Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 12.
Въ конецъ, псаломъ Давиду. Другой переводчикъ говоритъ: побѣдная пѣснь (ἐπινίκιος ᾠδὴ) Давида
 [1]. Третій: на побѣду (ἐις νῖκος) [2].

Доколѣ, Господи, забудиши мя до конца? Другой: забываешь (ἐκλανθάνῃ) меня совершенно (τέλεον) [3]. Доколѣ отвращаеши лице твое отъ мене? Другой: скрываешь (κρύπτεις) [4].

Доколѣ положу совѣты въ души моей? Другой: устрою мысли (τάξω γνώμας) [5]. Болѣзни въ сердцѣ моемъ день и нощь? Другой: заботу въ помышленіи моемъ ежедневно (μέριμναν ἐν τῇ διανοίᾳ μου καθ’ ἡμέραν) [6] (ст. 1-3).

1. Не малое благо и въ томъ, чтобы чувствовать забвеніе отъ Бога. Подъ забвеніемъ же разумѣй не состояніе страстное, но оставленіе. Многіе, подвергшись забвенію отъ Бога, даже не сознаютъ этого, и не скорбятъ; а блаженный Давидъ не только сознавалъ это, но исчислялъ и время забвенія, потому что выраженіе: доколѣ означаетъ продолжительность времени. Потому онъ и скорбитъ, и плачетъ. Смотри, какъ онъ никогда не скорбитъ ни о чемъ житейскомъ, ни о богатствѣ, ни о славѣ, но всегда о благоволеніи Божіемъ. Почему же, скажешь, онъ зналъ, что Богъ забылъ его? Потому, что онъ зналъ и то, когда Богъ помнилъ о немъ, и ясно понималъ, въ чемъ состоитъ это забвеніе, и въ чемъ это памятованіе, — не такъ, какъ многіе изъ людей, которые, когда богатѣютъ, когда прославляются людьми, когда все у нихъ идетъ успѣшно, когда одерживаютъ побѣды надъ врагами, тогда и думаютъ, что Богъ помнитъ о нихъ; потому они и не знаютъ, когда Онъ забываетъ ихъ. Не зная знаменій памятованія Его, они не знаютъ и знаменій забвенія Его; /с. 146/ не разумѣя знаковъ любви Его, не разумѣютъ и знаковъ неблаговоленія Его. Многихъ изъ людей, имѣющихъ земныя блага, Богъ забываетъ, {150} и даже особенно ихъ; напротивъ о неимѣющихъ часто памятуетъ. Памятованіе о насъ Божіе происходитъ не отъ чего иного, какъ отъ добрыхъ дѣлъ, внимательности, бодрствованія, упражненія въ добродѣтели; равно и забвеніе не отъ чего иного, какъ отъ грѣховъ, корыстолюбія, хищенія. Поэтому и ты, возлюбленный, когда находишься въ несчастіи, не говори: Богъ забылъ меня; напротивъ, — когда ты находишься во грѣхахъ и когда все идетъ у тебя успѣшно. Если ты будешь сознавать это, то скоро отстанешь отъ порочныхъ дѣлъ. Доколѣ отвращаеши лице твое отъ мене? Это — высшая степень забвенія. Подобіями человѣческими пророкъ изображаетъ дѣйствія Божіи, и гнѣвъ Его и наказаніе. А Богъ отвращаетъ лице Свое тогда, когда мы поступаемъ недостойно заповѣдей Его. Егда прострете, говоритъ Онъ, руки вашя, отвращу очи мои отъ васъ; потомъ приводитъ и причину: руки бо вашя исполнены крове (Ис. I, 15). Впрочемъ это оставленіе и отвращеніе лица есть также дѣйствіе великаго попеченія Божія о насъ. Онъ дѣлаетъ это для того, чтобы сильнѣе привлечь насъ къ Себѣ. Такъ и человѣкъ, зараженный страстною любовію, видя невниманіе къ себѣ любимаго предмета, оставляетъ его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его изъ души своей, но желая обратить и привязать его къ себѣ. Сказавъ объ отвращеніи лица и забвеніи, пророкъ говоритъ и о томъ, что съ нимъ произошло отъ этого. Что же именно? То, о чемъ онъ говоритъ далѣе: доколѣ положу совѣты въ души моей? Какъ вышедшій изъ пристани блуждаетъ вездѣ, и какъ лишившійся свѣта часто спотыкается, такъ и подвергшійся забвенію отъ Бога постоянно предается заботамъ, безпокойствамъ и скорбямъ. Впрочемъ эти самыя заботы, безпокойства, сокрушеніе, скорбь, собесѣдованіе объ отвращеніи Божіемъ, не мало способствуютъ къ тому, чтобы Онъ опять обратился къ намъ. Такъ и Павелъ говоритъ о себѣ въ посланіи къ Коринѳянамъ: кто есть веселяяй мя, точію пріемляй скорбь отъ мене (2 Кор. II, 2)? Не малая, возлюбленный, польза отъ того, чтобы чувствовать отвращеніе Божіе, скорбѣть и сѣтовать, потому что такимъ образомъ мы скоро опять обратимъ Его къ себѣ. Доколѣ вознесется врагъ мой на мя; призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвѣти очи мои, да не когда усну въ смерть (ст. 4). Какъ тогда, когда Богъ покровительствуетъ намъ и находится съ нами, исчезаетъ всякая скорбь, такъ тогда, когда Онъ отступаетъ отъ насъ и забываетъ насъ, душа наша терзается, сердце скорбитъ, люди огорчаютъ насъ, и вездѣ для насъ утесы и стремнины. Но все это попускается съ полезною цѣлію, — чтобы /с. 147/ люди безпечные, страдая отъ этого, тщательнѣе старались возвратиться туда, откуда ниспали. Накажетъ тя, говоритъ пророкъ, отступленіе твое, и злоба твоя обличитъ тя (Іер. II, 19). Такимъ образомъ и оставленіе Божіе есть видъ промышленія Его. Когда Онъ, промышляя и имѣя о насъ попеченіе, не видитъ надлежащаго къ Себѣ вниманія, тогда на нѣсколько времени отступаетъ и удаляется, чтобы нерадивые, оставивъ нерадѣніе, сдѣлались ревностнѣйшими. Призри, говоритъ пророкъ, посмотри на врага, возносящагося надо мною; и если не по моему уничиженію, {151} то по его надменности и гордости услыши мя. Чего просишь ты? Побѣды надъ врагами? Нѣтъ, говоритъ, но того, чтобы просвѣтились очи сердца моего, чтобы разсѣялся мракъ, объявшій мыслительную часть души моей, помрачившій мое мысленное око. Вотъ чего прошу я: просвѣти очи мои. Да не когда речетъ врагъ мой, видя меня погруженнымъ въ грѣховную смерть: укрѣпихся на него (ст. 5), я преодолѣлъ его, и чего желалъ, того достигъ. Что значитъ: укрѣпихся на него? Хотя онъ не силенъ вообще, но силенъ сталъ противъ меня. Наше пораженіе придаетъ ему силу, показываетъ его сильнымъ, крѣпкимъ и непобѣдимымъ.

2. Видишь: когда мы грѣшимъ, не только самихъ себя срамимъ, губимъ, подвергаемъ смерти, но и своихъ враговъ, которые поражаютъ насъ, являемъ сильными и могущественными, а кромѣ того еще доставляемъ имъ радость и веселіе. О, какое безуміе, какая слѣпота — врагамъ своимъ содѣйствовать противъ себя самихъ, оскорбляющимъ и огорчающимъ душу нашу доставлять радость и веселіе! Смотри, сколько безразсудствъ: вмѣсто того, чтобы побѣждать врага, — оскудѣша оружія его въ конецъ, и погибе нечестивый (Пс. IX, 7, 6), — вмѣсто того, чтобы одерживать побѣды, мы сами терпимъ пораженіе; и не только это, но и являемъ его сильнымъ и могущественнымъ; и даже на этомъ не останавливается наше безуміе, наша крайняя болѣзнь, но еще доставляемъ ему радость и веселіе. Подлинно, грѣхъ есть крайнее сумасбродство и крайнее зло. Стужающіи ми возрадуются, аще подвижуся (ст. 6). Три причины приводитъ пророкъ, умоляя Господа, чтобы Онъ призрѣлъ на него, обратилъ къ нему лице Свое и услышалъ молитву его: могущество и силу враговъ, и еще прежде этого ихъ высокомѣріе и надменность, и въ-третьихъ, ихъ радость и веселіе. Онъ какъ бы такъ говоритъ: если не по моему прошенію и не по моему уничиженію обрати ко мнѣ лице Твое, Господи, то по надменности враговъ; они надмеваются своею силою, радуются моимъ бѣдствіямъ, смѣются надъ моимъ паденіемъ. Услыши мя, просвѣти очи мои: отгони глубокій сонъ отъ меня при грѣхахъ моихъ, /с. 148/ уснувъ которымъ я скоро подвергся бы душевной смерти. Если тогда, какъ я только лишь поколеблюсь съ твердыни твоей, они радуются, восхищаются, считаютъ это своею силою, превозносятся и дѣлаются невыносимыми, то чего не сдѣлаютъ они, когда я буду доведенъ до смерти? Видишь, какъ пророкъ почитаетъ величайшимъ вредомъ, не меньшимъ, чѣмъ наказаніе и мученіе, то, чтобы радовался общій врагъ, чтобы онъ казался сильнымъ и считался высокимъ. Если бы онъ не почиталъ этого зла величайшимъ и невыносимымъ, то не представлялъ бы его для умилостивленія Бога и для полученія Его благоволенія. Такъ будемъ поступать и мы; будемъ смотрѣть и стараться, чтобы намъ не возвысить врага, не сдѣлать его сильнымъ, не доставить ему веселія, {152} а напротивъ, чтобы онъ оказался низкимъ, ничтожнымъ, слабымъ, прискорбнымъ и безотраднымъ. А все это исполнится тогда, когда онъ увидитъ грѣшниковъ совершающими дѣла добрыя. Азъ же на милость твою уповахъ (ст. 7). За какія добрыя дѣла свои ты просишь себѣ такой милости, чтобы Онъ опять призрѣлъ на тебя, услышалъ молитву твою, просвѣтилъ мысленные очи твои? За что тебѣ это? Пусть другіе, говоритъ, представляютъ, если могутъ представить что-нибудь; а я одно знаю, одно говорю, въ одномъ полагаю всю свою надежду, одно представляю: милость твою, человѣколюбіе Твое. Азъ же на милость твою уповахъ. Видишь ли смиренномудріе пророка? Видишь ли признательностъ этого мужа? Хотя онъ имѣлъ множество достоинствъ и ими могъ бы преклонить Бога, но онъ не говоритъ ни объ одномъ изъ нихъ, а прибѣгаетъ единственно къ милости Божіей. Отсюда видно, что и тогда, когда онъ говоритъ о нихъ, напримѣръ въ словахъ: аще сотворихъ сіе, аще воздахъ, и тому подобныхъ (Псал. VII, 4, 5), говоритъ по совершенной необходимости сказать это; а когда ея нѣтъ, тогда онъ и не говоритъ ничего подобнаго, но вмѣсто всякаго основанія просьбы указываетъ на милость и человѣколюбіе Божіе. Затѣмъ, будучи увѣренъ, что онъ не обманется въ своей надеждѣ, продолжаетъ: возрадуется сердце мое о спасеніи твоемъ.

Видишь ли душу, исполненную надежды? Онъ просилъ и, прежде чѣмъ получилъ, уже благодаритъ, какъ получившій, поетъ Богу и совершаетъ все предварительно. Откуда же въ немъ такая твердая надежда? Отъ глубокой признательности, отъ великаго усердія въ молитвѣ, — онъ зналъ, что Богъ внемлетъ просящему такимъ образомъ, — отъ сильной горячности и живого чувства сердечнаго. Какъ тѣ, которые просятъ лѣниво и небрежно, и получивъ просимое, едва чувствуютъ важность дара, — такъ тѣ, которые возносятъ молитву съ напряженнымъ усердіемъ и рев/с. 149/ностію, еще прежде полученія, отъ сильнаго и искренняго своего расположенія, чувствуютъ важность дара, какъ получившіе, — потому что божественная благодать напередъ исполняетъ ихъ радостію, — благодарятъ за это и бываютъ недалеки отъ самаго полученія. Возрадуется сердце мое о спасеніи твоемъ. Мою душу, говоритъ, радуетъ то, чтобы получить спасеніе отъ Тебя; мою душу веселитъ то, что Ты — ея спасеніе.

3. Видишь ли радость съ одной стороны, и радость съ другой стороны, — радость враговъ о паденіи (ближняго), и радость души о собственномъ спасеніи? Первая свойственна нечестивому, а послѣдняя — спасаемымъ; первая служитъ къ погибели какъ того, кто кажется радующимся, такъ и того, о чемъ онъ радуется; а послѣдняя — ко спасенію и оживленію радующагося. Этою послѣднею радостію и веселіемъ будемъ и мы радоваться и веселиться, а первой будемъ избѣгать и отвращаться. Воспою Господеви, благодѣявшему мнѣ, и пою имени Господа вышняго. Въ память этого благодѣянія я вознесу, говоритъ, пѣснь Господу, который облагодѣтельствовалъ меня, смирилъ врага, постыдилъ его, обнаружилъ слабость его, услышалъ молитву мою, обратилъ ко мнѣ лице Свое, разсѣявъ туманъ и тьму, среди которыхъ я стремился къ смерти. Радуясь спасенію, я какъ бы поставляю несокрушимый памятникъ, {153} когда возношу эту пѣснь объ оказанныхъ мнѣ благодѣяніяхъ, не теперь только воспѣваю ее и содержу въ памяти благодѣянія, но и въ послѣдующее время буду воспѣвать и прославлять имя Господа, неизгладимо нося въ душѣ своей великія Его благодѣянія. Такая душа, подвергшись бѣдствіямъ, не только легко избавляется отъ нихъ, но и дѣлается болѣе осмотрительною, чтобы опять не подвергнуться подобнымъ бѣдствіямъ. Въ самомъ дѣлѣ, если она всегда содержитъ въ памяти благодѣяніе, то очевидно, что помнитъ и бѣдствія, отъ которыхъ избавилась, получивъ благодѣяніе. Помня бѣдствія, она внимательно размышляетъ и о томъ, отъ чего они случились съ нею и по какой причинѣ она подверглась такому злу; а размышляя объ этомъ, она со всѣхъ сторонъ ограждаетъ себя, чтобы опять не впасть въ подобныя несчастія; и такимъ образомъ, благоустрояя и направляя свою жизнь, она воздаетъ великую благодарность своему Избавителю; нашедши въ Немъ Избавителя, она желаетъ и въ будущемъ имѣть Его всегда своимъ Хранителемъ. Будемъ и мы подражать такой душѣ; и если впадемъ въ какой-нибудь грѣхъ, тотчасъ возстанемъ и сдѣлаемъ для себя паденіе поводомъ къ большей безопасности и побужденіемъ къ тому, чтобы послѣ не грѣшить. Какъ же тебѣ сдѣлать это? У тебя есть учитель — Давидъ. Ты согрѣшилъ? Не засыпай во грѣхѣ, но возстань; тотчасъ представь, что Богъ отвра/с. 150/тилъ отъ тебя лице Свое, что Онъ забылъ тебя; потомъ плачь, воздыхай, омывай каждую ночь ложе твое слезами, уходи отъ дѣлающихъ беззаконіе. Таковы наставленія Давида. Скажи вмѣстѣ съ нимъ: {154} доколѣ, Господи, забудеши мя до конца; доколѣ отвращаеши лице Твое отъ мене? Скажи не языкомъ, но прежде того — сердцемъ; произноси и другія моленія Давида. Когда выскажешь все, то надѣйся на милость Божію, надѣйся и не сомнѣвайся. Сумняйся бо, говоритъ апостолъ, уподобися волненію морскому, вѣтры возметаему и развѣваему: да не мнитъ бо таковый, яко пріиметъ что отъ Бога: ибо мужъ двоедушенъ, неустроенъ во всѣхъ путехъ своихъ (Іак. I, 6-8). Поэтому надѣйся на милость Его, нисколько не сомнѣваясь, и ты непремѣнно получишь просимое; а получивъ, не будь неблагодарнымъ и непризнательнымъ къ Благодѣтелю, но устрой памятникъ благодѣянія Его, вознеси благодарственную пѣснь Господу. Если ты не можешь устроить этого самъ, то пригласи бѣдныхъ, воспользуйся ихъ устами и употреби ихъ вмѣсто себя. Будь увѣренъ, что для Господа пріятнѣе Давидовой пѣсни будетъ та, которую они воспоютъ за тебя. Какъ многострунное музыкальное орудіе производитъ болѣе пріятные звуки, нежели однострунное, такъ и пѣснь многихъ бѣдныхъ будетъ пріятна и любезна Богу, Который внемлетъ гласу бѣдныхъ. Поставь такой памятникъ и себѣ и Богу: Ему — въ память благодѣянія, а себѣ — въ знакъ благодарности и признательности, въ знакъ постояннаго памятованія, которое содержа всегда въ сердцѣ своемъ, благоустрояй такимъ образомъ жизнь свою, — или лучше, будемъ благоустроять ее, чтобы сдѣлаться достойными наслѣдовать и тамошнія блага, о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Симмахъ.
[2] Ѳеодотіонъ.
[3] Симмахъ.
[4] Акила, Симмахъ и Ѳеодотіонъ.
[5] Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[6] Симмахъ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 145-150.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.