Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

КРАТКОЕ СВѢДѢНІЕ О СВЯТОМЪ ІАКОВѢ, ЕПИСКОПѢ НИЗИБІЙСКОМЪ.

Святый Іаковъ, сынъ сестры Григорія просвѣтителя Арменіи, по обилію и высотѣ духовнаго вѣдѣнія называемый мудрымъ, по знаменіямъ и силамъ чудотворецъ, родился въ концѣ третьяго Христіанскаго вѣка въ Месопотаміи, городѣ Низибисѣ, который тогда находился подъ владычествомъ Римлянъ и составлялъ границу между ихъ Имперіею и царствомъ Персидскимъ.

Еще въ юныхъ лѣтахъ Іаковъ, отказавшись отъ всѣхъ удовольствій міра, посвятилъ себя единственно на служеніе Господу, и провождалъ пустынническую жизнь самую строгую. Лѣтомъ онъ жилъ въ лѣсахъ или на горахъ; зимою укрывался въ пещерѣ. Вмѣсто одежды употреблялъ козью кожу. Пищу его составляли древесные плоды, травы и коренья. По мѣрѣ того, какъ строгій /с. 253/ постъ и непрестанное упражненіе въ молитвѣ изнуряли тѣлесныя силы его, душа сего воплощеннаго Ангела приходила отъ силы въ силу, преображалась отъ славы въ славу. Сколь обильные она вмѣщала въ себѣ дары благодати, и какъ велико было ея дерзновеніе къ Богу, можно видѣть изъ тѣхъ великихъ чудотвореній, коими Господь прославилъ своего раба.

Блаженный Ѳеодоритъ [1] повѣствуетъ, что Св. Іаковъ, услышавъ о возникающемъ въ Персіи Христіанствѣ, отправился туда для утвержденія и утѣшенія вѣрующихъ. Когда онъ переходилъ чрезъ одинъ источникъ, языческія дѣвицы, неподалеку мывшія платье, съ безстыдствомъ смотрѣли на путешественника, нимало не заботясь о свойственномъ ихъ полу благоприличіи. Такая испорченность языческихъ нравовъ раздражила праведника. Онъ проклялъ источникъ, — и вода въ немъ тотчасъ изсохла; проклялъ безстыдныхъ дѣвицъ, и онѣ въ то же время сдѣлались сѣдыми. Пораженные сими чудесами жители ближайшаго города съ умилені/с. 254/емъ просили Іакова о помилованіи; а онъ только того и желалъ, чтобы люди познали грѣхъ свой и раскаялись. По его молитвѣ снова появилась вода въ источникѣ. Но съ преступныхъ дѣвицъ, поелику сами не пришли просить помилованія, проклятіе не снято.

Въ томъ же путешествіи Св. Іаковъ, чтобы обратить язычниковъ къ Богу и добродѣтели, сдѣлалъ еще чудо. Бывъ очевиднымъ свидѣтелемъ, какъ неправедный судія Персидскій произнесъ строгій приговоръ на невиннаго, ревнитель добродѣтели и правды воззвалъ къ своему Богу, — и огромный камень, предъ нимъ лежащій, разсыпался въ прахъ. Судія съ трепетомъ исповѣдалъ грѣхъ свой, и тотчасъ перемѣнилъ опредѣленіе [2].

Возвратясь изъ Персіи, Іаковъ проходилъ подвиги уединенной жизни въ прежней пустынѣ, недалеко отъ Низибиса. По причинѣ распространившейся славы о чудесахъ его и Ангелоподобной жизни, многіе желали его видѣть: но онъ уклонялся отъ та/с. 255/ковыхъ посѣщеній; онъ любилъ въ уединеніи бесѣдовать съ однимъ Богомъ. Только изрѣдка ходилъ въ ближайшую обитель для свиданія съ благочестивымъ старцемъ Маругеемъ. Въ одно изъ таковыхъ свиданій старецъ сказалъ Іакову: «Нынѣ привѣтствую тебя, какъ брата, а завтра буду привѣтствовать тебя, какъ Пастыря овецъ Христовыхъ». — Событіе оправдало слова сіи. Въ тотъ же день скончался Епископъ Низибійскій. Граждане, уважая Маругея, просили его назначить имъ Пастыря. Въ сіе время Іакова здѣсь не было. Можно угадывать, кого изберутъ они. По совѣту Старца и собственному желанію жители Низибійскіе рѣшились искать Іакова. Они нашли его на одной горѣ, и, приведши въ городъ, провозгласили Епископомъ, въ каковый санъ онъ и былъ рукоположенъ Мелетіемъ Антіохійскимъ Патріархомъ.

Съ перемѣною званія Іаковъ не перемѣнилъ ни образа жизни, ни пищи, ни даже одежды, которую носилъ въ пустынѣ. Къ прежнимъ трудамъ подвижнической его жизни присоединились новыя заботы, неразлуч/с. 256/ныя съ званіемъ добраго Пастыря. Но и благодать Божія усугубила въ немъ дары свои. Не утомляясь отъ трудовъ пощенія и молитвы, онъ непрестанно заботился о нищихъ, былъ заступникомъ вдовъ и сиротъ, оградою для притѣсняемыхъ, строгимъ обличителемъ обидчиковъ. О характерѣ ученія сего великаго Пастыря свидѣтельствуетъ наименованіе мудраго, усвоенное ему отъ современниковъ. «Обиліе краснорѣчія его», говоритъ Григорій Нарихенскій: «сила слова, власть угрозъ и обличеній показывали въ немъ болѣе, нежели человѣка» [3]. Изъ множества чудесъ, коими онъ ознаменовалъ пастырское свое служеніе, довольно упомянуть здѣсь объ одномъ, подробно описанномъ у Ѳеодорита. Однажды Св. Іаковъ шелъ въ какую-то деревню, находившуюся недалеко отъ Низибиса. Нищіе, увидѣвъ его, сговорились, чтобы одинъ изъ нихъ притворился мертвымъ; они надѣялись посредствомъ такой хитрости выпросить у Епископа большую милостыню. Іаковъ отдалъ имъ все, что имѣлъ, на погребеніе умершаго, и, помолившись Богу объ отпущеніи грѣховъ и /с. 257/ упокоеніи души его, удалился. Но какимъ удивленіемъ и страхомъ поражены были сіи обманщики, когда увидѣли, что ихъ товарищь дѣйствительно умеръ! Съ сокрушеніемъ прибѣгнувъ къ своему Пастырю, они признались, что причиною лукавства ихъ была крайняя бѣдность, и за чистосердечное раскаяніе получили отъ него прощеніе. Умершій, по молитвѣ Праведника, ожилъ. О, какъ много можетъ молитва праведнаго!

Св. Іаковъ, отецъ своея паствы, былъ вмѣстѣ подпорою всей Православной Церкви, твердынею всего своего отечества. Въ 325 году онъ присутствоваль на Соборѣ Никейскомъ и показалъ Величайшую ревность въ защищеніи Евангельской истины противъ дерзкихъ мудрованій Арія. Св. Аѳанасій Великій поставляетъ его въ числѣ первѣйшихъ поборниковъ православія [4].

Около 338 года Іаковъ является опять защитникомъ не только Вѣры и Церкви, но и всего своего отечества, — является съ новыми знаменіями дѣйствующей въ немъ Бо/с. 258/жественной силы. Смерть поразила двухъ вѣнценосцевъ — Константина Великаго и Тиридата, Царя Арменскаго. Непріязненные, особенно Римлянамъ, Персы не умедлили воспользоваться сими обстоятельствами, и съ многочисленнымъ воинствомъ вторглись въ Месопотамію. Низибисъ первый долженъ былъ испытать на себѣ опустошительную силу варваровъ. Но онъ былъ укрѣпленъ стѣною. Въ немъ находился Іаковъ Боголюбезный. Что значитъ сила и многочисленность враговъ! Сапоръ 2 держалъ городъ въ осадѣ седьмдесять дней, строилъ стѣнобитныя машины, насыпалъ валы, рылъ каналы; а Низибійскій Епископъ съ своею паствою только молился Господу силъ и въ Немъ одномъ искалъ огражденія и защиты. Хитрость и усиліе враговъ остались безполезны. Персы прибѣгли къ послѣднему средству — дѣйствительно исполинскому. Они перепрудили рѣку, которая протекала чрезъ Низибисъ, и, возвысивъ ея воду, вдругъ пустили на городъ. Твердыни Низибійцевъ поколебались, большая часть стѣны разрушилась отъ сильнаго стремленія воды; но еще не пала твердыня — ихъ Пастырь. Тогда какъ Сапоръ, обра/с. 259/дованный успѣхомъ своего предпріятія и обнадеженный своими приверженцами, что въ городѣ нѣтъ ни Императора [5], ни войска, съ нетерпѣливостію ожидалъ слѣдующаго дня, когда городъ очистится отъ воды и свободно будетъ переправиться чрезъ рѣку; Іаковъ силою молитвы своей воодушевилъ гражданъ, и стѣны, при помощи Божіей, были поправлены по крайней мѣрѣ столько, что непріятели не могли перейти ихъ безъ лѣсницъ. Наступилъ ожидаемый день, — и Сапоръ съ войсками своими двинулся къ городу. Онъ изумился, увидѣвъ, что стѣны опять исправлены. Но вотъ новая для него нечаянность: онъ видѣлъ, что на стѣнѣ ходитъ мужъ, облеченный въ порфиру и вѣнецъ, окруженный безчисленнымъ воинствомъ. Онъ думалъ, что это Императоръ Римскій, и наказалъ смертію тѣхъ, которые увѣряли его, что Царя нѣтъ въ городѣ. Но это былъ Епископъ Низибійскій — Іаковъ; воинство, его окружавшее, составляли Ангелы, ополчающіеся окрестъ боящихся Господа. Сапоръ не узналъ сего Порфироносца, однако сознался, /с. 260/ что за Римлянъ воинствуетъ ихъ Богъ, и, въ бѣшенствѣ пустивъ стрѣлу на небо, отступилъ. Христіане, обрадованные Божіею помощію, просили своего Епископа, проклясть непріятелей. Іаковъ согласился, и взошедши на высокую башню, съ которой видна была многочисленная рать Персовъ, просилъ Бога, чтобы Онъ послалъ на враговъ скнипы, дабы изъ силы слабыхъ насѣкомыхъ они познали могущество Того, на кого надѣются и кѣмъ бываютъ сильны Христіане. По молитвѣ Святаго тотчасъ явились тучи насѣкомыхъ, обратили въ бѣгство слоновъ и другихъ животныхъ, а отъ сихъ всѣ полки пришли въ безпорядокъ, — и надменный Сапоръ съ безчестіемъ принужденъ былъ удалиться [6]. Такъ много можетъ молитва праведнаго!

Остальная жизнь сего великаго Святителя неизвѣстна. Кончина его послѣдовала не ранѣе 350 и не позже 361 года [7]. По повелѣнію Констанція, мощи его погребены въ Низибисѣ, неоднократно одолженномъ ему /с. 261/ своимъ спасеніемъ отъ непріятельскихъ нападеній. Но въ царствованіе Іовіана, когда сей городъ перешелъ во владычество Персіянъ, Низибійскіе Христіане, оставивъ свое отечество, вынесли изъ него и драгоцѣнные останки своего Пастыря-Хранителя. Память Св. Іакова въ Сирской церкви празднуется 18 Генваря, а въ нашей 13 того же мѣсяца.

Изъ писаній его до нашего времени сохранились слѣдующія: О вѣрѣ; о любви; о постѣ; о молитвѣ; о войнѣ; о аскетахъ; о покаяніи; о воскресеніи мертвыхъ; о смиреніи; о пастыряхъ; о обрѣзаніи противъ Іудеевъ; о субботѣ противъ нихъ же; о выборѣ пищи; о Пасхѣ; о призваніи язычниковъ и отверженіи Іудеевъ; о томъ, что Христосъ есть Сынъ Божій; о дѣвствѣ и святости противъ Іудеевъ; опроверженіе мнѣнія Іудеевъ касательно возстановленія Синагоги [8]. Всѣ сіи слова написаны къ Григорію, просвѣтителю Арменіи, который въ письмѣ предложилъ Св. Іакову нѣсколько вопросовъ /с. 262/ и просилъ у него разрѣшенія. Ассеманъ нашелъ еще между Арабскими рукописями окружное письмо Св. Іакова Епископа Низибійскаго къ Епископамъ, Пресвитерамъ и Діаконамъ Селевкійскимъ и Ктезифонтскимъ о распряхъ и несогласіяхъ, раждающихся отъ гордости, и о честолюбіи. Вмѣстѣ съ прочими оно напечатано въ Библіотекѣ Галланда на Армянскомъ языкѣ, съ Латинскимъ переводомъ.

Примѣчанія:
[1] Theod. Philoth. c. 1.
[2] См. ту же истор. Ѳеодорита.
[3] Orat. XCIX. in lib. Precum edit. CP.
[4] Athan. Epist. ad Episc. et Aeg. et Liv. § 8.
[5] Констанцій дѣйствительно въ сіе время былъ на Западѣ.
[6] Theodor. Hist. Eccl. lib. 2. c. XXX.
[7] Tillem. Mem. Eccl. tom. VII.
[8] О сихъ сочиненіяхъ Св. Іакова упоминаетъ Геннадій, историкъ пятаго вѣка.

Источникъ: Краткое свѣдѣніе о Святомъ Іаковѣ, Епископѣ Низибійскомъ. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1827 годъ. Часть XXVI: Апрѣль, Май, Іюнь. — Изданіе второе. — СПб.: Въ типографіи Ильи Глазунова и К°, 1839. — С. 252-262.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.