Церковный календарь
Новости


2019-05-25 / russportal
Октоихъ. Служба въ субботу 2-го гласа (1898)
2019-05-25 / russportal
Октоихъ. Служба въ субботу 1-го гласа (1898)
2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 2-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 1-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 2-я (1903)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 1-я (1903)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 146-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 145-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 11-я (1986)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 10-я (1986)
2019-05-22 / russportal
Минея Дополнительная (СПб., 1909)
2019-05-22 / russportal
Служба преп. Ѳеодосію, Тотемскому чудотворцу (1909)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ІОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Томъ 1-й. Книга 1-я. Изданіе 2-е. СПб., 1898).

ОГЛАВЛЕНІЕ.

КНИГА ПЕРВАЯ.
  • Предисловіе къ новому изданію [СПб., 1898].

    Жизнь и труды св. Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго.
  • Жизнь и труды святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго. Значеніе св. Іоанна Златоуста въ исторіи церкви. — Глава I. Дѣтство, юность и подвижничество св. Іоанна. — II. Служеніе св. Іоанна Златоуста въ санѣ діакона и пресвитера въ Антіохіи. — III. Св. Іоаннъ Златоустъ на престолѣ константинопольскомъ. — IV. Св. Іоаннъ Златоустъ въ заточеніи и его блаженная кончина. — Заключеніе. Проф. А. П. Лопухина [СПб., 1898].

                                      ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТА.
    I. Увѣщанія къ Ѳеодору Падшему.
  • Увѣщаніе первое. Скорбь о паденія души друга. — Не нужно отчаиваться въ возможности возстанія. — Надежда какъ цѣпь, привязывающая насъ къ небу. — Примѣры возстаянія падшихъ грѣшниковъ. — Навуходоносоръ. — Ахавъ. — Манассія. — Ниневитяне. — Добрый разбойникъ. — Покаяніе какъ всеочищающая сила. — Усилія демона ввергнуть насъ въ отчаяніе. — Всякое покаяніе находитъ себѣ вознагражденіе. — Радости рая. — Муки ада. — Душа Ѳеодора, болящая любовію къ Герміонѣ. — Исцѣлимость болѣзни. — Нетрудность покаянія. — Примѣръ молодого Финикса. — Примѣръ стараго монаха. — Упованіе на милосердіе Божіе [СПб., 1898].
  • Увѣщаніе второе. Возраженіе Ѳеодора и отвѣтъ на него. — Непозволительность попеченія о семейныхъ дѣлахъ человѣку, посвятившему себя на служеніе Богу. — Бѣгство изъ воинства Христова. — Необходимость заглажденія грѣха. — Слабость человѣческой природы. — Паденіе и возстаніе. — Примѣръ Давида. — Суетность благъ міра сего. — Неудобства, связанныя съ царствомъ, славой, богатствомъ и бракомъ. — Бракъ, при всей его священности, есть прелюбодѣяніе въ дѣлѣ Ѳеодора. — Заботы семейной жизни. — Свобода послѣдователей Христа. — Единственное несчастье для христіанина — оскорблять Бога. — Заключеніе [СПб., 1898].

    II. Къ враждующимъ противъ тѣхъ, которые привлекаютъ къ монашеской жизни.
  • Слово первое. Наказаніе противящимся Богу. Примѣръ въ лицѣ народовъ, препятствовавшихъ возстановленію храма послѣ плѣна вавилонскаго. — Тоже и съ противниками монашества. — Подробности гоненія на иноковъ. — Сожалѣніе о неразуміи гонителей. — Они болѣе вредятъ себѣ, чѣмъ гонимымъ. — Примѣръ ап. Павла и Нерона. — Грѣховность гонительства. — Сравненіе гонителей монашества съ гонителями апостоловъ. — Постигшее ихъ наказаніе. — Свидѣтельство І. Флавія. — Для спасенія недостаточно одной вѣры; необходимы и добрыя дѣла. — Число подлежащихъ осужденію. — Примѣръ изъ исторіи всемірнаго потопа. — Извращенность міра [СПб., 1898].
  • Слово второе: къ невѣрующему отцу. Истинно богатый тотъ, кто презираетъ все. — Мы прославляемся болѣе добродѣтелью, чѣмъ богатствомъ. — Тому, кто все оставилъ, никто не расположенъ вредить, да и не можетъ, если бы захотѣлъ. — Кто пренебрегаетъ всѣмъ земнымъ, тотъ легче утѣшается въ лишеніяхъ. — Христіане особенно процвѣтаютъ, когда находятся въ угнетеніи. — Кратковременность наслажденій. — Исторія отшельника, отецъ котораго былъ язычникъ [СПб., 1898].
  • Слово третье: къ вѣрующему отцу. Необходимо заботиться о спасеніи ближняго. — Небреженіе о дѣтяхъ есть зло. — Законы о воспитаніи дѣтей даны отъ Бога. — Добродѣтель зависитъ отъ внутренняго расположенія. — Различныя степени спасенія. — Развращеніе нравовъ. — Необходимость строгаго любомудрія. — Необходимость законовъ и наказаній въ государствѣ. — Жизнь иноковъ уподобляется ангельской. — Зло нечестія въ соединеніи съ краснорѣчіемъ. — Слова Сократа у Платона въ началѣ его апологіи. — Святые мужи преуспѣвали безъ всякаго краснорѣчія. — Исторія юноши, наставляемаго монахомъ. — Превосходство иноческой жизни надъ мірскою. Одинаковость правилъ, для монаха и мірянъ. — Мірянамъ труднѣе спастись. — Истинный отецъ тотъ, кто печется о спасеніи сына. — Раздающій деньги болѣе истинный владѣтель ихъ, чѣмъ тотъ, кто скопляетъ ихъ. — Необходимость пріучаться къ совершенію добродѣтели съ юныхъ лѣтъ. — Польза временнаго пребыванія юношей въ монастырѣ. — Исторія Анны и Самуила. — Увѣщаніе къ родителямъ о воспитаніи сыновей въ благочестіи [СПб., 1898].

    III. Сравненіе власти, богатства и преимуществъ царскихъ съ истиннымъ и христіанскимъ любомудріемъ монашеской жизни.
  • Сравненіе власти, богатства и преимуществъ царскихъ съ истиннымъ и христіанскимъ любомудріемъ монашеской жизни. Поводъ къ написанію этого разсужденія. — Повелѣвающій деньгами и собственными страстями есть болѣе царь, чѣмъ повелѣвающій народомъ и войскомъ. — Брань монаха славнѣе брани царя. — Кто изъ нихъ счастливѣе во время ночи. — Благотворительность монаха по сравненію съ благотворительностью царя. Царь и монахъ предъ лицемъ смерти и послѣ нея [СПб., 1898].

    IV. О сокрушеніи.
  • Слово первое — къ Димитрію монаху. Поводъ къ написанію слова. — Необходимость сокрушенія вслѣдствіе господства грѣховности на землѣ. — Неосновательныя извиненія грѣшниковъ. — Наказаніе злословящимъ. — Обязанность христіанина любить своихъ враговъ и дѣлать имъ добро. — Толкованіе на прошеніе: «И остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ». — Объясненіе слова: «не давайте святыни псамъ». Желаніе истиннаго блага. — Чудесная сила этого желанія. — Ап. Павелъ какъ образецъ сокрушенія и любви къ Богу [СПб., 1898].
  • Слово второе — къ Стелехію. Сокрушеніе окрыляетъ душу. — Описаніе души, вознесенной до неба на крыльяхъ сокрушенія. — Изъясненіе словъ ап. Павла: «мнѣ міръ распяся и азъ міру». — Необычайная любовь ап. Павла къ Іисусу Христу. — Любовь Давида ко Христу и его сокрушеніе. — Разсужденія на псаломъ VI. — Благость и промышленіе Божіе о людяхъ, какъ сильное побужденіе къ сокрушенію. — Вселенная и человѣкъ, какъ царь ея [СПб., 1898].

    V. Къ Стагирію подвижнику, одержимому демономъ.
  • Слово первое. Ужасное испытаніе, постигшее Стагирія, и желаніе утѣшить его хотя письменно. — Попущеніе намъ испытаній и польза, какъ ихъ, такъ и самаго паденія. — Примѣры — Адама въ раю, Каина, Ноя во время потопа, Авраама и Іосифа. — Испытаніе, какъ одно изъ средствъ, которыми Господь увеличиваетъ намъ заслуги и приводитъ нашъ разумъ въ подчиненіе божественному. — Причина, почему Богъ допускаетъ благоденствіе злыхъ и огорченіе добрыхъ. — Неисповѣдимость путей Божіихъ. — Вѣчность, какъ праведное воздаяніе добрымъ и злымъ. — Обязанность истиннаго христіанина быть покорнымъ Промыслу Божію. — Увѣщаніе Стагирію укрѣпляться въ такомъ убѣжденіи [СПб., 1898].
  • Къ тому же Стагирію о томъ, что уныніе хуже демона. Слово второе. Увѣщаніе освободиться отъ угнетающихъ мыслей о самоубійствѣ. — Такія мысли не всегда приходятъ отъ демона, но иногда и отъ собственнаго унынія. — Нужно разгонять это уныніе, и лучшее средство для этого — становиться выше мнѣній толпы и думать, что стыдиться должно только одного только грѣха. — Награды уготованы въ будущемъ, настоящее есть время трудовъ. — Это показываютъ примѣры святыхъ. — Примѣръ Авраама. — О жертвоприношеніи Исаака. — Сыновья Эдипа. — Огорченія Іакова. — Примѣръ изъ жизни Іосифа [СПб., 1898].
  • Къ тому же Стагирію объ уныніи. Слово третье. Примѣръ Моисея. — Огорченія Моисея въ пустынѣ. — Огорченія Іисуса Навина. — Поясненіе предмета на примѣрѣ Самуила. — Огорченія Давида. — Огорченія Даніила. — Невзгоды Иліи и Елисея. — Огорченія ап. Павла. — Бѣдствія, которымъ подвергались друзья Стагирія. — Димофилъ и Аристоменъ. — Зрѣлище бѣдственности человѣческой въ больницахъ и тюрьмахъ. — Богъ испытываетъ насъ для искупленія нашихъ грѣховъ и болѣе снисходителенъ къ намъ, чѣмъ мы сами [СПб., 1898].

    VI. Слово къ жившимъ вмѣстѣ съ дѣвственницами.
  • Слово къ жившимъ вмѣстѣ съ дѣвственницами. Непристойное злоупотребленіе въ жизни духовенства. — Тщетныя оправданія обычая. — Страсть, какъ основа его. — Неизбѣжное разжиганіе страстей. — Опроверженіе мнимыхъ оправданій незаконнаго обычая. — Ничто такъ не увеселяетъ какъ добрая совѣсть. — Большія требованія Новаго Завѣта по сравненію съ Ветхимъ [СПб., 1898].

    VII. Слово къ дѣвственницамъ, жившимъ вмѣстѣ съ мужчинами.
  • Слово къ дѣвственницамъ, жившимъ вмѣстѣ съ мужчинами. Непристойность дѣвственницамъ сожительствовать съ мужчинами. — Отсутствіе дѣвственницъ у грековъ или язычниковъ. — Непристойность дѣвственницамъ чрезмѣрно заботиться о тѣлѣ и нарядахъ. — Замужество предпочтительнѣе худо хранимаго дѣвства. — Соблазняющій другихъ уже тѣмъ самымъ грѣшитъ, хотя бы и не дѣлалъ дурного. — Стремленіе женщинъ къ тщеславію. — Нравы истинной дѣвственницы [СПб., 1898].

    VIII. Книга о дѣвствѣ.
  • Книга о дѣвствѣ. У еретиковъ нѣтъ истинныхъ дѣвственницъ, потому что ихъ дѣвы нецѣломудренны и принимаютъ дѣвство изъ отвращенія къ браку, какъ къ преступленію. — Онѣ не могутъ разсчитывать на мзду, одинаковую съ православными дѣвственницами. — Апостолъ, совѣтуя воздержаніе, не дѣлаетъ изъ него правила, а еретики, удаляющіеся отъ его ученія, ставятъ своихъ учениковъ въ положеніе хуже язычниковъ. — Наконецъ дѣвство еретиковъ оскорбительно для Бога, потому что ихъ дѣвственницы, отрекшись отъ вѣры, не имѣютъ чистаго сердца. — Кромѣ того состояніе дѣвства, чтобы имѣть значеніе заслуги, требуетъ полной свободы въ дѣлѣ вступленія въ бракъ — чего не бываетъ у еретиковъ, поносящихъ бракъ. — Церковь напротивъ одобряетъ бракъ и считаетъ его средствомъ укрощенія страстей для тѣхъ, кто разумно пользуется имъ. — Лицамъ, не имѣющимъ надобности въ такомъ средствѣ, церковь совѣтуетъ не вступать въ бракъ, хотя и не запрещаетъ его. — Она осуждаетъ и изгоняетъ изъ своихъ нѣдръ только тѣхъ, которые оскверняютъ святость брака. — Ибо бракъ доброе дѣло, но дѣвство еще лучше, и оно настолько же выше брака, насколько ангелы выше людей. — Дѣвство полезно вѣрующему, и по первоначальному плану творенія оно только и должно бы господствовать на землѣ, потому что грѣхъ, бывшій причиной смерти, былъ также и причиной брака. — Возможность размноженія людей безъ брака. — Безбрачное происхожденіе первыхъ людей и ангеловъ. — Таковымъ же было бы и распространеніе людей, если бы не согрѣшили прародители. — И теперь бракъ позволяется только какъ врачевство противъ невоздержанія. — Воздержаніе есть даръ Божій, но оно не исключаетъ и содѣйствія самого человѣка. — Картина несчастныхъ браковъ. — Увѣщаніе дѣвственницамъ, какъ и вдовамъ, что послѣ произнесенія обѣта цѣломудрія нельзя вступать въ бракъ, не погрѣшая тяжко. — Бракъ есть цѣпь, потому что своими заботами и хлопотами повергаетъ въ рабство супруговъ. — Ихъ взаимное подчиненіе есть тяжелая обязанность, и отъ нея они не могутъ избавляться иначе, какъ по взаимному согласію. — Лицемѣрныя дѣвственницы, уподобляющія себя неразумнымъ дѣвамъ. — Онѣ будутъ лишены царства небеснаго. — Превосходство дѣвства обнаруживается особенно въ томъ, что оно облегчаетъ намъ совершеніе молитвы и добрыхъ дѣлъ. — Неосновательность ссылки на Авраама въ доказательство превосходства брака надъ дѣвствомъ. — Апостолы выше этого патріарха. — И богатый человѣкъ, состоящій въ бракѣ и занятый дѣлами, также можетъ вести жизнь праведную; но такіе примѣры рѣдки. — Новый Завѣтъ требуетъ большаго совершенства, чѣмъ Ветхій, потому что въ первомъ намъ въ большемъ изобиліи даны дары и благодать Духа Святаго [СПб., 1898].

    IX. Къ молодой вдовѣ.
  • Слово первое. Скорбь молодой вдовы Ѳирасія и утѣшеніе ей. — Богъ печется о вдовахъ. — Достоинство вдовства почитается у христіанъ и язычниковъ. — Радостность надежды и увѣренности въ томъ, что мы вновь увидимъ тѣхъ, кого мы любили. — Кратковременность земной жизни, сопровождающія ее бѣдствія и непрочность счастья. — Доказательство этого послѣдняго положенія. — Примѣръ двухъ вдовъ богатыхъ и высокопоставленныхъ, которыя послѣ смерти своихъ мужей дошли до крайней бѣдственности. — Примѣръ девяти императоровъ, царствовавшихъ въ Константинополѣ, изъ которыхъ семеро погибли отъ насильственной смерти. — Изображеніе славы и блаженства, которыми наслаждается Ѳираcій на небесахъ [СПб., 1898].
  • Къ той же вдовѣ. Слово второе о воздержаніи отъ второго брака. Изложеніе и опроверженіе трехъ основаній, которыя обыкновенно заставляютъ вдовъ опять вступать въ бракъ, именно надежды на лучшее состояніе, привязанность къ міру и немощь плоти. — Цѣль слова — не порицаніе второго брака, допускаемаго ап. Павломъ и узаконяемаго церковію. — Вдова, вступающая во второй бракъ, обнаруживаетъ въ себѣ слабость и чувственность, проявляетъ привязанность къ землѣ и показываетъ, какъ не дорога ей память ея перваго мужа. — Она не можетъ любить второго мужа, какъ любила перваго, и этотъ новый союзъ возстановляетъ противъ нея и ея родителей, и ея слугъ и особенно дѣтей отъ ея перваго мужа. — Поэтому съ цѣлію отклонить вдовъ отъ второбрачія законодатели нашли нужнымъ лишить совершеніе второго брака всякой торжественности, показывая этимъ, что они допускаютъ его только съ сожалѣніемъ. Похвала вдовству, которое приближается къ дѣвству, ибо таковому вдовству принадлежитъ одинаковая съ дѣвствомъ слава и награда [СПб., 1898].

    Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ первый: Въ двухъ книгахъ. Съ изображеніемъ святаго Іоанна Златоуста и его жизнеописаніемъ. — Изданіе второе. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1898. — XV+96+899 с.

    / Къ оглавленію /


  • Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0



    «Слава Россіи»
    Малый герб Российской империи
    Помощь Порталу
    Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
    © 2004-2019 г.