Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 10.
Въ конецъ (псаломъ) Давиду. Другой переводчикъ говоритъ: побѣдная пѣснь (Ἐπινίκιος) Давиду
 [1]. Третій — побѣдителю (Τῷ νικοποιῷ) [2].

1. На Господа уповахъ, како речете души моей: превитай по горамъ, яко птица. Другой: взойди (ἀναστατοῦ) на горы, яко птица [3]. Третій: переселись (μετακινοῦ) [4]. Яко се грѣшницы налякоша лукъ, уготоваша стрѣлы въ тулѣ, сострѣляти во мрацѣ правыя сердцемъ. Другой: какъ во тьмѣ (ὡς ἐν ζόφῳ) [5]. Зане яже ты совершилъ еси, они разрушиша. Другой: потому что законы нарушены (θεσμοὶ κατελύθησαν) [6]. Третій: потому что ученія будутъ низвращены (αἱ διδασκαλίαι συντριβήσονται) [7]. Велика сила надежды на Бога. Она есть неприступная ограда, непреоборимая стѣна, непобѣдимая помощь, тихая пристань, несокрушимая крѣпость, неотразимое оружіе, неодолимая сила, пролагающая себѣ путь среди мѣстъ непроходимыхъ. Ею безоружные побѣждали вооруженныхъ, жены — мужей, дѣти весьма легко оказывались сильнѣе опытныхъ въ военномъ искусствѣ. И удивительно ли, что они побѣждали враговъ, когда они одерживали побѣду надъ самымъ міромъ? Предъ ними стихіи забывали свою природу и обращались въ ихъ пользу, звѣри не были болѣе звѣрями, и пещь — пещію, потому /с. 134/ что надежда на Бога преобразуетъ все. Острые зубы, тѣсная темница, естественная свирѣпость, мучительный голодъ, челюсти близъ самаго тѣла пророка, ничто (не было для нихъ) преградою, но надежда на Бога, сильнѣе всякой узды сдерживая челюсти, обращала ихъ назадъ. Представляя это, Псалмопѣвецъ и говорилъ тѣмъ, которые совѣтовали ему удалиться и бѣжать и искать себѣ спасенія въ мѣстахъ безопасныхъ: на Господа уповахъ, како речете души моей? Что говоришь ты? Владыку вселенной я имѣю своимъ помощникомъ; совершающаго легко все и всегда я имѣю своимъ вождемъ и покровителемъ; а ты посылаешь меня въ необитаемое мѣсто и совѣтуешь искать безопасности въ пустынѣ? Развѣ помощь пустыни больше Того, Кто можетъ сдѣлать все съ великою легкостію? Для чего ты заставляешь меня, сильно вооруженнаго, бѣжать, какъ бы обнаженнаго и безоружнаго, и хочешь сдѣлать изгнанникомъ? Имѣющему войско и огражденному стѣнами и оружіемъ ты не посовѣтовалъ бы бѣжать въ пустыню, а если бы посовѣтовалъ, то показался бы смѣшнымъ: почему же того, съ которымъ самъ Владыка вселенной, ты изгоняешь, заставляешь скитаться и бѣжать отъ нападенія грѣшниковъ? {141} Кромѣ сказаннаго я имѣю и другую причину не бѣжать. Если и Богъ помогаетъ, и нападающіе суть грѣшники, то не подвергается ли крайнему безчестію тотъ, кто совѣтуетъ подражать робкимъ птицамъ? Развѣ ты не знаешь, что приготовленное противъ меня войско слабѣе паутины? Если врагъ земного царя, куда бы ни пошелъ, вездѣ находится въ опасности, боится и трепещетъ, то тѣмъ болѣе врагъ Бога всѣхъ: куда бы онъ ни пошелъ, всѣ ему враги и даже самая природа, потому что, какъ друзей Божіихъ боятся и стихіи и звѣри, и уважаетъ всякая тварь, такъ на врага и противника Божія вооружаются и нападаютъ и неодушевленныя твари. Вотъ почему однихъ, прежде нежели они коснулись земли, растерзали звѣри, другихъ истребилъ огонь. Враги имѣютъ стрѣлы и колчанъ, и все у нихъ готово, — уже уготоваша ихъ, говоритъ, въ тулѣ, — но нѣтъ у нихъ никакой силы, и ничего такого мы не боимся; если бы даже я увидѣлъ кого-нибудь спускающимъ стрѣлу, и тогда не устрашился бы. Въ самомъ дѣлѣ, какая польза отъ оружія, если нѣтъ силы? Такъ и у нихъ нѣтъ ея, потому что нѣтъ къ нимъ благоволенія Божія. Они строятъ козни и нападаютъ не прямо; но потому особенно я и смѣюсь надъ ними, что они бросаютъ стрѣлы свои во мракѣ. Ничто не можетъ быть безсильнѣе человѣка, строящаго козни. Не нужно другимъ поражать его; онъ падаетъ отъ собственной руки и погибаетъ отъ собственнаго коварства. Что же можетъ быть безсильнѣе того, кто побѣждается собственнымъ оружіемъ? Кромѣ /с. 135/ этого надобно сказать и то, что они нападаютъ на насъ не только какъ грѣшники на укрѣпляемыхъ Богомъ, и притомъ съ коварствомъ, но и нападаютъ на невинныхъ, не сдѣлавшихъ имъ никакого зла. И это не мало дѣлаетъ ихъ слабыми. Какъ идущіе противъ рожна (Дѣян. IX, 5) не причиняютъ ему никакого вреда, а повреждаютъ свои собственныя ноги, такъ и они. Вмѣстѣ съ тѣмъ есть и еще причина, которая уничтожаетъ силу ихъ нападенія. Какая же? Зане, говоритъ, яже ты совершилъ еси, они разрушиша. Смыслъ словъ его слѣдующій: они нападаютъ и ведутъ войну съ Тобою, нарушая Твой законъ и Твои повелѣнія. Подлинно, они усиливаются разрушить Твои заповѣди, и при томъ совершенныя. Или это говоритъ пророкъ, или то, что они преступники закона. Не малое доказательство ихъ слабости — и въ томъ, что они выходятъ на войну, не сохранивъ Твоихъ заповѣдей. Потому они и воюютъ противъ правыхъ и строятъ козни, что не слушаются Твоихъ повелѣній.

2. Раскрывъ слабость враговъ и показавъ ее не въ томъ, въ чемъ показываютъ другіе, (такъ какъ не сказалъ, что они не имѣютъ ни денегъ, ни крѣпостей, ни союзниковъ, ни городовъ, ни искусства въ войнѣ, но оставивъ и презрѣвъ все это, какъ ничего не значущее, сказалъ, что они беззаконники, что нападаютъ на людей, не сдѣлавшихъ имъ никакого зла, что они нарушаютъ заповѣди Божіи), — пророкъ говоритъ потомъ о вооруженіи праведныхъ, раскрывая и отсюда легкость побѣды ихъ надъ врагами. Такъ точно и мы должны различать сильное и слабое, и не того особенно бояться, чего боятся люди достойные осмѣянія. {142} Въ самомъ дѣлѣ, что говорятъ? Такой-то жестокъ, коваренъ, имѣетъ много денегъ и великую власть. Но поэтому особенно я и смѣюсь надъ нимъ: все это — виды слабости. Но онъ, скажешь, умѣетъ строить козни? Въ этомъ ты открываешь мнѣ новый видъ слабости.

Почему же многіе изъ такихъ людей побѣждаютъ? Потому что ты не умѣешь хорошо сражаться съ ними, потому что ты самъ домогаешься того же, что дѣлаетъ ихъ слабыми, — славы и власти. Избѣгай этой причины вражды, поражай противниковъ иначе: гордаго — смиреніемъ, корыстолюбиваго — нестяжательностію, невоздержнаго — воздержаніемъ, завистливаго — дружелюбіемъ, и ты легко побѣдишь ихъ. Раскрывъ, какъ я выше сказалъ, слабость противниковъ, смотри, какъ онъ изображаетъ и вооруженіе праведника. Праведникъ же, говоритъ, что сотвори? Т. е. когда враги такъ приготовились, ты спрашиваешь: какъ вооружился праведникъ? Послушай. Господь во храмѣ святѣмъ своемъ: Господь на небеси престолъ его (ст. 4). Видишь ли, какъ кратко онъ выразилъ защиту его? Ты спрашиваешь: что онъ сдѣлалъ? Прибѣгъ къ Богу, /с. 136/ живущему на небѣ, существующему вездѣ. Онъ не натянулъ лука, не приготовилъ колчана, какъ враги его, не расположился во мракѣ, но оставивъ все это, оградился противъ всего надеждою на Бога и противопоставилъ имъ Того, Кто не имѣетъ нужды ни въ чемъ подобномъ, ни во времени, ни въ мѣстѣ, ни въ оружіи, ни въ деньгахъ, но однимъ мановеніемъ совершаетъ все. Видишь ли защиту его, непобѣдимую, быструю и легкую? Очи его на нищаго презираетѣ, вѣжди его испытаетѣ сыны человѣческія. Господь испытаетъ праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидитъ свою душу (ст. 5). Другой переводчикъ говоритъ: вѣжди его изслѣдуютъ (δοκιμάζει) [8]. Третій: Господь, праведный испытатель (ἐξεταστὴς) [9]. Четвертый: праведнаго испытываетъ и нечестиваго, и любящаго неправду возненавидѣла душа Его (ἐμίσησεν ἡ ψυχὴ αὐτοῦ) [10]. Любяй неправду, ненавидитъ свою душу. Видишь ли готоваго Помощника, благонадежнаго Защитника, Который вездѣ присутствуетъ, все видитъ, за всѣмъ наблюдаетъ, Которому особенно свойственно промышлять и пещись, — хотя бы никто не просилъ Его, — препятствовать обижающимъ, помогать обижаемымъ, воздавать однимъ награды за добродѣтели, а другимъ назначать наказанія за грѣхи? Онъ знаетъ все; очи Его видятъ всю вселенную; и не только знаетъ, но и желаетъ исправить все. Потому въ другомъ мѣстѣ, выражая тоже самое, пророкъ и называетъ Его праведнымъ (ст. 7). Если же Онъ праведенъ, то Онъ не станетъ только смотрѣть на такія дѣла. Онъ отвращается нечестивыхъ, одобряетъ праведныхъ. Далѣе, раскрывая и здѣсь тоже, о чемъ онъ говорилъ въ предъидущемъ псалмѣ, т. е. что порокъ самъ по себѣ можетъ достаточно наказать грѣшниковъ, прибавляетъ: любяй же неправду ненавидитъ свою душу. Порокъ противенъ душѣ, враждебенъ и гибеленъ, такъ что порочный еще прежде наказанія уже испытываетъ наказаніе. Видишь ли, какъ враги оказываются со всѣхъ сторонъ удобоуловимыми, если и праведникъ имѣетъ такого Помощника, и они побѣждаются тѣмъ самымъ собственнымъ оружіемъ, {143} которымъ защищаются, причиняя вредъ и погибель сами себѣ? Видишь ли легкость этой помощи? Не нужно ни идти куда-нибудь, ни бѣжать, ни тратить имущества, потому что Богъ присутствуетъ вездѣ и видитъ все. Одождитъ на грѣшники сѣти, огнь и жупелъ и духъ буренъ, часть чаши ихъ. Яко праведенъ Господь, и правды возлюби, правоты видѣ лице Его (ст. 6, 7). Другой переводчикъ говоритъ: одождитъ на безза/с. 137/конныхъ угли (ὓσει ἐπὶ παρανόμους ἄνθρακας) [11]. Третій: правоты увидитъ (ὄψεται) лице ихъ (αὐτῶν), т. е. праведныхъ, или Его — Бога [12]. Сказавъ о наказаніи, происходящемъ отъ самаго порока, и зная, что многіе не смотрятъ на это, пророкъ наконецъ потрясаетъ душу нечестивыхъ наказаніемъ, посылаемымъ свыше, употребляя усиленныя выраженія и страшныя названія; говоритъ, что на нихъ свыше прольются дождемъ огонь, сѣра, бурный вѣтръ и горячіе угли, — желая представить этими переносными выраженіями неизбѣжность отмщенія, высшую степень мученія, скорость и разрушительную силу наказанія.

3. Что значитъ: часть чаши ихъ? Это ихъ удѣлъ, говоритъ, это ихъ достояніе, это постигнетъ ихъ въ жизни, отъ этого они погибнутъ. Далѣе приводится и причина: потому что Всевидящій не попуститъ пройти этому безнаказанно. Какъ другой пророкъ говоритъ: чисто око твое еже не видѣти зла, и взирати на труды Ты не можешь (Авв. I, 13), такъ и онъ выражаетъ тоже въ словахъ: яко праведенъ Господь и правды возлюби. Богу особенно свойственно принимать правду, справедливость, и Онъ не попуститъ никогда противнаго ей.

Вотъ почему и въ началѣ псалма пророкъ сказалъ: на Господа уповахъ, како речете души моей: превитай по горамъ, яко птица? Тѣ, которые надѣются на блага житейскія, не лучше птицы, которая, надѣясь на пустыню, дѣлается легко уловимою для всѣхъ. Таковъ — надѣющійся на богатство. Какъ птица уловляется и дѣтьми, и сѣтями, и силками, и другими безчисленными средствами, такъ и богатый уловляется и друзьями, и врагами. Онъ живетъ даже въ большей опасности, нежели птица, имѣя множество людей, которые ловятъ его, а прежде всѣхъ — свои порочныя пожеланія; онъ — изгнанникъ, всегда зависящій отъ обстоятельствъ времени; онъ боится и свирѣпости палачей, и гнѣва царя, и коварства отъ льстецовъ, и обмана отъ друзей; когда возстаютъ на него враги, онъ трепещетъ больше всѣхъ; и когда бываетъ миръ, онъ опасается козней, потому что не имѣетъ богатства прочнаго и неотъемлемаго. Потому онъ постоянно скитается и переселяется изъ одного мѣста въ другое, проходя пустыни и горы, обитая во мракѣ, находя среди полудня глубокую тьму и строя козни. Не таковъ праведникъ. Путіе же праведныхъ подобнѣ свѣту свѣтятся (Притч. IV, 18). Они не рѣшаются ни строить козней, ни дѣлать несправедливостей, и имѣютъ спокойную душу. А порочные, постоянно строя козни, всегда пребываютъ во тьмѣ /с. 138/ и страхѣ, подобно ворамъ, разбойникамъ и прелюбодѣямъ; они во время дня видятъ мракъ, потому что душа ихъ бываетъ одержима страхомъ. Какимъ же образомъ можетъ быть разсѣянъ этотъ мракъ? Если, отставши отъ всего этого, ты утвердишься въ надеждѣ на Бога, {144} хотя бы ты былъ величайшимъ грѣшникомъ. Воззрите, говоритъ Премудрый, на древнія роды, и видите, кто вѣрова Господеви, и постыдѣся (Сир. II, 10)? Не сказалъ: праведникъ, но: кто. Хотя бы, говоритъ, это былъ грѣшникъ. То и удивительно, что и грѣшники, держась этого якоря, дѣлаются непобѣдимыми для всѣхъ; таково особенное свойство преданности Богу, что и отягченный грѣхами ты найдешь ободреніе въ Его человѣколюбіи, потому что, какъ проклятъ человѣкъ, иже надѣется на человѣка, такъ блаженъ, иже надѣется на Господа (Іер. XVII, 5, 7). Итакъ, оставивъ все другое, держись этого якоря. Богъ видитъ все и судитъ праведно, и не только судитъ, но и приводитъ въ исполненіе судъ свой. Поэтому пророкъ, сказавъ о праведности Его, изображаетъ и наказаніе огнемъ и бурнымъ духомъ. Онъ дѣлаетъ это потому, что печется о грѣшникахъ и желаетъ наказаніемъ побудить ихъ къ исправленію. Будемъ же, по всѣмъ этимъ причинамъ, прибѣгать къ Нему и постоянно обращать къ Нему свои взоры. Такимъ образомъ мы достигнемъ всѣхъ благъ о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Симмахъ.
[2] Акила и Ѳеодотіонъ.
[3] Акила.
[4] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[5] Симмахъ.
[6] Симмахъ.
[7] Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[8] Акила.
[9] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[10] Акила.
[11] Неизвѣстный переводчикъ. См. ориг. Экз.
[12] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 133-138.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.