъ невиновнаго. Когда же узрѣлъ сіе и услышалъ святый и таинственный гласъ; какъ бы начиная лучше сознавать себя, говоритъ: о окаянный азъ, яко умилихся (Ис. 6, 5.), и присовокупляетъ послѣдующія за симъ слова, которыхъ не скажу, чтобы не произнесть чего оскорбительнаго. Нахожу также о Маноѣ, древнемъ Судіи, а потомъ и о Петрѣ, столпѣ Церкви, что одинъ, когда узналъ, сколько бывшее ему видѣніе превышаетъ его природу и силы, говоритъ женѣ: мы погибли, ибо видѣли Бога; другой же не выноситъ Спасителева присутствія и чудодѣйствія, /с. 290/ которое явилъ Господь въ ловитвѣ рыбъ плывшимъ съ Нимъ, и потому, хотя приходитъ въ удивленіе, однакоже высылаетъ изъ корабля, присовокупляя и причину ту, что самъ онъ недостоинъ Божія явленія и собесѣдованія. И когда слышу въ Евангеліи о сотникѣ, который проситъ Христа показать силу, но отрекается видѣть Его у себя, потому что кровъ его не можетъ вмѣстить Божія достоинства и величія; тогда не могу порицать себя за сей страхъ и сѣтованіе. Ибо какъ солнце обличаетъ слабость глаза, такъ Богъ пришествіемъ Своимъ — немощь души; и для однихъ Онъ свѣтъ, а для другихъ огнь, смотря по тому, какое вещество, и какого качества, встрѣчаетъ въ каждомъ. Какъ думать и о Саулѣ? И онъ былъ помазанъ, пріялъ Духа, самъ сталъ духовенъ (не могу и сказать о немъ иначе), даже пророчествовалъ, притомъ такъ неожиданно и необыкновенно, что чудо сіе обратилось въ пословицу, и донынѣ повторяемую: еда и Саулъ во пророцѣхъ (1 Цар. 10, 11.). Поелику же онъ не всецѣло предалъ себя Духу, и не совершенно обратился въ мужа иного, какъ было предречено (1 Цар. 10, 6.), но оставалась въ немъ нѣкоторая искра прежняго зла и нѣсколько худаго сѣмени, еще продолжалась борьба плоти и духа... но къ чему выставлять на позоръ всѣ его недостатки! Вамъ извѣстенъ сей сопротивный духъ, и пѣвецъ, который отгоняетъ его. Развѣ можемъ изъ сего познать еще то, что, какъ благодать не касается людей недостойныхъ и органа худаго и ненастроеннаго (ибо прекрасно сказано, въ чемъ я увѣренъ, яко въ злохудожную душу не внидетъ премудрость /с. 291/ (Прем. Сол. 1, 4.)), такъ (присовокуплю это отъ себя), по причинѣ непостоянства и перемѣнчивости устройства и природы въ человѣкѣ, не меньше трудное для него дѣло сохранить въ себѣ достоинство и стройность, какъ и въ началѣ благоустроить себя и содѣлаться достойнымъ. Ибо нерѣдко самая благодать, (наименую такое зло, которое въ насъ всего бѣдственнѣе и непонятнѣе) приводя въ киченіе и надмевая, удаляла отъ Бога приближавшихся къ Нему неправо; и мы въ самомъ уже возношеніи бываемъ низлагаемы, да будетъ по премногу грѣшенъ грѣхъ, благимъ ми содѣвая смерть (Римл. 7, 13.). Сего-то убоявшись, исполнилея я горести, потупилъ взоры и испыталъ нѣчто подобное тому, чтó бываетъ при блескѣ молніи съ дѣтьми, въ которыхъ зрѣлище сіе производитъ удовольствіе, смѣшанное съ ужасомъ. Я вмѣстѣ возлюбилъ и устрашился Духа; нужно стало нѣсколько времени, чтобы мнѣ, собравшись съ самимъ собою, истрезвиться и избрать лучшее и безопаснѣйшее, и чтобы, когда не будетъ скорби, какъ плевелъ въ сѣмени, и худыя мысли уступятъ мѣсто лучшимъ, совершенно побѣдилъ Духъ и употребилъ меня на Свое служеніе и дѣланіе, къ совершенію людей сихъ, къ управленію душами, къ наученію словомъ, дѣломъ и примѣромъ, оружіи правды десными и шуими (2 Кор. 6, 7.), къ благоискусному прохожденію пастырства, которое отвлекаетъ отъ міра, приводитъ къ Богу, истощаетъ тѣло, соединяетъ съ Духомъ, избѣгаетъ тьмы, радуется о свѣтѣ, отгоняетъ звѣрей, собираетъ стадо въ ограду, остерегается стремнинъ и пустынь и гонитъ на горы /с. 292/ и высоты, о которыхъ, по моему мнѣнію, говоритъ и чудный Михей, возводя насъ отъ земли на приличную намъ высоту: приближитеся горамъ вѣчнымъ: востани, и пойди, яко нѣсть тебѣ сей покой (Мих. 2, 10.), хотя нѣкоторые и думаютъ найти себѣ покой въ земномъ и дольнемъ.

Такому пастырству научите меня, друзья, а теперь уже Пастыри и сопастыри мои; такого пастырства дайте мнѣ уставы, — и ты общій отецъ, въ продолженіе времени поставившій и пережившій многихъ Пастырей, и ты испытатель и судія моего любомудрія! Но застигнутые и оглушаемые бурею, можемъ ли мы искусно пасти и питать стадо? Равнодушно выслушай меня, ты, который, бывъ въ числѣ овецъ, когда мы съ тобою (не оскорбись моимъ словомъ) принадлежали еще къ безсловесному стаду, поступалъ гораздо человѣколюбивѣе, нежели какъ поступаешь, ставъ пастыремъ, когда мы удостоены духовной пажити. Въ твоей сталъ я власти, какъ тебѣ хотѣлось, и ты побѣдилъ непобѣдимаго. Вотъ тебѣ сверхъ прочаго и слово, котораго ты зная домогался, и которое хваля, осыпалъ меня, коснѣющаго въ безмолвіи, частыми и густыми снѣгами словъ твоихъ. Но есть нѣчто, за чтó могу укорить тебя въ дружбѣ. Кто изъ общихъ друзей разсудитъ меня, кто будетъ неподкупнымъ судіею, и произнесетъ правдивый приговоръ, не станетъ, какъ поступаютъ многіе, уважать лица на судѣ! Прикажешь ли сказать, въ чемъ укоряю? и не обратишь ли опять противъ меня слова своего? И у тебя, дивный мужъ, произошло со мною нѣчто неизъяснимое, подлинно неизъяснимое и невѣроят/с. 293/ное, чего доселѣ у насъ не слыхано. Я уступилъ не убѣжденію, но принужденію. И не чудно ли! какъ все перемѣнилось, какое положено между нами разстояніе? Чѣмъ? (Какъ угодно тебѣ, такъ и скажу) — престоломъ или величіемъ благодати?

Впрочемъ веди, успѣвай и царствуй (Пс. 44, 5.), и паси меня, пастыря, потому что я готовъ слѣдовать за тобою и быть водимъ твоею пастырскою, высокою и божественною душею. (Ибо надобно сказать истину, хотя изъ любви дерзнулъ я на иное и сверхъ закона). Научи меня своей любви къ паствѣ, своей заботливости и вмѣстѣ благоразумію, внимательности, неусыпности, покорности плоти твоей, съ какою она уступила духу, этому цвѣту лица, свидѣтельствующему о пастырскихъ трудахъ, при кротости строгому обращенію, при производствѣ дѣлъ — веселости и спокойствію тебѣ не во многихъ найдешь, и чему не много бывало примѣровъ), своимъ ратованіямъ за паству и побѣдамъ, которыя одержалъ ты во Христѣ. Скажи, на какія пажити водить стадо, къ какимъ ходить источникамъ, или какихъ избѣгать пажитей и водъ; кого пасти палицею, и кого пасти свирѣлію; когда выводить на постбища, и когда сзывать съ пастбищъ; какъ вести брань съ волками, и какъ не вести брани съ пастырями, особливо въ нынѣшнее время, когда (выражу скорбь словами святѣйшихъ Пророковъ) обуяша пастыри (Іер. 10, 21.), и разсыпаша овцы паствы (Іер. 23, 1.): какъ изнемогшее подъять, падшее возставить, заблуждающее обратить, погибшее взыскать и крѣпкое сохранить: какъ мнѣ научиться ему и соблюсти сіе согласно съ истиннымъ и вашимъ уче/с. 294/ніемъ о долгѣ Пастыря, а не стать худымъ пастыремъ, который млеко ѣстъ, волною одѣвается, тучное закалаетъ или продаетъ, а прочее оставляетъ звѣрямъ и стремнинамъ, и самаго себя пасетъ, а не овецъ, въ чемъ укоряемы были древніе предстоятели Израиля (Іезек. 34, 3. 4.). Сему научите, сими правилами подкрѣпите меня, по симъ заповѣдямъ будьте Пастырями и сопастырями, и спасите какъ ученіемъ, такъ и молитвами, меня и мою священную паству, чтобы и мнѣ устоять, и вамъ похвалиться въ день явленія и откровенія великаго Бога и Пастыреначальника нашего, Іисуса Христа, чрезъ Котораго и съ Которымъ слава Отцу Вседержителю со Святымъ и Животворящимъ Духомъ и нынѣ, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Часть первая: [Слова 1-13.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академiи, 1843. — С. 289-294. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.