Церковный календарь
Новости


2017-04-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 22-е (1882)
2017-04-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 21-е (1882)
2017-04-26 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-26 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во четвертокъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-25 / russportal
Н. В. Гоголь. Вечеръ наканунѣ Ивана Купала (1921)
2017-04-25 / russportal
Н. В. Гоголь. Сорочинская ярмарка (1921)
2017-04-25 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 30-я (1880)
2017-04-25 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 29-я (1880)
2017-04-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Посланіе (1895)
2017-04-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово о второмъ пришествіи (1895)
2017-04-25 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-25 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Карѳагенскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Сардикійскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (женъ мѵроносицъ) (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Оглавленіе VII-го тома
Полнаго собранія твореній святаго Іоанна Златоуста.

Толкованіе на святаго Матѳея Евангелиста.
Книга первая.
  • Бесѣда I. Для чего дано свящ. Писаніе. — Когда и какъ даны были ветхій законъ и новый завѣтъ. — Почему Матѳей назвалъ свой трудъ евангеліемъ. — Почему евангеліе было писано четверыми. — Незначительныя разногласія въ повѣствованіяхъ евангелистовъ служатъ доказательствомъ ихъ истинности. — Въ главномъ и существенномъ евангелія вполнѣ согласны. — Различіе цѣлей написанія четырехъ евангелій. — Согласіе евангелистовъ подтверждается сродствомъ каждой части ихъ писаній съ цѣлымъ, а равно и принятіемъ ихъ проповѣди всею вселенной. — Истина еванг. проповѣди доказывается превосходствомъ ея надъ ученіемъ философовъ и ея удобопріемлемостью для людей всякаго званія и возраста. — Ошибочное мнѣніе о простотѣ и легкости изъясненія евангелія Матѳея. — Указаніе недоумѣній, представляющихся въ самомъ началѣ евангелія. — Увѣщаніе слушателямъ быть внимательными къ изъясненію, съ усердіемъ посѣщать храмъ вмѣсто зрѣлищъ, изучать относящееся къ жизни небесной и наблюдать въ храмѣ тишину и молчаніе [СПб., 1901].
  • Бесѣда II. Изъясненіе I, 1. Повтореніе увѣщанія, даннаго въ концѣ предыдущей бесѣды. — Описаніе небеснаго града. — Неизъяснимость рожденія Сына Божія, какъ небеснаго, такъ и земнаго. — Величіе воплощенія. — Сынъ Божій воплотился, чтобы человѣка сдѣлать сыномъ Божіимъ. — Христосъ соединилъ ветхій завѣтъ съ новымъ. — Значеніе имени «Іисусъ»; его ветхозавѣтный прообразъ. — Почему Матѳей назвалъ свое евангеліе «книгою родства І. Христа». — Почему онъ ставитъ Давида раньше Авраама. — Доказательства происхожденія Іосифа и Дѣвы отъ Давида. — Почему дается родословіе Іосифа, а не Маріи. — Увѣщаніе заниматься духовнымъ ученіемъ. — Чтеніе Свящ. Писанія необходимо особенно для живущихъ въ міру, какъ врачевства противъ пустословія и сквернословія. — Дѣйствіе слова Божія на человѣка. — И одно только слушаніе Писанія полезно [СПб., 1901].
  • Бесѣда III. Изъясненіе I, 1. Другая причина, почему дается родословіе Іосифа, а не Маріи. — Почему евангелистъ не упоминаетъ объ Исавѣ. — Упоминаніе о порочныхъ предкахъ служитъ къ большему прославленію Воплотившагося, научаетъ насъ не стыдиться злонравія предковъ, если мы добродѣтельны, низлагаетъ гордость іудеевъ, величавшихся происхожденіемъ отъ Авраама, и показываетъ необходимость пришествія Христова. — Фаресъ и Зара служатъ образомъ народа еврейскаго и церкви Христовой. — Образомъ послѣдней служатъ также Раавъ и Руѳь. — Не должно хвалиться не только предками, но и собственными заслугами. — Добродѣтель каждаго человѣка ничтожна сравнительно съ его грѣхами. — Забвеніе добрыхъ дѣлъ есть самое безопасное ихъ хранилище. — Исповѣданіе грѣховъ — лучшій способъ умилостивленія и благодаренія Бога. — Смиреніе есть начало всякаго любомудрія и мать всѣхъ благъ. — Образцомъ смиренномудрія можетъ служить Давидъ [СПб., 1901].
  • Бесѣда IV. Изъясненіе II, 17-21. Почему родословіе раздѣлено на три части. — Почему родословіе опускается у Марка, но есть у Луки. — Для чего Матѳей исчисляетъ количество родовъ до Христа? — Почему зачатіе совершилось не прежде обрученія. — Непостижимость рожденія. — Христосъ дѣйствительно родился отъ Дѣвы и имѣетъ плоть одинаковую съ нами. — Добродѣтель и мудрость Іосифа. — Почему ангелъ возвѣщаетъ ему о зачатіи не съ самаго начала, какъ Дѣвѣ. — Какимъ образомъ Ангелъ увѣряетъ его въ истинѣ зачатія отъ Духа Святаго. — Величіе дара отпущенія грѣховъ, принесеннаго Христомъ, побуждаетъ вѣрующихъ жить достойно этого дара. — Вѣрующій долженъ отличаться отъ невѣрующаго своею доброю жизнью, — равно и всѣмъ своимъ внѣшнимъ поведеніемъ. — Безобразіе души можно видѣть какъ въ зеркалѣ изучая жизнь святыхъ мужей. — Человѣкъ, дающій волю своимъ страстямъ, хуже звѣря. — Кто ищетъ внѣшней славы, тотъ безчеститъ себя. — Истинную славу даетъ благочестіе. — Примѣръ трехъ отроковъ научаетъ предпочитать нищету прелестямъ богатства. — Увѣщаніе творить милостыню [СПб., 1901].
  • Бесѣда V. Изъясненіе I, 22-25. Слушаніе проповѣди приноситъ пользу тогда, когда слышанное припоминается и обсуждается дома. — Смыслъ выраженія: сіе же все бысть. — Для чего ангелъ напоминаетъ Іосифу пророчество Исаіи. — Почему Христосъ называется Эммануиломъ. — Возраженіе іудеевъ противъ дѣвства Маріи опровергается переводомъ 70-ти, равно какъ не имѣетъ опоры и въ другихъ переводахъ. — Марія пребыла дѣвою и послѣ рожденія. — Примѣръ братьевъ Христа по плоти показываетъ, что родство съ праведникомъ не приноситъ пользы, если нѣтъ собственной добродѣтели. — Молитвы праведниковъ не могутъ спасти тѣхъ, которые нерадятъ сами о спасеніи. — Милостыня, подаваемая и отъ неправедно пріобрѣтеннаго имущества, умилостивляетъ Бога. — Преступность и вредъ ростовщичества [СПб., 1901].
  • Бесѣда VI. Изъясненіе II, 1-3. Звѣзда, явившаяся при рожденіи Христа, не служитъ оправданіемъ ученія астрологовъ. — Она была невидимой силой, принявшей видъ звѣзды; — четыре доказательства этого. — Цѣль явленія звѣзды и пришествія волхвовъ. — Богъ въ устроеніи домостроительства примѣняется къ состоянію и обычнымъ воззрѣніямъ людей. — Для чего евангелистъ указываетъ время и мѣсто рожденія. — Кто побудилъ волхвовъ къ путешествію. — Богъ не нарушаетъ свободнаго произволенія. — Отчего смутились іудеи, услышавъ о рожденіи Христа. — Увѣщаніе слушателямъ воспитывать въ себѣ любовь къ духовному и сокрушеніе о грѣхахъ. — Слезы покаянія такъ же очищаютъ душу, какъ и крещеніе. — Смѣхъ осуждается Писаніемъ; онъ происходитъ отъ внушенія діавола какъ и зрѣлища. — Великій вредъ, причиняемый зрѣлищами [СПб., 1901].
  • Бесѣда VII. Изъясненіе II, 4-10. По явленію волхвовъ и другимъ событіямъ, сопровождавшимъ рожденіе Христа, іудеи могли познать истину. — Почему достоинство Христа не такъ ясно открывается при Его рожденіи, какъ впослѣдствіи. — Злоба и безуміе Ирода. — Для чего звѣзда скрылась и вновь явилась. — Поклоненіе волхвовъ ниспровергаетъ ученіе Маркіона и Павла Самосатскаго. — Оно знаменовало призваніе язычниковъ. — Увѣщаніе подражать волхвамъ чрезъ служеніе Христу. — Порицаніе тѣмъ, которые оставляютъ Христа ради позорныхъ зрѣлищъ. — Цѣломудріе — долгъ всякаго христіанина [СПб., 1901].
  • Бесѣда VIII. Изъясненіе II, 11-15. Что побуждало волхвовъ поклониться Младенцу. — Для чего они удаляются въ Персію. — Богъ для достиженія Своихъ цѣлей попускаетъ иногда врагамъ Своимъ впадать въ заблужденіе. — Для чего Христосъ посылается въ Египетъ. — Пророчество Осіи XI, 1 получаетъ надлежащее исполненіе во Христѣ. — Перемѣна, совершившая съ Египтомъ, показываетъ силу Христову. — Пустынножительство въ Египтѣ. — Слава великаго Антонія. — Жизнь въ міру не можетъ служить препятствіемъ для подражанія монашествующимъ [СПб., 1901].
  • Бесѣда IX. Изъясненіе II, 16-23. Для чего Богъ попустилъ избіеніе младенцевъ. — Страданія и бѣдствія, претерпѣваемые несправедливо, или заглаждаютъ наши грѣхи, или служатъ къ полученію бóльшихъ наградъ на небѣ. — Въ жизни человѣка все совершается по дѣйствію бож. Промысла. — Въ доказательство Своей силы, Богъ исполняетъ Свои намѣренія средствами противоположными. — Почему Іосифъ приходитъ въ Назаретъ. — Пророческія писанія не всѣ сохранены евреями. — Не должно гордиться ни отечествомъ, ни предками, ни богатствомъ, ни другими внѣшними преимуществами. — Богатство не доставляетъ безопасности и приводитъ къ погибели души [СПб., 1901].
  • Бесѣда X. Изъясненіе III, 1-6. Какое время означается выраженіемъ «во дни оны». — Почему Христосъ крестился тридцати лѣтъ. — Отличіе крещенія Іоаннова отъ даннаго Христомъ. — Цѣль пришествія Іоанна. — Явленіе и дѣятельность Іоанна заранѣе предсказаны были пророками. — Образъ жизни Іоанна. — Увѣщаніе подражать Іоанну. — Близость суда и необходимость покаянія. — Покаяніе состоитъ не только въ оставленіи худыхъ дѣлъ, но и въ замѣнѣ ихъ дѣлами добрыми. — Почему Богъ не скоро исполняетъ наши прошенія. — Польза искушеній [СПб., 1901].
  • Бесѣда XI. Изъясненіе III, 7-12. Невѣріе фарисеевъ, приходившихъ къ Іоанну. — Обличеніе фарисеевъ Іоанномъ не лишало ихъ надежды спасенія чрезъ покаяніе. — Для покаянія не требуется продолжительнаго времени. — Превосходство крещенія Христова надъ крещеніемъ Іоанновымъ. — Почему Іоаннъ говоритъ о дарованіи Духа Святаго, умалчивая о предшествующихъ дѣлахъ Христа. — Одного крещенія недостаточно для спасенія; требуется еще и добродѣтельная жизнь. — Нужно извлекать пользу изъ проповѣди. — Добродѣтели надо научаться постепенно, переходя отъ легчайшаго къ болѣе трудному. — Польза эпитимій. — Пріобрѣтеніе навыка въ добродѣтели [СПб., 1901].
  • Бесѣда XII. Изъясненіе III, 13-17. Крещеніе отъ Іоанна не уничижало Христа. — Христосъ крестился, чтобы исполнить весь законъ. — Для чего нисшелъ Духъ Святый по крещеніи на Іисуса. — Почему іудеи, видѣвшіе сошествіе Духа, не вѣрили во Христа. — На всякаго крещающагося и теперь сходитъ Духъ Святый. — Почему Духъ Святый сошелъ въ видѣ голубя. — Духъ Святый по достоинству не ниже Сына Божія. — Исполнивъ крещеніе іудейское, Христосъ отверзъ дверь крещенію новозавѣтному. — Христіанинъ долженъ вести жизнь, достойную дара крещенія. — Вѣрующій долженъ на дѣлѣ оправдывать свое ученіе предъ язычниками и служить для нихъ примѣромъ [СПб., 1901].
  • Бесѣда XIII. Изъясненіе IV, 1-11. Для чего Христосъ терпѣлъ искушенія въ пустынѣ. — Польза искушеній. — Не должно самому искать искушеній. — Постъ — оружіе противъ діавола. — Почему Христосъ постился 40 дней. — Смыслъ и значеніе трехъ искушеній. — Своимъ примѣромъ Христосъ научаетъ, какъ нужно побѣждать діавола. — Разнообразіе средствъ, употребляемыхъ діаволомъ для обольщенія. — Не слѣдуетъ усиленно искать спокойной жизни. — Благоденствующіе грѣшники подвергнутся тягчайшему наказанію. — Несомнѣнность будущаго суда и воздаянія; доказательства этого [СПб., 1901].
  • Бесѣда XIV. Изъясненіе IV, 12-24. Для чего Христосъ удаляется въ Галилею. — Что такое Галилея. — Почему Христосъ начинаетъ проповѣдь послѣ Іоанна. — Призваніе Петра и Андрея. — Примѣръ послушанія Христу, показанный ими. — Почему Христосъ въ началѣ проповѣди творилъ чудеса. — Христосъ и нынѣ исцѣляетъ болѣзни душевныя — источникъ болѣзней тѣлесныхъ. — Чтобы просить отпущенія грѣховъ, нужно чувствовать свои грѣхи. — Нераскаянность больше всего прогнѣвляетъ Бога. — По смерти нельзя грѣшнику получить прощеніе [СПб., 1901].
  • Бесѣда XV. Изъясненіе V, 1-16. Своимъ примѣромъ Христосъ научаетъ не дѣлать ничего на показъ. — Обращая рѣчь къ ученикамъ, Христосъ говоритъ чрезъ нихъ ко всѣмъ людямъ. — Кто разумѣется подъ нищими духомъ. — Смиреніе — начало всякаго благочестія. — Плачь о грѣхахъ освобождаетъ отъ пристрастія къ земному. — Утѣшеніе, даруемое Богомъ, помогаетъ побѣждать все. — Подъ землею, обѣщанною кроткимъ, разумѣются и чувственныя блага. — Кто разумѣется подъ алчущими и жаждущими правды, подъ милостивыми, чистыми сердцемъ, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова ихъ награда. — Не всякія поношенія дѣлаютъ людей блаженными. — Царство небесное обѣщается не однимъ нищимъ духомъ. — Почему послѣдняя заповѣдь обращена прямо къ ученикамъ. — Терпѣть злословіе — бóльшій подвигъ, чѣмъ переносить опасности. — Заповѣди пролагаютъ путь одна другой. — Что значатъ выраженія: «вы соль земли» и «свѣтъ міра». — Сила проповѣди показываетъ могущество Христово. — Добродѣтель не можетъ укрыться. — Она одна дѣлаетъ счастливымъ. — Злословящіе внутренно хвалятъ добродѣтель. — Жизнь христіанина должна оправдывать ученіе. — Порицаніе гоняющимся за наживой, подающимъ милостыню изъ тщеславія, забавляющимся ссорами другихъ, и увѣщаніе не заводить распрей и ссоръ и прощать обиды [СПб., 1901].
  • Бесѣда XVI. Изъясненіе V, 17-26. Для чего Христосъ говоритъ, что Онъ не разрушаетъ закона. — Почему Онъ иное говоритъ и дѣлаетъ со властію, иное со смиреніемъ и съ молитвою къ Богу. — Какъ Христосъ исполнилъ законъ и пророковъ. — Заповѣди, восполнявшія ветхій законъ, даны уже въ предшествующихъ заповѣдяхъ блаженства. — Почему свои заповѣди Христосъ называетъ малыми. — Собственныя дѣла должны предшествовать ученію. — Ветхозавѣтная правда сродна съ новозавѣтной. — Почему въ новомъ завѣтѣ требуются бóльшіе подвиги. — Заповѣди Христовы утверждаютъ и восполняютъ заповѣди ветхозавѣтныя. — Ветхозавѣтный законъ свидѣтельствуетъ о благости Законодателя. — Законодатель ветхаго и новаго завѣта одинъ. — Не всякій гнѣвъ запрещается Христомъ. — Почему за оскорбленія словомъ Христосъ угрожаетъ геенной. — Примиреніе съ братомъ есть истинная жертва Богу. — Почему повелѣвается мириться съ соперникомъ скоро. — Медлительность въ совершеніи добрыхъ дѣлъ бываетъ причиною бóльшихъ золъ. — Побужденіемъ къ добродѣтели должна служить мысль, что мы все дѣлаемъ для Бога. — Помощь Божія все дѣлаетъ легкимъ. — Добродѣтель кажется трудной для человѣка, пока только онъ пребываетъ въ грѣхахъ [СПб., 1901].
  • Бесѣда XVII. Изъясненіе V, 27-37. Почему Христосъ начинаетъ Свое ученіе не съ заповѣди о единобожіи. — Какое пожеланіе запрещаетъ Христосъ. — Почему запрещается самое воззрѣніе на женщину. — Обличеніе женщинъ, любящихъ наряды. — Должно удаляться отъ соблазняющихъ, хотя бы и близкихъ людей. — Почему законъ дозволялъ давать разводную. — Почему запрещается бракъ съ отпущенной. — Ограниченіе свободы развода. — Запрещеніе клятвы. — Для исполняющаго заповѣди Христовы не можетъ быть нужды въ клятвѣ. — Почему разводъ и клятва допущены были въ ветхомъ завѣтѣ. — Одно и то же, смотря по времени, можетъ быть и хорошимъ и нехорошимъ. — Отъ человѣка въ новомъ завѣтѣ требуется высшее совершенство, чѣмъ въ ветхомъ. — Какъ можно отстать отъ привычки клясться [СПб., 1901].
  • Бесѣда XVIII. Изъясненіе V, 38-48. Для чего данъ былъ законъ око за око. — Что значитъ не противиться злому. — Повелѣніе подставлять ударившему другую щеку выражаетъ общій законъ о незлобіи. — Зло побѣждается терпѣніемъ. — Заповѣди о непротивленіи легкоисполнимы. — Исполненіе ихъ приноситъ пользу и обижающимъ. — Должно терпѣть безъ сопротивленія даже страданія. — Девять степеней незлобія. — Высшая степень добродѣтели — молитва за враговъ. — Образецъ незлобія, данный Христомъ. — Увѣщаніе обходиться съ гнѣвающимися какъ съ больными, предупреждать другъ друга привѣтствіями и быть готовыми на всякія обиды и презрѣніе — для Бога [СПб., 1901].
  • Бесѣда XIX. Изъясненіе VI, 1-15. Тщеславіе незамѣтно приражается къ добродѣтели. — Богъ смотритъ на намѣреніе творящаго добрыя дѣла. — Какъ должно творить милостыню и молитву. — Заповѣдь Спасителя не запрещаетъ молитвы въ церкви. — Въ церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность. — Отъ молящагося требуется не громкій вопль, а сердечное сокрушеніе. — Постоянство въ молитвѣ. — Для чего нужно молиться, если Богъ знаетъ наши нужды. — Наименованіе Бога Отцемъ заключаетъ въ себѣ ученіе о всякой добродѣтели. — Изъясненіе молитвы Господней. — Прощеніе обидъ преимущественно заповѣдуется Христомъ. — Оно болѣе всего уподобляетъ человѣка Богу. — Молитва объ отмщеніи врагамъ прогнѣвляетъ Бога. — Памятованіе собственныхъ грѣховъ — лучшій способъ научиться прощенію обидъ [СПб., 1901].
  • Бесѣда XX. Изъясненіе VI, 16-23. Притворяющіеся постящимися заслуживаютъ особеннаго осужденія. — Обманъ лицемѣра изобличается и въ настоящей жизни, и въ будущей. — Добродѣтель должно почитать ради нея самой. — Христосъ постепенно истребляетъ страсть корыстолюбія. — Двоякое побужденіе къ подаянію милостыни. — Богатство порабощаетъ душу. — Чтó глазъ для тѣла, тó умъ для души. — Богатство не доставляетъ того, чего человѣкъ отъ него ожидаетъ. — Оно дѣлаетъ его неспособнымъ ни на что истинно полезное. — Какъ можно истребитъ вожделѣніе богатства. — Отдаленность воздаянія не должна служить препятствіемъ къ собиранію сокровищъ на небѣ [СПб., 1901].
  • Бесѣда XXI. Изъясненіе VI, 24-27. Двоякій вредъ богатства. — Можно быть богатымъ, но не служить мамонѣ. — Почему богатство названо мамоной. — Христосъ запрещаетъ заботу о житейскихъ нуждахъ. — Удобоисполнимость заповѣди. — Почему эта заповѣдь кажется невыполнимой. — Щедрая милостыня — путь къ полному нестяжанію [СПб., 1901].
  • Бесѣда XXII. Изъясненіе VI, 28-34. Почему, говоря о заботѣ касательно одежды, Христосъ приводитъ въ примѣръ лилію. — Промышленіе Божіе о человѣкѣ. — Почему Христосъ усвояетъ промышленіе Богу Отцу. — Вѣра въ Промыслъ освобождаетъ отъ безполезныхъ заботъ и малодушія. — Исканіе благъ небесныхъ даетъ и блага земныя. — Все, что мы ни дѣлаемъ, дѣлаемъ помощію Бога. — Что означаетъ выраженіе довлѣетъ дневи злоба его. — Искреннее желаніе дѣлаетъ легкоисполнимою всякую заповѣдь. — Нѣтъ грѣха, который не изглаждался бы покаяніемъ. — Богъ не спасаетъ человѣка противъ воли. — Усиленная молитва всегда бываетъ услышана. — Богъ не можетъ быть врагомъ человѣка. — Молитва всегда благовременна и угодна Богу [СПб., 1901].
  • Бесѣда XXIII. Изъясненіе VII, 1-20. Заповѣдь о неосужденіи не всѣ грѣхи повелѣваетъ не судить и не всѣмъ запрещаетъ судить. — Должно съ любовію исправлять согрѣшающихъ. — Не исправившій себя, не долженъ осуждать другаго. — Не должно открывать ученіе Христово людямъ, не способнымъ его принять. — Евангельскія заповѣди легкоисполнимы при помощи Божіей, подаваемой по молитвѣ. — Не должно отчаяваться въ полученіи просимаго. — О чемъ слѣдуетъ молиться. — Вмѣстѣ съ молитвою необходима и добрая жизнь. — Чтó дѣлаетъ трудный путь, ведущій въ жизнь, легкимъ. — Нужно распознавать и избѣгать прикрывающихся личиной добродѣтели. — Лицемѣръ можетъ быть легко узнанъ по дѣламъ его. — Лишеніе небесной славы и любви Христовой тажелѣе самой геенны. — Жизнь людей, преданныхъ мірскимъ заботамъ, подобна дѣтской игрѣ. — Расточающій имѣніе въ помощь нуждающимся достоинъ болѣе уваженія, чѣмъ собирающій; уничиженный — болѣе, чѣмъ пользующійся славой [СПб., 1901].
  • Бесѣда XXIV. Изъясненіе. VII, 21-27. Ни правая вѣра, ни даръ чудотворенія не приносятъ пользы при отсутствіи добродѣтели. — Благодать часто дѣйствуетъ въ недостойныхъ для блага другихъ. — Одна добродѣтель доставляетъ безопасность въ настоящей жизни. — Праведнику никто не можетъ причинить вредъ. — Многочисленные труды не приносятъ никакой пользы порочнымъ. — Примѣръ апостоловъ и іудеевъ показываетъ силу добродѣтели и безсиліе порока. — Порокъ безсиленъ противъ добродѣтели. — Жизнь порочнаго исполнена печалей и страха [СПб., 1901].
  • Бесѣда XXV. Изъясненіе VII, 28 – VIII, 4. Сила ученія Христова. — Почему за ученіемъ слѣдуетъ совершеніе чудесъ. — Почему Христосъ исцѣляетъ прокаженнаго прикосновеніемъ руки. — Должно имѣть въ мысляхъ Бога не только во время болѣзни, но и при здравіи. — Для чего Христосъ порою соблюдаетъ законъ, порою не соблюдаетъ. — Христосъ дѣлаетъ съ своей стороны все, чтобы привлечь къ вѣрѣ. — Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволеніе. — Должно благодарить Бога за блага, дарованныя не только намъ, но и другимъ. — Всякій даръ Божій великъ. — Богъ благодѣтельствуетъ часто противъ воли самого человѣка. — Смиреніе дѣлаетъ благодарнымъ Богу [СПб., 1901].
  • Бесѣда XXVI. Изъясненіе VIII, 5-13. Христосъ похваляетъ тѣхъ, кто имѣлъ о Немъ высокое мнѣніе. — Матѳей и Лука говорятъ объ одномъ и томъ же чудѣ, взаимно восполняя другъ друга. — Высота вѣры и добродѣтели сотника. — Христосъ возвѣщаетъ ученіе объ оправданіи вѣрою и призваніи язычниковъ. — Какъ для добродѣтельнаго возможно паденіе, такъ и для порочнаго исправленіе. — Примѣръ Давида научаетъ, какъ и для добродѣтельнаго нужно постоянное бодрствованіе, и какъ легко возстать послѣ паденія [СПб., 1901].

    Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ седьмой: Въ двухъ книгахъ — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1901. — 912 с.

    / Къ оглавленію /


  • Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0



    «Слава Россіи»
    Малый герб Российской империи
    Помощь Порталу
    Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
    © 2004-2017 г.