Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 22 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 45.
Въ конецъ, о сынѣхъ Кореовыхъ, о тайныхъ. Другой переводчикъ говоритъ: побѣдителю (τῷ νικοποιῷ) сыновъ Кореевыхъ
 [1]. Третій: о юностяхъ пѣснь (ὑπὲρ νειοτήτων ᾆσμα) [2].

Богъ намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбехъ, обрѣтшихъ ны зѣло. Другой въ скорбяхъ обрѣтающійся (εὐρισκόμενος) [3]. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы въ сердца морская (ст. 1-3).

1. Пророкъ, съ свойственнымъ ему любомудріемъ, отклоняетъ здѣсь слушателя отъ дѣлъ житейскихъ и возводитъ къ надеждѣ высшей. Не указывай мнѣ, говоритъ, на оружіе, стѣны, ограды, /с. 209/ богатство, воинское искусство, множество коней, луки, стрѣлы, брони, толпы соратниковъ, отряды воиновъ, тѣлесную силу, опытность воюющихъ; все это слабѣе паутины и тѣни. Если ты хочешь видѣть силу непобѣдимую, прибѣжище неизмѣнное, крѣпость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибѣгни къ Богу, обратись къ Его силѣ. Хорошо сказалъ онъ: Богъ намъ прибѣжище и сила, выражая, что иногда мы побѣждаемъ убѣгая, а иногда показывая твердость и сопротивленіе. Дѣйствительно нужно дѣлать то и другое, — иногда наступать, а иногда уклоняться. Такъ поступалъ и Павелъ, иногда уклоняясь, а иногда возставая на противящихся слову истины. Такъ и Христосъ поступалъ и научалъ насъ. Такъ должно поступать и намъ, — должно тщательно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть въ искушеніе, по слову Евангелія, а когда оно постигло насъ, то не малодушествовать, а стоять мужественно. Помощникъ въ скорбехъ обрѣтшихъ ны зѣло. Какъ я часто говорилъ прежде, такъ скажу и теперь: Богъ не препятствуетъ постигать насъ скорбямъ; но, когда онѣ постигли, Онъ помогаетъ намъ, доставляя намъ такимъ образомъ пользу и опытность. Слово: зѣло нужно отнести къ слову: Помощникъ. Подлинно, Богъ помогаетъ не какъ-нибудь, но обильною Своею помощію подаетъ великое утѣшеніе въ скорбяхъ. Онъ подаетъ намъ не такую помощь, какая бываетъ нужна по свойству скорбей, но гораздо большую. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля. Видишь ли, какъ Онъ подаетъ помощь большую и съ великимъ преизбыткомъ? Не сказалъ: не будемъ побѣждены, не падемъ, но не потерпимъ и того, что вообще свойственно человѣческой природѣ: не убоимся, не устрашимся. Почему? Потому, что помощь Божія чрезмѣрна. Называя здѣсь землю, горы и сердце морей, пророкъ говоритъ не о стихіяхъ, но подъ именемъ ихъ разумѣетъ невыносимыя опасности. Хотя бы мы видѣли, говоритъ, все разрушающимся, хотя бы видѣли невыносимое смятеніе, хотя бы случилось то, чего никогда не бывало, хотя бы вся природа, такъ сказать, возстала на саму себя, хотя бы горы подвиглись съ своего мѣста, хотя бы все поколебалось въ своемъ основаніи и смѣшались самыя первыя стихіи, хотя бы произошло столь великое смятеніе, и тогда мы не только не будемъ побѣждены, но и не убоимся. А причиною то, что намъ помогаетъ, подаетъ руку, содѣйствуетъ Владыка всего этого. Если же и въ такомъ случаѣ мы не устрашились бы и не впали бы въ малодушіе, то тѣмъ болѣе не устрашимся, если враги нападутъ на насъ и противники вооружатся противъ насъ. Возшумѣша и смятошася воды ихъ, смятошася горы крѣпостію его (ст. 4). Другой переводчикъ говоритъ: когда шумятъ и мятутся /с. 210/ воды и колеблются горы въ прославленіи его [4]. Сказавъ, что мы не устрашимся, хотя бы все пришло въ смятеніе, пророкъ говоритъ потомъ о силѣ Божіей, что сила Его непобѣдима. Поэтому справедливо говоритъ: не убоимся; и какъ всегда, такъ и теперь указываетъ силу Божію то въ природѣ, то въ событіяхъ съ людьми.

Смыслъ словъ его слѣдующій: Богъ все потрясаетъ, колеблетъ, измѣняетъ по Своей волѣ; для Него все удобно и легко. Мнѣ кажется, что пророкъ разумѣетъ здѣсь толпу храбрыхъ людей, искуснѣйшихъ изъ враговъ, безчисленное множество противниковъ. Но сила Божія, говоритъ, такова, что отъ одного мановенія Его совершается все. Какъ же можемъ мы страшиться, имѣя такого Владыку? Перемѣна тона [5]. Другой: постоянно [6]. Рѣчныя устремленія. Другой: раздѣленія [7]. Въ еврейскомъ: потоки (фалагав). Веселятъ градъ Божій: освятилъ есть селеніе свое Вышній (ст. 5). Другой: святилище селенія Вышняго [8]. Богъ посредѣ его, и не подвижится: поможетъ ему Богъ утро заутра (ст. 6). Другой: около утра [9]. Третій: когда настанетъ утро [10]. Сказавъ о могуществѣ и силѣ Божіей, о томъ, что для Бога все легко, пророкъ переходитъ къ промышленію Божію объ іудеяхъ, изображая въ краткихъ словахъ оказанныя имъ благодѣянія. Онъ, столь сильный, столь могущественный и страшный, все держащій и носящій, все потрясающій и движущій, преставляющій и измѣняющій, исполнилъ городъ нашъ безчисленныхъ благъ. Рѣка означаетъ здѣсь обильное, безпрепятственное и щедрое изліяніе высшихъ благъ. Пророкъ какъ бы такъ говоритъ: всѣ блага изливаются на насъ, какъ изъ источниковъ. Какъ рѣка, раздѣляясь на множество потоковъ, орошаетъ страну, по которой протекаетъ, такъ и промышленіе Божіе окружаетъ насъ со всѣхъ сторонъ, обильно изливаясь, стремительно притекая и наполняя все. Оно не только доставляетъ намъ безопасность и непреодолимую помощь, но и духовную радость. Поэтому пророкъ и говоритъ: освятилъ есть селеніе свое, Вышній. И то не малое благодѣяніе — назвать это мѣсто своимъ селеніемъ. /с. 211/

2. Не напрасно сказалъ онъ: Вышній. Существо столь высокое, необъемлемое никакимъ мѣстомъ, неизреченное, удостоило назвать нашъ городъ Своимъ селеніемъ и со всѣхъ сторонъ охраняетъ его. Таковъ смыслъ выраженія: посредѣ его, какъ и въ другомъ мѣстѣ Онъ говоритъ: се Азъ съ вами есмь (Матѳ. XXVIII, 20). Богъ объемлетъ его со всѣхъ сторонъ; поэтому онъ не только не потерпитъ никакого бѣдствія, но и не подвижется. А причиною то, что онъ получаетъ помощь самую скорую, рѣшительную и всегда готовую, — это именно значитъ выраженіе: утро заутра, помощь немедленную и не долго ожидаемую, но всегда готовую и дѣйствующую быстро и въ надлежащее время. Смятошася языцы. Другой переводчикъ говоритъ: собрались языки [11]. Уклонишася царствія; даде гласъ свой Вышній, подвижеся земля (ст. 7). Здѣсь пророкъ изображаетъ силу помощи Божіей. Не въ маловажныхъ опасностяхъ, говоритъ, но когда цари и народы нападали со всѣхъ сторонъ, окружали и осаждали одинъ нашъ городъ, онъ не только не потерпѣлъ отъ нихъ никакого бѣдствія, но и побѣдилъ, преодолѣлъ и разсѣялъ нападавшихъ. Это и значитъ выраженіе: уклонишася царствія. Даде гласъ свой Вышній, т. е., какъ бы однимъ только гласомъ покорилъ города. Выраженіе чувственное и человѣкообразное; Богъ побѣждаетъ не гласомъ и восклицаніемъ, а однимъ мановеніемъ и произволеніемъ; однако онъ употребилъ здѣсь выраженіе возвышеннѣе прежнихъ, желая возвести слушателя выше понятій чувственныхъ. Представляя Бога постоянно вооруженнымъ, и желая показать, что все это сказано въ смыслѣ переносномъ, образномъ и приспособленномъ къ намъ, — вѣдь ни въ чемъ подобномъ Богъ не имѣетъ нужды, — онъ теперь прибавилъ: даде гласъ свой, и подвижеся земля, выражая, что не только города, народы и селенія, но и самую эту стихію Богъ потрясаетъ. Впрочемъ землею Писаніе часто называетъ и людей, какъ, напр.: и бѣ вся земля устѣ единѣ (Быт. XI, 1). Господь силъ съ нами, заступникъ нашъ Богъ Іаковль (ст. 8). Въ еврейскомъ вмѣсто силъ сказано: Саваоѳъ. Смотри, какъ пророкъ отъ земли обращаетъ рѣчь свою къ небу, къ безчисленнымъ сонмамъ ангеловъ, къ ликамъ архангеловъ, къ высшимъ силамъ. Что указываешь мнѣ, говоритъ, на войска, на варваровъ, на людей побѣждаемыхъ? Представь силу Его въ небесномъ царствѣ, сколько воинствъ невидимыхъ силъ Онъ имѣетъ въ своей власти. Справедливо онъ назвалъ ихъ силами, показывая ихъ могущество, какъ и въ другомъ мѣстѣ говоритъ: силніи крѣпостію, творящіи слово Его (Псал. CII, 20). Такъ одинъ /с. 212/ ангелъ нѣкогда сошедши умертвилъ сто восемьдесятъ пять тысячъ (4 Цар. XIX, 35). Если же Онъ столь силенъ, то неужели не захочетъ подать намъ руку помощи? Не опасайся, говоритъ, этого; поэтому и прибавляетъ: заступникъ нашъ. Богъ и можетъ и хочетъ этого: потому не бойся. А что, если мы недостойны? Но Онъ благоволилъ къ отцамъ нашимъ. Поэтому и прибавляетъ Богъ Іаковль, и какъ бы такъ говоритъ: такъ Онъ поступаетъ всегда издавна, отъ начала — перемѣна тона [12]. Другой: всегда [13]. Пріидите и видите дѣла Божія, яже положи чудеса на земли. Отъемля брани до конецъ земли, лукъ сокрушитъ, и сломитъ оружіе (ст. 9, 10). Другой: сломилъ [14]. И щиты сожжетъ огнемъ. Другой: и колесницы сожжетъ огнемъ [15]. Сказавъ о землѣ, морѣ, горахъ, о духовномъ заступленіи и помощи, оказанной имъ, пророкъ опять обращаетъ рѣчь къ зрителямъ, указывая на эти трофеи, по великой радости и любви своей къ Господу, и возвѣщая побѣды, которыя Онъ одержалъ для нихъ. Хорошо пророкъ сказалъ: чудеса, а не сказалъ: побѣды и трофеи. Дѣйствительно, эти событія происходили не по обыкновенному порядку вещей, побѣды одержаны не оружіемъ и тѣлесною силою, а мановеніемъ Божіимъ, и самыя дѣла показываютъ, что самъ Господь былъ ихъ предводителемъ. Такъ какъ слабые побѣждали сильныхъ, немногіе многихъ, притѣсненные притѣснителей, и все это совершалось сверхъ чаянія, то справедливо онъ называетъ это чудесами, какъ случившееся чудесно и распространившееся по всей землѣ.

3. Не погрѣшилъ бы тотъ, кто приложилъ бы это въ переносномъ смыслѣ и къ настоящему времени. Христосъ прекратилъ жестокую войну съ бѣсами и распространилъ по всей вселенной миръ. Изображая это, Исаія сказалъ: и раскуютъ мечи своя на орала, и копія своя на серпы, и не возметъ языкъ на языкъ меча, и не навыкнутъ ктому ратоватися (Ис. II, 4). До пришествія Христова всѣ люди облекались въ оружіе и никто не былъ свободенъ отъ этого занятія, города воевали съ городами и вездѣ былъ слышенъ шумъ сраженій; а теперь большая часть вселенной въ мирѣ, всѣ безопасно занимаются ремеслами, воздѣлываютъ землю, переплываютъ моря, и только небольшая часть носитъ званіе воиновъ для охраненія всѣхъ прочихъ. И въ нихъ не было бы нужды, если бы мы исполняли должное и не нужда/с. 213/лись въ напоминаніи посредствомъ наказаній. Огнемъ пророкъ называетъ здѣсь гнѣвъ Божій и говоритъ, что они сожгутъ свое оружіе и колесницы, одержавъ великую побѣду, что и случилось, какъ повѣствуетъ Іезекіиль (Іез. XXXIX, 10). Любознательнымъ извѣстно это событіе. Упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ: вознесуся во языцѣхъ, вознесуся на земли (ст. 11). Другой переводчикъ говоритъ: исцѣлитесь [16] и разумѣйте. Третій: утихните, чтобы вамъ познать [17]. Въ еврейскомъ: уарфу, уаду. Мнѣ кажется, что пророкъ здѣсь вѣщаетъ къ язычникамъ и какъ бы такъ говоритъ: познайте силу Его и могущество, являющееся во всей вселенной; но для этого вы должны быть спокойными, должны имѣть здравую душу. Слово — утихните означаетъ это самое: оставьте заблужденія, отстаньте отъ прежняго образа жизни, выйдите изъ тьмы окружающихъ васъ злыхъ дѣлъ, дабы, руководясь указаніемъ чудесъ и имѣя спокойную душу, вы познали Владыку всѣхъ. Для этого недостаточно только знать чудеса, но нужно имѣть и признательную душу. У іудеевъ также были чудеса, и однако это нисколько не послужило къ ихъ спасенію. Какъ лучи солнечные недостаточны для того, чтобы видѣть, но нуженъ и глазъ чистый и здравый, такъ и здѣсь однихъ чудесъ недостаточно. Вотъ почему пророкъ, сказавъ о чудесахъ, желающимъ получить отъ нихъ пользу внушаетъ отрѣшиться отъ окружающихъ ихъ золъ, чтобы познать Бога всѣхъ. Упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ, а не идолы и истуканы. Утихните, и Я представлю вамъ много доказательствъ. Это означаютъ слова: вознесуся во языцѣхъ, вознесуся на земли, т. е. посредствомъ дѣлъ явлюсь вамъ великимъ и высокимъ. Существо Божіе, нетлѣнное и неизреченное, высоко и само по себѣ; но такъ какъ вы не видите этого, то я покажу вамъ это дѣлами, не только въ Палестинѣ и въ Іерусалимѣ, но и между вами — язычниками. Такъ Богъ прославляется, преодолѣвая и побѣждая, творя чудеса и въ Вавилонѣ, и въ Египтѣ, и въ пустынѣ, и во всей вселенной, чтобы они вездѣ могли познать Его. Господь силъ съ нами: заступникъ нашъ Богъ Іаковль (ст. 12). Этотъ Богъ, вездѣ великій, вездѣ высокій, есть съ нами всегда. Итакъ, не бойтесь и не смущайтесь, имѣя такого непобѣдимаго Господа, Которому подобаетъ всякая честь и слава, со безначальнымъ Отцемъ и животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Акила.
[2] Акила.
[3] Неизвѣстный переводчика. См. Орг. Экз.
[4] ἠχούντων καὶ θολουμένων τῶν ὑδάτων, καὶ σεισμένων ὀρέων ἐν τῷ ἐνδοξασμῷ αὐτοῦ — Симмахъ.
[5] Διάψαλμα. Въ славянскомъ нѣтъ этого слова.
[6] ἀεὶ. Акила.
[7] διαιρέσεις. Акила, Симмахъ, Ѳеодотіонъ.
[8] τὸ ἅγιον τῆς κατασκηνώσεως τοῦ ὑψίστου. Симмахъ.
[9] περὶ τὸν ὄρθρον. Симмахъ.
[10] τὸ νεῦσαι πρωΐαν. Акила.
[11] συνήχθησαν. Акила.
[12] Διάψαλμα. Въ славянскомъ нѣтъ этого слова.
[13] ἀεὶ. Акила.
[14] συνέκλασε. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[15] ἁμάξας ἐμπρήσει. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[16] ἰάθητε. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[17] ἐάσατε, ἵνα γνῶτε. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 208-213.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.