Церковный календарь
Новости


2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Никонъ. Къ столѣтію со дня рожденія архіеп. Виталія (Максименко) (1973)
2017-08-20 / russportal
Митр. Анастасій. Слово при поставленіи на патріаршій престолъ свт. Тихона (1924)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (6-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (5-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Плачъ Русскаго народа (1924)
2017-08-19 / russportal
Митр. Анастасій. Похв. слово новымъ священномученикамъ Русской Церкви (1973)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 4-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1898.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА КНИГУ БЫТІЯ.

ОГЛАВЛЕНІЕ.

КНИГА ПЕРВАЯ.
  • Предисловіе къ бесѣдамъ на книгу Бытія. Мѣсто и время ихъ произнесенія; библейскій греческій текстъ въ этихъ бесѣдахъ и его важность; потребность въ сопоставленіи его съ текстомъ другихъ греческихь списковъ Библіи и нѣкоторыя пособія къ этому [СПб., 1898].
  • Бесѣда первая. Радость Златоуста при видѣ многочисленности собравшихся въ храмъ Божій предъ наступленіемъ св. Четыредесятницы. Цѣль церковныхъ собраній и необходимость приготовленія къ посту. Великій вредъ невоздержанія отъ дней перваго человѣка и благотворныя дѣйствія поста, испытанныя ветхозавѣтными праведниками, и примѣръ Спасителя. Дѣйствіе поста на душу неловѣка и обличеніе роскоши у прор. Амоса. Мимолетность мірскихъ удовольствій и неизмѣнность духовныхъ [СПб., 1898].
  • Бесѣда вторая. Радость Златоуста при наступленіи поста, представляющаго самое лучшее время для церковныхъ поученій изъ божественнаго Писанія. Начальныя слова первой книги Моисея нужно принимать, какъ слова Самаго Господа, не испытуя того, что выше насъ, а смиренно вѣруя. Моисей не говоритъ о созданіи силъ невидимыхъ и причина этого. Великая сила словъ: въ началѣ сотвори Богъ небо и землю противъ лжеучителей и рѣшеніе недоумѣнія о сотвореніи вселенной изъ несуществующаго. Почему первозданная земля названа невидимою и неустроенною? Христіанинъ долженъ не только знать и сохранять истинное ученіе вѣры, но и устроять согласно съ ними свою жизнь [СПб., 1898].
  • Бесѣда третья. Велико богатство и глубина божественнаго Писанія. Объяененіе словъ: и тма верху бездны, и Духъ Божій ношашеся верху воды. Созданіе свѣта и безуміе тѣхъ, которые говорятъ, что прежде неба и земли существовала матерія. Почему не создалъ Богъ все въ одинъ день? Противъ тѣхъ, которые говорятъ, что все произошло само собою. Христіанинъ долженъ заботиться о спасеніи не только своемъ но и — ближнихъ и непрерывно бороться во всеоружіи вѣры съ кознями діавола и своими страстями, сохраняя постоянную бдительность и подавая милостыню [СПб., 1898].
  • Бесѣда четвертая. Радость св. проповѣдника при видѣ усердія его слушателей и возбужденіе ихъ къ постоянному духовному бодрствованію. Объясненіе словъ: да будетъ твердь посредѣ... и нарече Богъ твердь небо. Небо одно, а не много небесъ. Слова Свящ. Писанія нужно понимать Богоприлично и, восходя отъ разсмотрѣнія твореній къ Создателю, не забывать человѣческой ограниченности. Нравственныя наставленія объ ежедневномъ испытаніи себя, о любви къ любящимъ и ненавидящимъ и объ обузданіи страстей [СПб., 1898].
  • Бесѣда пятая. Христіане должны, подобно золотоискателямъ, ежедневно изслѣдовать Свящ. Писаніе и тщательно сохранять добытое сокровище добродѣтели, за которое предстоитъ награда въ будущей жизни. Объясненіе дѣлъ творенія въ третіи день. Обличеніе іудеевъ, считавшихъ вечеръ началомъ дня. Великій вредъ пристрастія къ человѣческой славѣ [СПб., 1898].
  • Бесѣда шестая. Сильное обличеніе присутствовавшихъ въ конскомъ ристалищѣ; грѣховность этого и угроза неисправимымъ. — Созданіе небесныхъ свѣтилъ и величіе Творца ихъ. Безуміе обоготворившихъ солнце. Что значитъ: положи я на тверди небесной, въ знаменія, и во времена, и во дни и въ лѣта? Всѣ твари созданы для человѣка, который, пользуясь ими или удивляясь ихъ красотѣ, долженъ воздавать поклоненіе Творцу своимъ славословіемъ и доброю жизнію [СПб., 1898].
  • Бесѣда седьмая. Продолженіе увѣщанія къ ходившимъ на зрѣлище; тяжкая отвѣтственность тѣхъ христіанъ, которые своимъ поведеніемъ даютъ поводъ къ соблазну невѣрующимъ. Объясненіе дѣлъ творенія въ пятый день и обличеніе неправомыслящихъ о происхожденіи вселенной и цѣли созданія нѣкоторыхъ тварей. Безсловесныя твари, созданныя въ шестой день, и божественное одобреніе ихъ. Увѣщаніе — возбуждать себя къ славословію Господа и приводить къ истинѣ другихъ, коснѣющихъ въ заблужденіи [СПб., 1898].
  • Бесѣда осьмая. Возбужденіе вниманія слушателей и объясненіе библейскаго повѣствованія о твореніи человѣка: божественный совѣтъ предъ его твореніемъ и происхожденіе человѣка послѣ всѣхъ другихъ тварей. Кому сказано: сотворимъ человѣка? Что разумѣется подъ образомъ Божіимъ? Увѣщаніе слушателей поучать другихъ преподаваемымъ истинамъ не только словомъ, но еще болѣе добродѣтельною жизнію. Въ чемъ состоитъ богоугодный постъ? [СПб., 1898].
  • Бесѣда девятая. Постъ — наиболѣе удобное время для того, чтобы углубляться въ истины божественнаго Писанія. Краткое повтореніе предшествующихъ бесѣдъ и рѣшеніе недоумѣнія относительно власти человѣка надъ животными. Подобіе Божіе и возможность для человѣка достигнуть этого. Вслѣдствіе чего человѣкъ лишенъ потомъ нѣкоторой части своей власти надъ животными и съ какою цѣлію? Открывающіяся въ судьбахъ первозданнаго, какъ и каждаго изъ людей, премудрость и благость Божія и благотворное вліяніе размышленія объ этомъ на нравственную жизнь человѣка [СПб., 1898].
  • Бесѣда десятая. Увѣщаніе къ тѣмъ, которые послѣ обѣда стыдятся приходить къ вечернему богослуженію и духовному поученію и продолженіе объясненія словъ Писанія о сотвореніи человѣка, о данной ему власти надъ земными тварями, о божественномъ благословеніи первозданнымъ — мужу и женѣ, о назначеніи имъ и всѣмъ живымъ тварямъ соотвѣтствующей пищи и божественномъ одобреніи всего сотвореннаго. Что значатъ слова: и почи въ день седмый отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ и благослови... и освяти его? Наставленіе слушателямъ передать отсутствовавшимъ въ храмѣ содержаніе бесѣды и самимъ постоянно памятовать о Богѣ [СПб., 1898].
  • Бесѣда одинадцатая. Разумный порядокъ и цѣль въ явленіяхъ природы, дѣлахъ человѣческихъ и установленіяхъ церковныхъ: цѣлесообразность установленія св. Четыредесятницы и задача христіанской жизни — преспѣяніе въ добродѣтели, искорененіе страстей и исправленіе недостатковъ, по примѣру святыхъ мужей, бывшихъ одного съ нами естества. Примѣръ ап. Павла, его смиреніе и величайшіе подвиги по его собственному, вынужденному обстоятельствами, изображенію [СПб., 1898].
  • Бесѣда двѣнадцатая. Возвращеніе Златоуста къ прерванному на время объясненію словъ кн. Бытія о послѣдовавшемъ за шестидневнымъ твореніемъ. Что значитъ книга бытія небесе и земли? Божественное всемогущество въ производительности первобытной земли и ея основаніи на водахъ. Покорность земныхъ стихій Господу и необходимость для человѣка повиноваться волѣ Божіей, если онъ не хочетъ уподобиться скотамъ безсмысленнымъ. Созданіе тѣла человѣка изъ персти земной и вдуновеніе въ лице его дыханія жизни. Превосходство души надъ тѣломъ и вытекающій отсюда урокъ [СПб., 1898].
  • Бесѣда тринадцатая. Похвала усердію слушателей, возбуждающему ревность Златоустаго проповѣдника. Несказанная любовь Божія къ человѣку, выразившаяся въ образѣ созданія его. Противъ тѣхъ, которые говорили, что человѣческая душа изъ существа Божія, или не отличали ее отъ жизненной силы животныхъ. Почему тѣло человѣка создано прежде души? Едемскіе рай былъ на землѣ, а не на небѣ, и повѣствованіе о насажденіи его нужно понимать богоприлично, не вдаваясь въ иносказанія. Съ чистыми догматами христіанинъ долженъ соединать добродѣтельную жизнь [СПб., 1898].
  • Бесѣда четырнадцатая. Побужденіе слушателей къ самому внимательному разсмотрѣнію словъ божественнаго Писанія. Объясненіе словъ: и взя Господь Богъ человѣка и постави его въ раи сладости дѣлати его и хранити. Честь и цѣль дарованія заповѣди о невкушеніи отъ древа познанія добра и зла. Не добро быти человѣку единому; сотворимъ ему помощника по нему. Нареченіе именъ животнымъ, какъ проявленіе мудрости первозданнаго и господства его надъ животными [СПб., 1898].
  • Бесѣда пятнадцатая. Благодарность Златоуста слушателямъ за любовь къ слову Божію и объсненіе словъ: Адаму же не обрѣтеся помощникъ, подобный ему. Созданіе жены изъ ребра Адама во время изступленія и необыкновеннаго сна его и употребленныя при этомъ въ Писаніи божественныя имена. Пророческій даръ Адама и величіе божественныхъ благодѣяній ему; отсюда нравственный урокъ слушателямъ о благодарности Богу чрезъ дѣла добродѣтели и искорененіе страстей и слабостей [СПб., 1898].
  • Бесѣда шестнадцатая. Неисчерпаемое богатство Писанія и блаженство первозданныхъ. Злоба и хитрость діавола, избравшаго для искушенія жены змія, какъ орудіе. Обольщеніе жены чрезъ змія и нарушеніе первозданными божественной заповѣди. Знаніе добра и зла у первозданныхъ было и до вкушенія отъ древа познанія добра и зла и причина такого наименованія дерева. Блага отъ древа крестнаго [СПб., 1898].

    Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ четвертый: Въ двухъ книгахъ. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1898. — 923 с.

    / Къ оглавленію /


  • Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0



    «Слава Россіи»
    Малый герб Российской империи
    Помощь Порталу
    Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
    © 2004-2017 г.