Церковный календарь
Новости


2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 2-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 1-й (1962)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ мѣстахъ (1897)
2018-07-13 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О блаженныхъ обителяхъ (1897)
2018-07-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 34-я (1922)
2018-07-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 33-я (1922)
2018-07-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 32-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 16 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Григорій Богословъ († 389 г.)

Свт. Григорій Богословъ (Назіанзенъ), архіеп. Константинопольскій, великій отецъ Церкви и вселенскій учитель. Родился ок. 329 г. въ Аріанзѣ (въ Каппадокіи). Въ раннемъ дѣтствѣ св. Григорій видѣлъ сонъ, предуказывавшій ему путь послѣдующей жизни: цѣломудріе и чистота въ образѣ прекрасныхъ дѣвъ явились ему, приглашая слѣдовать за собою. Среднее образованіе получилъ въ Кесаріи Каппадокійской. Послѣ этого продолжилъ образованіе въ Кесаріи Палестинской, Александріи и Аѳинахъ. Въ Аѳинахъ подружился со свт. Василіемъ Великимъ, причемъ два друга «знали лишь два пути — въ школу и христіанскую церковь» Ок. 357 г. покинулъ Аѳины и черезъ Константинополь прибылъ на родину, гдѣ принялъ св. крещеніе. Въ 359 г. въ день Рождества Христова былъ посвященъ во пресвитера своимъ отцомъ, Григоріемъ старшимъ, еп. Назіанза. Свт. Василій Великій, уже еп. Кесарійскій, почти насильно посвятилъ св. Григорія во епископа для мѣстечка Сасимъ. Послѣ смерти родныхъ, стремясь къ подвижничеству, удаляется въ Селевкію въ монастырь св. Ѳеклы. Изъ Селевкіи св. Григорій вызывается православными въ Константинополь для защиты св. Православія, гонимаго аріанами. Въ маѣ 381 г., когда по волѣ имп. Ѳеодосія, былъ созванъ 2-й Вселенскій Соборъ, св. Григорій, согласно желанію императора и народа, былъ избранъ на праздную каѳедру константинопольскаго епископа. Отцы собора утвердили это избраніе. Вскорѣ несогласія между нимъ и отцами собора (гл. образомъ изъ-за мѣръ по искорененію мелетіанскаго раскола), заставили свт. Григорія удалиться на родину, гдѣ онъ проводилъ время въ уединеніи, занимаясь литературными трудами. Здѣсь онъ мирно скончался въ 389 г. Сочиненія свт. Григорія раздѣляются на три группы: 45 словъ, 243 письма и собраніе стихотвореній. Характеръ его сочиненій, по-преимуществу, нравственно-догматическій и пастырелогическій. Слова и нѣкоторыя письма свт. Григорія имѣли большое вліяніе на выясненіе православнаго ученія о Пресвятой Троицѣ и о Лицѣ Господа Іисуса Христа. Память свт. Григорія Богослова — 25 января (7 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Григорія Богослова

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 1-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРІЯ БОГОСЛОВА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 1-е. М., 1843).

СЛОВО 10,
защитительное, по возвращеніи Св. Григорія Богослова изъ уединенія, говоренное имъ отцу своему и Василію Великому.

Нѣтъ ничего сильнѣе старости и достоуважаемѣе дружества. Ими приведенъ къ вамъ я — узникъ о Христѣ, связанный не желѣзными веригами, но неразрѣшимыми узами Духа. Доселѣ почиталъ я себя крѣпкимъ и непреодолимымъ, и (какое неразуміе!) не удѣлялъ словъ моихъ даже симъ друзьямъ моимъ и братіямъ; но все предоставивъ, кому сіе угодно, желалъ жить въ покоѣ, любомудрствовать въ безмолвіи, бесѣдуя съ самимъ собою и съ Духомъ. Представлялъ въ умѣ Кармилъ Иліинъ, пустыню Іоаннову и премірную жизнь любомудрствующихъ какъ Илія и Іоаннъ; настоящее уподоблялъ бурѣ, и искалъ себѣ какой нибудь скалы, или утеса, или стѣны, гдѣ бы укрыться. Разсуждалъ самъ съ собою: пусть для другихъ будутъ почести и труды, для другихъ брани и отличія за побѣды, а для меня, избѣгающаго браней и углубляющагося въ самаго себя, довольно жить, какъ могу, какъ бы на легкомъ суднѣ преплыть небольшое море, и скудостію здѣш/с. 296/ней жизни пріобрѣсть себѣ малую обитель въ жизни будущей. Можетъ быть болѣе низости, но за-то и болѣе осторожности, показываетъ мысль — равно удаляться и высоты и паденія. Такъ размышлялъ я, пока можно еще было писать тѣни и сонныя мечты и питать умъ пустыми вымыслами. Что же теперь? Превозмогло меня дружество, покорила сѣдина отца — старость мудрости, предѣлъ жизни, безопаснѣйшее пристанище и дружба того, который самъ богатѣетъ для Бога, и другихъ обогащаетъ. Отлагаю уже гнѣвъ, да услышатъ кротцыи и возвеселятся (Пс. 33, 3.)! Спокойно смотрю на руку, сдѣлавшую мнѣ насиліе, съ радостнымъ взоромъ обращаюсь къ Духу; сердце мое не мятется, разсудокъ возвращается; дружба, подобно потушенному и угасшему пламени, опять оживаетъ и возгарается отъ малой искры.

Отвержеся утѣшитися душа моя (Пс. 76, 3.), и уны во мнѣ духъ мой (Пс. 142, 4.). Я говорилъ: впредь не буду вѣрить дружеству, и для чего мнѣ надѣяться на человѣка? Ибо всякъ человѣкъ льстивно ходитъ, и всякъ братъ запинаніемъ запинаетъ ближняго своего (Іер. 9, 4.). Всѣ мы изъ одной шерсти, изъ одного смѣшенія, вкусили отъ одного и тогоже древа зла, но одинъ ту, другій другую носимъ благообразнѣйшую личину. И какая мнѣ польза, разсуждалъ я, отъ этой ревностной и прославляемой дружбы, которая началась съ міра и перешла въ духъ? Какая польза изъ того, что у насъ были одинъ кровъ и одна трапеза, общіе наставники и уроки? Что пользы изъ этого, болѣе нежели братскаго, сліянія сердецъ, и въ по/с. 297/слѣдствіи искренняго единодушія? Ужели мнѣ не позволятъ и того, чтобы остаться внизу, во время владычества и возвышенія друга, когда многіе домогаются и достигаютъ противнаго, то-есть того, чтобы вмѣстѣ съ друзьями владычествовать и участвовать въ ихъ благоденствіи? Но для чего мнѣ пересказывать все, чтó придумывали печаль и униніе, которое называю омраченіемъ ума? Но таковы дѣйствительно, и даже еще хуже, были мои разсужденія. Обвиню самъ себя за свое высокоуміе, или безуміе.

Но теперь перемѣняю свои мысли, и самъ перемѣняюсь, что гораздо справедливѣе прежняго, а для меня, приличнѣе. Искренность же моей перемѣны можешь видѣть, дивный мужъ, не только изъ того, что разрѣшено тобою мое молчаніе, на которое ты жаловался, и въ которомъ много укорялъ меня, но также изъ того, что самыя слова мои служатъ тебѣ защитниками. Это явный знакъ нашей дружбы и живущаго въ насъ духа. Но въ чемъ же состоитъ оправданіе твое? (Если погрѣшу въ чемъ либо, самъ поправь меня, какъ имѣешь обычай дѣлать въ другихъ случаяхъ). Ты не потерпѣлъ, чтобы дружество предпочтено было Духу: и если я для тебя дороже, можетъ быть, всякаго другаго, то Духъ несравненно для тебя предпочтительнѣе, нежели я. Ты не потерпѣлъ, чтобы талантъ оставался сокрытымъ и закопаннымъ въ землѣ: не потерпѣлъ, чтобы долго скрывался подъ спудомъ свѣтильникъ; ибо такъ ты думаешь о моемъ свѣтѣ и моемъ дѣланіи; ты домогался, чтобы къ тебѣ — Павлу присоединенъ былъ Варнава, домогался, чтобы къ Силуану и Тимо/с. 298/ѳею присовокупленъ былъ и Титъ, и чтобы тебѣ чрезъ тѣхъ, которые искренно о тебѣ заботятся, распространить благодать Божію, и отъ Іерусалима и окрестъ даже до Иллирика исполнити благовѣствованіе (Рим. 15, 19.). Для сего-то и меня изводишь на-среду и, когда желалъ бы я уклониться, берешь и посаждаешь подлѣ себя (въ семъ-то, можетъ быть, скажешь ты, состоитъ мое оскорбленіе), и дѣлаешь сообщникомъ заботъ и вѣнцовъ; для сего помазуешь меня въ первосвященника, облекаешь въ подиръ, возлагаешь на меня кидаръ, приводишь къ жертвеннику, духовнаго всесожженія, приносишь въ жертву тельца освященія, освящаешь руки Духу, вводишь меня для тайнозрѣнія во святая-святыхъ, и содѣлываешь служителемъ скиніи истиннѣй, юже водрузи Господь, а не человѣкъ (Евр. 8, 2.). Но достоинъ ли я и помазующихъ, и Того, для Котораго и предъ Которымъ совершается помазаніе, — о чемъ знаетъ Отецъ истиннаго и подлиннаго Помазанника, Котораго помазалъ Онъ елеемъ радости паче причастникъ Его (Пс. 44, 8.), помазавъ человѣчество Божествомъ, да сотворитъ обоя едино; знаетъ и Самъ Богъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ, чрезъ Котораго, получили мы примиреніе; знаетъ и Духъ Святый, поставившій насъ на сіе служеніе, въ которомъ стоимъ и хвалимся упованіемъ славы (Рим. 5, 2.) Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Часть первая: [Слова 1-13.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академiи, 1843. — С. 295-298. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.