Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Святителя Іоанна Златоуста
«СЛОВА О СВЯЩЕНСТВѢ», «БЕСѢДА ПО РУКОПОЛОЖЕНІИ ВО ПРЕСВИТЕРА» И «БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

«СЛОВА О СВЯЩЕНСТВѢ».

СЛОВО ПЯТОЕ.

1. Довольно сказано мною о томъ, какую опытность долженъ имѣть наставникъ въ борьбѣ за истину; кромѣ этого я хочу сказать о другомъ предметѣ, который бываетъ причиною множества опасностей, или лучше сказать, не онъ бываетъ причиною, а тѣ, которые не умѣютъ хорошо пользоваться имъ; а само это дѣло можетъ доставить спасеніе и многія блага, когда имъ будутъ заниматься мужи ревностные и способные. Что же это? Великій трудъ, состоящій въ бесѣдахъ предъ народомъ въ общихъ собраніяхъ. Во-первыхъ, пасомые большею частію не хотятъ относиться къ говорящимъ, какъ къ наставникамъ, а /с. 64/ поднимаясь выше положенія учениковъ, принимаютъ положеніе зрителей, присутствующихъ на мірскихъ зрѣлищахъ. Какъ тамъ народъ раздѣляется, и одни принимаютъ сторону одного, а другіе другого: такъ и здѣсь раздѣлившись, одни принимаютъ сторону одного, а другіе другого, и слушаютъ говорящихъ, сообразуясь съ своимъ благопріятнымъ, или враждебнымъ расположеніемъ. И не въ этомъ только состоитъ трудность, но не меньше того и въ другомъ. Если случится кому изъ говорящихъ прибавить къ своимъ словамъ какую-нибудь часть чужихъ трудовъ, то онъ подвергается большимъ укоризнамъ, чѣмъ похитители чужого имущества; а часто терпитъ такое обвиненіе и тотъ, кто только подозрѣвается въ этомъ, хотя ни у кого ничего не заимствовалъ. Но что я говорю о чужихъ трудахъ? Часто онъ не можетъ пользоваться и своими сочиненіями. Люди большею частью привыкли слушать не для пользы, а для удовольствія, представляя себя какъ бы судьями трагиковъ, или игроковъ на киѳарѣ; и то искусство слова, которое мы теперь признали излишнимъ, здѣсь такъ одобряется, какъ у софистовъ, когда они вынуждаются спорить другъ съ другомъ.

2. Итакъ, и здѣсь нуженъ человѣкъ съ душею мужественною, много превосходящею нашу немощь, чтобы онъ могъ отвлекать народъ отъ этого непристойнаго и безполезнаго удовольствія и пріучать его къ слушанію болѣе полезнаго такъ, чтобы народъ ему слѣдовалъ и повиновался, а не онъ руководился прихотями народа. Но этого нельзя достигнуть иначе, какъ двумя способами: презрѣніемъ похвалъ и силою слова. Если не будетъ одного изъ нихъ, то и остальной по отдѣленіи отъ перваго, будетъ безполезенъ. Если презирающій похвалы не преподаетъ ученія, раствореннаго благодатію и солію (Кол. IV, 6), то онъ лишается уваженія у народа, не получая никакой пользы отъ своего великодушія; а если исправный по этой части будетъ прельщаться славою рукоплесканій, то произойдетъ одинаковый вредъ и для народа и для него самого, какъ старающагося по пристрастію къ похваламъ говорить болѣе для удовольствія, нежели для пользы слушателей. И какъ тотъ, кто не имѣетъ пристрастія къ похваламъ и не умѣетъ говорить, хотя не угождаетъ народу, но не можетъ приносить ему и какой либо значительной пользы отъ того, что не можетъ ничего сказать; такъ и увлекающійся страстью къ похваламъ, хотя можетъ вести бесѣды назидательныя для народа, но вмѣсто нихъ предлагаетъ то, что болѣе услаждаетъ слухъ, пріобрѣтая этимъ себѣ шумъ рукоплесканій.

3. Итакъ, отличный руководитель долженъ быть силенъ въ томъ и другомъ, чтобы недостатокъ одного не уничтожилъ и /с. 65/ другого. Когда онъ, выступивъ среди народа, станетъ говорить обличенія живущимъ безпечно, но потомъ смѣшается и станетъ запинаться и по скудости рѣчи принужденъ будетъ краснѣть, тотчасъ исчезаетъ вся польза отъ сказаннаго. Обличаемые, негодуя на сказанное и не имѣя другого средства отмстить ему, осыпаютъ его насмѣшками за его неумѣніе, надѣясь этимъ прикрыть свои недостатки. Посему нужно ему, какъ бы какому отличному возницѣ, хорошо владѣть обоими этими совершенствами, чтобы можно было надлежащимъ образомъ дѣйствовать тѣмъ и другимъ. Когда онъ окажется неукоризненнымъ во всемъ, тогда, съ какою угодно властію, можетъ и наказывать и освобождать всѣхъ ввѣренныхъ его руководству; а безъ этого трудно пріобрѣсти такую власть. Впрочемъ, великодушіе не должно ограничиваться однимъ только презрѣніемъ похвалъ, но и простираться далѣе, чтобы польза опять не осталась не совершенною.

4. Отъ чего же еще должно воздерживаться? Отъ ненависти и зависти. Полезно ни чрезмѣрно опасаться и бояться несправедливыхъ обвиненій (а предстоятелю неизбѣжно подвергаться безразсуднымъ укоризнамъ), ни совершенно пренебрегать ими; но хотя бы онѣ были ложны, хотя бы взводимы были на насъ людьми неважными, надобно стараться скорѣе погашать ихъ. Ничто такъ не увеличиваетъ славы худой и доброй, какъ неразсудительный народъ; привыкнувъ и слушать и говорить необдуманно, онъ повторяетъ безъ разбора все приключившееся, нисколько не заботясь объ истинѣ. Посему не должно пренебрегать народомъ, но возникающія худыя подозрѣнія тотчасъ истреблять, убѣждая обвинителей, хотя бы они были безсмысленнѣйшіе изъ всѣхъ людей, и не опуская ничего изъ всего того, что можетъ уничтожить недобрую славу; если же и послѣ того, какъ мы сдѣлаемъ съ своей стороны все, обвинители не захотятъ вразумиться, тогда отнестись къ нимъ съ презрѣніемъ. Кто упадетъ духомъ отъ такихъ непріятностей, тотъ никогда не будетъ въ состояніи совершить что-нибудь доблестное и достохвальное; уныніе и непрестанныя безпокойства могутъ сокрушить силу души и довести до крайняго изнеможенія. Священникъ долженъ относиться къ пасомымъ такъ, какъ бы отецъ относился къ своимъ малолѣтнимъ дѣтямъ; какъ отъ этихъ мы не отвращаемся, когда они оскорбляютъ, или ударяютъ, или плачутъ, и даже, когда они смѣются и ласкаются къ намъ, не очень заботимся объ этомъ, такъ и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться порицаніями, если онѣ будутъ неосновательны. Трудно это, блаженный, а можетъ быть, я думаю, и не возможно. Слышать себѣ похвалы и не радоваться, не знаю, случалось ли когда-нибудь кому-либо изъ людей: а кто /с. 66/ радуется этому, тотъ конечно и желаетъ получать ихъ; желающій же получать ихъ непремѣнно будетъ печалиться и унывать и скучать и досадовать, когда лишается этихъ похвалъ. Какъ богачи, пока богаты, веселятся, а обѣднѣвъ сѣтуютъ и, привыкнувъ къ роскоши, не могутъ переносить жизни бѣдной, такъ и пристрастные къ похваламъ не только тогда, когда ихъ порицаютъ напрасно, но если ихъ и не часто хвалятъ, терзаются въ душѣ какъ бы какимъ голодомъ, если они привыкли къ похваламъ или услышатъ, что другіе удостоиваются похвалъ. Сколько же трудовъ и сколько огорченій, думаешь ты, предстоитъ вышедшему на подвигъ ученія съ такою страстію? Невозможно, чтобы море когда-нибудь не волновалось; невозможно, чтобы и душа такого человѣка оставалась безъ заботъ и скорби.

5. Кто владѣетъ великою силою слова (а ее у немногихъ можно найти), даже и тотъ не бываетъ свободенъ отъ непрестанныхъ трудовъ. Такъ какъ сила слова не дается природою, но пріобрѣтается образованіемъ, то хотя бы кто довелъ ее до высшаго совершенства, и тогда онъ можетъ потерять ее, если постояннымъ усердіемъ и упражненіемъ не будетъ развивать этой силы. Такимъ образомъ образованнѣйшіе должны болѣе трудиться, нежели менѣе образованные; ибо нерадѣніе тѣхъ и другихъ сопровождается не одинаковымъ ущербомъ, но у первыхъ онъ столько важнѣе, сколько различія между тѣмъ, чѣмъ владѣютъ тѣ и другіе. Послѣднихъ никто не будетъ укорять, если они не произносятъ ничего отличнаго; а первые, если не всегда будутъ предлагать бесѣды, превышающія то мнѣніе, которое всѣ имѣютъ о нихъ, то подвергаются отъ всѣхъ великимъ укоризнамъ. Притомъ послѣдніе и за малое могутъ получать великіе похвалы; а первые, если слова ихъ не будутъ сильно удивлять и поражать, не только не удостоиваются похвалъ, но и находятъ многихъ порицателей. Слушатели сидятъ и судятъ о проповѣди не по ея содержанію, а по мнѣнію о проповѣдующихъ. Потому, кто превосходитъ всѣхъ краснорѣчіемъ, тому болѣе всѣхъ нужно усердно трудиться; ему нельзя извиняться тѣмъ общимъ недостаткомъ природы человѣческой, что невозможно успѣвать во всемъ; но если бесѣды его не вполнѣ будутъ соотвѣтствовать высокому мнѣнію о немъ, то онѣ сопровождаются множествомъ насмѣшекъ и порицаній отъ народа. Никто самъ въ себѣ не разсуждаетъ о томъ, что приключившееся уныніе, безпокойство, забота, а часто и гнѣвъ, помрачаютъ чистоту ума и не позволяютъ произведеніямъ его являться свѣтлыми, и что вообще человѣку невозможно всегда быть одинаковымъ и во всемъ успѣвать; но естественно иногда и погрѣшить и оказаться слабѣе собственной силы. Ни о чемъ этомъ, /с. 67/ какъ я сказалъ, не хотятъ подумать, но винятъ проповѣдника, судя о немъ, какъ объ ангелѣ. И вообще человѣкъ таковъ, что на заслуги ближняго и многочисленныя и великія не обращаетъ вниманія; а если откроется какой-нибудь недостатокъ, — хотя бы незначительный, хотя бы давно случившійся, — тотчасъ узнаетъ его, немедленно привязывается къ нему, и всегда помнитъ его: и это малое и незначительное часто уменьшаетъ славу многихъ и великихъ мужей.

6. Видишь, почтенный, что сильному въ словѣ нужно имѣть особенно большую ревность, а вмѣстѣ съ ревностію и такое терпѣніе, въ какомъ нуждаются не всѣ изъ вышеупомянутыхъ мною. Многіе непрестанно безпокоятъ его напрасно и безъ причины, и не имѣя, въ чемъ обвинять его, враждуютъ противъ него за то, что онъ всѣми уважается. Нужно мужественно переносить гнусную ихъ ненависть. Не желая скрывать этой проклятой ненависти, питаемой ими безъ всякой причины, они злословятъ и порицаютъ, клевещутъ тайно и враждуютъ явно. Если душа при всякой такой непріятности станетъ безпокоиться и раздражаться, то она не можетъ быть бодрою, изнемогая отъ печали. И не только сами они мстятъ ему, но стараются дѣлать это и чрезъ другихъ; часто, выбравъ кого-нибудь, не умѣющаго ничего сказать, они превозносятъ его похвалами и удивляются ему выше его достоинства; одни дѣлаютъ это по безумію, другіе и по невѣжеству и по зависти, чтобы унизить славу достойнаго, а не для того, чтобы прославить недостойнаго. Но не только съ ними бываетъ борьба у доблестнаго мужа, но часто и съ невѣжествомъ цѣлаго народа. Такъ какъ невозможно, чтобы весь собравшійся народъ состоялъ изъ людей образованныхъ, но иногда большую часть собранія составляютъ люди простые; прочіе же хотя и разумнѣе этихъ послѣднихъ, но въ сравненіи съ людьми, способными судить о краснорѣчіи, гораздо болѣе несвѣдущи, чѣмъ всѣ другіе въ сравненіи съ ними; а найдется едва одинъ или два человѣка, имѣющихъ такую способность, неизбѣжно происходитъ то, что говорившій лучше получаетъ менѣе рукоплесканій, а иногда остается и безъ всякихъ похвалъ. Нужно вооружаться мужествомъ противъ такихъ несправедливостей, и тѣхъ, которые поступаютъ такъ по невѣжеству, прощать, а тѣхъ, которые дѣлаютъ это по зависти, оплакивать какъ несчастныхъ и жалкихъ, и быть увѣреннымъ, что собственная сила ни отъ тѣхъ ни отъ другихъ не умаляется. Такъ и живописецъ отличный и превышающій всѣхъ въ своемъ искусствѣ, видя, что люди несвѣдущіе въ этомъ искусствѣ осмѣиваютъ картину, написанную имъ съ большою тщательностію, не долженъ падать духомъ и считать картину худою, по суду не/с. 68/вѣждъ, равно какъ и считать удивительною и прекрасною дѣйствительно худую картину потому только, что ею восхищаются невѣжды.

7. Отличный художникъ долженъ быть самъ и судьею своихъ произведеній; хорошими или худыми они должны считаться тогда, когда произведшій ихъ умъ произнесетъ о нихъ тотъ или другой приговоръ; а о мнѣніи постороннихъ, невѣрномъ и неопытномъ, никогда и думать не нужно. Такъ и принявшій на себя подвигъ учительства долженъ не внимать похваламъ постороннихъ людей, и не ослабѣвать своею душею безъ нихъ; но составляя поученія такъ, чтобы угодить Богу (ибо это должно быть у него правиломъ и единственною цѣлію тщательнѣйшаго составленія поученій, а не рукоплесканія и похвалы), если будетъ хвалимъ людьми, пусть не отвергаетъ похвалъ, если же не получаетъ ихъ отъ слушателей, пусть не ищетъ и не сѣтуетъ; потому что для него достаточное и наилучшее утѣшеніе въ трудахъ есть то, если онъ можетъ сознавать въ самомъ себѣ, что онъ составлялъ и направлялъ свои поученія на благоугожденіе Богу.

8. Подлинно, кто предается страсти къ безразсуднымъ похваламъ, тотъ не получитъ никакой пользы ни отъ многихъ трудовъ своихъ, ни отъ силы своего слова; потому что душа, не умѣющая переносить неразумныхъ осужденій народа, слабѣетъ и теряетъ охоту къ упражненію въ словѣ. Посему больше всего нужно пріучаться презирать похвалы; потому что безъ этого недостаточно одного умѣнья говорить для сохраненія въ себѣ этой силы. Даже если кто захочетъ обратить тщательное вниманіе на того, у кого недостаетъ этой способности, то найдетъ, что и онъ не меньше того имѣетъ нужду въ презрѣніи похвалъ. Не достигая славы отъ народа, онъ неизбѣжно впадетъ во множество грѣховъ. Такъ, не имѣя силъ сравняться съ отличающимися способностію краснорѣчія, онъ не удержится отъ вражды къ нимъ, и зависти, и напрасныхъ порицаній, и многихъ подобныхъ непристойностей; но рѣшится на все, хотя бы предстояло погубить свою душу, только бы пріобрѣсти славу ихъ скудостію своихъ способностей. Кромѣ того, онъ утратилъ и ревность къ этимъ трудамъ, такъ какъ нѣкоторое разслабленіе постигнетъ душу его. Много трудиться, а получать мало похвалъ — это дѣйствительно можетъ изнурить и погрузить въ глубокій сонъ не умѣющаго презирать похвалы. Такъ и земледѣлецъ, вынужденный трудиться надъ неплоднымъ полемъ и воздѣлывать каменистую землю, скоро оставляетъ труды свои, если не имѣетъ большой склонности къ работѣ и не опасается голода. Если же способные говорить съ великою властію, имѣютъ нужду въ постоянномъ упражненіи для /с. 69/ сохраненія этой способности, то нисколько не приготовившійся ранѣе и принужденный думать объ этомъ во время самыхъ подвиговъ какія встрѣтитъ трудности, какое безпокойство, какое смущеніе, чтобы съ великимъ трудомъ пріобрѣсть какой-нибудь малый успѣхъ! А если кто-нибудь изъ поставленныхъ послѣ него и занимающихъ низшее положеніе успѣетъ болѣе его прославиться по этой части, тогда нужна душа какъ бы божественная, чтобы не предаться ненависти и не впасть въ уныніе. Стоять на высшей степени достоинства и быть превзойденнымъ низшими, и переносить это мужественно, это свойственно необыкновенной и не моей душѣ, но какъ бы адамантовой. Эта непріятность бываетъ еще сносною, когда превзошедшій скроменъ и весьма умѣренъ; но если онъ будетъ дерзокъ, и гордъ, и честолюбивъ, тогда тому нужно каждый день желать себѣ смерти; до такой степени горькою для того жизнь сдѣлаетъ онъ, превозносясь надъ нимъ явно, насмѣхаясь тайно, отнимая отъ него власть болѣе и болѣе, стремясь замѣнить его во всемъ, и во всѣхъ этихъ случаяхъ находя себѣ важную опору въ свободѣ рѣчи, расположенности къ нему народа и приверженности всѣхъ пасомыхъ. Развѣ ты не знаешь, какая нынѣ развилась въ душахъ христіанъ любовь къ краснорѣчію и что занимающіеся имъ больше всѣхъ уважаются не только у внѣшнихъ (язычниковъ), но и у присныхъ въ вѣрѣ (Гал. VI, 10)? Кто же можетъ перенести такой стыдъ, когда во время его бесѣды всѣ молчатъ, и тяготятся и ожидаютъ окончанія слова какъ бы какого отдыха отъ трудовъ, а другого, хотя и долго говорящаго, слушаютъ съ долготерпѣніемъ, досадуютъ, когда онъ хочетъ остановиться, и гнѣваются, когда онъ намѣревается замолчать? Все это теперь кажется тебѣ маловажнымъ и не заслуживающимъ вниманія, какъ не испытанное, но можетъ погасить ревность и ослабить душевную силу, развѣ кто, отрѣшившись отъ всѣхъ человѣческихъ страстей, потщится уподобиться безплотнымъ Силамъ, не подверженнымъ ни зависти, ни славолюбію, ни другой какой-нибудь подобной слабости. Если найдется такой человѣкъ, который можетъ попрать этого неуловимаго, неодолимаго и дикаго звѣря, т. е. народную славу, и отсѣчь многочисленныя его головы, или лучше не допустить этой славѣ и зарождаться въ началѣ, тотъ будетъ въ состояніи удобно отражать всѣ эти нападенія, и остаться спокойнымъ, какъ бы въ тихой пристани; а кто не освободился отъ нея, тотъ обременяетъ свою душу, какъ бы разнообразною борьбою, постояннымъ смятеніемъ, и уныніемъ и множествомъ другихъ страстей. Нужно ли исчислить и прочія затрудненія, о которыхъ не можетъ и говорить и знать тотъ, кто не испыталъ ихъ на самомъ дѣлѣ?

Источникъ: Святителя Іоанна Златоуста «Слова о священствѣ» и «Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера» и «Бесѣды о покаяніи». — Репр. изд. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 2006. — С. 63-69.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.