Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Святителя Іоанна Златоуста
«СЛОВА О СВЯЩЕНСТВѢ», «БЕСѢДА ПО РУКОПОЛОЖЕНІИ ВО ПРЕСВИТЕРА» И «БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

ОГЛАВЛЕНІЕ.
  • Отъ издательства [Jordanville, 2006].

    О священствѣ.
  • Слово первое. Лучшій другъ дѣтства Іоанна Златоуста — Василій. — Они никогда не раставались между собою. — Намѣреніе ихъ обоихъ принять иночество. — Слезы и просьбы матери, отклонившія Іоанна отъ исполненія этого намѣренія. — Подвижническая жизнь друзей. — Слухъ о намѣреніи посвятить ихъ обоихъ въ епископскій санъ. — Уклоненіе Златоуста и избраніе Василія. — Жалобы Василія и оправданія Іоанна. Нравстенное значеніе хитрости — въ зависимости отъ намѣренія. — Польза ея какъ въ мирѣ, такъ и на войнѣ. — Къ ней прибѣгаютъ какъ врачи тѣла, такъ и врачи души. — Исцѣленіе больныхъ такимъ способомъ. — Ею пользуется и ап. Павелъ, чтобы привлечь іудеевъ къ Іисусу Христу [Jordanville, 2006].
  • Слово второе. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать въ отношеніи къ Іисусу Христу. — Преимущества священства. — Кровь Іисуса Христа есть цѣна душъ. — Любовь Іисуса Христа къ Своей церкви. — Обязанности священства болѣе важны, чѣмъ всякаго другого положенія. — Мало достойныхъ для него. — Отвѣтственность священника. — Враги стада Христова. — Лѣченіе душъ труднѣе, чѣмъ лѣченіе овецъ. — Трудность постиженія самой причины болѣнія душъ. — Нѣтъ другого средства, кромѣ убѣжденія. — Священство требуетъ превосходной души. — Насколько благоразуміе необходимо священнику. — Священство есть должностъ, исполненная затрудненій и опасностей. — Необходимость вполнѣ знать кандидата на священство. — Превосходныя свойства человѣколюбія. — Похвала Василію. — Его человѣколюбіе. — Почему Златоустъ отказался отъ епископства. — Его отказъ не только не послужилъ ко вреду избирателей, но избавилъ ихъ отъ нареканій, которымъ они иначе подверглись бы [Jordanville, 2006].
  • Слово третье. Златоустъ продолжаетъ свое оправданіе. — Его отказъ произошелъ не отъ гордости, — Обвинять другихъ въ неуваженіи къ священству значитъ обнаруживать собственное невысокое мнѣніе о немъ. — Отказъ его произошелъ не изъ тщеславія. — Любовь къ славѣ напротивъ должна бы побудить его принять епископство. — Священство имѣетъ небесный характеръ. — Величавая обстановка священства ветхозавѣтнаго и превосходство священства новозавѣтнаго. — Величіе христіанскаго тайнодѣйствія. — Священникъ сильнѣе ангеловъ. — Источники его могущества. — Священники ветхозавѣтные только давали свидѣтельство объ исцѣленіи проказы тѣла, а священники новозавѣтные исцѣляютъ проказу души. — Если наши родители даютъ намъ жизнь тѣлесную, то священники сообщаютъ намъ жизнь духовную, и они могутъ намъ давать ее, когда даже мы потеряли ее. — Крещеніе. — Покаяніе. — Даже ап. Павелъ трепеталъ, размышляя о высотѣ своего служенія. — Тоже самое устрашило и Златоуста. — Ясное сознаніе высоты священнослуженія съ одной стороны и сознаніе своей слабости — какъ побужденія, заставившія его отказаться отъ епископства. — Другія побужденія, какъ заключающіяся въ опасностяхъ и трудностяхъ, сопряженныхъ съ священнослуженіемъ. — Устраненіе тщеславія со всѣми сопровождающими его страстями. — Чѣмъ возвышеннѣе священство, тѣмъ омерзительнѣе злоупотребленія имъ. — Можно желать священства, но не возвышенія и власти, связанныхъ съ священствомъ. — Священникъ долженъ быть господиномъ надъ самимъ собою: печальныя послѣдствія гнѣва. — Погрѣшности священниковъ быстро становятся извѣстными всѣмъ и происходящій отсюда соблазнъ. — Примѣры неудачныхъ избраній. — Управленіе вдовицами, попеченіе о дѣвственницахъ, церковное судопроизводство, связанныя съ нимъ трудности. — Отлученіе и требуемое имъ благоразуміе [Jordanville, 2006].
  • Слово четвертое. Возраженіе Василія, что все сказанное его другомъ относится къ тѣмъ, которые сами добиваются священства, а не къ тому, кого противъ воли привлекаютъ къ нему. — Опроверженіе этого возраженія. — Примѣры Саула, Иліи, Аарона и Моисея. — Іуда былъ призванъ къ апостольству. — Рукополагающіе недостойныхъ подлежатъ одинаковому съ ними наказанію. — Необходимо рукополагать съ крайнею осторожностью. — О церковномъ служеніи. — Даръ слова, какъ необходимая принадлежность священника. — Безъ дара слова не достаточно ни добраго примѣра, ни даже дара чудотворенія. — Слово, какъ единственное оружіе, которымъ можно отражать враговъ церкви. — Сравненіе церкви съ сильною крѣпостью. — Главные враги, съ которыми приходится церкви имѣть дѣло: іудеи, язычники, манихеи, валентиніане, маркіониты, савелліане, аріане. — Враги домашніе, возбуждатели праздныхъ и неразрѣшимыхъ вопросовъ. — Возраженія Василія: не презиралъ ли краснорѣчія ап. Павелъ? — Нѣтъ, онъ осуждалъ только легкомысленное искусство риторовъ своего времени. — Если какой служитель Іисуса Христа могъ бы обойтись безъ дара слова, то именно ап. Павелъ, обладавшій даромъ чудотворенія и несравненною любовію къ Господу Іисусу. — Краснорѣчіе ап. Павла — простое и сильное, единственно основанное на знаніи и восторженности. — Похвалный отзывъ о его посланіяхъ. — Необходимость для епископа обладать ученостью, чтобы наставлять другихъ. — Онъ долженъ быть способенъ защищать догматы вѣры [Jordanville, 2006].
  • Слово пятое. Продолженіе разсужденія о церковномъ краснорѣчіи. — Бесѣды, предназначаемыя для народа, требуютъ большаго труда. — Трудность удовлетворить слушателей, потому что они часто приходятъ не за тѣмъ, чтобы назидаться, но за тѣмъ, чтобы судить о проповѣдникѣ. — Чтобы съ успѣхомъ преодолѣть эту трудность и овладѣть слушателями, необходимы двѣ вещи: пренебреженіе къ похваламъ и сила слова. — Пренебреженіе къ похваламъ не имѣетъ никакого значенія безъ силы слова, и наоборотъ. — Къ пренебреженію похвалами нужно прибавить и презрѣніе къ зависти. — Недостаточно пріобрѣсть даръ слова, нужно еще сохранять его трудомъ и упражненіемъ, потому что краснорѣчіе есть даръ изученія еще болѣе, чѣмъ природы. — Чѣмъ выше у проповѣдника даръ слова, тѣмъ болѣе онъ долженъ трудиться надъ нимъ. — Козни великому проповѣднику со стороны его завистливыхъ враговъ. — Немного людей, которые въ состояніи основательно судить о бесѣдахъ. — Сильный сознаніемъ своего дара, проповѣдникъ можетъ становиться выше сужденій толпы. — Еще больше увѣренности ему можетъ дать стремленіе къ главной цѣли — благоугодить Богу. — Пренебреженіе къ похваламъ не менѣе необходимо и тому, кто не обладаетъ даромъ краснорѣчія [Jordanville, 2006].
  • Слово шестое. Отвѣтственность священника за грѣхи ввѣренной ему паствы. — Благоразуміе и осторожность, съ которыми нужно жить, чтобы предохранить себя отъ зараженія дѣлами міра сего и сохранять красоту души. — Ревность, тщательностъ и бдительность въ отправленіи священнослуженія. — Священники суть посланники Божіи не къ одному только городу, но ко всей землѣ. — Они поставлены, чтобы молиться и ходатайствовать о прощеніи грѣховъ людей, и не только живыхъ, но и умершихъ. — Призвавъ Св. Духа, они благоговѣйно приносятъ великую жертву, приближаться къ которой должно со страхомъ и трепетомъ. — Они носятъ въ своихъ рукахъ Владыку и Господа всѣхъ людей. — Необходимость для нихъ самаго тщательнаго благоразумія, чтобы не оскорбить кого-нибудь изъ ближнихъ, приспособляться ко всѣмъ, не прибѣгая къ хитрости, притворству и лести, но скорѣе дѣйствуя съ великимъ дерзновеніемъ и свободою, причемъ поперемѣнно, смотря по обстоятельствамъ, можно употреблять суровость или мягкость. — Какъ ни велики труды монаховъ и какъ ни трудна брань, которую они ведутъ, но во всякомъ случаѣ служеніе епископа труднѣе отшельничества. — Осуществлять добродѣтель въ пустынѣ легче, чѣмъ при исполненіи церковныхъ дѣлъ, такъ какъ эти дѣла подвергаютъ епископа многимъ случайностямъ и легко открываютъ въ немъ пороки и недостатки, которые не обнаружились бы въ пустынѣ. — Повтореніе совѣта непренебрегать народною молвою, хотя бы она была ложною. — Нетрудно спастись самому себѣ. — Священникъ подлежитъ болѣе страшному наказанію, чѣмъ простые вѣрующіе. — Состояніе, которое долженъ переживать человѣкъ, когда его хотятъ возвесть въ священный санъ. — Нѣтъ болѣе страшной брани, какъ та, которую воздвигаетъ на насъ въ такихъ случаяхъ діаволъ [Jordanville, 2006].

    Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера.
  • Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера. Мысли и чувства по случаю возведенія въ высокій санъ священства. Неувѣренность въ своихъ способностяхъ. — Вся вселенная хвалитъ Бога, за исключеніемъ грѣшниковъ. — Но и грѣшникъ можетъ найти способъ славословія. — Похвала Фланіану, епископу антіохійскому. — Знатность его происхожденія и великость его подвижничества. — Воспоминаніе о Мелетіѣ, епископѣ антіохійскомъ. — Просьба о молитвѣ за новаго пресвитера [Jordanville, 2006].

    Бесѣды о покаяніи.
  • Бесѣда первая. Любовь проповѣдника къ своимъ слушателямъ. — Отчаяніе и небреженіе одинаково опасны. — Отъ этихъ двухъ недостатковъ погибли сатана и Іуда. Смиренное упованіе спасло ап. Павла, мытаря, ниневитянъ. — Въ коринѳскомъ блудникѣ ап. Павелъ, болѣе опасается отчаянія, чѣмъ самаго грѣха. — Дальнѣйшее развитіе этой мысли и подтвержденіе ея исторіей блуднаго сына [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда вторая. Не должно отчаяваться грѣшнику. — Если Каинъ не получилъ прощенія, то это за отчаяніе. — Если Давидъ получилъ прощеніе, то это за свое упованіе и за исполненіе того, что сказалъ ему пророкъ. — Исповѣдать свой грѣхъ — первый путь покаянія. — Оплакать свой грѣхъ, — второй путь покаянія. — Примѣръ Ахава въ дѣлѣ Навуѳeева виноградника. — Іона и ниневитяне. — Третій путь покаянія — смиреніе. — Примѣръ фарисея и мытаря. — Смиреніе ап. Павла. — Увѣщаніе къ слушателямъ [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда третья. Обзоръ предыдущей бесѣды о трехъ путяхъ покаянія. — Путь четвертый — милостыня. — Объясненіе притчи о десяти дѣвахъ. — Безъ масла человѣколюбія дѣвство не можетъ открыть неба. — Сила милостыни. — Она будетъ защитой дѣлателей ея въ день судный. — Продолженіе притчи о десяти дѣвахъ. — Трудность дѣвства, неизвѣстнаго древнимъ. — Обобщеніе и заключеніе [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда четвертая. Утѣшительность покаянія. — Примѣръ другихъ какъ ободреніе намъ въ дѣлѣ покаянія. — Легкость дѣланія добродѣтели въ бѣдствіи и трудность его въ благоденствіи. — Святые не унываютъ въ несчастіи, не надмеваются въ счастіи. — Христіане должны искать себѣ убѣжища не у людей, а въ нѣдрахъ Божіихъ. — Если Богъ попускаетъ намъ часто страдать, то это для того, чтобы побудить насъ прибѣгать къ Нему [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда пятая. Постъ собираетъ насъ въ домѣ Божіемъ и приводитъ насъ въ объятія нашей матери Церкви. — Онъ отгоняетъ демоновъ, поддерживаетъ добродѣтель отшельниковъ, приводитъ Моисея и Илію въ присутствіе Божіе. — Пренебреженіемъ къ посту навлекается смертный приговоръ, чрезъ соблюденіе его отмѣняется этотъ приговоръ. — Примѣръ ниневитянъ. — Трехдневный постъ спасъ ихъ. — Покаяніе очищаетъ грѣхи въ продолжительное время. — Примѣръ ап. Петра. — Постомъ Даніилъ избавился отъ львовъ и три отрока отъ пещи огненной. — Постъ полезенъ даже для здоровья. — Заключеніе [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда шестая. Вступительныя замѣчанія по поводу многочисленности собранія. — Постъ не приноситъ пользы тѣмъ, которые, воздерживаясь отъ пищи, не воздерживаются въ тоже время отъ грѣха. — Безполезно поститься и въ тоже время посѣщать зрѣлища. — Слово противъ зрѣлищъ. — Пребываніе въ театрѣ — влечетъ за собою прелюбодѣяніе. — Объясненіе изреченія: кто смотритъ на женщину съ вожделѣніемъ, уже прелюбодѣйствовалъ съ нею въ сердцѣ своемъ. — Кажущаяся трудность этого изреченія. — Богъ не требуетъ ничего невозможнаго. — И ветхій и новый законъ происходятъ отъ одного и того же Законодателя. — Доказательство этого у пр. Іереміи. — Въ нагорной проповѣди сопоставляются законы ветхаго и новаго завѣта, чтобы показать, что они не противорѣчатъ между собою, а дополняютъ другъ друга [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда седьмая. Покаяніе, какъ цѣлебное средство для грѣха. — Чудесное долготерпѣніе Божіе къ грѣшникамъ, доказываемое тѣмъ, что отъ худого корени могутъ иногда происходитъ добрые плоды. — Примѣръ Іова, происшедшаго отъ Исава. — Причина долготерпѣнія къ грѣшникамъ заключается въ надеждѣ на ихъ исправленіе. — Ко благу всѣхъ Богъ бываетъ часто снисходителенъ къ грѣшнику и строгъ къ праведнику. — Покаяніе достигается не продолжительностью времени, а расположеніемъ сердца. — Человѣкъ медлителенъ къ созиданію, скоръ къ разрушенію, — что противно Богу. — Богъ семь дней назначилъ для разрушенія Іерихона. — О Раавѣ, какъ покаявшейся грѣшницѣ и сдѣлавшейся прообразомъ Церкви. — Грѣхомъ порождается скорбь, а скорбью разрушается грѣхъ. — Кто даетъ бѣдному, тотъ одолжаетъ этимъ Бога [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда восьмая. Подобно Ноеву ковчегу, церковь принимаетъ въ свои нѣдра коршуновъ, волковъ и змѣй; но въ то время, какъ ковчегъ выпустилъ ихъ такими же, какъ и принялъ, церковь преобразуетъ ихъ покаяніемъ въ голубей, овецъ, агнцевъ. — Покаяніе принесетъ пользу и тому, кто всю свою жизнь проводилъ въ грѣхѣ. — Милосердіе Божіе безгранично. — Грѣховность человѣка исчезаетъ въ милосердіи Божіемъ, какъ искра въ морѣ. — Не должно стыдиться прибѣгать къ церкви съ покаяніемъ. — Стыдиться нужно только грѣха. — Діаволъ внушаетъ намъ дерзость къ грѣху и стыдъ къ покаянію. — Доказательство этой истины въ св. Писаніи. — Объясненіе первой главы изъ книги пророка Исаіи [Jordanville, 2006].
  • Бесѣда девятая. О необходимости добрыхъ дѣлъ. — Опроверженіе возраженій о трудности этихъ дѣлъ среди суеты міра сего. — Увѣщаніе къ посѣщенію церкви и къ благоговѣйному пребыванію въ ней во время совершенія страшныхъ Таинъ Христовыхъ. — Напоминаніе о кончинѣ міра. — Необходимость совершенія добрыхъ дѣлъ и покаянія на землѣ, потому что по окончаніи настоящей жизни закончится возможность для нихъ [Jordanville, 2006].

    Источникъ: Святителя Іоанна Златоуста «Слова о священствѣ» и «Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера» и «Бесѣды о покаяніи». — Репр. изд. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 2006. — 176 с.

    / Къ оглавленію /


  • Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0



    «Слава Россіи»
    Малый герб Российской империи
    Помощь Порталу
    Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
    © 2004-2018 г.