Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМ 110.
Исповѣмся Тебѣ, Господи, всѣмъ сердцемъ моимъ (ст. 1).

1. Что значитъ: всѣмъ? Со всею готовностію и усердіемъ, отрѣшившись отъ житейскихъ заботъ, устремившись горѣ, освободивъ душу отъ узъ плоти. Сердцемъ: не одними словами, не только языкомъ и устами, но и умомъ. Такъ и Моисей заповѣдалъ: возлюбиши Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего, и отъ всея души твоея (Втор. VI, 5). Подъ исповѣданіемъ, мнѣ кажется, пророкъ разумѣетъ здѣсь благодарность; буду воспѣвать, гово/с. 298/ритъ, буду благодарить. Въ этомъ проводилъ онъ всю свою жизнь; этимъ началъ, этимъ и кончилъ; это было постояннымъ его занятіемъ, — чтобы возносить благодарность Богу за благодѣянія, оказанныя какъ ему самому, такъ и другимъ. И Богъ ничего такъ не требуетъ, какъ благодарности: она есть жертва, приношеніе, знакъ признательной души, и вмѣстѣ рана для діавола. Потому и блаженный Іовъ былъ увѣнчанъ и прославленъ, что, когда постигли его безчисленныя искушенія, когда и самая жена искушала его, онъ не поколебался, а продолжалъ благодаритъ Господа за все, не тогда только, когда былъ богатымъ, но и когда сталъ бѣднымъ, не тогда только, когда былъ здоровымъ, но и когда тѣло его было поражено болѣзнію, не тогда только, когда всѣ дѣла его текли благополучно, но и когда страшная буря устремилась на весь домъ его и на самое тѣло его. Это свойственно особенно признательной душѣ — {280} воздавать Богу великую благодарность во время скорбей и бѣдствій и всегда быть благодарною, на что и пророкъ ясно указалъ послѣдующими словами. Такъ какъ многіе изъ людей благодарятъ Бога въ счастіи, а въ несчастіи ропщутъ, нѣкоторые же выражаютъ свое недовольство случающимися событіями, то пророкъ, желая показать, что это зависитъ не отъ свойства событій, а отъ ихъ развращенной души, присовокупляетъ: въ совѣтѣ правыхъ и сонмѣ велія дѣла Господня (ст. 2). Этими словами онъ выражаетъ, что нужно быть безпристрастному судіи и неиспорченному собранію, и тогда дѣла Божіи ясно окажутся великими, заключающими въ себѣ много чудеснаго. Они сами по себѣ велики; но не кажутся такими, когда нѣтъ праведнаго судіи. Такъ и солнце само по себѣ свѣтло и лучезарно и освѣщаетъ всю вселенную; но для больныхъ глазами оно не таково; а виною — не солнце, но ихъ болѣзнь. Поэтому, когда ты увидишь, что кто-нибудь порицаетъ дѣла Божіи, то не осуждай этихъ дѣлъ согласно съ его злобою, но считай это величайшимъ знакомъ его безумія, при мысли о промыслѣ Божіемъ. Подобно тому какъ тотъ, кто считаетъ солнце темнымъ, не унижаетъ этого свѣтила, но представляетъ ясное доказательство собственной слѣпоты, и какъ тотъ, кто называетъ медъ горькимъ, не уменьшаетъ его сладости, но обнаруживаетъ собственную болѣзнь, такъ точно и осуждающій дѣла Божіи. Какъ первый не причиняетъ вреда самымъ вещамъ, и даже не измѣняетъ общаго о нихъ представленія, а только обличаетъ свое величайшее безуміе, такъ точно и тѣ, которые не имѣютъ правильнаго понятія о дѣлахъ Божіихъ, не видятъ даже дѣйствительныхъ чудесъ, а тотъ, кто имѣетъ безпристрастную и неиспорченную душу, удивляется каждому даже изъ такихъ со/с. 299/бытій, которыя кажутся непріятными. И дѣйствительно, какое, скажи мнѣ, событіе не заслуживаетъ удивленія? Если хочешь, то мы, оставивъ все прочее, перейдемъ къ такимъ событіямъ, которыя многимъ кажутся тяжкими и невыносимыми, напримѣръ, смерть, болѣзнь, бѣдность и тому подобныя. Кто имѣетъ правое сердце, тотъ принимаетъ и это весьма охотно и съ удивленіемъ. Хотя смерть произошла отъ грѣха, но сила Божія, человѣколюбіе и промышленіе столь велики, что и ее обратилъ Онъ въ пользу нашему роду. Въ самомъ дѣлѣ, что тяжкаго, скажи мнѣ, заключаетъ въ себѣ смерть? Не есть ли она освобожденіе отъ трудовъ, избавленіе отъ заботъ? Не слышишь ли Іова, который въ похвалу ея говоритъ: смерть мужу покой, егоже путь сокровенъ есть (Іов. III, 23)? Не прекращаетъ ли она пороки? Если умираетъ человѣкъ порочный, то смерть полагаетъ конецъ грѣхамъ его: умерый бо свободися отъ грѣха (Рим. VI, 7), т. е. уже не прилагаетъ грѣховъ ко грѣхамъ; если же умираетъ добродѣтельный, то всѣ добрыя дѣла его остаются въ безопасности и въ надежной сокровищницѣ. А живыхъ, скажи мнѣ, смерть не дѣлаетъ ли болѣе благоразумными и кроткими? Не видишь ли, какъ часто богатые, надменные и высоко поднимающіе свои брови, присутствуя при выносѣ покойника и видя тѣло его бездыханнымъ и недвижимымъ, дѣтей сиротами, жену вдовою, друзей унылыми, слугъ въ черныхъ одеждахъ и весь домъ въ печальномъ видѣ, {281} умиляются, смиряются, сокрушаются? Слышавъ прежде множество наставленій и не получивъ никакой пользы, они при такомъ зрѣлищѣ вдругъ дѣлаются любомудрыми, познаютъ ничтожество и тлѣнность человѣческой природы, слабость и непостоянство своей власти, и такимъ образомъ по несчастіямъ другихъ заключаютъ о собственной измѣняемости.

2. Если и при существованіи смерти такъ много грабежей, такъ велико любостяжаніе, и люди, подобно рыбамъ, сильнѣйшіе пожираютъ слабѣйшихъ, то до чего не дошло бы любостяжаніе, если бы не было смерти? Если и теперь, когда люди знаютъ, что они не всегда будутъ пользоваться награбленнымъ и должны будутъ волею или неволею предоставить это другимъ, они доходятъ до такого безумія и неистовства, то какъ могла бы когда-нибудь утихнуть злая страсть ихъ, если бы они владѣли тѣмъ безопасно? Затѣмъ: не смертію ли сплетаются вѣнцы мученичества? А Павелъ не чрезъ нее ли воздвигъ безчисленное множество трофеевъ? По вся дни, говорилъ онъ, умираю, тако ми ваша похвала (1 Кор. XV, 31). Не смерть — зло, а худая смерть — зло. Поэтому пророкъ и говоритъ: честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ его (Пс. CXV, 6). И въ другомъ мѣстѣ: смерть грѣш/с. 300/никовъ люта (Пс. XXXV, 22); называетъ лютымъ то, когда кто отходитъ съ нечистою совѣстію, обремененный и терзаемый сознаніемъ многихъ грѣховъ. А кто имѣетъ чистую совѣсть, тотъ поспѣшаетъ къ наградамъ, переходитъ къ вѣнцу. Дабы тебѣ убѣдиться, что не самая смерть, но сознаніе приводитъ людей въ смущеніе, послушай, какъ разсуждаетъ объ этомъ Павелъ; онъ въ одномъ мѣстѣ говоритъ: сущіи въ храминѣ сей мы воздыхаемъ, всыновленія чающе, избавленія тѣлу нашему (2 Кор. V, 4; Рим. VIII, 23), и въ другомъ мѣстѣ объясняетъ это такъ: но аще и жренъ бываю о жертвѣ и службѣ вѣры вашея, радуюся и сорадуюся всѣмъ вамъ. Такоже и вы радуйтеся и сорадуйтеся мнѣ (Фил. II, 17). Если же смерть не тяжела, но даже вожделѣнна для живущихъ праведно, то тѣмъ болѣе бѣдность и все другое, тому подобное. Изыскана во всѣхъ воляхъ Его. Другой переводчикъ говоритъ: изслѣдована [1]. Пророкъ говоритъ здѣсь, мнѣ кажется, о твореніяхъ, возвѣщая премудрость Божію; а выше, говоря о дѣлахъ, — хотя въ нихъ мы открыли для малодушныхъ другія мысли, — онъ разумѣлъ знаменія и чудеса, которыя Богъ часто совершалъ, устрояя судьбу рода человѣческаго. Что значитъ: изыскана во всѣхъ воляхъ Его? Значитъ: изслѣдованы, какъ говоритъ другой переводчикъ, благоустроены, совершенно окончены, полны, способны исполнять волю Его, готовы свидѣтельствовать о силѣ Его, не уклоняются и не имѣютъ въ себѣ препятствій къ исполненію повелѣній Его, какъ говоритъ онъ въ другомъ мѣстѣ: огнь, градъ, снѣгъ, голоть, духъ буренъ, творящая слово Его, т. е. повелѣнія Его (Пс. CXLVIII, 8); и еще: сотворилъ есть луну во времена: солнце позна западъ свой: положилъ еси тму, и бысть нощь (Пс. CIII, 19). И не только они исполняютъ то, для чего устроены, но когда Богъ повелѣваетъ что-нибудь противное тому, и тогда они оказываютъ великое послушаніе. Такъ, Онъ повелѣлъ морю, и оно не только не потопило іудеевъ, — что по природѣ свойственно ему, — но, простерши свои волны, перенесло ихъ безопаснѣе, нежели по камнямъ (Исх. XIV, 22). Разженная пещь не только не сожгла отроковъ, {282} но и доставила имъ прохладительную росу (Дан. III, 25). Звѣри не только не съѣли, но и послужили Даніилу вмѣсто тѣлохранителей (Дан. VI, 22). Китъ не только не пожралъ (пророка Іоны), но сохранилъ въ цѣлости ввѣренный ему залогъ (Іон. II). Земля не только не снесла, но страшнѣе моря погубила, когда разверзшись поглотила Даѳана и покрыла сонмище Авироново (Числ. XVI, 32). И много другихъ чудесъ можно видѣть въ твореніи, изъ которыхъ безумцы, обого/с. 301/творяющіе природу, должны убѣдиться, что все совершается не силою природы, но повинуется и покоряется волѣ Божіей. Эта воля создала природу и по своему мановенію управляетъ всѣмъ существующимъ, то сохраняя законы вещей неизмѣнными, то легко измѣняя ихъ, когда захочетъ, и заставляя дѣлать противное. Изыскана во всѣхъ воляхъ Его, т. е. къ исполненію заповѣдей Его, повелѣній Его, и не только повелѣній, но и къ тому, чтобы чрезъ нихъ люди познавали Бога, что и составляетъ преимущественно волю Его, для чего особенно Онъ и создалъ ихъ. Такимъ образомъ смыслъ словъ пророка слѣдующій: созданія Божіи такъ совершенны, что людямъ внимательнымъ и здравомыслящимъ доставляютъ точное, ясное и свѣтлое о Немъ познаніе. Дѣйствительно, воля Божія для того особенно въ началѣ и устроила ихъ, чтобы они своимъ величіемъ, красотою, порядкомъ, дѣятельностію, служеніемъ и всѣмъ прочимъ пробуждали душу зрителя и располагали умъ его искать Творца и совершеннѣйшаго Художника-Бога и покланяться ихъ Создателю, чтобы весь составъ творенія служилъ для людей вмѣсто книгъ и письменъ.

3. И не только для богопознанія, но и для житейскаго устроенія, творенія преподаютъ намъ величайшій урокъ. Корыстолюбецъ, видя, какъ день уступаетъ мѣсто ночи и солнце лунѣ, долженъ устыдиться такого благоустройства стихіи и, если онъ сильнѣе другихъ, не домогаться принадлежащаго слабѣйшимъ. Прелюбодѣй и развратникъ, видя, какъ море волнуется и потомъ удерживается берегами, также устыдится благоустройства безпорядочныхъ водъ, и скоро сможетъ укротить свою возбудившуюся похоть, обуздать ея стремленіе страхомъ Христовымъ, остановить всю силу порочнаго пожеланія и возвратиться къ цѣломудрію. Взирая на землю, человѣкъ легко сможетъ любомудрствовать и о воскресеніи, принять то, что говорится объ этомъ предметѣ. Такъ, когда онъ увидитъ, какъ земля принимаетъ твердое зерно пшеницы и сначала разлагаетъ его и подвергаетъ гніенію, а потомъ произращаетъ его въ гораздо лучшемъ видѣ, когда онъ замѣтитъ, какъ виноградная лоза зимою стоитъ голою, безъ листьевъ, вѣтвей и гроздій, и сама бываетъ сухимъ деревомъ, подобнымъ скелету, а потомъ при наступленіи весны снова получаетъ все свое благообразіе, то сможетъ отъ растеній и сѣмянъ, возраждающихся послѣ истлѣнія, заключать и о собственной плоти. Трудолюбію онъ научится у муравья, любви къ порядку и общежитію у пчелы, какъ говорится въ притчѣ: {283} иди ко мравію, о лѣниве, и поревнуй путямъ его, и буди онаго мудрѣйшій. Онъ бо, не сущу земледѣлцу, ниже нудящаго имущій, ниже подъ владыкою сый, /с. 302/ готовитъ въ жатву пищу, и многое въ лѣто творитъ уготованіе: или иди ко пчелѣ, и увѣждь, коль дѣлателница есть: ея же трудовъ царіе и простіи въ здравіе употребляютъ: аще силою и немощна сущи, но премудростію почтена произведеся (Прит. VI, 6-8). Таже пчела научитъ тебя не удивляться одной красотѣ тѣлесной, когда съ нею не соединены добрыя качества душевныя, и не гнушаться безобразіемъ, когда при немъ — прекрасная душа. Это самое выражаетъ и Премудрый такъ: мала (есть) въ пернатыхъ пчела и начатокъ сладостей плодъ ея (Сир. XI, 3). Посмотри на птицъ и отъ нихъ научись любомудрію. Потому и Христосъ сказалъ: воззрите на птицы небесныя, яко не сѣютъ, ни жнутъ, и Отецъ вашъ небесный питаетъ ихъ (Мѳ. VI, 26). Если неразумныя животныя не заботятся о пищѣ, то какое оправданіе будешь имѣть ты, когда не оказываешь даже такого презрѣнія къ настоящему, какое — птицы? Если хочешь научиться презирать украшенія, то полевые цвѣты научатъ тебя не заботиться о внѣшнихъ украшеніяхъ. Это объяснилъ Христосъ, сказавъ: смотрите на крины сельныя, како не труждаются, ни прядутъ. Аминь глаголю вамъ, яко ни Соломонъ облечеся, яко единъ отъ сихъ (Мѳ. VI, 28). Итакъ, когда ты вздумаешь заботиться о красотѣ одежды, то вспомни, что, сколько бы ты ни старался, за травою останется побѣда, что ты никогда не сможешь сравняться съ нею, — и оставь свою неразумную страсть. Многому и другому можно научиться отъ безсловесныхъ животныхъ, отъ цвѣтовъ и отъ сѣмянъ.

Исповѣданіе и великолѣпіе дѣло Его (ст. 3), т. е. каждое изъ дѣлъ Его. Пророкъ говоритъ это не объ одномъ какомъ-нибудь дѣлѣ. Другой переводчикъ говоритъ: похвала и достоинство дѣятельность Его [2]. А этотъ говоритъ: исповѣданіе, т. е. благодарность и слава. Каждая изъ вещей видимыхъ можетъ расположитъ зрителя къ благодарности, къ пѣснопѣнію, къ хваленію, къ славословію. Не нужно спрашивать: для чего то, для чего это? — но и ночная тьма и день, и голодъ и обиліе, и пустынная и необитаемая земля, и тучная и плодородная, и жизнь и смерть, и все видимое способно и достаточно для того, чтобы побудить внимательныхъ къ благодарности. Выражая это чрезъ одного пророка и представляя самыя наказанія за благодѣянія, Богъ сказалъ: разорихъ ихъ, якоже разори Богъ Содому и Гоморру, побихъ ихъ раждеженіемъ и златеницею (Ам. IV, 11, 9); и чрезъ другого пророка: изведохъ ихъ изъ земли Египетскія, и изъ дому работы избавихъ ихъ, обращая наказанія въ благодѣянія (Мих. VI, 4). Такъ, и самыя наказанія Божіи суть благодѣянія, служатъ къ исправ/с. 303/ленію, назиданію, наставленію, пресѣченію зла. Люди одно дѣлаютъ, какъ благодѣяніе, другое по ненависти и отвращенію; а Богъ все дѣлаетъ по любви. Напримѣръ, какъ благодѣтель, Онъ поселилъ человѣка въ раю; какъ благодѣтель, Онъ и изгналъ его изъ рая; какъ благодѣтель, {284} Онъ произвелъ потопъ; какъ благодѣтель, Онъ ниспослалъ огонь на Содомъ; вообще, на что ни укажешь, все дѣлаетъ Онъ для добра. Какъ благодѣтель, Онъ угрожаетъ и геенною. Какъ отцы бываютъ отцами не тогда только, когда ласкаютъ дѣтей своихъ, но и когда наказываютъ ихъ, и наказывая бываютъ отцами не меньше, какъ и лаская, такъ точно и Богъ. Вотъ почему Павелъ и сказалъ: который бо есть сынъ, его же не наказуетъ отецъ (Евр. XII, 7)? И Соломонъ: его же бо любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ (Прит. III, 12). И правда его пребываетъ въ вѣкъ вѣка.

4. Это, мнѣ кажется, пророкъ сказалъ для тѣхъ, которые соблазняются несчастіями, нечаянно постигающими нѣкоторыхъ, вразумляя ихъ какъ бы такъ: не смущайтесь, видя людей, подвергающихся клеветѣ, обижаемыхъ, страждущихъ невинно; есть судъ безпристрастный, приговоръ справедливый, воздающій каждому по достоинству. Если ты будешь требовать этого приговора теперь же, то смотри, чтобы тебѣ не произнести его противъ себя самого. Подлинно, если бы Богъ сталъ каждый грѣхъ тотчасъ же поражать наказаніемъ и надъ каждымъ преступленіемъ приводить въ исполненіе праведный судъ свой, то родъ человѣческій давно былъ бы истребленъ. Для чего говорить о такомъ-то и такомъ-то человѣкѣ? Я укажу въ доказательство этого на величайшаго изъ всѣхъ людей — Павла, проповѣдника вселенной, восхищеннаго до третьяго неба, введеннаго въ рай, причастника страшныхъ таинствъ, сосудъ избранный, друга Христова, проводившаго ангельскую жизнь, достигшаго такихъ добродѣтелей. Если бы Богъ не хотѣлъ быть къ нему долготерпѣливымъ и милостивымъ, но, когда онъ грѣшилъ, хулилъ и гналъ Церковь, тотчасъ бы исполнилъ надъ нимъ праведный судъ Свой, то давно лишилъ бы его возможности покаяться. Сознавая это, самъ онъ говоритъ: благодарю укрѣпляющаго мя Христа, яко вѣрна мя непщева, положивъ въ службу, бывша мя иногда хулника и гонителя и досадителя: но помилованъ быхъ, да во мнѣ первомъ покажетъ все долготерпѣніе, за образъ хотящихъ вѣровати Ему въ жизнь вѣчную (1 Тим. I, 12, 13, 16). Если бы Богъ тотчасъ же наказалъ блудницу, то когда бы она обратилась (Лук. VII, 37)? Также Матѳей, мытарь, если бы подвергся наказанію прежде обращенія, въ бытность свою мытаремъ, то не лишился ли бы возможности покаяться? Тоже было бы и съ разбойникомъ, и съ волхвами, и съ каждымъ /с. 304/ изъ грѣшниковъ. Поэтому Богъ удерживаетъ гнѣвъ Свой и откладываетъ праведное воздаяніе, призывая людей къ покаянію. Но если они останутся неисправимыми, то непремѣнно подвергнутся праведному осужденію. Вотъ почему пророкъ, желая утѣшить обижаемыхъ и вразумить обижающихъ, присовокупляетъ: и правда его пребываетъ въ вѣкъ вѣка. Смыслъ словъ его слѣдующій: и ты, обижаемый, оканчивая жизнь, не отчаивайся въ праведномъ воздаяніи, — послѣ отшествія отсюда ты непремѣнно получишь награду за труды; и ты, грабитель, корыстолюбецъ и нарушитель правды, оканчивая свою жизнь въ мирѣ, не оставайся спокойнымъ, — {285} послѣ отшествія отсюда ты за все отдашь отчетъ, за все зло получишь воздаяніе. Богъ существуетъ всегда и правда Его пребываетъ всегда, не находя въ смерти препятствія ни для воздаянія за подвиги добродѣтели, ни для наказаній за дѣла злыя.

Память сотворилъ есть чудесъ своихъ (ст. 4). Что значитъ: память сотворилъ есть чудесъ своихъ? Онъ никогда не переставалъ, говоритъ, творить чудеса. Это и значитъ: память сотворилъ есть, т. е. не переставалъ, не оставлялъ въ каждомъ поколѣніи творить чудеса и пробуждать людей грубыхъ чудесными дѣйствіями. Человѣкъ высокаго ума и любомудрый не нуждается въ знаменіяхъ: блажени не видѣвшіи и вѣровавше (Іоан. XX, 29). Но такъ какъ Богъ печется не о нихъ только, а и о людяхъ грубыхъ, то почти въ каждое поколѣніе Онъ не перестаетъ творить чудеса. Вся видимая природа есть достаточное чудо, но желая возбудить многихъ отъ безпечности среди такого зрѣлища, Богъ совершалъ много дивныхъ дѣлъ, и частныхъ и общихъ, какъ напримѣръ потопъ, смѣшеніе языковъ, погибель Содома, событія съ Авраамомъ, Исаакомъ, Іаковомъ, въ Египтѣ, при исходѣ евреевъ, въ пустынѣ, въ землѣ Палестинской, въ Вавилонѣ, по возвращеніи изъ плѣна, при Маккавеяхъ, послѣ пришествія Христова и во время Его пришествія; также событія, продолжающіяся донынѣ, каковы: паденіе Іерусалима, созданіе Церкви, проповѣдь распространившаяся повсюду, усилившаяся отъ волненій, умножившаяся отъ препятствій, сонмы мучениковъ, и все прочее. Много чудесъ можно видѣть и въ частной жизни, и въ домахъ, и въ городахъ. Но мы обратимъ вниманіе только на чудеса общія, очевидныя и извѣстныя всѣмъ, происходящія въ каждомъ поколѣніи. Сколько такихъ чудесъ было при Юліанѣ, превзошедшемъ всѣхъ своимъ нечестіемъ, при гоненіи на Церковь? Сколько при Максиміанѣ? Сколько при предшествовавшихъ имъ царяхъ? Если угодно, укажу и на чудеса, бывшія въ наше время, каковы: кресты, внезапно отпечатлѣвшіеся на одеждахъ, храмъ Аполлона, разрушенный молніей, перенесеніе мощей святаго мученика Вавилы въ Даф/с. 305/нахъ и явная побѣда его надъ бѣсомъ, необыкновенная смерть хранителя царскихъ сокровищъ, убіеніе самого царя Юліана, превзошедшаго всѣхъ своимъ нечестіемъ, погибель дяди его, кучи червей и многое другое, голодъ, засуха, бездождіе, постигшее вмѣстѣ съ тѣмъ города, и множество другихъ событій повсюду.

5. Вы знаете также, что случилось тогда въ Палестинѣ. Когда іудеи хотѣли возстановить храмъ, разрушенный по опредѣленію Божію, то огонь, выходившій изъ основанія, разгонялъ всѣхъ, въ чемъ удостовѣряетъ и то уже, что это дѣло осталось неоконченнымъ. {286} Щедръ и милостивъ Господь. Пищу даде боящымся его (ст. 5). Сказавъ о благодѣяніяхъ Божіихъ, оказанныхъ посредствомъ чудесъ и дѣлъ, о попеченіи объ насъ, пророкъ еще усиливаетъ рѣчь, объясняя, что Богъ, совершившій столь многія и столь великія дѣла спасенія людей, всѣми способами наставлявшій ихъ и руководившій къ богопознанію и высокому любомудрію, устрояющій жизнь ихъ, дѣлаетъ это не по долгу, — здѣсь дѣйствуетъ величайшая благодать Его, — но по милости и человѣколюбію, не потому, чтобы Онъ самъ нуждался въ нихъ, но единственно по благости Своей. Пищу даде боящымся его. Почему Онъ говоритъ здѣсь о боящихся? Богъ питаетъ не ихъ однихъ; и въ Евангеліи говорится: яко сіяетъ солнце на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и на неправедныя (Мѳ. V, 45). Почему же онъ сказалъ: боящымся его? Мнѣ кажется, что здѣсь Онъ поворитъ о пищѣ не тѣлесной, но духовной; потому и упомянулъ только о боящихся Господа: эта пища назначена для нихъ. Какъ питается тѣло, такъ питается и душа. А что она дѣйствительно питается, послушай: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изоустъ Божіихъ (Мѳ. IV, 4); Итакъ онъ говоритъ о пищѣ, которую Богъ преимущественно даетъ боящимся Его, т. е. поученіе посредствомъ слова, наставленіе, все любомудріе. Помянетъ въ вѣкъ завѣтъ свой. Желая опять низложить высокомѣріе іудеевъ и смирить гордость ихъ, или лучше — показать, что блага, которыми они пользовались, они получили не за собственныя заслуги, но по любви Божіей къ отцамъ ихъ и вслѣдствіе завѣтовъ Его, бывшихъ съ ними, говоритъ: помянетъ въ вѣкъ завѣтъ свой. Такъ и Моисей, при вступленіи іудеевъ въ землю обѣтованную, заповѣдалъ имъ говорить и думать. Когда ты построишь, говорилъ онъ Израилю, великолѣпные города и пріобрѣтешь богатства, то не говори, что все это сдѣлано ради моей правды, но ради завѣта съ отцами твоими (Втор. IX, 4, 5). Нѣтъ ничего хуже гордости, почему Богъ постоянно и поражаетъ ее всѣми мѣрами. Крѣпость дѣлъ своихъ возвѣсти людемъ своимъ, дати имъ достояніе языкъ (ст. 6). Отъ об/с. 306/щаго пророкъ переходитъ къ частному, отъ событій, происходившихъ во вселенной, къ событіямъ, бывшимъ съ іудеями. Впрочемъ, если разсмотрѣть внимательно, то и эти событія имѣютъ значеніе всеобщее. Все, случившееся съ іудеями, послужило урокомъ для другихъ: и войны, и трофеи, и побѣды ихъ могутъ для внимательныхъ служить вмѣсто проповѣди. Въ самомъ дѣлѣ, все это происходило не по обыкновенному порядку дѣлъ человѣческихъ, но неизъяснимымъ образомъ. По обыкновенному ли порядку вещей разрушаются стѣны при звукѣ трубъ, женщина предводительствующая преодолѣваетъ и побѣждаетъ, малый отрокъ однимъ метаніемъ камня поражаетъ полки непріятелей? Много и другихъ необыкновенныхъ событій случилось съ ними. Такъ они побѣдили враговъ; такъ изгнали ихъ изъ Палестины. Когда поэтому пророкъ говоритъ: крѣпость дѣлъ своихъ возвѣсти людемъ своимъ, то говоритъ не что иное, какъ то, {287} что Богъ явилъ силу Свою, изгнавъ народы не просто, но такимъ способомъ, изъ котораго евреи особенно ясно могли видѣть, — хотя для этого достаточно было и предшествовавшихъ событій, — что пораженіе врагамъ было нанесено Богомъ и что подъ Его предводительствомъ рѣшена судьба ихъ. И дѣйствительно, Богъ наставлялъ іудеевъ не словами только, но и дѣлами, обувью, одеждою, пищею, свѣтомъ ночнымъ и дневнымъ, облакомъ, войною, миромъ, побѣдами, земледѣліемъ, дождями, словомъ — все возвѣщало имъ Господа, пробуждало ослѣпленный умъ ихъ, и не было времени, когда Богъ не являлъ бы имъ постоянно Своихъ знаменій. Дѣла рукъ его истина и судъ (ст. 7). Сказавъ о силѣ Божіей, пророкъ говоритъ и о правосудіи Его, о томъ, что Богъ тогда являлъ не только силу въ дѣлахъ Своихъ, но и великое правосудіе. Онъ изгналъ народы изъ Палестины не потому только, что хотѣлъ поселить въ ней іудеевъ, но по справедливости. Вотъ почему и Моисей сказалъ въ одномъ мѣстѣ: не бо исполнишася грѣси Аморреовъ до нынѣ (Быт. XV, 16). Это нужно сказать не объ однихъ только іудеяхъ и не только о событіяхъ, бывшихъ съ ними, но о всемъ вообще. Все, совершаемое Имъ, есть истина и судъ; судъ, т. е. правда. А истиною Писаніе часто называетъ и человѣколюбіе. Слова эти, слѣдовательно, означаютъ, что Богъ совершаетъ все по правосудію и вмѣстѣ по человѣколюбію. Подлинно, если бы Онъ дѣйствовалъ только по правосудію, то все погибло бы.

6. Поэтому тотъ же пророкъ въ другомъ мѣстѣ говоритъ: не вниди въ судъ съ рабомъ твоимъ, яко не оправдится предъ Тобою всякъ живый (Пс. CXLII, 2); и еще: аще беззаконія назриши Господи, Господи, кто постоитъ (Пс. CXXIX, 3)? Такъ, все, происходящее отъ Бога, исполнено того и другого. Если бы Онъ дѣйствовалъ /с. 307/ только по правосудію, то все погибло бы; а если бы только по человѣколюбію, то многіе сдѣлались бы еще болѣе безпечными. Поэтому, для спасенія людей Онъ разнообразитъ Свои дѣйствія, совершая тѣмъ и другимъ ихъ исправленіе. Вѣрны вся заповѣди Его. Какъ поступаетъ часто пророкъ въ другихъ мѣстахъ, такъ и здѣсь: отъ премудрости Божіей, являющейся въ твореніи и въ разныхъ видахъ промышленія, онъ переходитъ къ Его законодательству, показывая и здѣсь новый видъ промышленія. Въ самомъ дѣлѣ, Богъ вразумляетъ родъ человѣческій не только тѣмъ, что создалъ столь много такихъ тварей, но и тѣмъ, что установилъ законъ. Вотъ почему и въ восемнадцатомъ псалмѣ пророкъ, различая эти два вида промышленія, въ началѣ его говоритъ: небеса повѣдаютъ славу Божію; а въ срединѣ, окончивъ рѣчь о твореніи, присовокупляетъ: законъ Господень непороченъ, обращаяй душы: заповѣдь Господня свѣтла, просвѣщающая очи (ст. 8. 9).

Такъ и здѣсь, сказавъ о знаменіяхъ, чудесахъ и дѣлахъ Божіихъ, переходитъ къ заповѣдямъ и говоритъ: вѣрны вся заповѣди его, утвержены въ вѣкъ вѣка, сотворены во истинѣ и правотѣ (ст. 8). Не напрасно сказалъ онъ: вся, но употребилъ это выраженіе, имѣя въ виду множество заповѣдей. Такъ, есть законы творенія, которые соблюдаютъ всѣ созданія, {288} солнце и луна, день и ночь, звѣзды, земля и теченіе всей природы. Есть законы, данные природѣ человѣческой въ началѣ, при сотвореніи человѣка, о которыхъ Павелъ говоритъ: егда бо языцы, не имуще закона, естествомъ законная творятъ: сіи, закона не имуще, сами себѣ суть законъ (Рим. II, 14); и еще: соуслаждаюся бо закону Божію по внутреннему человѣку (Рим. VII, 22). Есть заповѣди написанныя: онѣ всѣ остаются донынѣ; если же нѣкоторыя изъ нихъ отмѣнены, то потому, что измѣнены не къ худшему, а къ лучшему. Такъ, заповѣдь: не убій не отмѣнена, но усилена; также заповѣдь: не прелюбы сотвори не отмѣнена, но получила большую силу. Поэтому и сказалъ Господь: не пріидохъ разорити законъ или пророки, но исполнити (Мѳ. V, 17). Въ самомъ дѣлѣ, тотъ, кто даже не гнѣвается, тѣмъ болѣе будетъ воздерживаться отъ убійства; тотъ, кто не смотритъ на женщину сладострастными глазами, тѣмъ дальше отъ прелюбодѣянія. Такимъ образомъ законъ имѣетъ то особенное преимущество, что онъ безсмертенъ, постояненъ, и законъ природы, и законъ естественный, и законъ (ветхозавѣтнаго) любомудрія, и законъ новаго завѣта. Потому и сказалъ Господь: небо и земля мимоидетъ, словеса же моя не мимоидутъ (Мѳ. XXIV, 35), выражая ихъ неизмѣняемость. Чему пребывать суждено волею Божіею, все то пребываетъ постоянно, и того ничто поколебать не можетъ. Сотворены въ истинѣ и правотѣ. /с. 308/ Что значитъ: въ истинѣ и правотѣ? Нѣтъ въ нихъ, говоритъ, ничего неправаго, ничего уклончиваго, ничего темнаго, ничего сказаннаго по пристрастію, или враждѣ, но все направлено ко благу и пользѣ, — не такъ, какъ законы человѣческіе, въ которыхъ заключается много измѣнчиваго, много неяснаго, много человѣческаго. Многіе изъ законовъ человѣческихъ часто были установляемы подъ вліяніемъ страстей человѣческихъ; иной хочетъ отмстить врагу или сдѣлать угодное другу, и сообразно съ тѣмъ установляетъ законы. Не таковы законы божественные: они яснѣе солнца, направлены ко благу тѣхъ, для кого установлены, руководятъ ихъ къ добродѣтели и истинѣ, а не къ вещамъ ложнымъ, какъ-то: богатству и власти (это ложь, а дѣла Божіи — истина), научаютъ не тому, чтобы благоденствовать здѣсь и наслаждаться благами настоящей жизни, но чтобы пріобрѣсти блага будущія. Въ нихъ все говорится о предметахъ истинныхъ, вѣрныхъ, неимѣющихъ ничего превратнаго. Вѣрны вся заповѣди его. Что значитъ: вѣрны? Тверды, постоянны. Когда онѣ нарушаются, то слѣдуютъ наказанія, а сами онѣ не колеблются; когда люди преступаютъ ихъ, то Богъ отмщаетъ за нихъ. Поэтому не говори, будто это сказано для угрозы или преувеличенно. Никакой законодатель не говоритъ только для угрозы, но для вразумленія. Если ты не вѣришь будущему, то убѣдись въ этомъ изъ прошедшаго. Потопъ при Ноѣ, сожженіе Содома, погибель фараона, истребленіе іудеевъ, плѣненія, войны — были ли только угрозою или дѣйствительнымъ наказаніемъ? Если же событія прообразовательныя дѣйствительно были, то тѣмъ болѣе исполнятся истинныя, и настолько болѣе, насколько грѣховнѣе проступки людей, совершенные послѣ такого врачеванія и исправленія. {289} Избавленіе посла Господь людемъ своимъ (ст. 9). Въ историческомъ смыслѣ пророкъ говоритъ объ избавленіи іудеевъ; а въ переносномъ — объ избавленіи вселенной, какъ объясняетъ въ слѣдующихъ словахъ: заповѣда въ вѣкъ завѣтъ свой. Здѣсь онъ говоритъ о новомъ завѣтѣ. Такъ какъ онъ упомянулъ о заповѣди и законѣ, который былъ нарушенъ и подвергъ людей гнѣву Божію, то и говоритъ, что избавленіе посла людемъ своимъ, какъ и самъ Господь сказалъ: не пріидохъ, да сужду мірови, но да спасу міръ (Іоан. XII, 47). Такъ какъ нарушенный законъ подвергъ людей наказанію: законъ бо гнѣвъ содѣловаетъ: идѣже бо нѣсть закона, ту ни преступленія; и вси согрѣшиша и лишени суть славы Божіей, оправдаеми туне благодатію его (Рим. IV, 15; III, 23), то онъ и говоритъ: избавленіе посла Господь людемъ своимъ.

7. Впрочемъ не только избавленіе, но послѣ избавленія Господь далъ и законъ, чтобы мы вели жизнь, достойную благодати. /с. 309/ Свято и страшно имя Его. Представивъ все, что возвѣщается о попеченіи и промышленіи Божіемъ, и въ ветхомъ завѣтѣ, и въ новомъ, и въ дѣлахъ, и заповѣдяхъ, и чудесахъ, и знаменіяхъ, пророкъ воодушевляется, и удивляясь величію Божію, оканчиваетъ рѣчь славословіемъ, вознося хвалу Виновнику всего этого. Свято и страшно имя Его, т. е. вполнѣ достойно удивленія, изумленія. Если же таково имя Его, то не тѣмъ ли болѣе существо Его? А какъ имя Его свято и страшно? Его страшатся бѣсы, боятся болѣзни; этимъ именемъ апостолы исправили всю вселенную; его употребивъ вмѣсто оружія, Давидъ поразилъ иноплеменника; имъ совершено множество великихъ дѣлъ; имъ мы совершаемъ священныя таинства. Такимъ образомъ представляя, сколько чудесъ совершаетъ имя Его и сколько благодѣяній, какъ оно поражаетъ противниковъ и укрѣпляетъ своихъ, размышляя о дѣлахъ, превосходящихъ обыкновенный порядокъ вещей и превышающихъ человѣческое разумѣніе, онъ говоритъ: свято и страшно имя Его. Если же оно свято, то для прославленія нужны и уста святыя и чистыя.

Начало премудрости страхъ Господень, разумъ же благъ всѣмъ творящымъ и (ст. 10). Что значитъ: начало? Источникъ, корень, основаніе. Сказавъ столь многое и столь великое о Владыкѣ вселенной, и исполнившись изумленія, пророкъ присовокупляетъ и это, выражая, что боящійся Его исполняется всякой премудрости и становится разумнымъ. Потомъ, дабы кто не подумалъ, что мудрость ограничивается однимъ знаніемъ, прибавляетъ: разумъ же благъ всѣмъ творящымъ и. Недостаточно одной вѣры, если съ нею не соединена и сообразная жизнь. А какъ страхъ Господень есть начало премудрости? Онъ удаляетъ отъ всякаго порока и наставляетъ на всякую добродѣтель. Пророкъ говоритъ о премудрости, состоящей не въ словахъ, но въ дѣлахъ. И языческіе мудрецы опредѣляютъ премудрость знаніемъ вещей божескихъ и человѣческихъ. Этому познанію научаетъ страхъ Божій, истребляя порокъ, насаждая добродѣтель, {290} располагая презирать настоящее и стремиться къ небу. Что же мудрѣе такой души? Здѣсь (пророкъ) указываетъ не слушателя только, но и исполнителя. Разумъ же благъ всѣмъ творящымъ и, т. е. для исполняющихъ правила премудрости, для показывающихъ ее на дѣлѣ, онъ есть разумъ благъ. Говоритъ о разумѣ благомъ, потому что есть разумъ и злой, какъ напримѣръ: мудри суть, еже творити злая, благо же творити непознаша (Іер. IV, 22). Но онъ требуетъ разума, обнаруживающагося въ добродѣтельной жизни.

Хвала Его пребываетъ въ вѣкъ вѣка. Какая, скажи мнѣ, хвала? Благодареніе, славословіе, которое за дѣла Его будетъ /с. 310/ вѣчно возсылаться Ему, но прежде того приличествуетъ самому существу Его. Богъ безсмертенъ и Самъ по Себѣ достоинъ хвалы; но Онъ получаетъ хвалу и тогда, когда ты представляешь Его величіе и все прочее, получаетъ хвалу и за дѣла Свои, когда ты усматриваешь Его премудрость въ вещахъ видимыхъ. Пророкъ говоритъ это для того, чтобы побудить къ благодарности и показать, что тѣ люди не заслуживаютъ никакого снисхожденія, которые негодуютъ на происходящее. Въ самомъ дѣлѣ, если хвала, благодареніе и славословіе, принадлежитъ Ему столь ясно, очевидно, несомнѣнно, неизмѣнно, твердо, постоянно, что она даже вѣчна, безпредѣльна и безконечна, а они, не понимая этого, говорятъ противное, то они противорѣчатъ тому, что гораздо яснѣе солнца, и добровольно остаются слѣпыми, — потому что она не какая-нибудь временная, чтобы можно было не знать ея, не темная и неизвѣстная, но очевидная, постоянная, вѣчная, всегда пребывающая и никогда не имѣющая конца.

Примѣчаніе:
[1] ἐξηκριβωμένα. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[2] ἔπαινος καὶ ἀξίωμα ἡ ἐργασία αὐτοῦ. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 297-310.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.