Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 22 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 46.
Въ конецъ, о сынѣхъ Кореовыхъ. Другой переводчикъ говоритъ: побѣдителю
 [1] сыновъ Кореовыхъ.

Вси языцы восплещите руками. Другой: рукою [2]. Воскликните Богу гласомъ радованія. Другой: ознаменуйте [3] гласомъ хваленія. Яко Господь вышній страшенъ, царь велій по всей земли (ст. 1-3).

1. Этотъ псаломъ такого же содержанія (какъ и предъидущій). Въ немъ пророкъ изображаетъ побѣды и трофеи надъ врагами и призываетъ всю вселенную къ прославленію совершившагося. Но, можетъ быть, нѣкоторымъ кажется недостойнымъ начало увѣщанія божественнаго Духа, и это повелѣніе, — рукоплесканія, клики, шумные возгласы. Можетъ быть, скажетъ кто-нибудь: не собирающимся въ это почтенное училище, а дѣйствующимъ на зрѣлищахъ и пиршествахъ свойственно рукоплескать и производитъ шумъ руками; людямъ, наставляемымъ благодатію Духа, прилично спокойствіе и благочиніе. Что же означаютъ эти слова? О какомъ восклицаніи и рукоплесканіи говоритъ пророкъ? Дѣйствительно, на войнѣ и въ сраженіи есть такой обычай, т. е. восклицать и рукоплескать, чтобы устрашить непріятелей; а мирной душѣ это не свойственно. Между тѣмъ псаломъ призываетъ къ тому и другому — къ рукоплесканію и восклицанію. Что же означаетъ сказанное? Означаетъ не что иное, какъ радость и побѣду. Такъ и въ другомъ мѣстѣ пророкъ представляетъ рѣки рукоплещущими: рѣки, говоритъ, восплещутъ рукою вкупѣ (Псал. XCVII, 8). Также Исаія представляетъ дерева дѣлающими тоже (Ис. LV, 12), и Псалмопѣвецъ еще въ другомъ мѣстѣ представляетъ горы и холмы скачущими (Пс. CXIII, 14), не для того, чтобы мы буквально разумѣли, будто горы и холмы скачутъ и рѣки рукоплещутъ, какъ бы имѣя руки, — это было бы крайне безразсудно, — но чтобы видѣли высшую степень радости. То же самое можно видѣть и у людей. Почему же пророкъ не сказалъ: радуйтесь и веселитесь, но: восплещите и воскликните? Чтобы показать намъ величайшую /с. 215/ радость. Какъ Христосъ, когда говоритъ: ты же когда постишься помажи главу твою, и лице твое умый (Мѳ. V, 17), повелѣваетъ не на самомъ дѣлѣ помазываться, — никто изъ насъ не дѣлаетъ этого, — но показывать радость и веселое расположеніе духа (вѣдь Онъ заповѣдуетъ поститься съ радостію, а не съ уныніемъ), — такъ и здѣсь заповѣдуется намъ не рукоплескать, но веселиться и радоваться, воспѣвая псаломъ. Впрочемъ справедливо можно разумѣть этотъ псаломъ болѣе въ переносномъ смыслѣ, возвышаясь надъ историческими событіями. Хотя пророкъ начинаетъ рѣчь съ чувственныхъ изображеній, но онъ руководитъ слушателя къ духовнымъ предметамъ.

Какъ я прежде говорилъ, такъ и теперь скажу: иное въ Писаніи должно понимать такъ, какъ сказано, а иное въ смыслѣ переносномъ, — напр., когда говорится: пастися будутъ вкупѣ волки и агнцы (Ис. XI, 6). Мы не разумѣемъ здѣсь ни волковъ, ни агнцевъ, ни пастбищъ, ни вола, ни тельца, но подъ видомъ безсловесныхъ представляемъ нравы людей. А иное нужно принимать въ двоякомъ смыслѣ, чувственномъ и духовномъ, — какъ, напримѣръ, въ событіи съ сыномъ Авраамовымъ (Быт. гл. XXII): мы видимъ, что сынъ былъ приносимъ въ жертву, но подъ этимъ дѣйствіемъ съ сыномъ разумѣемъ и нѣчто другое таинственное, именно крестъ. Также въ агнцѣ египетскомъ мы видимъ образъ страданій (Христовыхъ). Тоже нужно сдѣлать и здѣсь. Пророкъ говоритъ не объ арабахъ и другихъ сосѣднихъ народахъ, но призываетъ вся языцы. Яко Господь вышній, страшенъ, царь велій по всей земли. Въ самомъ началѣ онъ возбуждаетъ слушателя, призывая къ слушанію столь важнаго благовѣстія, къ всеобщему славословію, къ нѣкоторому божественному и духовному празднеству, къ тайноводству, принесенному съ небесъ. Потому и говоритъ: восплещите руками, т. е. радуйтесь, восхищайтесь. То же самое заповѣдуетъ и евангельское ученіе, когда говоритъ: взыграйте (Лук. VI, 23), повелѣвая, конечно, не скакать и плясать, — это было бы неприлично, — но выражая особенно сильную радость, потому что совершившееся достойно великой радости. Гдѣ только свѣтитъ солнце, вездѣ распространилось евангельское ученіе, на всю вселенную простерлось спасеніе, и тѣ, которые прежде были преданы заблужденію, явили любомудріе выше іудейскаго служенія. Вси языцы восплещите руками. Руками, которыя прежде были нечисты, отвратительны, ежедневно оскверняемы кровію отъ нечистыхъ жертвъ, которыми вы убивали дѣтей, совершали гнусныя дѣла и дѣйствовали вопреки самой природѣ, этими руками восплещите нынѣ. Воскликните Богу гласомъ радованія. Языкомъ, которымъ вы вкушали нечистое, которымъ произносили слова /с. 216/ богохульныя, этимъ языкомъ возгласите побѣдную пѣснь. Такъ и воины имѣютъ обычай, когда непріятельское войско уступаетъ, не продолжать упорнаго боя, но дружнымъ крикомъ и воплемъ потрясать уже пораженныя души противниковъ; и это служитъ знакомъ блистательной побѣды и величайшаго торжества, когда считается достаточнымъ окончить сраженіе не руками, а однимъ крикомъ вмѣсто рукъ и оружія.

2. Все это было дѣломъ Христа. Онъ самъ прекратилъ жестокую войну, связалъ крѣпкаго и расхитилъ сосуды его (Матѳ. XII, 29). Но, какъ человѣколюбивый, Онъ предоставляетъ наслаждаться побѣдою и трофеями тѣмъ, которые нисколько не подвизались, и повелѣваетъ воспѣвать побѣдную пѣснь, какъ будто они сами совершили это и одержали побѣду. Потому всѣ мы восклицаемъ не тихимъ, но громкимъ голосомъ: гдѣ ти, смерте, жало; гдѣ ти, аде, побѣда (1 Кор. XV, 55)? И еще: взыде Богъ въ возкликновеніи. Такъ сказано въ настоящемъ псалмѣ (ст. 6). И въ другомъ мѣстѣ: возшелъ еси на высоту, плѣнилъ еси плѣнъ, пріялъ еси даянія въ человѣцѣхъ (Псал. LXVII, 19). Воспѣли нѣкогда и іудеи побѣдную пѣснь, когда потонуло войско египтянъ: поимъ Господеви: славно бо прославися (Исх. XV, 1); но наша пѣснь гораздо торжественнѣе, потому что нынѣ погибли не египтяне, а бѣсы, побѣжденъ не фараонъ, а діаволъ, отнято не чувственное оружіе, а умерщвленъ грѣхъ, не въ Чермномъ морѣ, а въ купели возрожденія, и мы идемъ не въ землю обѣтованную, а стремимся на небо, вкушаемъ не манну, а принимаемъ тѣло Господне, піемъ не воду отъ камня, а кровь отъ ребра Христова. Поэтому пророкъ и взываетъ: восплещите руками; вы освободились отъ камней и деревъ (ветхозавѣтныхъ), и взошли на небо и на небо небесъ и стали предъ престоломъ Царя. Итакъ воскликните Богу, т. е. принесите благодарность Ему, приписывайте побѣду Ему, трофей Ему. Это — не человѣческая война, не чувственная борьба, подвигъ не для чего-нибудь житейскаго, но для самаго неба и благъ небесныхъ. Онъ самъ руководилъ этою войною и даровалъ намъ побѣду. Яко Господь вышній, страшенъ, царь велій по всей земли. Гдѣ нынѣ тѣ, которые унижаютъ славу Единороднаго? Вотъ Сынъ называется великимъ Царемъ, какъ называется и Отецъ. Не клянися, говоритъ Христосъ, ни небомъ, яко престолъ Его есть, ни Іерусалимомъ, яко градъ есть Царя (Мѳ. V, 35). И въ другомъ мѣстѣ: Богъ крѣпкій, Властелинъ, т. е. Царь (Ис. IX, 6). Итакъ, когда ты слышишь, что Господь твой былъ пригвожденъ, повѣшенъ на крестѣ, погребенъ, нисшелъ въ преисподнія мѣста земли, то не смущайся и не унывай: Онъ — вышній, и вышній по естеству; а то, что высоко по естеству, не падетъ съ высоты, не /с. 217/ сдѣлается низкимъ, но и въ самомъ уничиженіи остается и является высота Его. Такъ и Христосъ, когда умеръ, тогда особенно и явилъ Свое могущество противъ смерти. Свѣтъ во тмѣ свѣтитъ, говоритъ евангелистъ, и тма Его не объятъ (Іоан. I, 5). Такъ и Его высота открылась въ уничиженіи. Смотри, какъ Онъ, и находясь во адѣ, потрясъ все высокое; тогда солнце сокрыло свои лучи, камни распались, завѣса раздралась, земля поколебалась, Іуда удавился, Пилатъ и жена его устрашились, самъ судія оправдывался. Итакъ, когда ты слышишь, что Онъ былъ связанъ и подвергался бичеванію, то не смущайся, но смотри, какъ Онъ и въ узахъ являлъ Свою силу. Онъ только спросилъ: кого ищете, и всѣ пали на землю (Іоан. XVIII, 4). Видишь ли, какъ Онъ страшенъ, — какія дѣла совершаетъ однимъ словомъ и мановеніемъ? Когда ты видишь Его мертвымъ, то представь камень отваленный, ангеловъ, со страхомъ сидящихъ при гробѣ, адъ расторгаемый, смерть попираемую, узниковъ разрѣшаемыхъ, и тогда уразумѣешь, какъ Онъ страшенъ. Если же Онъ, во время Своего уничиженія, явилъ такую силу, на небѣ, на землѣ, во адѣ, то какой не явитъ во время будущаго Своего пришествія? Послушай, что во время Его уничиженія говорятъ бѣсы, источая пѣну, разрывая узы, ходя по мѣстамъ непроходимымъ: что намъ и тебѣ, Сыне Божій? Пришелъ еси сѣмо прежде времени мучити насъ (Мѳ. VIII, 29). Если же такъ говорили они тогда, то что скажутъ, когда Онъ опять придетъ, и силы небесныя поколеблются и солнце померкнетъ, и луна не дастъ свѣта своего? Поэтому пророкъ и говоритъ: вышній, страшенъ. Или лучше, кто достойно выразитъ все, повѣствуя о томъ днѣ, когда Онъ пошлетъ ангеловъ по всей вселенной, когда все сотрясется, земля поколеблется, возвращая залогъ умершихъ, безчисленныя тѣла востанутъ, небо совьется, какъ свиваемое полотно; когда поставится страшный престолъ (Дан. VII, 9), потекутъ огненныя рѣки, отверзутся книги, совершенное каждымъ во мракѣ сдѣлается явнымъ; когда будутъ невыносимыя наказанія и мученія, ужасныя силы, обнаженные мечи, отведеніе въ геенну; когда прекратятся всякія отличія, и царей, и военачальниковъ, и градоначальниковъ, и предстоятелей, явится множество ангеловъ и сонмы мучениковъ, пророковъ, апостоловъ, священниковъ, монаховъ; когда послѣдуютъ неизреченныя награды, воздаянія, вѣнцы, блага, превосходящія разумѣніе?

3. Кто можетъ выразить это словомъ? Если пророкъ, описывая творенія, утомился и отступилъ, сказавъ: яко возвеличишася дѣла твоя Господи (Псал. XCI, 6), и если Павелъ, разсматривая одинъ видъ промышленія Божія, воскликнулъ: о, глубина богатства /с. 218/ (Рим. XI, 33), то что скажетъ тотъ, кто станетъ описывать этотъ день? Все это предвидѣлъ пророкъ и сказалъ: Господь вышній, страшенъ, царь велій по всей земли, указывая на спасеніе вселенной. Онъ и прежде былъ великимъ Царемъ, но не былъ познанъ: міръ тѣмъ бысть, и міръ его не позна (Іоан. I, 10); а теперь Онъ сдѣлалъ и это, сталъ великимъ Царемъ и для насъ, которыхъ усвоилъ Себѣ. Въ самомъ дѣлѣ, не великъ ли тотъ, Кто, пославъ по всей вселенной рыбарей бѣдныхъ, неученыхъ, простыхъ, числомъ одиннадцать, незнатныхъ, оставившихъ отечество, безгласныхъ, какъ рыбы, съ одною одеждою, безъ обуви, почти нагихъ, уловилъ всѣхъ какъ бы по повелѣнію? Истинно Онъ — великій Царь, очистившій вселенную отъ заблужденія, распространившій истину въ короткое время и уничтожившій владычество діавола; Онъ и безъ подчиненныхъ — великій Царь, имѣющій силу и власть не отъ рабовъ, не по внѣшнему виду и одеждѣ, но по самому своему естеству. Азъ, сказалъ Онъ, на сіе родихся (Іоан. XVIII, 37). Онъ — великій Царь, имѣющій честь не отвнѣ откуда-нибудь, не нуждающійся ни въ чемъ для того, чтобы быть Царемъ, дѣлающій все, что хочетъ. Шедше научите вся языцы, сказалъ Онъ (Марк. XVI, 15), — и слово стало дѣломъ. Хощу, очистися (Мѳ. VIII, 3); тебѣ говорю, душе глухій, изыди изъ него (Марк. IX, 24); молчи, престани (Марк. IV, 39); идите во огнь, уготованный діаволу (Мат. XXV, 41); пріидите, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Мат. XXV, 34). Видишь ли вездѣ Его власть? Видишь ли Его силу? Онъ такъ привлекъ къ Себѣ покорившихся Ему, что они готовы скорѣе положить душу свою, нежели нарушить Его заповѣди. Обыкновенный царь принимаетъ честь отъ своихъ подданныхъ; а Онъ, самъ даруетъ честь Своимъ подчиненнымъ. Вотъ почему тамъ одно только названіе, а здѣсь — дѣло. Онъ — великій Царь, сдѣлавшій всю вселенную небомъ, научившій варваровъ любомудрствовать и подражать ангеламъ. Покори люди намъ, и языки подъ ноги нашя (ст. 4). О, чудо! Распявшихъ Его убѣдилъ поклониться Ему; оскорблявшихъ, богохульствовавшихъ, преданныхъ каменнымъ истуканамъ научилъ полагать душу свою по Его произволенію. Подлинно не апостолами совершено это, а Тѣмъ, Кто руководилъ ихъ и управлялъ ихъ душею. Какъ могъ рыбарь или дѣлатель палатокъ произвести такую перемѣну во вселенной, если бы глаголы Его не устранили всѣхъ препятствій? Волшебниковъ и тирановъ, ораторовъ и философовъ, и всѣхъ противившихся апостолы разсѣивали, какъ прахъ, и разгоняли, какъ дымъ, и такимъ образомъ распространяли свѣтъ истины, не оружіемъ, не богатствомъ, но простымъ словомъ; или лучше, слово ихъ было не простое, а сильнѣе всякаго дѣла. Когда /с. 219/ они призывали имя Распятаго, — смерть удалялась, бѣсы убѣгали, болѣзни исцѣлялись, тѣлесныя поврежденія исправлялись, зло истреблялось, опасности изчезали, стихіи измѣнялись.

Поэтому, когда скажутъ намъ: почему же Онъ не помогъ самому себѣ на крестѣ? — то мы отвѣтимъ: это еще болѣе удивительно. Въ самомъ дѣлѣ, не одно и тоже — сойти со креста, или, будучи распятымъ, именемъ Своимъ воскресить столько умершихъ. А что Онъ остался тогда на крестѣ добровольно, это доказали послѣдствія. Если Онъ избавлялъ другихъ отъ постигавшей ихъ смерти, то тѣмъ болѣе могъ избавить себя самого прежде, нежели она постигла Его; если Онъ даровалъ жизнь другимъ, то тѣмъ болѣе могъ даровать самому себѣ, что и сдѣлалъ чрезъ три дня, воскресши съ великою силою. Это доказали послѣдствія. Если имя Его надъ чужими тѣлами оказывало такую силу, что, будучи произносимо, отгоняло смерть, то никто не можетъ сомнѣваться, что и надъ собственнымъ тѣломъ Онъ могъ показать великую силу и покорить смерть. Покори люди намъ, и языки подъ ноги нашя. Посмотри на мудрость пророка, какъ онъ выражаетъ все точно. О чемъ впослѣдствіи говорили апостолы: что на ны взираете, яко своею ли силою или благочестіемъ сотворихомъ его ходити ему (Дѣян. III, 12), о томъ же гораздо прежде говоритъ и пророкъ. Слово: подъ ноги означаетъ покоренное, или лучше, великую покорность. Если хочешь знать, сколь велика эта покорность, послушай. Елицы господіе селомъ, или домовомъ бяху, говоритъ Писаніе, продающе приношаху цѣны продаемыхъ и полагаху при ногахъ апостолъ (Дѣян. IV, 34). Иные вмѣстѣ съ имуществомъ отдавали и душу свою. Иже по души моей, говоритъ Павелъ, своя выя положиша (Рим. XVI, 4), и о другихъ говоритъ: аще бы было мощно, очеса ваша извертѣвше дали бысте ми (Сол. IV, 15); и въ посланіи къ Коринѳянамъ говоритъ: се бо сіе самое, еже по Бозѣ оскорбитися вамъ, колико содѣла въ васъ тщаніе; но отвѣтъ, но негодованіе, но страхъ, но вожделѣніе, но ревность, но отмщеніе (2 Кор. VII, 11). Такъ они почитали и боялись апостоловъ! Также Лука пишетъ: отъ прочихъ же никтоже смѣяше прилѣплятися имъ, но величаху ихъ людіе (Дѣян. V, 13). И еще Павелъ говоритъ: что хощете: съ палицею ли пріиду къ вамъ, или съ любовію и духомъ кротости (1 Кор. VI, 21)?

4. Видишь ли достоинство и власть апостоловъ? Все это сдѣлано тѣмъ словомъ, которое Онъ изрекъ, посылая ихъ: Азъ съ вами есмь (Матѳ. XXVIII, 20). Онъ самъ, предшествуя имъ, уничтожалъ препятствія; самъ уравнивалъ все и дѣлалъ трудное легкимъ. Прежде все дышало войною, все было исполнено утесовъ и пропастей, и негдѣ было ни поставить ноги, ни остано/с. 220/виться, всѣ пристани были закрыты, всѣ домы заперты, уши всѣхъ заграждены; но какъ скоро апостолы вышли и стали проповѣдывать, то разрушили всѣ преграды враговъ, такъ что слушатели отдавали души свои и подвергались безчисленнымъ опасностямъ за проповѣданное. Избра намъ достояніе свое, доброту Іаковлю, юже возлюби (ст. 5). Другой переводчикъ говоритъ: прославленіе Іаковле [4]. Посмотри на точность пророчества. Выше пророкъ сказалъ: покори люди намъ и языки. И дѣйствительно, напередъ обратились іудеи, сначала въ числѣ трехъ тысячъ, потомъ пяти, а послѣ нихъ язычники. И самъ Господь сказалъ: и ины овцы имамъ, и тыя ми подобаетъ привести, и будетъ едино стадо, единъ пастырь (Іоан. X, 16). Далѣе, чтобы кто-нибудь, услышавъ слова: избра намъ достояніе свое, не сталъ недоумѣвать, сомнѣваться и говорить: почему же іудеи не вѣруютъ нынѣ? — пророкъ дополнительными словами разрѣшилъ недоумѣніе. Богъ съ Своей стороны избралъ и ихъ и, сколько отъ Него зависѣло, не оставилъ никого. Если хочешь знать и причину, то выслушай слѣдующее: доброту Іаковлю, юже возлюби, присовокупляетъ пророкъ. Мнѣ кажется, что онъ здѣсь разумѣетъ вѣрующихъ, какъ Павелъ объяснилъ, сказавъ: не такоже, яко отпаде слово Божіе: не вси бо сущіи отъ Исраиля, сіи Исраиль: но во Исаацѣ наречется ти сѣмя; сирѣчь, не чада плотская, сія чада Божія: но чада обѣтованія причитаются въ сѣмя (Рим. IX, 6-8). Вѣрующихъ справедливо можно назвать добротою народа, такъ какъ что прекраснѣе тогдашнихъ вѣрующихъ?

Достояніемъ же Его называетъ пророкъ этотъ народъ не потому, чтобы Богъ когда-нибудь оставлялъ прочіе народы, но чтобы выразить сильную къ нему любовь Божію, близость и особенное промышленіе. А чтобы тебѣ видѣть точность пророка, посмотри, какъ онъ употребляетъ выраженіе, которое обыкновенно употребляютъ люди о вещахъ покупаемыхъ. Многіе, покупая что-нибудь, часто называютъ добротою то, что превосходитъ прочія вещи. Такъ и пророкъ, желая показать, что не всѣ спасутся, говоритъ: доброту Іаковлю. Тоже и въ евангеліяхъ выражается многими притчами. Взыде Богъ въ воскликновеніи (ст. 6). Не сказалъ: вознесенъ, но: взыде, выражая, что Христосъ вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшаго Его, но самъ шелъ этимъ путемъ. Илія и не такимъ путемъ восшелъ, какимъ Христосъ, и вознесенъ былъ постороннею силою, потому что человѣческое естество не можетъ идти несвойственнымъ ему путемъ, а Единородный взыде собственною властію. Потому и Лука сказалъ: и взирающе бяху идущу /с. 221/ ему на небо (Дѣян. I, 10). Не сказалъ: когда Онъ былъ взятъ, или возносимъ, потому что это было Его собственное восхожденіе. Если Онъ еще прежде распятія ходилъ по водамъ, будучи облеченъ вещественнымъ и подверженнымъ страданію тѣломъ, то удивительно ли, что, принявъ тѣло нетлѣнное, Онъ вознесся по воздуху? Гдѣ же воскликновеніе? Кто восклицалъ, когда Онъ восходилъ? Тогда было молчаніе и только одиннадцать учениковъ присутствовали при этомъ. Видишь ли, что не нужно принимать эти выраженія въ буквальномъ смыслѣ, но постигать означаемое ими? Какъ я въ началѣ псалма говорилъ, что воскликновеніемъ онъ означаетъ нѣчто другое, именно побѣду, трофей, такъ и здѣсь онъ говоритъ: въ воскликновеніи, т. е. выражаетъ, что Христосъ восшелъ съ побѣдою, поправъ смерть, разрушивъ грѣхъ, прогнавъ бѣсовъ, истребивъ заблужденіе, перемѣнивъ все на лучшее, возведши наше естество въ прежнее, или гораздо лучшее отечество. И когда Онъ восходилъ, то ничто не противостало Ему, ни власть грѣха, ни могущество смерти, ни сила клятвы, ни владычество тлѣнія и нечестія, ничто подобное, но, расторгнувъ все это, какъ паутину, ниспровергнувъ сонмища бѣсовъ и силы діавола и все прочее, Онъ восшелъ, совершивъ то, что благоволилъ.

5. Вотъ почему и Павелъ, изображая побѣду Христову, сказалъ: совлекъ начала и власти, изведе въ позоръ дерзновеніемъ, изобличивъ ихъ въ себѣ. И еще: истребивъ еже бѣ на насъ рукописаніе ученьми, еже бѣ сопротивно намъ, и то взятъ отъ среды, пригвоздивъ е на крестѣ (Кол. II, 14, 15). Господь во гласѣ трубнѣ. Этимъ пророкъ выражаетъ тоже самое, т. е. блистательную побѣду. Впрочемъ здѣсь можно разумѣть и нѣчто другое, именно извѣстность, ясность, торжественность. Хотя при самомъ событіи никто не зналъ о немъ, но оно сдѣлалось такъ извѣстнымъ, какъ будто прозвучала труба, или еще болѣе. Это событіе происходило тогда тихо, но оно не укрылось почти ни отъ кого изъ жителей вселенной и самое существо дѣлъ такъ прославило его, какъ будто прозвучала труба, или еще болѣе. Дѣйствительно, звучная труба не могла бы такъ созвать всѣхъ на это зрѣлище, какъ впослѣдствіи гласъ дѣлъ доказалъ вознесеніе (Христово), возвѣстивъ о немъ сильнѣе всякаго грома. Не такъ могъ бы громъ огласить вселенную, какъ ясно дѣла огласили людей и тогдашнихъ и будущихъ. Громъ слышенъ только для присутствующихъ; а эти дѣла возвѣстили о событіи всѣмъ поколѣніямъ яснѣе трубы и слышнѣе грома.

Впрочемъ не погрѣшилъ бы тотъ, кто назвалъ бы трубами уста апостоловъ, трубами не мѣдными, но лучше золота и драго/с. 222/цѣннѣе драгоцѣнныхъ камней. А для чего пророкъ не сказалъ: въ трубѣ, но: во гласѣ трубнѣ? Для того, чтобы выразить ихъ единодушное согласіе, какъ и Павелъ говоритъ: аще убо азъ, аще ли они, тако проповѣдуемъ (1 Кор. XV, 11), — и еще говорится: народу же вѣровавшему бѣ сердце и душа едина (Дѣян. IV, 32). Апостолы возвѣщали, какъ трубы, не на войну призывая, но благовѣствуя побѣду. Какъ войскамъ, когда они идутъ на сраженіе, вмѣстѣ съ знаменами предшествуютъ и трубы, чтобы ободрять присутствующихъ, дѣйствуя не на зрѣніе только, но и на слухъ, — такъ было и тогда. Когда апостолы входили въ какой-нибудь городъ, то какъ бы звучали трубы, и всѣ стекались слушать ихъ. Пойте Богу нашему, пойте: пойте цареви нашему, пойте. Яко царь всея земли Богъ, пойте разумно. Воцарися Богъ надъ языки (ст. 7-9). Сказавъ о величіи событія, пророкъ призываетъ вселенную къ прославленію Бога съ великимъ усердіемъ, почему и повторяетъ нѣсколько разъ: пойте; и притомъ призываетъ пѣть не просто, но съ великимъ разумѣніемъ. Что значитъ: пойте разумно? Познавъ случившееся, говоритъ, уразумѣвъ величіе событій. И еще нѣчто другое, мнѣ кажется, выражаетъ онъ словомъ: разумно, именно пѣть не голосомъ только, но и дѣлами, не устами только, но и жизнію. Воцарися Господь надъ языки. Другой переводчикъ говоритъ: выше [5] языковъ. О какомъ царствѣ говорится здѣсь? Не о царствѣ вслѣдствіе сотворенія, но о царствѣ вслѣдствіе усвоенія насъ Богу. Богъ царствовалъ надъ всѣми и прежде, какъ Творецъ и Создатель; а теперь воцарился надъ людьми, добровольно и съ благодарностію покорившимися Ему. Дѣйствительно, достойно величайшей хвалы и удивленія то, какъ Христосъ, поносимый іудеями, произвелъ въ людяхъ такую перемѣну, что прославляется по всей вселенной. Тѣ, которые никогда не читали пророковъ, не знали закона, но по образу жизни были подобны дикимъ звѣрямъ, внезапно измѣнились, оставили всѣ заблужденія и покорились, не два, три, четыре, или десять народовъ, но живущіе по всей вселенной.

Богъ сѣдитъ на престолѣ святѣмъ своемъ. Что значитъ: сѣдитъ на престолѣ? Царствуетъ, управляетъ. Хорошо сказалъ пророкъ: на святѣмъ, потому что Онъ не только царствуетъ, но и царствуетъ свято. Что значитъ: царствуетъ свято? Чисто. Люди, достигнувъ такой власти, употребляютъ свою силу на неправду, а Его владычество чуждо всего подобнаго, чисто и свято. Его судилище не измѣняется и не искажается ни обольщеніемъ, ни чѣмъ-нибудь подобнымъ, но всегда чисто, праведно, сіяетъ свѣт/с. 223/лѣе всякой чистоты, блистаетъ неизреченною славою. Князи людстіи собрашася съ Богомъ Авраамлимъ: яко Божіи державніи земли зѣло вознесошася (ст. 10).

6. Здѣсь указывается на распространеніе евангелія, которое коснулось не только простыхъ людей, но и облекающихся въ діадему и сѣдящихъ на царскомъ престолѣ. Потомъ выражая, что одинъ и тотъ же Богъ и новаго и ветхаго завѣта, пророкъ говоритъ: съ Богомъ Авраамлимъ; иначе сказать: одинъ и тотъ же Богъ — Богъ праотцевъ, и давшій законъ. Потому и Іеремія говорилъ: завѣщаю вамъ завѣтъ новъ, не по завѣту, егоже завѣщалъ отцемъ вашимъ, въ день, въ оньже емшу ми за руку ихъ, извести я отъ земли Египетскія (Іерем. XXXI, 31, 32), — выражая, что одинъ и тотъ же Законодатель и новаго и ветхаго завѣта. Также Варухъ говорилъ: сей Богъ нашъ, не вмѣнится инъ къ нему. Изобрѣте всякъ путь хитрости, и даде ю Іакову отроку своему, и Исраилю возлюбленному отъ него. Посемъ на земли явися, и съ человѣки поживе (Вар. III, 36-38), — выражая, что Давшій законъ есть и Воплотившійся, а Воплотившійся есть и Давшій законъ. То же и этотъ пророкъ говоритъ въ словахъ: собрашася съ Богомъ Авраамлимъ. Въ еврейскомъ, вмѣсто: съ Богомъ, сказано: ем Елои Авраам. Какимъ образомъ это произошло? Яко Божіи державніи земли зѣло вознесошася. Кто же эти державніи Божіи, какъ не апостолы и всѣ вѣрующіе? Такъ какъ сила ихъ столько просіяла, то пророкъ и говоритъ, что они вознеслись надъ всѣми. Хорошо назвалъ онъ ихъ державными. Въ самомъ дѣлѣ, не державны ли тѣ, которые противостали всей вселенной, бѣсамъ, діаволу, народамъ, городамъ, язычникамъ, тиранамъ, наказаніямъ, мученіямъ на сковородахъ и въ печахъ, обычаямъ, силѣ природы, преодолѣли все, стали выше всего и ничѣмъ не были побѣждаемы? Не державны ли тѣ, которые и по смерти явили такую силу? Не державны ли тѣ, которыхъ слова крѣпче адаманта, и никакое время не сокрушаетъ ихъ, но съ каждымъ днемъ болѣе и болѣе возрастаютъ, такъ какъ проповѣдь евангельская распространяется вездѣ, по всѣмъ странамъ вселенной? За все это возблагодаримъ человѣколюбиваго Бога, Которому слава и держава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] τῷ νικοποιῷ. Акила.
[2] χειρὶ. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[3] σημάνατε εὐφημίας. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[4] ἐνδοξασμόν. Симмахъ.
[5] ἐπάνω. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 214-223.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.