Церковный календарь
Новости


2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 7-й седмицы. Отданіе Вознесенія (1864)
2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (2-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (1-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. пророка Исаіи. (1965)
2017-05-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматъ о Церкви въ современномъ мірѣ (1975)
2017-05-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-21 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Три поученія на перенес. мощей свт. Николая Чудотворца (1900)
2017-05-21 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе въ день св. ап. и еванг. Іоанна Богослова (1900)
2017-05-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ (свв. отецъ, иже въ Никеи) (1864)
2017-05-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Высокопр. Іосифъ, митр. Скоплянскій (1975)
2017-05-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Хранимъ ли мы завѣты св. кн. Владиміра? (1975)
2017-05-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Обращеніе къ русской молодежи (1975)
2017-05-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Оцерковленіе жизни (практ. указанія) (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

ОГЛАВЛЕНІЕ V-ГО ТОМА
Полнаго собранія твореній святаго Іоанна Златоуста.

КНИГА ПЕРВАЯ.
I. Бесѣды на псалмы.
  • На Пс. 3. Значеніе надписанія: Псаломъ Давиду, внегда отбѣгаше отъ лица Авессалома, сына своего. — Почему Давидъ былъ гонимъ Авессаломомъ? — Что бываетъ источникомъ грѣха, то служитъ и бичемъ наказанія. — У большинства людей домашніе бываютъ врагами по причинѣ грѣховъ; подтвержденіе этого примѣромъ Давида, Израильтянъ во времена Судей, Адама, Даніила и пророка изъ Іудеи. — Увѣщаніе — истреблять источникъ золъ — грѣхъ. — Гибель Авессалома и печаль Давида о погибающихъ [СПб., 1899].
  • На Пс. 4. Чью молитву слышитъ Богъ? — Подъ правдою разумѣется вся добродѣтель всецѣло; отъ неправды — и надмѣнность. — И при праведности нужна молитва, какъ приносящая великія блага. — Мы не столько умоляемъ Бога чрезъ другихъ, сколько чрезъ самихъ себя. — Съ какимъ расположеніемъ души нужно приступать къ молитвѣ? — Распространеніе въ скорби и слова апостола о плодахъ перенесенія скорбей. — Не смотря на свою правду, Давидъ молитъ о помилованіи. — Свойства угодной Богу молитвы, которую Онъ слышитъ. — Кто разумѣется подъ сынами человѣческими тяжкосердыми и отчего происходитъ жестокосердіе? — Вскую любите суету и ищете лжи. — Какъ событія изъ жизни праведниковъ ведутъ къ Богопознанію? — Увѣренность Псалмопѣвца въ томъ, что Господь услышитъ его молитву и почему многіе бываютъ не услышаны? — Вредное дѣйствіе несправедливаго гнѣва и польза — справедливаго. — Благотворность каждодневнаго суда совѣсти. — Что называется жертвой правды? — Безразсудство сомнѣній въ Божественномъ промыслѣ и сердечная увѣренность Псалмопѣвца въ полученіи духовныхъ, а также и земныхъ благъ. — Не Зевсъ и другіе боги язычниковъ посылаютъ дождь и другія земныя блага, и что такое Зевсъ. — Свидѣтельство богодухновенныхъ пророковъ о Богѣ откровенія. — Мудрое распредѣленіе благъ земныхъ въ мірѣ; внутренній миръ у людей, преданныхъ Богу, и тяжкія бѣдствія внутренней борьбы, испытываемыя тѣми, кто преданъ страстямъ. — Что значатъ слова: въ мирѣ вкупѣ усну и: единаго на упованіи вселилъ мя еси? — Увѣщаніе избѣгать общества порочныхъ людей [СПб., 1899].
  • На Пс. 5. Объясненіе надписанія: въ конецъ о наслѣдствующей [1]: какое разумѣется наслѣдіе, когда оно имѣетъ быть получено, при соблюденіи какихъ условій и кто наслѣдуетъ? — Изображеніе наслѣдствующей Церкви въ другихъ книгахъ Ветхаго и Новаго Завѣта и у Псалмопѣвца. — Молитва Церкви къ Жениху ея — Господу заутра о помощи. — Объясненіе стиховъ 5-7, выражающихъ увѣренность Псалмопѣвца въ томъ, что Господь не оставитъ беззаконниковъ безъ наказанія. — Благодарность Церкви за дарованное ей спасеніе и молитва ея о божественномъ руководствѣ на пути правды и о судѣ надъ нечестивыми для утѣшенія уповающихъ на Бога праведниковъ. — Увѣщаніе не падать духомъ во время жизненной борьбы и за все благословлять Господь [СПб., 1899].
  • На Пc. 6. Въ какомъ смыслѣ нужно понимать приписываемые Богу Псалмопѣвцемъ ярость и гнѣвъ? — Всѣмъ людямъ, какъ немощнымъ существамъ, нужно просить Господа о помилованіи. — Почему виновные въ однѣхъ и тѣхъ же грѣхахъ получаютъ часто неодинаковое наказаніе? — Сокрушеніе о грѣхахъ и безропотное перенесеніе скорбей привлекаютъ къ человѣку Божественную милость. — Особенное попеченіе въ настоящей жизни о спасеніи души внушается Псалмопѣвцемъ чрезъ указаніе на невозможность покаянія послѣ смерти и — собственный примѣръ слезнаго, глубокаго, сокрушенія Псалмопѣвца во время ночи. — Что разумѣется подъ окомъ, пришедшимъ въ смятеніе, и обетшаніемъ отъ враговъ? — Удаленіе отъ порочныхъ людей, хотя бы они были облечены въ діадиму, есть также путь къ добродѣтели. — Увѣщаніе останавливать грѣховныя влеченія въ самомъ началѣ [СПб., 1899].
  • На Пс. 7. Объясненіе надписанія псалма при пособіи другихъ, кромѣ греческаго 70-ти, переводовъ. — Кто былъ упоминаемый здѣсь Хусій? — Подаваемый имъ поучительный примѣръ упованія на Бога и вѣрности людямъ добродѣтельнымъ, не взирая на бѣдствія послѣднихъ. — Совѣтъ Хусія Архитянина Авессалому и благотворность его для преслѣдуемаго Давида, который и выразилъ въ этомъ псалмѣ благодарность Богу. — Незлобивая молитва Давида о спасеніи отъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ. — Какъ нужно молиться, чтобы быть услышаннымъ отъ Бога? — Исповѣданіе Давидомъ своей неповинности и незлобія, превосходящаго требованія ветхозавѣтнаго закона. — Увѣщаніе — не только не имѣть вражды къ врагамъ, но и истреблять ея корень — сребролюбіе и тщеславіе. — Буквальное объясненіе ст. 7-10: воскресни Господи гнѣвомъ Твоимъ... да скончается злоба грѣшныхъ. Говоря: суди ми Господи по правдѣ моей не разногласитъ ли Псалмопѣвецъ съ сказаннымъ имъ: не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ? — Кого любитъ Богъ. — Страданіе многихъ праведниковъ въ этомъ мірѣ предуказано Господомъ и установлено неизслѣдимою божественною премудростью для блага человѣка. — Плача достойны грѣшники, не получающіе здѣсь наказанія. — Почему мы не каждодневно наказываемся за свои грѣхи? — Благотворность наказанія грѣшниковъ для праведниковъ. — Объясненіе словъ: испытаяй сердца и утробы...; праведна помощь...; Богъ судитель праведенъ... Какіе есть у насъ грѣхи общіе, каждодневные, и чѣмъ угрожаетъ Плалмопѣвецъ нерадивымъ о своемъ исправленіи? — Приписывая Богу лукъ, мечъ и стрѣлы, Псалмопѣвецъ употребляетъ человѣкообразныя выраженія для того, чтобы тронуть и грубыхъ людей и возбудить страхъ наказанія. — Проявленіе божественнаго человѣколюбія въ самыхъ угрозахъ наказанія. — Копающій яму ближнему самъ впадетъ въ нее. — Преспѣянію въ добродѣтели особенно способствуетъ частое собесѣдованіе съ Богомъ въ молитвѣ. — Увѣщаніе любить Бога не за блага Его, а ради Его Самого [СПб., 1899].

    Примѣчаніе:
    [1] По греческому переводу 70-ти и, согласно съ нимъ у Златоуста, надписаніе этого Псалма читается: ὑπὲρ κληρονομούσης — «о наслѣдствующей»; таково было это надписаніе и по нѣкоторымъ спискамъ древне-славянской Псалтири (см. архим. Амфилохія. «Древне-славянская Псалтирь». Второе изданіе. Т. I-й, стр. 15). Надписаніе: «о наслѣдствующемъ», какъ напечатано на стр. 36 этого изданія, есть позднѣйшее (см. Свящ. Н. Вишнякова. Толкованіе на Псалтирь. Вып. I, стр. 19).

    Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — 1007 с.

    / Къ оглавленію /


  • Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0



    «Слава Россіи»
    Малый герб Российской империи
    Помощь Порталу
    Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
    © 2004-2017 г.