Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 7-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1901.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
Толкованіе на святаго Матѳея Евангелиста.

Бесѣда VIII.
И пришедше въ храмину, видѣша отроча съ Маріею, матеріею Его, и падше поклонишася Ему: и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и ливанъ и смирну (Матѳ. II, 11).

1. Какъ же говоритъ Лука, что отроча положено было въ ясляхъ? Потому что родившая тотчасъ положила Его тамъ. По причинѣ множества собравшихся для переписи, нельзя было найти дома, на что и указываетъ Лука, говоря: и положи Его, зане не бѣ мѣста (Лук. II, 7). Но послѣ она взяла Его и держала на колѣнахъ. Она вскорѣ, по прибытіи въ Виѳлеемъ, разрѣшилась отъ бремени. Итакъ, ты и отсюда можешь видѣть все домостроительство, и что все это не просто и не по случаю происходило, но по божественному промышленію, и исполнялось вслѣдствіе пророчества. Но что заставило волхвовъ поклониться, когда ни Дѣва не была знаменита, ни домъ не былъ великолѣпенъ, да и во всей наружности ничего не было такого, что бы могло поразить и привлечь ихъ? А между тѣмъ, они не только покланяются, но и, открывши сокровища свои, приносятъ дары, и дары не какъ человѣку, но какъ Богу, — потому что ливанъ и смирна были символомъ такого поклоненія. Итакъ, что ихъ побудило и заставило выйти изъ дому и рѣшиться на столь дальній путь? Звѣзда и божественное озареніе ихъ мысли, мало-по-малу возводившее ихъ къ совершеннѣйшему вѣдѣнію. Иначе они не оказали бы Ему такой чести, при столь маловажныхъ по всему обстоятельствахъ. Для чувствъ не было ничего тамъ великаго, были только ясли, хижина и бѣдная матерь, чтобы ты открыто видѣлъ отсюда любомудріе волхвовъ, и позналъ, что они приступали не какъ къ простому человѣку, но какъ къ Богу и благодѣтелю. Потому-то они и не соблазнялись ничѣмъ видимымъ и внѣшнимъ, но покланялись и приносили дары, не похожіе на грубыя (приношенія) іудейскія; приносили (въ жертву) не овецъ и тельцовъ, но, какъ бы были истинные христіане, принесли Ему познаніе, послушаніе и любовь. Вѣсть пріемше во снѣ не возвратитися ко Ироду, инымъ путемъ отъидоша въ страну свою (ст. 12). Смотри и отсюда, какова вѣра ихъ, — какъ они не соблазнились, но были благопослушны, благоразумны! Не смущаются, не размышляютъ въ самихъ себѣ, говоря: если этотъ младенецъ дѣйствительно великъ, и имѣетъ какую-либо силу, то для чего намъ бѣжать и тайно удаляться, и для чего ангелъ высылаетъ насъ изъ /с. 83/ города, какъ рабовъ и бѣглецовъ, тогда какъ мы пришли явно и съ дерзновеніемъ предстали предъ такимъ множествомъ народа и предъ царемъ неистовымъ? Ничего подобнаго они и не говорили, и не думали, а это-то и есть особеннѣйшее дѣло вѣры, — не изыскивать причинъ того, чего не велятъ дѣлать, но только покоряться повелѣніямъ. Отшедшимъ же имъ, се ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу, глаголя: воставъ поими отроча и матерь Его, и бѣжи во Египетъ (ст. 13). Здѣсь можно имѣть нѣкоторое недоумѣніе и касательно волхвовъ и младенца. Пусть сами они и не пришли въ смущеніе, а все приняли съ вѣрою: однако мы должны изслѣдовать, почему и волхвы и отроча не остаются въ прежнемъ мѣстѣ, но волхвы удаляются въ Персію, а отроча съ матерію бѣжитъ во Египетъ? Что же? Неужели отроча должно было впасть въ руки Ирода, и, впавши, не подвергнуться смерти? Но тогда могли бы усомниться въ томъ, что Онъ принялъ плоть, и не повѣрить величію домостроительства. Если и послѣ этихъ и многихъ другихъ человѣческихъ дѣйствій, нѣкоторые осмѣлились назвать воспріятіе плоти баснею, то до какой глубины нечестія не ниспали бы они, если бы Онъ вездѣ дѣйствовалъ такъ, какъ прилично Богу и Его могуществу? Что же касается до волхвовъ, то Богъ вскорѣ высылаетъ ихъ частію потому, что Онъ посылаетъ ихъ учителями въ страну персидскую, а частію — предотвращаетъ неистовство тирана, чтобы этимъ вразумить его, что онъ предпринимаетъ невозможное, и чтобы угасить его ярость, и отвести его отъ этого тщетнаго труда. Могуществу Божію свойственно не только открыто преодолѣвать враговъ Своихъ, но и безъ затрудненія попускать имъ впадать въ заблужденіе. Такъ именно Онъ попустилъ, напримѣръ, іудеямъ ввести въ заблужденіе египтянъ, и имѣя право открыто отдать богатство ихъ въ руки евреевъ, повелѣваетъ сдѣлать это тайно и съ лестію, — что не менѣе другихъ знаменій содѣлало Его страшнымъ для враговъ.

2. Такъ и жители Аскалона и прочихъ городовъ, когда взяли ковчегъ завѣта, и будучи поражены, увѣщевали своихъ согражданъ — не враждовать и не сопротивляться, то наряду съ другими чудесами представляли и вышеуказанное, говоря: почто отягощаете сердца ваши, якоже ожесточися Египетъ и фараонѣ? Не егда ли поругася имъ, тогда отпусти народъ Его и отъидоша (1 Цар. VI, 6)? Говорили же они такъ потому, что, по ихъ мнѣнію, и это дѣло Божіе, не менѣе другихъ, открыто совершившихся знаменій, доказывало силу и величіе Божіе. Такъ и здѣсь, того, что случилось, довольно было, чтобы привести въ ужасъ тирана. Представь въ самомъ дѣлѣ, сколько долженъ былъ страдать и мучиться Иродъ, обманутый и осмѣянный отъ волхвовъ? Что же /с. 84/ изъ того, если онъ не сдѣлался лучшимъ? Въ томъ виновенъ не Тотъ, Кто устроилъ это, а чрезмѣрное ослѣпленіе того, кто не внималъ даннымъ ему достаточнымъ внушеніямъ — отстать отъ лукавства, а ожесточался еще болѣе, чтобы за таковое безуміе подвергнуться тягчайшему наказанію. Но для чего, скажешь, отроча посылается въ Египетъ? Главную причину показалъ самъ евангелистъ, говоря: да сбудется реченное: отъ Египта воззвахъ Сына Моего (Ос. XI, 1); а вмѣстѣ съ тѣмъ и предвозвѣщались уже начатки благихъ надеждъ всей вселенной. Такъ какъ Вавилонъ и Египетъ болѣе всей земли были разжигаемы огнемъ нечестія, то Господь, показывая въ самомъ началѣ, что Онъ исправитъ и сдѣлаетъ лучшими жителей обѣихъ странъ, и чрезъ то увѣряя, что слѣдуетъ ожидать благъ и для всей вселенной, посылаетъ волхвовъ въ Вавилонъ, а самъ съ матерію приходитъ въ Египетъ. Кромѣ того, мы узнаемъ отсюда и нѣчто другое, что немало споспѣшествуетъ къ нашему любомудрію. Что же именно? То, что мы съ самаго начала должны ожидать искушеній и навѣтовъ. Въ самомъ дѣлѣ, смотри, какъ все это начинается тотчасъ отъ самыхъ пеленъ. Лишь только Христосъ родился, и тиранъ неистовствуетъ, и приключается бѣгство въ чужія земли, и вовсе невинная мать убѣгаетъ въ страну варваровъ. Послѣ этого и ты, удостоившись послужить какому-нибудь духовному дѣлу, если будешь претерпѣвать жесточайшія напасти и подвергаться безчисленнымъ бѣдствіямъ, не долженъ смущаться и говорить: что это значитъ? Когда я исполняю волю Господню, то мнѣ слѣдовало бы быть увѣнчану и прославлену, свѣтлу и знамениту. Но, имѣя примѣръ Христа, переноси все мужественно, зная, что съ духовными человѣками такъ и должно особенно быть, и что ихъ удѣлъ — отовсюду подвергаться искушеніямъ. Смотри, что совершается не только надъ матеріею и отрокомъ, но и надъ волхвами: и они тайно удаляются, подобно, бѣглецамъ, и сама мать, никогда не отходившая отъ своего дома, получаетъ повелѣніе отправиться въ далекій и прискорбный путь, по причинѣ этого чуднаго отрока и духовныхъ мукъ рожденія. Вотъ еще что удивительно: Палестина строитъ для Него ковы, а Египетъ Его принимаетъ и спасаетъ отъ навѣтовъ! Такимъ образомъ сбывались прообразованія не только на дѣтяхъ патріарха, но и на самомъ Владыкѣ: тогдашними Его дѣлами предвозвѣщены были многія изъ послѣдующихъ событій, каково, напримѣръ, событіе касательно осляти и жребяти. Явившійся ангелъ бесѣдуетъ не съ Маріею, а съ Іосифомъ. И что онъ говоритъ ему? Воставъ поими отроча и матерь Его. Здѣсь онъ уже не говоритъ: жену свою, но — матерь Его. Такъ какъ рожденіе совершилось, сомнѣніе кончи/с. 85/лось, и мужъ былъ убѣжденъ, то ангелъ уже открыто бесѣдуетъ съ нимъ, не называя ни отроча, ни жену его, но: поими, говоритъ, отроча и матерь Его, и бѣжи во Египетъ, и показываетъ причину бѣгства: хощетъ бо, говоритъ онъ, Иродъ искати душу отрочате.

3. Іосифъ, услышавъ это, не соблазнился и не сказалъ: что это за странность? Ты прежде говорилъ, что Онъ спасетъ народъ Свой, а теперь Онъ даже и Себя не спасаетъ, и намъ нужно бѣжать, удалиться и переселиться въ отдаленную страну? Это противорѣчитъ тому, что обѣщано. Но онъ ничего такого не говоритъ, потому что онъ былъ мужъ вѣрный; не любопытствуетъ даже о времени возвращенія, о которомъ и ангелъ не сказалъ опредѣленно: дондеже реку ти, буди тамо. Онъ и этимъ не огорчился, но, будучи готовъ терпѣть все, съ радостію оказалъ покорность и послушаніе. И человѣколюбецъ Богъ эти скорби его растворилъ радостію, какъ и обычно Онъ поступаетъ со всѣми святыми, не попуская имъ быть и въ непрестанныхъ опасностяхъ, и не оставляя ихъ въ совершенномъ покоѣ, но устрояя жизнь праведныхъ изъ совокупленія того и другого. Такъ и здѣсь Онъ устроилъ. Смотри: Іосифъ видѣлъ, что Дѣва имѣла во чревѣ; это повергло его въ смущеніе и крайнее безпокойство, потому что онъ подозрѣвалъ Дѣву въ прелюбодѣйствѣ. Но тотчасъ предсталъ ангелъ, уничтожилъ подозрѣніе, и разсѣялъ страхъ, и Іосифъ, видя родившагося Младенца, объятъ былъ величайшею радостію. Снова эту радость смѣняетъ немалая скорбь. Городъ возмущается, царь бѣснуется и ищетъ родившагося. Но за этимъ безпокойствомъ послѣдовала новая радость — звѣзда и поклоненіе волхвовъ. Послѣ этой отрады опять страхъ и опасность, сказано, что Иродъ ищетъ душу Отрочати, — и опять ангелъ велитъ бѣжать и переселиться ему, какъ свойственно человѣку, потому что не настало время творить чудеса. Если бы Господь съ перваго Своего возраста началъ творить чудеса, то Его не стали бы признавать человѣкомъ. Потому и храмъ не просто зиждется, но происходитъ чревоношеніе въ продолженіе обыкновеннаго девятимѣсячнаго времени; потомъ болѣзни и рожденіе, и питаніе молокомъ, и продолжительный покой, и ожиданіе возраста, приличнаго мужамъ, — и все это для того, чтобы сдѣлать болѣе удобовразумительнымъ таинство домостроительства. Для чего же, скажешь, были сначала и эти знаменія? Для матери, для Іосифа, для Сѵмеона, близкаго уже къ кончинѣ, для пастырей, для волхвовъ, для іудеевъ. Если бы и они захотѣли тщательнѣе вникнуть въ тогдашнія событія, то немалую бы отъ этого пріобрѣли пользу на будущее время. Если /с. 86/ пророки не говорятъ о волхвахъ, то не смущайся; не все они предрекли, какъ и не о всемъ умолчали. Если бы люди были свидѣтелями совершившихся происшествій, о которыхъ вовсе прежде не слыхали, то это повергло бы ихъ въ большое смущеніе и недоумѣніе; подобнымъ образомъ, если бы они узнали все прежде, то ничто бы уже не возбуждало ихъ къ изслѣдованію, не оставалось бы ничего дѣлать евангелистамъ. Если же іудеи и недоумѣваютъ касательно пророчества: изъ Египта воззвахъ Сына Моего, какъ будто бы это о нихъ сказано, то мы имъ отвѣчаемъ, что пророчества, между прочимъ, имѣютъ и такое свойство, что многое, сказанное объ однихъ, исполняется и на другихъ. Такъ напр. о Сѵмеонѣ и Левіи сказано: раздѣлю ихъ во Іаковѣ, и разсѣю ихъ во Израили (Быт. XLIX, 7); между тѣмъ это сбылось не на нихъ, а на ихъ потомкахъ, точно также и сказанное Ноемъ о Ханаанѣ сбылось на гаваонитянахъ, внукахъ Ханаана. Тоже сбылось и на Іаковѣ, какъ мы видимъ; данное ему благословеніе: буди господинъ брату твоему, и да поклонятся тебѣ сынове отца твоего (Быт. XXVII, 29), исполнилось не надъ нимъ (даже и какъ могло это быть, когда самъ Іаковъ страшился и ужасался брата своего, и многократно ему кланялся?), но надъ его потомками. Тоже должно сказать и въ настоящемъ случаѣ (о Христѣ). Кого вѣрнѣе назвать можно Сыномъ Божіимъ? Того ли, кто покланяется тельцу, или служилъ Веельфегору и приносилъ дѣтей въ жертву бѣсамъ, или Того, кто по естеству Сынъ, и чтитъ Родившаго? Итакъ, если бы Христосъ не пришелъ, то пророчество не получило бы надлежащаго исполненія.

4. Смотри, какъ и евангелистъ намекаетъ на то, говоря: да сбудется, и показывая, что это не исполнилось бы, если бы не пришелъ Сынъ Божій. Это и на Дѣву проливаетъ немалый свѣтъ и славу. То, чѣмъ весь народъ (Іудейскій) хвалился, уже и она могла себѣ усвоять. То, чѣмъ іудеи непомѣрно хвалились и величались, говоря о своемъ возвращеніи изъ Египта (на что намекаетъ и пророкъ, говоря: не иноплеменники ли изведохъ изъ Каппадокіи, и ассиріянъ изъ рова (Амос. IX, 7), составляетъ также преимущество и Дѣвы. Лучше же сказать, и народъ и патріархъ, своимъ приходомъ въ Египетъ и возвращеніемъ оттуда, представляли образъ возвращенія Христова. И они шли въ Египетъ, убѣгая голодной смерти, и Христосъ — избѣгая смерти, приготовляемой коварствомъ; но они, пришедши туда, избавились отъ голода, Христосъ же, пришедши туда, освятилъ всю страну Своимъ пришествіемъ. Итакъ, смотри, какъ сила Божія открывается среди уничиженій! Ангелъ, сказавъ: бѣжи во Египетъ, /с. 87/ не обѣщался имъ сопутствовать, ни туда, ни оттуда, — чтобы тѣмъ вразумить, что они имѣютъ великаго спутника — рожденное Отроча, Которое явленіемъ Своимъ и всѣ вещи измѣняетъ, и самихъ враговъ заставляетъ во многомъ послужить домостроительству спасенія. Въ самомъ дѣлѣ, волхвы и варвары, оставивъ злочестіе отцовъ своихъ, приходятъ Ему поклониться. Августово опредѣленіе о переписи оказывается случаемъ къ рожденію Христову въ Виѳлеемѣ. Египетъ пріемлетъ и блюдетъ Его въ бѣгствѣ отъ навѣтовъ, и получаетъ такимъ образомъ случай сдѣлать Его, близкимъ себѣ, — чтобы, когда услышитъ апостольскую проповѣдь о Немъ, могъ похвалиться тѣмъ, что онъ первый принялъ Его.

Эта честь принадлежала одной Палестинѣ; но Египетъ оказался ревностнѣе послѣдней. И нынѣ, если ты придешь въ Египетскую пустыню, увидишь, что пустыня эта лучше всякаго рая; увидишь тамъ въ образѣ человѣческомъ безчисленные лики ангеловъ, сонмы мучениковъ, собранія дѣвъ; увидишь, что все тиранство діавольское ниспровергнуто, а царство Христово сіяетъ; увидишь, что Египетъ, нѣкогда отецъ и стихотворцевъ, и мудрецовъ, и волхвовъ, изобрѣтшій всѣ виды волхвованія и предавшій ихъ другимъ, теперь уже красуется рыбарями, и презирая все прежнее, всюду славитъ мытаря и скинотворца, и хвалится крестомъ. И это совершается не только въ городахъ, но даже гораздо болѣе въ пустыняхъ, нежели въ городахъ. По всей этой странѣ можно видѣть Христово воинство, и царственное стадо, и образъ жизни, свойственный горнимъ силамъ. И это ты найдешь тамъ не только среди мужей, но и среди женщинъ: и онѣ любомудрствуютъ не меньше мужей. Онѣ не берутъ щитовъ, не садятся на коней, какъ повелѣваютъ славные греческіе законодатели и философы, но вступаютъ въ иную, гораздо труднѣйшую брань. У нихъ, какъ и у мужей, идетъ брань съ діаволомъ и властями тьмы, и въ этой брани естественная слабость пола ничуть не служитъ имъ препятствіемъ, потому что успѣхъ такихъ браней зависитъ не отъ естества тѣлъ, а отъ произволенія души. Потому и жены часто превосходили своими подвигами мужей, и воздвигали славнѣйшія знаменія побѣды. Не такъ свѣтло небо, испещренное сонмомъ звѣздъ, какъ Египетская пустыня, являющая тамъ повсюду иноческія кущи.

5. Кто знаетъ древній Египетъ, богоборный и бѣснующійся, раба кошекъ, страшившагося и трепетавшаго предъ огороднымъ лукомъ, тотъ вполнѣ увѣрится въ силѣ Христовой. Впрочемъ намъ не нужно особенно прибѣгать къ древнимъ сказаніямъ, /с. 88/ потому что и донынѣ еще сохраняются остатки неразумія, свидѣтельствующіе о прежде бывшемъ безуміи. И однако всѣ тѣ, которые прежде доходили до такого безумія, нынѣ уже любомудрствуютъ о небѣ и о небесныхъ вещахъ, смѣются надъ отеческими обычаями, горюютъ о своихъ прародителяхъ и ни во что ставятъ своихъ мудрецовъ. Они самымъ дѣломъ узнали, что ученіе ихъ мудрецовъ представляетъ лишь болтовню безумныхъ старухъ, и что напротивъ истинная и достойная небесъ премудрость есть та, которая имъ проповѣдана рыбарями. Вотъ почему они, со всею тщательностію сохраняя ученіе, особенно стараются оправдать его своею жизнію. Отрекшись всѣхъ стяжаній и распявшись всему міру, они идутъ еще далѣе, употребляя свои тѣлесныя силы въ пользу нищихъ. Не смотря на постъ и бодрствованіе, они не хотятъ быть праздными даже и въ продолженіе дня; но проводя ночи въ священныхъ пѣсняхъ и бдѣніяхъ, дни проводятъ въ молитвахъ и вмѣстѣ въ рукодѣліи, подражая апостольской ревности. Если апостолъ, разсуждаютъ они, когда устремляла на него взоры вся вселенная, трудился, работалъ, занимался ремесломъ, и проводилъ безъ сна цѣлыя ночи въ таковыхъ подвигахъ для пропитанія неимущихъ, — то тѣмъ болѣе намъ, живущимъ въ пустынѣ и удалившимся отъ всякаго городского шума, часы спокойнаго досуга должно употреблять на духовное дѣланіе. Итакъ, должно стыдиться всѣмъ намъ, и богатымъ и бѣднымъ, когда они, рѣшительно ничего не имѣя кромѣ рукъ, всѣми силами стараются трудиться для того, чтобы неимущіе обрѣли отъ ихъ трудовъ прибытокъ, а мы и при безчисленномъ нашемъ имѣніи жалѣемъ употребить въ пособіе неимущимъ даже нашихъ избытковъ. Какой мы дадимъ отвѣтъ, скажи мнѣ? Чѣмъ извинимся? Подумай, какъ эти аскеты были прежде любостяжательны и вмѣстѣ съ другими пороками угождали чреву? Тамъ были котлы мясъ, о которыхъ воспоминали іудеи, тамъ было великое чревонеистовство; и однако лишь только захотѣли, тотчасъ измѣнились, и принявъ огнь Христовъ, устремились къ небу. Прежде они были всѣхъ невоздержнѣе и склоннѣе къ гнѣву и сладострастію, а нынѣ уже кротостію, безстрастіемъ и прочими добродѣтелями подражаютъ силамъ безтѣлеснымъ. Кто былъ въ этой странѣ, тотъ согласится съ тѣмъ, что я говорю.

А если кто никогда не входилъ въ тѣ кущи, тотъ пусть вспомнитъ, что Египетъ произвелъ славнѣйшаго послѣ апостоловъ мужа, блаженнаго и великаго Антонія, о которомъ всѣ донынѣ говорятъ непрестанно, и пусть поразмыслитъ, что и онъ былъ въ той же странѣ, гдѣ и фараонъ. И однако эта страна /с. 89/ нисколько не послужила ему во вредъ, а еще онъ сподобился и божественнаго созерцанія, и велъ такую жизнь, какой требуютъ Христовы законы. Въ этомъ увѣрится всякій, кто прочтетъ со вниманіемъ книгу, содержащую повѣствованіе о его жизни, въ которой найдетъ и многія пророчества. Такъ онъ предсказалъ и о недугующихъ Аріевымъ зловѣріемъ, и о вредѣ, который имѣлъ отъ нихъ произойти. Тогда Богъ все ему показалъ, и будущее представилъ предъ его очи. И то обстоятельство, что ни одна изъ ересей не имѣетъ подобнаго мужа, служитъ, на ряду съ прочимъ, величайшимъ доказательствомъ истины нашего ученія. Но чтобы не разсказывать вамъ объ этомъ, прочитайте сами то, что написано въ его книгѣ, узнайте все подробно, и научитесь изъ нея многому любомудрію. Только, прошу васъ, чтобы вы не ограничивались однимъ чтеніемъ, а старались и самымъ дѣломъ подражать тому, что написано, не извиняясь ни мѣстомъ, ни воспитаніемъ, ни нечестіемъ предковъ. Если мы рѣшимся обратить на себя должное вниманіе, то ничто подобное не послужитъ намъ препятствіемъ. И Авраамъ имѣлъ нечестиваго отца, но не наслѣдовалъ его беззаконія; и Езекія былъ сынъ Ахаза, но сдѣлался другомъ Божіимъ; и Іосифъ жилъ въ Египтѣ, и украсился вѣнцемъ цѣломудрія; и три отрока, живя въ Вавилонѣ, въ царскомъ домѣ, при роскошнѣйшей трапезѣ, показали величайшую мудрость. И Моисей былъ въ Египтѣ, и Павелъ въ міру; но никому изъ нихъ ничто не послужило препятствіемъ въ подвигахъ добродѣтели. Такъ и мы, помышляя о всемъ этомъ, бросимъ неумѣстныя отговорки и предлоги, и рѣшимся на добродѣтельные подвиги. Тогда мы привлечемъ къ себѣ и большую божественную любовь, и умолимъ Господа споспѣшествовать подвигамъ нашимъ, и сподобимся вѣчныхъ благъ, которыя и да получимъ всѣ мы благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ седьмой: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1901. — С. 82-89.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.