Церковный календарь
Новости


2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
2018-05-21 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 4-я (1925)
2018-05-21 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 3-я (1925)
2018-05-21 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Свв. равноап. Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-21 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово въ недѣлю всѣхъ русскихъ святыхъ (1994)
2018-05-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 51-60) (1957)
2018-05-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 41-50) (1957)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 24 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 11.
Въ конецъ о осмѣй. Другой переводчикъ говоритъ: побѣдителю (τῷ νικοποιῷ) о восьмой
 [1]. Въ еврейскомъ сказано: асеминиѳ.
Спаси мя, Господи, яко оскудѣ преподобный, яко умалишася истины отъ сыновъ человѣческихъ. Другой: потому что сократились вѣрные (ἐπεράνθησαν πιστοῖ) отъ сыновъ человѣческихъ
 [2] (ст. 1-2).

1. Добродѣтель и сама по себѣ трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющій ее находится среди малаго числа людей добрыхъ. Какъ путешествіе бываетъ трудно особенно тогда, когда путешественникъ одинъ и не имѣетъ ни/с. 139/кого своимъ спутникомъ, такъ точно и здѣсь. Дѣйствительно, не маловажное дѣло — участіе и утѣшеніе братій. Потому и Павелъ говоритъ: разумѣвая другъ друга въ поощреніи любве и добрыхъ дѣлъ (Евр. X, 24). Потому и древнихъ праведниковъ особенно нужно ублажать не только за то, что они совершали добродѣтели, но и за то, что совершали ихъ при великомъ оскудѣніи добродѣтелей, когда нигдѣ не видно было добродѣтельныхъ. Это выражаетъ и Писаніе, когда говоритъ: Ное (человѣкъ) праведенъ, совершенъ въ родѣ своемъ (Быт. VI, 9). Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были какъ бы звѣздами среди глубокой ночи, розами среди терній, овцами среди множества волковъ, шли по пути, противоположному всѣмъ, и не останавливались. Если въ толпѣ это бываетъ трудно, и когда многіе идутъ въ противоположную сторону, то одинъ, идущій вопреки толпѣ, встрѣчаетъ многочисленныя затрудненія; если во время мореплаванія, когда волны несутся въ противоположную сторону, бываетъ трудно направлять корабль имъ на встрѣчу, — то тѣмъ болѣе въ добродѣтеляхъ. Вотъ почему и этотъ праведникъ, шедшій по пути добродѣтели, тогда какъ всѣ другіе шли по противоположному пути, {145} прибѣгаетъ къ промышленію Божію и говоритъ: спаси мя, Господи. Онъ выражаетъ не что иное, какъ слѣдующее: мнѣ нужна высшая десница, небесная помощь, божественное содѣйствіе, потому что, идя по пути, противоположному всѣмъ, я имѣю нужду въ великомъ промышленіи. Не сказалъ: спаси меня, потому что нѣтъ преподобнаго, но: яко оскудѣ преподобный, выражая, что и тѣ, которые были, погибли, такъ какъ стало господствовать зло, усилилась болѣзнь. Отъ этого предостерегаетъ и Павелъ: не вѣсте ли, говоритъ, яко малъ квасъ все смѣшеніе кваситъ (1 Кор. V, 6)? И еще: тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. XV, 33). Что значитъ: умалишася истины? Есть много истинъ. Какъ между цвѣтами и другими предметами однѣ суть истинныя, а другія ложныя, напр. есть пурпуръ настоящій и пурпуръ поддѣльный, также и въ шафранѣ, и въ драгоцѣнныхъ камняхъ, и въ ароматахъ и другихъ подобныхъ вещахъ, — такъ точно и въ добродѣтеляхъ. Истина есть то, что дѣйствительно. Итакъ, истины извратились и помрачились, не въ томъ смыслѣ, будто онѣ повредились въ самомъ существѣ своемъ, но въ томъ, что отвергнуты людьми; поэтому онъ не только сказалъ: умалишася истины, но, желая выразить именно это, присовокупилъ: отъ сыновъ человѣческихъ. Смотри: есть украшеніе истинное, есть и ложное. Какое украшеніе истинное? Духовное. Какое ложное? Тѣлесное. Есть богатство истинное, есть и ложное. Ложное состоитъ въ имуществѣ, а истинное — въ добрыхъ дѣлахъ. Есть и /с. 140/ радость ложная и истинная, также и красота, и власть, и слава. Но многіе изъ людей, оставивъ истинное, гоняются за ложнымъ. Какъ самъ человѣкъ бываетъ истиннымъ и ложнымъ, — истинный тотъ, который живетъ и дѣйствуетъ, а ложный тотъ, который изображенъ на картинѣ, — такъ точно бываетъ и съ добродѣтелями.

2. Суетная глагола кійждо ко искреннему своему: устнѣ льстивыя въ сердцѣ и въ сердцѣ глаголаша злая (ст. 3). Другой переводчикъ говоритъ: въ сердцѣ иномъ и иномъ глаголетъ (ἄλλῃ καὶ ἄλλῃ λαλεῖ) [3]. Пророкъ говоритъ о двухъ родахъ зла; о томъ, что они говорили суетное, и о томъ, что говорили ближнему; а подъ суетнымъ разумѣетъ или ложное, или излишнее и безполезное. Тоже выражаетъ и Павелъ, когда говоритъ: не лжите другъ на друга (Кол. III, 9). И особенно тяжело то, что всѣ развратились. Онъ не сказалъ: такой-то и такой-то, но: кійждо. Зло не было только снаружи, но и внутри, въ сердцѣ: въ сердцѣ и сердцѣ, или, какъ другой переводчикъ говоритъ: въ сердцѣ иномъ и иномъ, внушая, что въ сердцѣ ихъ — великая двуличность. Это хуже всякихъ враговъ. Есть враги явные и открытые, которыхъ легко можно остеречься, и есть враги, снаружи представляющіе одно, а сами въ себѣ содержащіе другое, которыхъ трудно уловить тѣмъ, на кого они нападаютъ, и которые гораздо опаснѣе людей, носящихъ скрытно при себѣ мечи. Потребитъ Господь вся устны лстивыя, языкъ велерѣчивый, рекшыя: языкъ нашъ возвеличимъ (ст. 4, 5). Другой переводчикъ говоритъ: будемъ владычествовать (δυναστεύσομεν) [4]. Устны наша при насъ суть. Другой: съ нами суть (σὺν ἡμῖν πάρεστι) [5]. Кто намъ Господь есть? Другой: кто будетъ господствовать (κυριεύσει) надъ нами [6]? Видишь ли, какъ пророкъ печется и объ нихъ? {146} Не противъ нихъ сказано это, а за нихъ. Онъ не сказалъ, что они погибнутъ, но что зло истребится; не сказалъ: потребитъ Господь ихъ, но: устны лстивыя.

3. Здѣсь опять онъ желаетъ, чтобы истреблено было не существо ихъ, но языкъ, гордость, коварство, чтобы уничтожено было ихъ высокомѣріе; и, смѣясь надъ ихъ безуміемъ, говоритъ: устны наша при насъ суть, кто намъ Господь есть? Слова, свойственныя бѣснующимся и сумасшедшимъ! Потому и Павелъ, говоря вопреки имъ, внушаетъ: нѣсте свои, куплени есте цѣною (1 Кор. VI, 19, 20), и повелѣваетъ жить не для себя самихъ (Римл. XVI, 7). Эти уста, говоритъ, принадлежатъ не тебѣ, но /с. 141/ Господу: Онъ сотворилъ ихъ, Онъ устроилъ ихъ, Онъ вдохнулъ въ нихъ жизнь. Но ты владѣешь ими? Не все то наше, чѣмъ мы владѣемъ: такъ мы владѣемъ деньгами, которыя другіе поручили намъ; владѣемъ землею, которую другіе по найму предоставили намъ. Такъ и уста Богъ далъ тебѣ не для того, чтобы ты производилъ терніе, но чтобы бросалъ полезныя сѣмена, чтобы распространялъ чрезъ нихъ не тщеславіе и коварство, но смиренномудріе, благословеніе и любовь. И глаза Онъ далъ тебѣ не для того, чтобы ты сладострастно смотрѣлъ ими, но чтобы украшалъ ихъ цѣломудріемъ; и руки далъ не для того, чтобы ты наносилъ удары, но чтобы подавалъ милостыню. Какъ же ты говоришь: устны наша при насъ суть, когда ты дѣлаешь ихъ орудіями грѣха, прелюбодѣянія, нечистоты? Кто намъ Господь есть? О, діавольское слово, о, бѣсовская душа! Не видишь ли ты, человѣкъ, какъ вся тварь возвѣщаетъ силу, премудрость, попеченіе и промышленіе твоего Владыки, какъ твое тѣло, душа, жизнь, видимое, невидимое, и почти все возглашаетъ и проповѣдуетъ могущество Создателя, — и ты говоришь: кто намъ Господь есть? Это — слова безумія, изступленія, душевнаго развращенія; отсюда — безчисленное множество золъ. Такіе люди говорятъ: кто намъ Господь есть; а другіе, хотя исповѣдуютъ Господа, но отвергаютъ ученіе о судѣ и наказаніи, пріобрѣтаютъ себѣ за краткое удовольствіе великія мученія, и, желая успокоить себя забвеніемъ о гееннѣ, незамѣтно чрезъ такое безстрашіе ввергаютъ себя въ бездну погибели. Поэтому увѣщеваю тебя помнить о гееннѣ и бесѣдовать о ней, и такимъ благоприличнымъ образомъ украшать свою душу, потому что много бываетъ пользы отъ такой бесѣды. Не напрасно Богъ угрожаетъ намъ геенною, и чрезъ это дѣлаетъ ее несомнѣнною, но чтобы страхомъ сдѣлать насъ лучшими. Потому и діаволъ старается и употребляетъ всѣ мѣры, чтобы истребить память о гееннѣ. Итакъ, не забывай о ней, не говори: для чего мнѣ огорчать себя безвременно? Развѣ это огорченіе безвременно? Оно будетъ безвременнымъ тогда, когда ты будешь мучиться въ гееннѣ; здѣсь время сокрушенія, а не тамъ. Это доказываетъ богачъ, жившій при Лазарѣ, которому безчисленныя страданія не принесли никакой пользы. А если бы онъ сокрушался благовременно, то не потерпѣлъ бы того, что потерпѣлъ. Страсти ради нищихъ и воздыханія убогихъ нынѣ воскресну, глаголетъ Господь: положуся во спасеніе, не обинюся о немъ (ст. 6). {147} Другой переводчикъ говоритъ: устрою явное (τὰξω ἐμφανὲς) спасеніе [7].

Посмотри, какова сила смиренномудрія. Сила нищихъ, — а /с. 142/ подъ нищими я разумѣю сокрушенныхъ сердцемъ, — есть заступленіе Божіе за ихъ страданіе. Пророкъ не говоритъ здѣсь о жизни ихъ, о добродѣтеляхъ, но страданія ихъ, говоритъ, преклоняютъ Бога и побуждаютъ къ наказанію и отмщенію. Вотъ что значитъ — мужественно переносить обиды; вотъ какъ Богъ печется о несправедливо обижаемыхъ! Несчастіе и страданіе служатъ для нихъ величайшею защитою. Велика сила воздыханія; она призываетъ высшую помощь. Страшитесь — вы, которые обижаете бѣдныхъ. Вы имѣете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они имѣютъ оружіе, которое сильнѣе всего, — воздыханія, слезы и терпѣніе обидъ, чѣмъ и привлекаютъ себѣ помощь небесную. Это оружіе разрушало домы, ниспровергало основанія уничтожало города, потопляло цѣлые народы: я разумѣю воздыханія несправедливо обижаемыхъ. Самъ Богъ призираетъ на ихъ благодушіе, когда они, испытывая страданія, не произносятъ ни одного худого слова, но только воздыхаютъ и оплакиваютъ собственныя бѣдствія. Что значитъ: положуся во спасеніе, не обинюся о немъ? Смѣло, открыто и явно, говоритъ, буду защищать ихъ, такъ чтобы узнали всѣ. Но развѣ Онъ когда-нибудь спасаетъ не явно? Иногда и не явно, а тайно, потому что Онъ не нуждается въ славѣ человѣческой. Теперь же, когда враги, очевидно, нападали на нихъ, оскорбляли и безчестили ихъ, какъ бы не имѣющихъ Бога своимъ помощникомъ, дабы и сами враги вразумились и сдѣлались лучшими, на опытѣ узнавъ помощь Господа, я устрою, говоритъ, спасеніе ихъ явно. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли (ст. 7). Какая послѣдовательность между этими словами и вышесказанными? Великая и непосредственная. Не думайте, говоритъ, что это сказано напрасно, что эта угроза тщетна: слова Его чисты, чужды лжи. Какъ расплавленное серебро не имѣетъ ничего чуждаго и нечистаго, такъ и слова Бога, какія бы Онъ ни сказалъ, должны непремѣнно исполниться. Потому и говоритъ: сребро разжжено, искушено земли. Другой переводчикъ говоритъ: разжженое, идущее по землѣ (χωροῦν τῇ γῇ) [8]. А въ еврейскомъ, вмѣсто искушено земли, сказано: ваалил лаарес, т. е. расплавленное, текущее въ землѣ. Очищено седмерицею (ст. 7).

4. Видишь ли, какъ пророкъ образомъ вещества выражаетъ неложность, истинность Божію? Какъ серебро расплавленное, разжженное и подвергавшееся этому неоднократно, бываетъ свободно отъ всякаго посторонняго вещества послѣ тщательнаго очищенія, — такъ и изреченіе божественное. Ты, Господи, сохраниши ны /с. 143/ и соблюдеши ны отъ рода сего и во вѣкъ (ст. 8). Другой переводчикъ говоритъ: сохранишь ихъ (αὐτοὺς) [9]. Третій: сохранишь это (αὐτὰ) и соблюдешь насъ отъ рода сего и во вѣкъ [10]. Четвертый: вмѣстѣ съ родомъ вѣчнымъ (ἄμα τῇ γενεᾷ τῇ αἰωνίᾳ) [11]. Окрестъ нечестивіи ходятъ (ст. 9). Другой: будутъ ходить (περιπατήσουσιν) [12]. {148} Третій: вокругъ нечестивыхъ (ἀσεβῶν) будутъ ходить [13]. По высотѣ твоей умножилъ еси сыны человѣческія. Другой: когда возвысятся низкіе (ὅταν ὑψωθῶσιν οἱ εὐτελεῖς) изъ сыновъ человѣческихъ [14]. Третій: по высотѣ сдѣлавшись малоцѣнными (εὐωνισμένοι) для сыновъ человѣческихъ [15]. Въ еврейскомъ: харм золло левни адам. Ты Господи сохраниши ны и соблюдеши ны. Смотри, какъ онъ часто, или — лучше, — постоянно прибѣгаетъ къ Богу, и отъ Него ищетъ помощи, потому что эта помощь всесильна и не ограничивается никакимъ временемъ. Мы, говоритъ, не имѣемъ нужды ни въ чемъ человѣческомъ; Ты сохраняешь насъ непрестанно. Что значитъ: окрестъ нечестивіи ходятъ? По переводу семидесяти (толковниковъ) нужно разумѣть такъ: хотя бы нечестивые окружили насъ, мы ничего не потерпимъ, потому что Ты сохраняешь насъ, возвышаешь и дѣлаешь славными. По другому переводу нужно разумѣть такъ: нечестивые удалятся, когда Ты возвысишь уничиженныхъ сыновъ человѣческихъ; т. е. когда насъ, почитаемыхъ презрѣнными и низкими, Ты прославишь, удалишь ихъ и отгонишь. Что значитъ: по высотѣ твоей? Иначе сказать: Ты сдѣлалъ подобными Тебѣ, сколько возможно для человѣка быть подобнымъ Тебѣ. Сотворимъ человѣка, сказалъ Господь, по образу нашему и по подобію (Быт. I, 26). Что Онъ на небѣ, то мы на землѣ; и какъ на небѣ нѣтъ никого выше Его, такъ на землѣ нѣтъ существа, подобнаго человѣку по достоинству. Да будете подобны Отцу вашему, иже есть на небесѣхъ (Матѳ. V, 45, 48). Даже имя свое Онъ сообщилъ намъ: Азъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси (Псал. LXXXI, 6); и еще: дахъ тя бога фараону (Исх. VII, 1). Онъ сдѣлалъ человѣка даже создателемъ тѣлеснаго и безтѣлеснаго. Такъ Моисей претворилъ одну стихію, а другіе — другія стихіи; намъ же Онъ повелѣлъ созидать самихъ себя въ храмъ Ему. Хотя ты не созидаешь неба, но созидаешь храмъ Богу. И самое небо славно потому, что въ немъ обитаетъ Богъ; тѣмъ болѣе мы — чрезъ /с. 144/ Христа; съ Нимъ воскреси, говоритъ апостолъ, и спосади насъ одесную на небесныхъ (Еф. II, 6). Онъ далъ намъ власть творить больше, нежели Онъ самъ творилъ: знаменія, говоритъ онъ, яже Азъ творю, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. XIV, 12). И въ ветхомъ завѣтѣ одинъ измѣнилъ теченіе моря (Исх. XIV, 21), другой удержалъ солнце и повелѣлъ остановиться лунѣ (Іис. Нав. X, 18), третій возвратилъ назадъ солнечные лучи (4 Цар. XX, 11); отроки въ пещи удержали силу огненной стихіи и неистовый пламень бездѣйствовалъ и стоналъ, какъ связанный (Дан. III, 23); и звѣри умѣли почитать друзей Божіихъ, и, несмотря на мучившій ихъ голодъ, оставались благоразумными (Дан. VI, 22). Да постыдятся чревоугодники такого воздержанія звѣрей! Львы увидѣли Даніила и сдѣлались благоразумными; а мы, видя Сына Божія грядущимъ къ намъ, не дѣлаемся благоразумными. Они рѣшились лучше умереть съ голоду, нежели коснуться тѣла святого; а мы, видя Христа обнаженнымъ и изнемогающимъ отъ голода, {149} не удѣляемъ даже отъ избытковъ своихъ, но, живя въ изобиліи, презираемъ святыхъ. Другому другу Божію земля произрастила изъ собственныхъ нѣдръ свои дары съ такимъ плодородіемъ, съ какимъ прежде не произращала никогда (Іов. XLII, 10). И удивительно ли, что они сами были почитаемы, когда ихъ одежды и тѣни были страшны для бѣсовъ, смерти и болѣзни (Дѣян. V, 15; XIX, 12)? Даже ангелы уважали такихъ людей и оказывали имъ особенную честь (Быт. XVIII, 5; XIX, 3). И какъ могли они не уважать тѣхъ, кому оказывалъ честь самъ Господь? Это было и въ ветхомъ, и въ новомъ завѣтѣ. Потому пророкъ и говоритъ: по высотѣ твоей умножилъ еси сыны человѣческія. Итакъ, представляя величіе этой чести, будемъ воздавать Ему за нее достойнымъ образомъ, чтобы преимущество чести не служило для насъ поводомъ къ наказанію, котораго да избавимся всѣ мы, какъ учащіе этому, такъ и учащіеся, о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Акила.
[2] Акила.
[3] Симмахъ.
[4] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[5] Акила.
[6] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[7] Симмахъ.
[8] Акила.
[9] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[10] Акила и Ѳеодотіонъ.
[11] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[12] Акила, Симмахъ, Ѳеодотіонъ.
[13] Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[14] Симмахъ.
[15] Акила.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 138-144.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.