Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 47.
Пѣснь псалма сыновъ Кореовыхъ.

Велій Господь и хваленъ зѣло во градѣ Бога нашего, въ горѣ святѣй Его, благоукореняя радованіемъ всея земли. Другой переводчикъ говоритъ: хорошимъ произрастеніемъ, утѣхою [1] всей земли. Третій: отъ начала предопредѣленнымъ просвѣщеніемъ [2] всей земли (ст. 1-2).

1. И здѣсь пророкъ изображаетъ прекращеніе войнъ и избавленіе отъ борьбы. Іудеи, возвратившись изъ земли Вавилонской, избавившись отъ продолжительнаго плѣна, получивъ опять отеческую землю и избѣжавъ многихъ войнъ, въ благодарность за всѣ эти блага воспѣваютъ Виновнику ихъ пѣснь и говорятъ: велій Господь и хваленъ зѣло. Велій, а какъ великъ, не говоритъ пророкъ, потому что этого никто не знаетъ, — почему и прибавляетъ: и хваленъ зело. Величію Его нѣтъ предѣла. Смыслъ этихъ словъ слѣдующій: должно прославлять и величать Его одного, и притомъ выше всякой мѣры, {217} прославлять какъ за безпредѣльное и непостижимое величіе существа Его, такъ и за чрезвычайныя благодѣянія Его къ намъ. Онъ и хотѣлъ, и имѣлъ силу сдѣлать, что хотѣлъ. Во градѣ Бога нашего, въ горѣ святѣй Его. Что говоришь ты? Здѣсь заключаешь славу Его, великаго и хвальнаго, въ этомъ городѣ и въ этой горѣ? Нѣтъ, не то говорю я, отвѣчаетъ пророкъ, но то, что мы прежде другихъ познали Его. Или это онъ выражаетъ словами: во градѣ Бога нашего, или желаетъ показать, что въ немъ явилась слава и величіе Божіе посредствомъ бывшихъ здѣсь чудесъ, когда тѣхъ, которые были плѣнены, разсѣяны, унижены, содержимы въ странѣ враговъ, какъ во гробѣ, онъ внезапно возвеличилъ такъ, что они преодолѣли своихъ притѣснителей, достигли прежняго благосостоянія и наслѣдовали отечество въ древнемъ видѣ. Хотя величіе Его, говоритъ, возвѣщаютъ и видимыя твари, но такъ какъ многіе люди издревле неразумны, то Онъ внушаетъ познаніе о Себѣ и посред/с. 225/ствомъ враговъ и побѣды, часто воздвигая чудные трофеи, измѣняя обстоятельства къ лучшему и совершая такія чудеса сверхъ всякаго чаянія и надежды. А Божіимъ пророкъ называетъ этотъ городъ не въ томъ смыслѣ, будто прочіе города лишены Промысла, но выражая, что іудеи имѣли нѣкоторое преимущество предъ другими въ познаніи Его. Тогда какъ другіе города могли быть названы Божіими только въ отношеніи сотворенія, этотъ былъ таковъ и по особенной близости къ Богу, и потому, что всѣ чудеса были совершены здѣсь. Итакъ тогда этотъ городъ назывался Божіимъ; а нынѣ всѣ мы называемся Божіими. Иже Христовы суть, говоритъ апостолъ, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. V, 24). Видишь ли силу добродѣтели? И гора названа Божіею потому, что на ней совершалось служеніе Богу. Благоукореняя радованіемъ всея земли. Эти слова весьма неясны; поэтому нужно быть внимательнымъ. Читающій ихъ поверхностно приходитъ въ великое недоумѣніе, а тщательно вникающій въ нихъ увидитъ послѣдовательность и точную связь мыслей. Смыслъ этихъ словъ слѣдующій: велій Господь во градѣ Бога нашего, въ горѣ святѣй Его, благоукореняя, т. е. хорошо укореняя, хорошо утверждая, хорошо укрѣпляя его на радость и веселіе всей вселенной. То же выразилъ и другой переводчикъ, сказавъ: предопредѣленнымъ просвѣщеніемъ всей земли, т. е. сдѣлалъ его просвѣщеніемъ и утѣхою всей вселенной. Отсюда — источникъ благочестія, корни и начала богопознанія. Такъ, Господь укоренилъ его и крѣпко утвердилъ на украшеніе всей вселенной, на радость и веселіе всей земли. Іерусалимъ былъ тогда училищемъ земли, и хотѣвшіе получить радость, украситься и просвѣтиться здѣсь научались нужному. Вотъ почему пророкъ, выражая это, и не сказалъ: укореняя, но: благоукореняя. Впрочемъ, если желаешь принимать эти слова и въ переносномъ смыслѣ, то увидишь истину ихъ на дѣлахъ. Дѣйствительно оттуда произошло утѣшеніе для всей вселенной, оттуда радость и веселіе, оттуда источники любомудрія, {218} тамъ распятъ Христосъ, оттуда вышли апостолы: яко отъ Сіона изыдетъ законъ и слово Господне изъ Іерусалима (Мих. IV, 2). И эта радость имѣетъ корни безсмертные. Горы Сіонскія, ребра сѣверова. Другой переводчикъ говоритъ: горы Сіонскія, бедра сѣверова [3]. Въ еврейскомъ: гора Сіонъ, на сѣверной странѣ (ар Сіон іерхѳи сафун). Почему, скажи мнѣ, пророкъ упоминаетъ теперь о сѣверѣ и описываетъ намъ мѣстоположеніе? Потому, что отсюда часто воздвигались войны на іудеевъ, отъ нашествія варваровъ, и пророки часто говорятъ объ этомъ, называя войну сѣверною и опи/с. 226/сывая конобъ поджигаемый оттуда (Іерем. I, 13). На сѣверѣ въ отношеніи къ Палестинѣ лежитъ страна персовъ. Удивляясь бывшему, пророкъ прибавилъ это, желая выразитъ: Ты сдѣлалъ Палестину непобѣдимою съ той стороны, откуда она постоянно терпѣла нападенія. Какъ если бы кто-нибудь сказалъ о тѣлѣ: ты сдѣлалъ слабую часть его самою крѣпкою, такъ точно и пророкъ выражаетъ ту же мысль: откуда вопли и слезы, откуда причины бѣдствій — тѣ части исполнились удовольствія и благоденствія; откуда угрозы, ужасы и опасности — оттуда радость и веселіе, и никто уже не боится той сѣверной страны міра, никто не опасается, никто не имѣетъ подозрѣнія, но всѣ радуются, потому что Ты укоренилъ ее въ радости. Градъ царя великаго. Богъ въ тяжестѣхъ его знаемь есть, егда заступаетъ и (ст. 4). Другой переводчикъ говоритъ: познанъ [4]. Третій: Богъ въ царскихъ чертогахъ его будетъ познанъ въ крѣпости [5]. Четвертый: Богъ въ тягостяхъ его познанъ въ избавленіи его [6].

2. Пророкъ возвѣщаетъ достоинство, славу, вѣнецъ этого города словами: градъ царя великаго. Потомъ, показывая, почему онъ есть градъ царя великаго, прибавляетъ: въ тяжестѣхъ его знаемь есть Богъ, Который являетъ великое о немъ промышленіе, спасаетъ его всего со всѣхъ сторонъ, печется о немъ не только въ совокупности, но и о каждомъ домѣ его промышляетъ. Намъ Онъ извѣстенъ и безъ этого, но врагамъ Онъ показалъ силу Свою и такимъ образомъ. Такъ, когда на Езекію напали толпы варваровъ и окружили весь городъ, какъ бы сѣтью, то отступили отъ него, оставивъ послѣ себя множество мертвыхъ (4 Цар. XIX). Многіе и другіе враги приступали къ нему и удалялись съ безчестіемъ. Все это, говоритъ пророкъ, совершено промысломъ Божіимъ и сдѣлало этотъ городъ славнымъ, и онъ сталъ великъ, не потому, что славенъ, но потому, что прославился такимъ образомъ. Яко се царіе земстіи собрашася, снидошася вкупѣ (ст. 5). Другой переводчикъ говоритъ: вотъ цари соединились строемъ [7]. Тіи видѣвше тако, удивишася, смятошася, подвигошася: трепетъ пріятъ я: тамо болѣзни, яко раждающія (ст. 6, 7). Духомъ бурнымъ. Другой: вѣтромъ сильнымъ [8]. Третій: вѣтромъ жгучимъ [9]. Сокрушиши ко/с. 227/рабли ѳарсійскія. Другой: разрушишь [10]. Въ еврейскомъ сказано: ѳарсис. Онъ описываетъ здѣсь войну тяжкую и поднявшуюся со всѣхъ сторонъ, а потому и славнѣйшую побѣду. Сказавъ, что Господь защищаетъ этотъ городъ и оказываетъ великое о немъ промышленіе, {219} теперь объясняетъ, какъ Онъ защищалъ его. Когда напали на него, говоритъ, многочисленные народы, — ихъ разумѣетъ онъ подъ множествомъ царей, — и не просто напали, но собрашася и снидошася, тогда произошли такія дѣла, что сами они, удивившись чудесамъ, отступили. Война приняла такой оборотъ, что они сами, пришедши въ изумленіе и страхъ, разсѣялись и съ великимъ разстройствомъ обратились назадъ, испугавшись многіе немногихъ, собранные вмѣстѣ несобранныхъ, и были въ положеніи нисколько не лучше жены раждающей. Отсюда видно, что война происходила не по устроенію человѣческому, но Богъ былъ распорядителемъ борьбы, не только приводя въ смятеніе мысли враговъ, но и потрясая сердца ихъ, повергая ихъ въ болѣзни рожденія и производя въ нихъ невыразимый страхъ. И случилось тоже, какъ если бы собрался большой флотъ, и бурный вѣтеръ поднявшись сокрушилъ всѣ корабли, потопилъ суда, и привелъ все внезапно въ великое смятеніе. Этимъ примѣромъ, кажется мнѣ, пророкъ выражаетъ легкость побѣды и чрезвычайность смятенія. И тѣ, которые владѣли флотомъ и пришли изъ отдаленной и чужой страны, погибли всѣ отъ гнѣва Божія, какъ бы отъ бурнаго вѣтра. Поэтому онъ означилъ и мѣсто, откуда они пришли, прибавивъ: ѳарсійскія. Тоже выражено и въ еврейскомъ этимъ словомъ, которое мы привели для васъ въ чтеніи текста. Такимъ образомъ, или это можно разумѣть, или то, что я прежде сказалъ, т. е.: какъ бурный вѣтеръ, поднявшись, часто сокрушалъ корабли ѳарсійскіе, такъ точно Богъ разсѣялъ эти толпы. Яко же слышахомъ, тако и видѣхомъ во градѣ Господа силъ, во градѣ Бога нашего (ст. 9). Видишь ли, какъ онъ объясняетъ вышесказанное выраженіе: благоукореняя? Не сказалъ: благоукоренивъ, но: благоукореняя, т. е. постоянно промышляя, постоянно заботясь, постоянно ограждая. Сказавъ о томъ, что случилось въ его время, онъ обращается къ древнимъ событіямъ и показываетъ, что первое согласно съ послѣднимъ. О чемъ, говоритъ, мы слышали на словахъ, то видѣли и въ дѣлахъ, т. е. побѣды, трофеи, Божіе промышленіе, дивныя чудеса. Господь никогда не переставалъ совершать ихъ. Ему свойственно и избавлять отъ опасностей, и руководить къ богопознанію. Не напрасно пророкъ напомнилъ и о случившемся за долгое время. Нужно было научить и древними событіями, и но/с. 228/выми дѣлами, чтобы грубѣйшіе изъ слушателей отъ настоящаго научались вѣрить и давно бывшему, получали двоякую пользу и такимъ образомъ слухъ замѣнялъ бы у нихъ зрѣніе. Богъ основа и въ вѣкъ. Пріяхомъ, Боже, милость твою посредѣ людей твоихъ (ст. 10). Другой переводчикъ говоритъ: мы признали Боже, милость твою среди людей твоихъ [11]. Въ еврейскомъ: въ храмѣ твоемъ исповѣдали (ихалах деммину). По имени твоему, Боже, тако и хвала твоя на концахъ земли (ст. 14).

3. Сказавъ: яко же слышахомъ, тако и видѣхомъ, пророкъ говоритъ далѣе, что онъ слышалъ и что видѣлъ. Что же онъ слышалъ и что видѣлъ? {220} То, что благодать Божія дѣлаетъ городъ крѣпкимъ и непоколебимымъ; она — его основаніе и сила; она дѣлаетъ его неприступнымъ, не человѣческая помощь и содѣйствіе, не сила оружія, не башни и стѣны, а что? Богъ хранитъ его. Іудеевъ особенно нужно было учить этому, почему пророкъ часто и внушаетъ имъ это. Пріяхомъ, Боже, милость твою посредѣ людей твоихъ. Что значитъ: пріяхомъ? Надѣялись, ожидали, и познали человѣколюбіе Твое. Сказавъ, что Господь укоренилъ городъ, основалъ и оградилъ, и желая показать, что это попеченіе бываетъ не по достоинству получающихъ, а по благости Дающаго, и вмѣстѣ желая смиритъ гордость ихъ, онъ какъ бы такъ говоритъ: все это дѣла Твоей милости, Твоей славы, Твоей благости. Поэтому и прибавляетъ: по имени твоему, Боже, тако и хвала твоя, на концахъ земли. Хвала твоя, говоритъ, совершаетъ дѣла столь великія и дивныя, столь высокія и славныя. Не по мѣрѣ и достоинству получающихъ благодѣянія Ты оказываешь попеченіе, а по Своему величію. Хвала, т. е. благая вѣсть о дѣлахъ сдѣлала ихъ извѣстными. Хотя они совершались въ Палестинѣ, но, по величію и важности своей, достигли послѣднихъ предѣловъ вселенной, и живущіе далеко узнавали все. Такъ, о бывшемъ въ Египтѣ іерихонская блудница знала точнѣе присутствовавшихъ при этомъ (Іис. Нав. II, 10); случившееся въ Палестинѣ разсказывали жившіе въ странѣ персидской; о происходившемъ въ самой Персіи знали жившіе на крайнихъ предѣлахъ земли. Для этого царь и отправилъ посланія по всей вселенной, возвѣщавшія о случившемся въ пещи вавилонской (Дан. III, 98). Поэтому пророкъ, сказавъ: хвала твоя на концахъ земли, присовокупилъ: правды исполнь десница твоя. Какъ онъ обыкновенно поступаетъ, восходя отъ бывающаго у людей къ тому, что свойственно существу Божію, такъ поступаетъ и въ настоящемъ мѣстѣ: не потому, чтобы можно было разумѣть въ Богѣ что-нибудь прибы/с. 229/вающее или убывающее, — да не будетъ, — но потому, что слово и языкъ человѣческій слабы, и потому нужно соединять съ словомъ богоприличную мысль.

Итакъ, говоря здѣсь о принадлежностяхъ естества Божія, онъ выражаетъ то, что существенно свойственно Богу. Что же такое? Правды исполнь, говоритъ, десница твоя; показываетъ, что случившееся было слѣдствіемъ не достоинства облагодѣтельствованныхъ, но существеннаго свойства Божія, потому что самое существо Его радуется правдѣ, утѣшается человѣколюбіемъ. Это Его дѣло, Его обычай; потому они и получали такія благодѣянія. Какъ огню свойственно согрѣвать и солнцу свѣтить, такъ и Богу свойственно благотворить, и даже не такъ, а гораздо болѣе. Потому пророкъ говоритъ: правды исполнь десница твоя, выражая щедрость, свойственную существу Божію. Да возвеселится гора Сіонская, и да возрадуются дщери Іудейскія, судебъ ради твоихъ, Господи (ст. 12). Другой переводчикъ говоритъ: о судахъ твоихъ [12]. Обыдите Сіонъ и обымите его. {221} Другой: и окружите [13]. Повѣдите въ столпѣхъ его (ст. 13). Другой: исчислите [14] столпы его. Третій: восхвалите [15]. Положите сердца ваша въ силу его. Другой: въ ограду [16]. Третій: благосостояніе [17]. И раздѣлите домы его. Другой: измѣрьте царскіе чертоги его [18]. Яко да повѣсте въ родѣ иномъ (ст. 14). Другой: роду послѣдующему [19]. Яко той есть Богъ нашъ во вѣкъ вѣка: той упасетъ насъ во вѣки (ст. 15). Намъ не нужно объяснять, для чего пророкъ заповѣдуетъ все это, — обойти городъ, исчислить столпы, обратить вниманіе на зданія, разсмотрѣть его красоту, опредѣлить его ограды и стѣны, измѣрить домы и дворцы; слова его ясны сами по себѣ. Сказавъ это, онъ тотчасъ присовокупилъ и причину. Какую? Яко да повѣсте въ родѣ иномъ. Смыслъ словъ его слѣдующій: исполнитесь удовольствія, возрадуйтесь, возвеселитесь, но не просто и какъ случится, а тщательно изучивъ крѣпость города. Когда онъ сдѣлался развалинами, былъ разрушенъ до основанія, и самое мѣсто его почти исчезло, такъ что предки ваши уже отчаялись въ его исправленіи и говорили: сухи быша кости наша, убіени быхомъ, потребихомся (Іезек. XXXVII, 11; Чис. XVII, 12), и не надѣялись возвратить его, тогда и получили его /с. 230/ опять, и притомъ не такимъ, какимъ оставили, а гораздо лучшимъ, красивѣйшимъ, славнѣйшимъ, большимъ, богатѣйшимъ, крѣпчайшимъ, обширнѣйшимъ и по зданіямъ, и по торговлѣ, и по силѣ, и по обилію богатства. Будетъ, говоритъ пророкъ, слава храма сего послѣдняя паче первыя (Агг. II, 9). Итакъ онъ увѣщеваетъ народъ и какъ бы такъ говоритъ ему: вотъ этотъ самый городъ, который былъ въ отчаянномъ положеніи, безъ надежды, и обратился въ развалины, какъ опять достигъ блистательнѣйшаго состоянія? Посмотрите на все это, на его зданія, блескъ, красоту, и познавъ отсюда могущество Божіе, какъ Богъ возвеличилъ его изъ отчаяннаго состоянія, возвѣстите потомкамъ вашимъ о силѣ Божіей, о постоянномъ Его промышленіи, о томъ, что Онъ всегда печется о насъ, защищаетъ и пасетъ насъ. Такія повѣствованія послужатъ и для потомковъ предметомъ великаго любомудрія, урокомъ ревностнѣйшаго богопознанія и побужденіемъ къ добродѣтели. Для того пророкъ и заповѣдуетъ обойти городъ, чтобы они могли быть опытными учителями потомковъ своихъ.

4. Такъ и мы, всегда и постоянно созерцая его, будемъ имѣть въ умѣ городъ нашъ Іерусалимъ, будемъ непрестанно представлять красоты этого города, который есть столица Царя вѣковъ, въ которомъ обитаютъ духи праведныхъ, сонмы патріарховъ, апостоловъ и всѣхъ святыхъ, гдѣ все постоянное, а не преходящее, гдѣ красоты нетлѣнныя и невиданныя, составляющія наслѣдіе только тѣхъ, которые совершенно забыли о тлѣнныхъ и временныхъ житейскихъ попеченіяхъ, {222} т. е. о богатствѣ, роскоши и пагубныхъ удовольствіяхъ діавола. Будемъ же каждый день преуспѣвать въ братолюбіи и дружелюбіи къ нуждающимся, въ любви къ ближнимъ и сердечномъ прощеніи оскорбляющимъ насъ, чтобы такимъ образомъ, проведши жизнь хорошо и богоугодно, мы могли сдѣлаться наслѣдниками небеснаго царства во Христѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава, съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] καλῷ βλαστήματι, χάρματι. Акила.
[2] ἀπ’ ἀρχῆς ἀφωρισμένῳ ἀγλαΐσματι. Симмахъ.
[3] μηροὶ. — Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[4] ἐγνώσθη. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[5] ἐν τοῖς βασιλείοις ἀυτῆς γνωσθήσεσαι εἰς ὀχύρωμα. Симмахъ и неизвѣстный.
[6] ἐν ταῖς βάρεσιν ἀυτῆς ἐγνώσθη εἰς τό ἐξελέσθαι ἀυτὴν. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[7] συνετάξατο. Симмахъ.
[8] δι’ ἀνέμου. Симмахъ.
[9] καύσωνος. Акила.
[10] κατεάξεις Симмахъ.
[11] εἰκάσαμεν. Симмахъ.
[12] διά κρίσεις σου. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[13] περιέλθετε. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[14] ἀριθμήσατε. Симмахъ.
[15] ἐπαινέσατε. Неизвѣстный. См. Ориг. Экз.
[16] περίβολον. Симмахъ.
[17] εὐπορίαν. Акила.
[18] διαμετρήσατε τά βασίλεια. Симмахъ.
[19] μεταγενεστέρα. Симмахъ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 224-230.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.