Церковный календарь
Новости


2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 10-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 9-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 8-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 7-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Зависть - изобрѣтеніе діавола" (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. Слово на актѣ Семинаріи въ 1969 году (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Современное бѣснованіе (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. "Вси святіи земли Русскія, молите Бога о насъ!" (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Дѣйство льсти" - въ полномъ разгарѣ (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Пасхальное обращеніе 1969 года (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма прот. Виктору Потапову (1995)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо архіеп. Женевскому Антонію (1995)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 28-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 27-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 26-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 25-я по Сравнит. богословію (1972)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 22 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ И УЧИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ ЗАПАДНЫХЪ,
издаваемыя при Кіевской Духовной Академіи, Книга 3-я.

ТВОРЕНІЯ БЛАЖЕННАГО ІЕРОНИМА СТРИДОНСКАГО.
(Часть 1-я. Изданіе 2-е. Кіевъ, 1893).

ПИСЬМА.
Отдѣлъ вторый, содержащій письма, писанныя Іеронимомъ въ теченіи почти трехъ лѣтъ, отъ конца 382 болѣе чѣмъ до половины 385 года.

22. Письмо къ Марцеллѣ о кончинѣ Леи [1].

Сегодня почти въ третьемъ часу, когда мы стали читать семдесятъ второй псаломъ, то есть начало третьей книги псалмовъ [2], и старались показать, что часть надписанія этого псалма относится къ концу второй, а часть къ началу третьей книги, именно, что слова: «окончашася пѣсни Давида, сына Іессеова», составляютъ конецъ прежней, — а «псаломъ Асафу» начало слѣдующей книги; и когда мы дошли до того мѣста, гдѣ праведный говоритъ: «аще глаголахъ, повѣмъ тако: се роду сыновъ твоихъ преступихъ» (Псал. 72, 15), чтó въ латинскихъ кодексахъ читается иначе, вдругъ насъ извѣстили, что блаженнѣйшая Лея разсталась съ жизнію. При этомъ я замѣтилъ, что ты очень поблѣднѣла; да и подлинно едва ли найдется душа, которая бы осталась безпечальною, когда сокрушается водоносъ у источника (Еккл. 12, 6). Впрочемъ, ты скорбѣла не потому, чтобы не предвидѣла, этой потери, но потому, что не отдала усопшей печальнаго погребальнаго долга. Впослѣдствіи среди бесѣды мы узнали, что останки Леи уже отнесены въ Остію.

/с. 147/ Ты спросишь, къ чему клонится и что значитъ это воспоминаніе? Отвѣчу тебѣ словами апостола: много по всякому образу (Рим. 3, 2). Во первыхъ, я хочу показать, что должно напутствовать всеобщею радостію ту, которая, поправъ діавола, получила уже вѣнецъ упокоенія. Во вторыхъ, я желаю кратко изобразить жизнь ея. Въ третьихъ, я намѣренъ показать, что нареченный консулъ [3], кончившій вѣкъ свой, находится въ аду. — Но кто можетъ достойно восхвалить жизнь нашей Леи? Она такъ всецѣло была предана Господу, что, бывъ начальницею монастыря, была матерію дѣвицъ; она, носившая прежде мягкія одежды, обременила члены власяницею; проводила въ молитвахъ безсонныя ночи, и своихъ сообщницъ поучала болѣе примѣромъ, чѣмъ словами. Она была такъ смиренна и такъ покорна, что, будучи нѣкоторымъ образомъ госпожою многихъ, казалась служанкою всѣхъ; быть можетъ потому, чтобы, не почитаясь госпожею людей, тѣмъ болѣе быть рабою Христовою. Одежда ея была неизысканная, пища простая, голова безъ убранства; при всемъ томъ, она избѣгала чьей бы то ни было похвалы, чтобы не получить въ настоящемъ вѣкѣ своей награды.

Посему нынѣ за краткій трудъ наслаждается вѣчнымъ блаженствомъ, пріемлется ликами ангеловъ, упокоевается на лонѣ Авраамовомъ, и съ бѣднымъ Лазаремъ видитъ, какъ порфироносный богачъ, и консулъ, одѣтый только въ трауръ, а не въ тогу съ вышитыми пальмами, просятъ капли съ мизинца. Какая перемѣна положенія! Тотъ, кто за немного дней назадъ касался вершины всѣхъ достоинствъ, кто, какъ тор/с. 148/жествуя побѣду надъ врагами, входилъ въ Капитолій, кого съ рукоплесканіемъ и топаньемъ принялъ народъ римскій, кончиною кого былъ потрясенъ весь городъ, — тотъ самый теперь обнаженный и безпомощный находится не въ млечномъ дворцѣ неба, какъ воображаетъ несчастная жена [4], но среди тьмы и смрада. А та, которую окружала таинственность одинокаго ложа, которая казалась бѣдною и незнатною, жизнь которой почиталась безуміемъ, та идетъ за Христомъ и говоритъ: якоже слышахомъ, тако и видѣхомъ во градѣ Бога нашего (Псал. 47, 9), и прочее.

Поэтому увѣщеваю, и со слезами и стенаніями умоляю тебя: не будемъ, проходя по пути міра сего, облекаться двумя туниками, то есть, двоевѣріемъ, не станемъ отягощаться кожанною обувью, то есть, заботами о смертномъ; пусть насъ не давитъ къ землѣ ноша богатствъ; не будемъ опираться на тростникъ, то есть на мірское могущество; не пожелаемъ почитать одинаково и Христа и міръ; но мѣсто скоропреходящаго и тлѣннаго пусть заступитъ вѣчное; и каждодневно умирая (говорю относительно тѣла), не будемъ считать себя вѣчными относительно внѣшнихъ предметовъ, чтобы мы могли быть поистинѣ вѣчными.

Примѣчанія:
[1] Написано въ томъ же году, въ которомъ и предшествующее письмо.
[2] Блаж. Іеронимъ держится еврейскаго раздѣленія псалмовъ. Сообразно съ мнѣніемъ Евреевъ, онъ говорить въ письмѣ къ Кипріану, что псалмы раздѣляются на пять книгъ.
[3] Нареченный консулъ, о которомъ идетъ рѣчь, назывался — Веттій Агорій Претекстатъ, какъ гласитъ древняя надпись. При консулахъ Валентиніанѣ III и Валентѣ II онъ былъ префектомъ Рима, какъ пишетъ Марцеллинъ. Умеръ префектомъ преторіанскимъ при Ѳеодосіи, бывъ назначенъ къ слѣдующему году консуломъ.
[4] Женою Претекстата была Паулина, великая жрица Цереры, какъ видно изъ древней надписи, приводимой Сметіемъ. Она воображала, что душа мужа живетъ въ млечномъ дворцѣ неба, такъ какъ, по мнѣнію язычниковъ, на млечномъ пути находилась отчизна безсмертія, и домы тѣхъ, которые включались въ число боговъ.

Источникъ: Творенія блаженнаго Іеронима Стридонскаго. Часть 1: Жизнь блаж. Іеронима. Письма (1-43). — Изданіе второе. — Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1893. — С. 146-148. [2-я паг.] (Библіотека твореній св. отцевъ и учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 3.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.