Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

ОГЛАВЛЕНІЕ V-ГО ТОМА
Полнаго собранія твореній святаго Іоанна Златоуста.

КНИГА ПЕРВАЯ.
I. Бесѣды на псалмы.
  • На Пс. 3. Значеніе надписанія: Псаломъ Давиду, внегда отбѣгаше отъ лица Авессалома, сына своего. — Почему Давидъ былъ гонимъ Авессаломомъ? — Что бываетъ источникомъ грѣха, то служитъ и бичемъ наказанія. — У большинства людей домашніе бываютъ врагами по причинѣ грѣховъ; подтвержденіе этого примѣромъ Давида, Израильтянъ во времена Судей, Адама, Даніила и пророка изъ Іудеи. — Увѣщаніе — истреблять источникъ золъ — грѣхъ. — Гибель Авессалома и печаль Давида о погибающихъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 4. Чью молитву слышитъ Богъ? — Подъ правдою разумѣется вся добродѣтель всецѣло; отъ неправды — и надмѣнность. — И при праведности нужна молитва, какъ приносящая великія блага. — Мы не столько умоляемъ Бога чрезъ другихъ, сколько чрезъ самихъ себя. — Съ какимъ расположеніемъ души нужно приступать къ молитвѣ? — Распространеніе въ скорби и слова апостола о плодахъ перенесенія скорбей. — Не смотря на свою правду, Давидъ молитъ о помилованіи. — Свойства угодной Богу молитвы, которую Онъ слышитъ. — Кто разумѣется подъ сынами человѣческими тяжкосердыми и отчего происходитъ жестокосердіе? — Вскую любите суету и ищете лжи. — Какъ событія изъ жизни праведниковъ ведутъ къ Богопознанію? — Увѣренность Псалмопѣвца въ томъ, что Господь услышитъ его молитву и почему многіе бываютъ не услышаны? — Вредное дѣйствіе несправедливаго гнѣва и польза — справедливаго. — Благотворность каждодневнаго суда совѣсти. — Что называется жертвой правды? — Безразсудство сомнѣній въ Божественномъ промыслѣ и сердечная увѣренность Псалмопѣвца въ полученіи духовныхъ, а также и земныхъ благъ. — Не Зевсъ и другіе боги язычниковъ посылаютъ дождь и другія земныя блага, и что такое Зевсъ. — Свидѣтельство богодухновенныхъ пророковъ о Богѣ откровенія. — Мудрое распредѣленіе благъ земныхъ въ мірѣ; внутренній миръ у людей, преданныхъ Богу, и тяжкія бѣдствія внутренней борьбы, испытываемыя тѣми, кто преданъ страстямъ. — Что значатъ слова: въ мирѣ вкупѣ усну и: единаго на упованіи вселилъ мя еси? — Увѣщаніе избѣгать общества порочныхъ людей [СПб., 1899].
  • На Пс. 5. Объясненіе надписанія: въ конецъ о наслѣдствующей [1]: какое разумѣется наслѣдіе, когда оно имѣетъ быть получено, при соблюденіи какихъ условій и кто наслѣдуетъ? — Изображеніе наслѣдствующей Церкви въ другихъ книгахъ Ветхаго и Новаго Завѣта и у Псалмопѣвца. — Молитва Церкви къ Жениху ея — Господу заутра о помощи. — Объясненіе стиховъ 5-7, выражающихъ увѣренность Псалмопѣвца въ томъ, что Господь не оставитъ беззаконниковъ безъ наказанія. — Благодарность Церкви за дарованное ей спасеніе и молитва ея о божественномъ руководствѣ на пути правды и о судѣ надъ нечестивыми для утѣшенія уповающихъ на Бога праведниковъ. — Увѣщаніе не падать духомъ во время жизненной борьбы и за все благословлять Господь [СПб., 1899].
  • На Пc. 6. Въ какомъ смыслѣ нужно понимать приписываемые Богу Псалмопѣвцемъ ярость и гнѣвъ? — Всѣмъ людямъ, какъ немощнымъ существамъ, нужно просить Господа о помилованіи. — Почему виновные въ однѣхъ и тѣхъ же грѣхахъ получаютъ часто неодинаковое наказаніе? — Сокрушеніе о грѣхахъ и безропотное перенесеніе скорбей привлекаютъ къ человѣку Божественную милость. — Особенное попеченіе въ настоящей жизни о спасеніи души внушается Псалмопѣвцемъ чрезъ указаніе на невозможность покаянія послѣ смерти и — собственный примѣръ слезнаго, глубокаго, сокрушенія Псалмопѣвца во время ночи. — Что разумѣется подъ окомъ, пришедшимъ въ смятеніе, и обетшаніемъ отъ враговъ? — Удаленіе отъ порочныхъ людей, хотя бы они были облечены въ діадиму, есть также путь къ добродѣтели. — Увѣщаніе останавливать грѣховныя влеченія въ самомъ началѣ [СПб., 1899].
  • На Пс. 7. Объясненіе надписанія псалма при пособіи другихъ, кромѣ греческаго 70-ти, переводовъ. — Кто былъ упоминаемый здѣсь Хусій? — Подаваемый имъ поучительный примѣръ упованія на Бога и вѣрности людямъ добродѣтельнымъ, не взирая на бѣдствія послѣднихъ. — Совѣтъ Хусія Архитянина Авессалому и благотворность его для преслѣдуемаго Давида, который и выразилъ въ этомъ псалмѣ благодарность Богу. — Незлобивая молитва Давида о спасеніи отъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ. — Какъ нужно молиться, чтобы быть услышаннымъ отъ Бога? — Исповѣданіе Давидомъ своей неповинности и незлобія, превосходящаго требованія ветхозавѣтнаго закона. — Увѣщаніе — не только не имѣть вражды къ врагамъ, но и истреблять ея корень — сребролюбіе и тщеславіе. — Буквальное объясненіе ст. 7-10: воскресни Господи гнѣвомъ Твоимъ... да скончается злоба грѣшныхъ. Говоря: суди ми Господи по правдѣ моей не разногласитъ ли Псалмопѣвецъ съ сказаннымъ имъ: не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ? — Кого любитъ Богъ. — Страданіе многихъ праведниковъ въ этомъ мірѣ предуказано Господомъ и установлено неизслѣдимою божественною премудростью для блага человѣка. — Плача достойны грѣшники, не получающіе здѣсь наказанія. — Почему мы не каждодневно наказываемся за свои грѣхи? — Благотворность наказанія грѣшниковъ для праведниковъ. — Объясненіе словъ: испытаяй сердца и утробы...; праведна помощь...; Богъ судитель праведенъ... Какіе есть у насъ грѣхи общіе, каждодневные, и чѣмъ угрожаетъ Плалмопѣвецъ нерадивымъ о своемъ исправленіи? — Приписывая Богу лукъ, мечъ и стрѣлы, Псалмопѣвецъ употребляетъ человѣкообразныя выраженія для того, чтобы тронуть и грубыхъ людей и возбудить страхъ наказанія. — Проявленіе божественнаго человѣколюбія въ самыхъ угрозахъ наказанія. — Копающій яму ближнему самъ впадетъ въ нее. — Преспѣянію въ добродѣтели особенно способствуетъ частое собесѣдованіе съ Богомъ въ молитвѣ. — Увѣщаніе любить Бога не за блага Его, а ради Его Самого [СПб., 1899].
  • На Пс. 8. Возбужденіе вниманія слушателей указаніемъ на высокій предметъ псалма. — Величіе имени Божія, особенно ясно открывшееся со времени вочеловѣченія Единороднаго Сына Божія. — Особое откровеніе божественной силы въ славословіи грудныхъ младенцевъ и вытекающій отсюда урокъ приступающимъ къ божественному ученію. — Почему Іудейскій народъ послѣ распятія Христа подвергся столь великимъ бѣдствіямъ? — Іудеи разсѣяны по землѣ не для того, чтобы быть учителями вселенной. — Грѣхъ Іудеевъ противъ Владыки Христа. — Дивное божественное промышленіе о человѣкѣ, выразившееся особенно въ дѣлѣ искупленія. И послѣ грѣхопаденія у человѣка умалена только земная власть, но не отнята. — Почему лишенъ онъ власти надъ дикими звѣрями и какая польза отъ нихъ? — Опроверженіе ученія Павла Самосатскаго. — Увѣщаніе — избѣгать собраній еретиковъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 9. Нужно прославлятъ Бога не только за благодѣянія, но и за посылаемыя Имъ бѣдствія. — Божественныя чудеса въ земной природѣ и польза изученія ихъ. — Объясненіе ст. 3-8. — Допустимость объясненія изображаемаго здѣсь суда Божія въ примѣненіи къ событіямъ Іудейской исторіи послѣ распятія Спасителя. — Всеобщій и частный судъ Божій. — Благотворность скорбей въ дѣлѣ нравственнаго преспѣянія и великая сила упованія на Бога. — Какъ мы можемъ искать Бога? — Что разумѣется подъ обитаніемъ Господа въ Сіонѣ? — Яко взыскаяй крови ихъ помяну, не забы званія убогихъ. — Молитва Псалмопѣвца и послѣ избавленія отъ бѣдствій и его увѣщаніе славословить Господа. — Порокъ самъ себѣ вредитъ и устрояетъ гибель. — Если наказаніе грѣшниковъ способствуетъ распространенію Богопознанія, то почему Господь не употребляетъ этого средства вразумленія постоянно? — Преимущества смиренной бѣдности въ дѣлѣ добродѣтели. — Молитва о божественной помощи несправедливо притѣсняемымъ, о вразумленіи и наказаніи самоуправныхъ народовъ и вообще людей нечестивыхъ. — Гибельная самоувѣренность беззаконниковъ, не имѣющихъ въ душѣ своей страха Божія, ихъ дѣйствительная бѣдность и вмѣстѣ жестокость. — Что значитъ: да преданъ будетъ въ руцѣ твои? — Молитва о прекращеніи господства беззаконія и насилія [СПб., 1899].
  • На Пс. 10. Великая сила упованія на Бога и безсиліе при этомъ вражескихъ козней и нападеній. — Почему многіе изъ беззаконниковъ преодолѣваютъ другихъ? — Въ чемъ состоитъ оружіе праведника противъ нечестивыхъ? — Любяй неправду ненавидитъ свою душу. — Что значитъ: часть чаши ихъ? — Опасности, которымъ подвергается богатый, и спокойствіе праведника [СПб., 1899].
  • На Пс. 11. Трудность пути добродѣтельнаго при оскуденіи благочестія между людьми. — Что значитъ: умалишася истины отъ сыновъ человѣческихъ? — Великое зло — двуличность; молитва Псалмопѣвца объ истребленіи лицемѣрія. — Не все то наше, чѣмъ мы владѣемъ. — Страданія несправедливо притѣсняемыхъ привлекаютъ къ нимъ божественную помощь. — Что значитъ: положуся во спасеніе, не обинюся о немъ? — Несомнѣнность этого божественнаго обѣтованія. — Что значитъ: окрестъ нечестивіи ходятъ... и: по высотѣ Твоей? — Увѣщаніе — охранять высокую честь, данную Богомъ человѣку [СПб., 1899].
  • На Пс. 12. Не малое благо, если человѣкъ сознаетъ свое оставленіе Богомъ, которое происходитъ отъ нарушенія Его заповѣдей, но служитъ также проявленіемъ особаго божественнаго промышленія. — Что значитъ: укрѣпихся на него? — Усиленіе молитвы Псалмопѣвца о божественной помощи указаніемъ на радость и веселіе врага. — Азъ же на милость Твою уповахъ. — Благодарность и славословіе Господу прежде полученія отъ Него благодѣяній. — Увѣщаніе подражать Давиду и безъ колебаній полагаться на милость Божію [СПб., 1899].
  • На Пс. 41. Похвала вниманію слушателей во время предшествующей бесѣды и потребность разнообразить предметы поученій. — Для чего введено въ Церкви псалмопѣніе? — Чрезъ священныя пѣсни очищается и освящяется душа. — Особенно благовременны священныя пѣсни при принятіи пищи и послѣ этого. — Изображаемая Псалмопѣвцемъ сила любви къ Богу. — Какъ можно любить Бога, не видя Его? — Три побужденія къ этой любви: высочайшая красота божественнаго Существа, безчисленныя Его благодѣянія и величайшая любовь Его къ человѣку вообще и къ каждому въ отдѣльности. — Увѣщаніе проявлять пламенную любовь къ Богу не словами только, но и дѣлами. — Любовь къ Богу ограждаетъ насъ отъ земныхъ привязанностей, страстей и унынія въ несчастіяхъ. — Благотворное дѣйствіе пѣнія псалмовъ на душу христіанина [СПб., 1899].
  • На Пс. 43. Объясненіе начальныхъ словъ Псалма, какъ пророческой пѣсни отъ лица Маккавеевъ. — Внушеніе родителямъ занимать дѣтей повѣствованіями о дѣлахъ Божіихъ, научающими вѣрѣ и укрѣпляющими надежду на полученіе просимаго отъ Бога. — Истинная бѣдность людей, кажущихся богатыми. — О какихъ дѣлахъ Божіихъ возвѣщали отцы? — Для чего при совершеніи дѣлъ Божіихъ употреблялись внѣшніе, чувственные знаки? — Предуказаніе на нарушеніе субботы въ семидневномъ обхожденіи Израильтянъ вокругъ Іерихонскихъ стѣнъ. — Что значитъ: насадилъ еси? — Завоеваніе Ханаана Израильтянами было дѣломъ не оружія ихъ, а Бога, предводительствовавшаго ими. — Неизмѣнность Божественнаго Существа и продолженіе Его милостей своему народу. — О Богѣ похвалимся весь день. — Объясненіе ст. 10-22. — Величіе самоотверженной любви къ Богу. — Молитва объ избавленіи вслѣдствіе крайне бѣдственнаго состоянія и ради имени Божія [СПб., 1899].
  • На Пс. 44. Объясненіе словъ: отрыгну сердце мое слово благо. — Отличіе пророковъ отъ языческихъ прорицателей. — Какое разумѣется дѣло, о которомъ Псалмопѣвецъ говоритъ Цареви? Новое указаніе на то, что онъ говоритъ подъ благодатнымъ озареніемъ. — Краснѣйшій добротою есть Христосъ. — Изліяся благодать во устнахъ твоихъ. — Отличіе пророческаго слова о Христѣ отъ евангельскаго. — Въ словахъ: благослови тя Богъ во вѣкъ разумѣется изліяніе благодати на человѣческую природу Іисуса Христа. — Предъизображеніе Его, какъ вооруженнаго Царя, блистающаго красотою, поражающаго враговъ Своею божественною силою и устрояющаго царство истины ради... и правды. Двоякій смыслъ словъ: стрѣлы Твоя изощрены... Почему Псалмопѣвецъ говоритъ о божествѣ Христовомъ послѣ указанія на вочеловѣченіе? Обличеніе осуждающихъ дѣйствія божественнаго Промысла. Помазаніе Христа паче причастникъ. — Прославленіе Іисуса Христа предстоящею Ему Церковію, обращеніе Его къ Церкви и заповѣдь. — Слава Церкви, ея внутренняя красота и распространеніе по вселенной [СПб., 1899].
  • На Пс. 45. Божественная помощь могущественнѣе всякой земной силы; она не исключаетъ однако вниманія къ обстоятельствамъ времени. — Подъ горами и сердцемъ морей разумѣются великія опасности, не наводящія однако страха на уповающихъ на Бога. — Божественное попеченіе объ Іудеяхъ и скорая имъ помощь отъ Господа силъ. — Будущее водвореніе мира на землѣ; примѣненіе словъ Псалмопѣвца объ этомъ къ временамъ христіанскимъ. — Упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 46. Какъ нужно понимать призывъ Псалмопѣвца къ рукоплесканію и восклицанію? — Объясненіе словъ Псалма въ переносномъ смыслѣ: предъизображеніе побѣды Христа. — Божественное Его величіе въ самомъ уничиженіи, затѣмъ — въ распространеніи Его ученія по вселенной. — Почему Христосъ не помогъ Себѣ на крестѣ? — Божественная Его сила въ дѣлахъ Апостоловъ. — Пророчество объ обращеніи Іудеевъ, какъ достоянія Божія. Взыде Богъ въ воскликновеніи... Призывъ вселенной къ разумному прославленію Господа. — Державніи земли [СПб., 1899].
  • На Пс. 47. Псаломъ 47-й есть пророческая пѣснь Господу отъ лица возвратившихся изъ Вавилонскаго плѣна Іудеевъ. Въ какомъ смыслѣ названъ здѣсь городъ — Божіимъ и гора — святою? «Благоукореняя» радованіемъ всея земли. — Говоря о Сіонскихъ горахъ, почему пророкъ упоминаетъ о сѣверѣ словами: ребра сѣверова? — Что значитъ: пріяхомъ, Боже, милость Твою? — Слава дивныхъ дѣлъ Божіихъ, совершаемыхъ ради божественной правды; призывъ къ веселію, изысканіямъ и вѣчному помятованію о Богѣ и Его непрестанномъ промышленіи [СПб., 1899].
  • На Пс. 48. На что указываетъ призывъ всѣхъ народовъ къ вниманію? — Внушеніе призываемымъ смиренія и равенства предъ Богомъ. — Псалмопѣвецъ возвѣщаетъ не собственное, а божественное ученіе. — Что значитъ: въ притчу? — Прикровенная рѣчь въ Писаніи имѣетъ своею цѣлію — возбудитъ вниманіе. — Нужно бояться не житейскихъ скорбей, а только грѣха, отъ наказанія за который на божественномъ судѣ не избавитъ ни богатство, ни родство; но не напрасны ли и молитвы святыхъ? — Высокая цѣна человѣческой души предъ Богомъ, вѣчная жизнь потрудившихся здѣсь праведниковъ и спокойствіе ихъ при видѣ смерти считающихся премудрыми. — Безуміе людей любостяжательныхъ и тщеславныхъ. — Истинный путь къ славѣ. — Крайнее униженіе человѣческаго достоинства людьми, преданными страстямъ. — Сей путь ихъ соблазнъ имъ. И по сихъ во успѣхъ своихъ благоволятъ. — Быстрая гибель такихъ людей и торжество надъ ними добродѣтельныхъ. — Но не господствуютъ ли надъ послѣдними порочные? — Безсиліе и безславіе порочныхъ и спасеніе праведниковъ. — Почему не нужно бояться настоящаго, временнаго? — Не смотря на почести и лесть при жизни, порочный человѣкъ по смерти не увидитъ свѣта и уподобится безсловеснымъ животнымъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 49. Кто разумѣется подъ именемъ боговъ въ этомъ Псалмѣ и другихъ мѣстахъ Св. Писанія? — Общій предметъ Псалма — изображеніе Бога, судящагося съ Іудейскимъ народомъ. — Слава Сіона, какъ мѣста откровенія божественной благости, человѣколюбія и милостей. — Въ отличіе отъ перваго, не явнаго для всѣхъ, пришествія Сына Божія на землю, Псалмопѣвецъ изображаетъ второе, явное Его сошествіе для суда предъ лицемъ неба и земли. — Для чего названы преподобными подлежащіе суду? — Божественная правда въ осужденіи неувѣровавшихъ во Христа Іудеевъ; за что они распяли Христа? — Какія событія указывали имъ на Его божественность? — Господь обвиняетъ Іудеевъ не за малочисленность жертвоприношеній (они установлены по снисхожденію только къ немощи Іудеевъ), и не потому, что Владыка всего существующаго имѣетъ въ нихъ нужду. — Какая жертва дѣйствительно угодна Богу. — И призови Мя въ день скорби твоея... Грѣшникъ не долженъ учить другихъ божественнымъ законамъ. — Но такъ какъ всѣ во грѣхахъ, а грѣшнику Богъ запрещаетъ повѣдать оправданія Его, то кто же будетъ возвѣщать ихъ? — Тяжкіе грѣхи, указываемые Псалмопѣвцемъ, несовмѣстимые съ званіемъ учителя божественнаго закона, и нравственныя наставленія (: не допускать до паденія склоняющагося на грѣхъ, не злословить и не порицать не сдѣлавшаго ничего худаго, не наносить себѣ вреда местью ближнему). — Обличеніе и предостереженіе Псалмопѣвца грѣшникамъ; средство смягчить гнѣвъ Божій и получить спасеніе [СПб., 1899].
  • На Пс. 108. Недоумѣніе, возбуждаемое содержаніемъ псалма, какъ служащаго выраженіемъ сильнѣйшаго гнѣва и наполненнаго проклятіями врагу. — Кто этотъ врагъ, такъ огорчившій Св. Духа, что божественный гнѣвъ распространяется на дѣтей, жену и родителей? — И какимъ образомъ апостолъ Петръ относитъ слова этого псалма къ Іудѣ? — Псаломъ содержитъ пророчество въ видѣ проклятія, которое относится частію къ Іудѣ, частію къ другимъ, которые возстаютъ противъ священства и ближнихъ съ коварствомъ и злобою. Объясненіе отдѣльныхъ выраженій, указывающихъ на то, что особенно прогнѣвляетъ Бога, въ чемъ проявляется крайняя жестокость при преслѣдованіи человѣка, и гдѣ главная причина бѣдствій, испытываемыхъ людьми. Псалмопѣвецъ проситъ божественнаго заступленія ради милости Божіей и крайнихъ своихъ страданій, усиливаемыхъ насмѣшками враговъ. — Спасительность славословія Господу за Его милости [СПб., 1899].
  • На Пc. 109. Возбужденіе вниманія слушателей указаніемъ на высокое значеніе Псалма, особенно для обличенія различныхъ еретиковъ и, во-первыхъ, Іудеевъ: Господь, Которому говоритъ Богъ, есть, вопреки мнѣніямъ Іудеевъ, Единородный Сынъ Божій, и такое объясненіе не разногласитъ съ основнымъ ученіемъ Ветхаго Завѣта; заповѣдь о почитаніи единого Бога дана ради немощи Іудеевъ; пророчества о Христѣ, какъ исполнившіяся, служатъ неопровержимымъ доказательствомъ истинности Ветхаго Завѣта, въ которую вѣруютъ Іудеи. Во-вторыхъ, Псаломъ служитъ обличеніемъ Павла Самосатскаго, Арія, Маркіана и др. — Что значитъ: сѣди одесную Мене и: дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ? Жезлъ силы означаетъ божественную силу, съ которою Апостолы обошли вселенную и покорили ее Христу, не смотря на противодѣйствія царей и властителей. — Враги Сына суть враги и Отца. — Сынъ имѣетъ силу въ Себѣ Самомъ, каковую Онъ явилъ во время земной Своей жизни и явитъ при второмъ пришествіи; доказательствами этой же силы служатъ: торжество христіанства, путешествія ко Гробу Господню, сила Креста Господня, величіе христіанскихъ праведниковъ. — Словами: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя выражено не рожденіе Христа по плоти, а предвѣчное рожденіе Сына Божія. — Пророчество о Христѣ, какъ Первосвященникѣ по чину Мельхиседека. — Подкрѣпленіе плоти Христовой отъ Бога Отца и побѣда надъ врагами Церкви. — Смиреніе Христа по плоти и прославленіе, — Увѣщаніе — презирать пышность и тщеславіе [СПб., 1899].
  • На Пc. 110. Искренняя благодарность Богу особенно угодна Ему; она неизбѣжно является при безпристрастномъ разсмотрѣніи дѣлъ божественнаго Промысла. — И смерть есть благо для человѣка; только худая смерть — зло. — Совершенство тварей, какъ способныхъ исполнять волю Творца и приводить человѣка къ Боговѣдѣнію. — Важный урокъ со стороны тварей человѣку въ его жизни. — Благодарность и славословіе Богу внушаются внимательнымъ разсмотрѣніемъ всего видимаго въ мірѣ и совершающагося въ нашей жизни, даже — того, что называется несчастіемъ. — Почему Господь не тотчасъ наказываетъ людей за грѣхи? — Богъ никогда не переставалъ творить чудеса. — Божественная благость, выразившаяся въ дарованіи (духовной) пищи боящимся Бога, въ сохраненіи Завѣта, въ необычайной помощи Своему народу, въ установленіи законовъ и дарованіи заповѣдей. — Что значитъ: въ истинѣ и правотѣ? — Какое избавленіе посла Господь людемъ Своимъ? — Что составляетъ основу истинной премудрости? — Побужденіе къ благодарности Богу [СПб., 1899].
  • На Пc. 111. Связь этого Псалма съ предыдущимъ. — Недостаточность одного страха Божія для спасенія и необходимость вмѣстѣ съ этимъ усерднаго исполненія божественныхъ заповѣдей. — Искренняя любовь къ Богу дѣлаетъ нетруднымъ исполненіе Его заповѣдей: добродѣтель въ себѣ самой заключаетъ награду. — Нѣтъ на землѣ ничего сильнѣе добродѣтели; она ведетъ къ истинному богатству. И правда его пребываетъ въ вѣкъ вѣка: великая сила милосердія. — Радость посылаемая нерѣдко праведнымъ и здѣсь, при тяжелыхъ скорбяхъ и опасностяхъ, и непремѣнно ожидающая ихъ по отшествіи отсюда; это служитъ величайшимъ доказательствомъ нашего воскресенія. — Устроити словеса своя на судѣ. Непоколебимость праведника и недоступность его страху вслѣдствіе помощи свыше и спокойствія совѣсти. — Слава милосердаго праведника и напрасная злоба при этомъ грѣшника [СПб., 1899].
  • На Пс. 112. Прославленіе Господа какую заключаетъ въ себѣ трудность для насъ? — Хвалить Бога можно и молча. — Заповѣдь Псалмопѣвца хвалить имя Господне и пророчество объ исполненіи ея въ христіанской Церкви. — Совершенная же хвала Господу гдѣ совершается? — Изображеніе для Іудеевъ божественнаго вездѣсущія и всемогущества въ участи людей и измѣненіи законовъ природы: вселяя неплодовь въ домъ, матерь о чадѣхъ веселящуся [СПб., 1899].
  • На Пс. 113. Почему прежде сказано объ исходѣ Израильтянъ изъ Египта, а затѣмъ уже о томъ, что Іудея сдѣлалась святыней Господа, и что значатъ эти послѣднія слова? Израиль область Его. — Особенное божественное благодѣяніе Израилю при переходѣ черезъ Іорданъ и образно выраженная Псалмопѣвцемъ радостная готовность силъ природы исполнять волю Творца. — Имя: Богъ Іаковль и высота добродѣтели этого патріарха. — Повиновеніе камней Творцу и ослушаніе людей. — Молитва Псалмопѣвца о новыхъ божественныхъ милостяхъ не ради достоинства просящихъ, а для прославленія имени Божія и по Его человѣколюбію. — Божественный Промыслъ и долготерпѣніе. — Безчувственность идоловъ, безстыдство совершаемаго имъ служенія, и несравнимое превосходство Бога Израилева. — Благословеніе Божіе Израилю и всѣмъ обращающимся къ Нему изъ другихъ народовъ (прозелитамъ). — Да приложитъ Господь на вы, на вы и на сыны вашя. — Различіе благословенія Божія въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ. — Какъ нужно понимать: небо небесе Господеви, землю же даде сыновомъ человѣческимъ? — Нескончаемое прославленіе Господа живущими дѣйствительною (добродѣтельною) жизнію, а не умершими въ нечестіи [СПб., 1899].
  • На Пс. 114. Не всякій радуется, когда внемлетъ ему Богъ, подавая дѣйствительно полезное. — Господь всегда готовъ подать намъ помощь, если мы призываемъ Его, какъ должно. — Псалмопѣвецъ проситъ объ одномъ — сохранить невредимою его душу и научаетъ не отчаяваться, но и не предаваться безпечности. — Высшій видъ божественнаго Промысла — о дѣтяхъ. — Не нужно искать безопасной жизни. — Обратися душе моя въ покой твой... Для жившихъ добродѣтельно смерть есть переходъ въ истинную жизнь, исполненную чистыхъ благъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 115. Указаніе Псалмопѣвца и апостола Павла на вѣру, какъ на необходимое условіе для того, чтобы понять и усвоить себѣ божественныя обѣтованія: чудныя дѣла Божіи выше человѣческаго разума. — Ветхій и Новый Завѣты происходятъ отъ одного и того же Духа Божія. — Благодать Духа необходима для того, чтобы имѣть вѣру. — Но если Духъ просвѣщаетъ, то грѣшатъ ли тѣ, которые не просвѣщены? — Живущимъ во времена Новаго Завѣта вѣра нужна гораздо болѣе, чѣмъ жившимъ въ Ветхомъ Завѣтѣ. — Мучительныя недоумѣнія человѣка, не имѣющаго вѣры, которая есть нѣкоторый священный якорь. — Что значатъ слова: въ изступленіи моемъ и: всякъ человѣкъ ложь? Величіе божественныхъ благодѣяній человѣку и выраженіе съ его стороны благодарности Богу. — Господь печется не только о жизни, но и о смерти праведниковъ, которые умираютъ не случайно, а по особому соизволенію Божію. — Выраженіе Псалмопѣвцемъ величайшей преданности и любви къ Богу за избавленіе отъ скорбей. — Жертва хвалы и исполненіе обѣтовъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 116. Пророчество о христіанской Церкви [СПб., 1899].
  • На Пс. 117. Призывъ всѣхъ къ общей благодарности Богу за непрерывныя Его милости. — Почему многіе изъ людей не видятъ этихъ милостей? — Божественное милосердіе къ страждущему и вслѣдствіе этого увѣренность послѣдняго въ своей безопасности. — Тщетностъ надежды на людей, хотя бы они были знатны и сильны. — Испытанная Псалмопѣвцемъ божественная помощь во время наибольшей опасности и прославленіе Господа за избавленіе отъ смерти, служившее прообразомъ нашего воскресенія. — Благотворное дѣйствіе посылаемыхъ Богомъ бѣдствій. — Камень, его же небрегоша зиждущіи... — Не малая добродѣтель — съ радостью принимать благодѣянія Божіи. — Богъ Господь и явися намъ. — Что значитъ: составите праздникъ во учащающихъ? — Призывъ къ прославленію Господа ради Его величія [СПб., 1899].
  • На Пс. 119. Почему псалмы съ 119-го по 133-й называются псалмами степеней? — Польза, приносимая человѣку скорбями, если онъ безъ малодушія переноситъ ихъ, и увѣщаніе — избѣгать жизни изнѣженной и безпечной. — Нужно удаляться лживыхъ, коварныхъ людей: божественное наказаніе за этотъ порокъ. — Въ сознаніи себя странникомъ на землѣ заключается корень великой добродѣтели. — Обращеніе съ злыми людьми весьма тягостно для благочестивыхъ. — Съ ненавидящими мира быхъ миренъ. — Что служитъ главною причиною вражды между людьми? [СПб., 1899].
  • На Пс. 120. Благотворное дѣйствіе бѣдствій на іудеевъ во время Вавилонскаго плѣна. — Помощь моя отъ Господа, сотворшаго небо и землю. — Самымъ внѣшнимъ своимъ видомъ человѣкъ обращенъ къ небу; онъ не долженъ уклоняться отъ указаннаго ему Богомъ пути; не долженъ предаваться бездѣйствію, если хочетъ получить отъ Бога помощь. — Смыслъ образныхъ выраженій Псалмопѣвца, изображающихъ всесильное божественное попеченіе всегда и вездѣ [СПб., 1899].
  • На Пс. 121. Лишенія во время Вавилонскаго плѣна пробудили въ іудеяхъ пламенную любовь къ храму и Іерусалиму. — Ему же причастіе его вкупѣ. — Слава Іерусалима, какъ единственнаго мѣста служенія колѣнъ Израилевыхъ Богу. — Цѣль этого установленія. — Что значитъ: свидѣніе Исраилево? — Слава Іерусалима, какъ столицы. — Вопросите яже о мирѣ Іерусалима... Буди же миръ въ силѣ твоей. — Молитва о благоденствіи Іерусалима для славы Божіей [СПб., 1899].
  • На Пс. 122. Находясь въ плѣну, іудеи научились не малымъ истинамъ и въ частности — тому, чтобы искать помощи единственно у Господа. Молитва о помилованіи ради тяжкаго перенесеннаго наказанія. — Наипаче наполнися душа наша. Поношеніе гобзующимъ и уничиженіе гордымъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 123. Псалмопѣвецъ внушаетъ Израильтянамъ, возвратившимся изъ плѣна, приписывать свое спасеніе Господу. — Для чего имъ дана была безопасность не вдругъ, а мало-о-малу? Убо живыхъ пожерли быша. — Какъ человѣкъ можетъ усмирять свои страсти? — На кого можно гнѣваться? — Сравненіе сильнаго гнѣва враговъ съ потокомъ и значеніе этого. — Благословенъ Господь, иже не даде насъ въ ловитву зубомъ ихъ... Помощь наша во имя Господа [СПб., 1899].
  • На Пс. 124. Надѣющіися на Господа, яко гора Сіонъ: для чего здѣсь пророкъ прибавилъ слово: Сіонъ? — Христіанинъ долженъ желать не спокойной и безбѣдной жизни, а не колеблемой — отъ опасностей. — Не побѣдима сила праведника, надѣющагося на Бога; колебаніе состоитъ въ погибели души и отпаденіи отъ добродѣтели. — Что дѣлаетъ Іерусалимъ особенно крѣпкимъ и почему? — И удостоиться благъ и подвергнуться наказанію зависитъ прежде всего отъ насъ. — Кого называетъ пророкъ правыми сердцемъ? — Миръ на Израиля [СПб., 1899].
  • На Пс. 125. Духовный плѣнъ тяжелѣе чувственнаго. — Состояніе іудеевъ, возвратившихся изъ Вавилонскаго плѣна, было отлично отъ состоянія ихъ отцовъ по выходѣ изъ Египта. — Особая причина радости первыхъ. — Почему въ началѣ псалма сказано: внегда возвратити, а потомъ (ст. 4): возврати? — Сѣющіи слезами въ радости пожнутъ. — Никому такъ мало полезенъ покой, какъ человѣку. — Въ страданіяхъ не нужно унывать въ виду обѣтованной за это награды [СПб., 1899].
  • На Пс. 126. Божественная помощь была необходима іудеямъ не только для построенія храма и города, но и для сохраненія построеннаго; въ равной мѣрѣ она необходима и всѣмъ; безъ этой помощи напрасны самыя напряженныя усилія трудящихся; при ней же — и покой и многочадіе. — Яко стрѣлы въ руцѣ сильнаго, тако сынове оттрясенныхъ. — Блаженство тѣхъ, дѣламъ которыхъ споспѣшествуетъ вышняя помощь [СПб., 1899].

    Примѣчаніе:
    [1] По греческому переводу 70-ти и, согласно съ нимъ у Златоуста, надписаніе этого Псалма читается: ὑπὲρ κληρονομούσης — «о наслѣдствующей»; таково было это надписаніе и по нѣкоторымъ спискамъ древне-славянской Псалтири (см. архим. Амфилохія. «Древне-славянская Псалтирь». Второе изданіе. Т. I-й, стр. 15). Надписаніе: «о наслѣдствующемъ», какъ напечатано на стр. 36 этого изданія, есть позднѣйшее (см. Свящ. Н. Вишнякова. Толкованіе на Псалтирь. Вып. I, стр. 19).

    Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — 1007 с.

    / Къ оглавленію /


  • Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0



    «Слава Россіи»
    Малый герб Российской империи
    Помощь Порталу
    Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
    © 2004-2018 г.