Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Святителя Іоанна Златоуста
«СЛОВА О СВЯЩЕНСТВѢ», «БЕСѢДА ПО РУКОПОЛОЖЕНІИ ВО ПРЕСВИТЕРА» И «БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

«БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

БЕСѢДА ТРЕТЬЯ.
О милостынѣ и о десяти дѣвахъ.

1. Знаете ли, откуда у насъ началось недавно слово и гдѣ кончилось, или, съ какого предмета и до какого доведена прежняя бесѣда? Вы, думаю, забыли, гдѣ у насъ остановилось слово; а я знаю, и не виню васъ въ этомъ, не осуждаю. Каждый изъ васъ имѣетъ жену, печется о дѣтяхъ и забо/с. 112/тится о дѣлахъ домашнихъ; одни заняты службою въ войскѣ, другіе — ремесленники; словомъ: каждый изъ васъ озабоченъ различными нуждами. А мы съ этимъ [1] имѣемъ дѣло, этимъ занимаемся, и въ этомъ проводимъ свое время. Стало быть, васъ нельзя порицать за это [2], но должно хвалить за ревность, — за то, что вы ни въ одно воскресенье не покидаете насъ, но, оставляя все, приходите въ церковь. Это-то и составляетъ величайшее украшеніе нашего города, — не шумъ его, не предмѣстія, не позлащенные домы и столовыя комнаты, но жители ревностные и бодрые. И добрую породу дерева мы узнаемъ не по листьямъ, но по плодамъ. Тѣмъ-то мы и отличаемся предъ безсловесными животными, что имѣемъ (даръ) слова, изъясняемся словомъ и любимъ слово. Человѣкъ, не любящій слова, гораздо глупѣе скотовъ: онъ не знаетъ, для чего онъ почтенъ (даромъ слова), и откуда получилъ такую честь. Хорошо сказалъ пророкъ: человѣкъ, въ чести сый, не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ, и уподобися имъ (Пс. XLVIII, 13). Ты — человѣкъ, одаренный словомъ, и не любишь слова? Скажи же, какое будешь имѣть извиненіе? Потому изъ всѣхъ вы для меня самые незамѣнимые, что, какъ на крыльяхъ, слетаетесь къ (слушанію) слова о добродѣтели и поставляете все ниже божественныхъ реченій. Такъ вотъ и мы возьмемся за предметъ и продолжимъ бесѣду о томъ, о чемъ говорили недавно: я долженъ вамъ, и охотно плачу́ долгъ, потому что это приноситъ мнѣ не бѣдность, но доставляетъ богатство. Въ дѣлахъ мірскихъ должники бѣгаютъ отъ заимодавцевъ, чтобы не отдать (долга); а я гонюсь (за вами), чтобы отдать — и весьма справедливо, потому что въ мірскихъ дѣлахъ отдача производитъ бѣдность, а въ словѣ отдача рождаетъ богатство. Напримѣръ: я долженъ кому-нибудь деньги; если возвращу ихъ, онѣ не могутъ быть и у него, и у меня; нѣтъ, — отъ меня онѣ ушли, а къ нему пришли. Но если заплачу слово, оно и при мнѣ находится, и вы всѣ его имѣете. Если задержу слово и не сообщу (его), тогда я бѣденъ, а когда заплачу́, тогда становлюсь богаче. Если не заплачу́ слóва, тогда я одинъ богатъ; а если заплачу́, то получаю плодъ вмѣстѣ со всѣми вами.

Итакъ, отдадимъ долгъ. Что же это за долгъ? Недавно разсуждали мы о покаяніи и сказали, что есть многіе и различные пути покаянія, чтобы легко было для насъ спасеніе. Если бы Богъ далъ намъ одинъ путь покаянія, мы стали бы отговариваться такъ: не можемъ идти этимъ путемъ, не можемъ спастись. /с. 113/ Но вотъ, чтобы отнять у тебя этотъ предлогъ, Онъ далъ тебѣ не одинъ только путь, и не два, и не три, но многіе и различные, дабы чрезъ это множество сдѣлать для тебя легкимъ восхожденіе на небо. Сказали мы также, что покаяніе не трудно, и что нѣтъ въ немъ никакой тяжести. Ты грѣшникъ? Войди въ церковь, скажи: я согрѣшилъ — и загладишь грѣхъ. Въ примѣръ представили мы и Давида, который согрѣшилъ и загладилъ грѣхъ. Потомъ предложили и другой путь, то есть, плачъ о грѣхѣ, и говорили: какой это трудъ? Не нужно ни потратить деньги, ни пройти длинный путь, ни сдѣлать что-либо другое подобное, а надобно только поплакать о грѣхѣ. Тутъ привели мы изъ Писанія то, что Богъ перемѣнилъ свое опредѣленіе объ Ахаавѣ, потому что онъ заплакалъ и опечалился; и это самъ (Богъ) сказалъ Иліи: видѣлъ ли, какъ ходилъ Ахаавъ въ скорби и печали предъ лицемъ Моимъ? Не сотворю по гнѣву моему (3 Цар. XXI, 29). Затѣмъ указали мы и третій путь покаянія, и представили изъ Писанія фарисея и мытаря, — то есть, что фарисей, надменно похвалившись, лишился праведности, а мытарь, показавъ чувство смиренія, вышелъ съ плодомъ праведности и, не употребивъ никакого труда, сдѣлался праведнымъ, — далъ словá, а получилъ дѣла. Теперь пойдемъ дальше и представимъ четвертый путь покаянія. Какой же это путь? Это милостыня, царица добродѣтелей, весьма скоро возводящая людей въ небесные своды, наилучшая защитница. Великое дѣло — милостыня; посему и Соломонъ восклицалъ: велика вещь человѣкъ, и драгая мужъ творяй милость (Притч. XX, 6). Великъ полетъ у милостыни: она разсѣкаетъ воздухъ, проходитъ луну, восходитъ выше лучей солнечныхъ, достигаетъ до самыхъ небесъ. Но и тамъ она не останавливается; напротивъ, проходитъ и небо, обтекаетъ и сонмы ангеловъ, и лики архангеловъ, и всѣ высшія силы, и предстаетъ самому престолу царскому. Научись этому изъ самаго Писанія, которое говоритъ: Корниліе, молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша предъ Бога (Дѣян. X, 4). А слова предъ Бога значатъ вотъ что: хотя у тебя много грѣховъ, но, такъ какъ милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна изъ вышнихъ силъ не останавливаетъ ея; она требуетъ должнаго, имѣя въ рукахъ собственное рукописаніе. Это гласъ Самого Господа, что, кто сотворилъ единому сихъ меньшихъ, тотъ Мнѣ сотворилъ (Матѳ. XXV, 40). Такимъ образомъ, сколько бы ни было у тебя другихъ грѣховъ, твоя милостыня перевѣшиваетъ всѣ.

2. Развѣ не знаешь въ Евангеліи притчу о десяти дѣвахъ, какъ не имѣющія милостыни, хотя и подвизавшіяся въ дѣвствѣ, остались внѣ брачнаго чертога? Были, говоритъ (Писаніе), десять /с. 114/ дѣвъ, пять глупыхъ, и пять мудрыхъ; у мудрыхъ былъ елей, а у глупыхъ не было елея, поэтому ихъ свѣтильники стали гаснуть. Пришедши къ мудрымъ, глупыя сказали: дайте намъ елея изъ вашихъ сосудовъ (Матѳ. XXV, 1-8). Стыжусь я, и краснѣю, и плачу, когда слышу о дѣвѣ глупой; краснѣю, когда слышу, что онѣ названы такъ послѣ столь великой добродѣтели, послѣ подвиговъ дѣвства, послѣ того, какъ онѣ возлетѣли тѣломъ на небо и соревновали вышнимъ силамъ, — перенесли жаръ и одолѣли пламя сладострастія. Послѣ этого онѣ названы глупыми — и справедливо, потому что, сдѣлавъ великое, побѣждены были малымъ. И пришли, сказано, глупыя, и сказали мудрымъ: дайте намъ елея изъ сосудовъ вашихъ. А эти отвѣчали: не можемъ дать вамъ, еда како не достанетъ намъ и вамъ (ст. 8 и 9). И сдѣлали онѣ это не по жестокости и не по злобѣ, но по тѣснымъ обстоятельствамъ времени, — потому что ожидали пришествія жениха. Были у глупыхъ свѣтильники, но въ свѣтильникахъ мудрыхъ былъ елей, а у тѣхъ не было. Вѣдь дѣвство есть огонь, а милостыня — елей. Потому, какъ огонь гаснетъ, когда не будетъ для него подливаться елей, такъ гаснетъ и дѣвство, когда не имѣетъ милостыни. Дайте намъ елея (сказали глупыя) изъ сосудовъ вашихъ. А мудрыя въ отвѣтъ имъ: не можемъ дать вамъ. Это сказано не по злобѣ, а отъ страха: еда како недостанетъ намъ и вамъ, — какъ бы намъ, когда всѣ мы стараемся войти, какъ бы всѣмъ не остаться (внѣ брачнаго чертога). Подите лучше и купите у продающихъ. Кто же продавцы этого елея? Бѣдные, ради милостыни сидящіе предъ церковію. А за сколько (продается) онъ? За сколько хочешь: цѣны не назначаю, чтобы ты не ссылался на бѣдность. Сколько у тебя есть, за столько и купи. Есть у тебя оволъ [3]? Купи небо, не потому, что небо дешево, но потому, что Господь человѣколюбивъ. Нѣтъ у тебя и овола? Подай чашу холодной воды. Иже аще напоитъ единаго отъ малыхъ сихъ чашею студены воды ради Меня, не погубитъ мзды своея (Матѳ. X, 42). Предметомъ купли и продажи — небо, и мы не заботимся! Дай хлѣбъ, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми безсмертное; дай тлѣнное, и возьми нетлѣнное. Если бъ была ярмарка, и на ней продавались бы дешево и въ большомъ количествѣ съѣстные припасы, и многое можно бы пріобрѣсть за малую цѣну; не распродали ль бы вы имущества, и, оставивъ все въ сторонѣ, не приняли ль бы участіе въ томъ торгѣ? И вотъ, гдѣ тлѣнное, тамъ вы показываете столько ревности; а гдѣ идетъ дѣло о безсмертномъ, тамъ вы столько нерадивы и безпечны? Дай бѣдному, и, — /с. 115/ пусть самъ ты будешь молчать, — тысячи устъ заговорятъ въ защиту тебя, потому что милостыня востанетъ и защититъ (тебя): милостыня есть выкупъ души. Поэтому, какъ предъ дверьми церковными стоятъ сосуды, наполненные водою, чтобы ты мылъ руки, такъ внѣ церкви сидятъ и бѣдные, чтобы ты омывалъ руки души. Омылъ ты чувственныя руки водою? Омой руки души милостынею. Не ссылайся на бѣдность. Вдовица и въ крайней бѣдности ввела въ домъ свой Илію, и бѣдность не была (для нея) препятствіемъ, но съ великою радостію она приняла его; потому и получила достойные плоды и собрала жатву милостыни. Но, можетъ быть, слушатель скажетъ: дай мнѣ Илію. Что ищешь Илію? Господа Иліи даю тебѣ, и не питаешь Его: какъ же ты принялъ бы Илію, еслибъ нашелъ его? Христосъ, Господь всяческихъ, сказалъ: кто сотворилъ единому сихъ меньшихъ, — Мнѣ сотворилъ (Матѳ. XXV, 40). Если бы царь позвалъ кого-нибудь на вечерю и, когда-бы предстали слуги, сказалъ къ нимъ: возблагодарите его много за меня; онъ пропиталъ и принялъ меня въ домъ свой, когда я былъ въ бѣдности, онъ оказалъ мнѣ много благодѣяній во время нужды, — не каждый ли бы употребилъ и потратилъ всѣ свои деньги для того, кому царь изъявилъ благодарность? Не каждый ли бы постарался сблизиться и подружиться съ нимъ?

3. Видѣли вы силу слова (царскаго)? Если же у царя — человѣка оно имѣетъ такую честь, то представь себѣ, что Христосъ въ тотъ день взываетъ предъ ангелами и всѣми силами, и говоритъ: этотъ человѣкъ на землѣ ввелъ Меня въ домъ свой; онъ оказалъ Мнѣ множество благодѣяній; онъ принялъ Меня — странника. Затѣмъ представь себѣ дерзновеніе (этого человѣка) среди ангеловъ, радость среди чиновъ небесныхъ. О комъ Христосъ свидѣтельствуетъ, тому какъ не имѣть дерзновенія предъ ангелами? Итакъ, братія, великое дѣло — милостыня. Возлюбимъ ее, — ей нѣтъ ничего равнаго; она можетъ и загладить грѣхи, и избавить отъ суда. Ты молчишь, — а она стоитъ и защищаетъ; или лучше, тогда какъ ты молчишь, тысячи устъ благодарятъ за тебя. Столько-то благъ отъ милостыни, а мы нерадимъ и не заботимся? Дай, по возможности, хлѣба. Нѣтъ у тебя хлѣба? Дай оволъ. Нѣтъ овола? Дай чашу холодной воды. Нѣтъ и этого? Поплачь съ несчастнымъ, и получишь награду, — награду не за вынужденное, но за свободное дѣло. Но вотъ, бесѣдуя объ этомъ, мы забыли о дѣвахъ; возвратимся же къ предмету. Дайте намъ, говорятъ, елея изъ сосудовъ вашихъ. Не можемъ дать вамъ, еда како недостанетъ намъ и вамъ; подите лучше и купите у продающихъ. Идущимѣ же имъ купити, пріиде женихъ, и тѣ, у которыхъ были свѣтлыя лампады, внидоша съ нимъ, и затворены быша двери /с. 116/ брачнаго чертога. Пришли и пять глупыхъ, и начали стучать въ двери чертога, восклицая: отверзи намъ; а въ отвѣтъ имъ гласъ жениха извнутри: отойдите отъ меня, не вѣмъ васъ (Матѳ. XXV, 8-12). Итакъ, послѣ столь великихъ трудовъ, чтó онѣ услышали? Не вѣмъ васъ. Это значитъ, какъ я сказалъ, что онѣ напрасно и безъ пользы пріобрѣли себѣ великое достояніе дѣвства. Подумай, онѣ отвержены послѣ столь великихъ трудовъ, послѣ того, какъ обуздали невоздержаніе, послѣ того, какъ имѣли состязаніе съ небесными силами, послѣ того, какъ посмѣялись надъ житейскими дѣлами, перенесли великій зной, переступили черезъ преграды, послѣ того, какъ возлетѣли отъ земли на небо, не разломили печати тѣла, пріобрѣли великую красоту дѣвства, вошли въ состязаніе съ ангелами, попрали требованія плоти, забыли природу, въ тѣлѣ совершили свойственное безтѣлеснымъ, послѣ того, какъ пріобрѣли великое и необоримое достояніе дѣвства, послѣ всего этого они услышали: отойдите отъ меня, не вѣмъ васъ. Не подумай, будто я считаю маловажнымъ достоинство дѣвства: дѣвство таково, что изъ древнихъ никто не могъ сохранить его. Потому-то и велика благодать, что страшное для пророковъ и для древнихъ нынѣ стало весьма доступно. Что, въ самомъ дѣлѣ, было всего тяжелѣе и невыносимѣе? Дѣвство и презрѣніе смерти. Но ихъ не страшатся нынѣ и слабыя дѣвы. Въ самомъ дѣлѣ, соблюденіе дѣвства было такъ тяжко, что изъ древнихъ никто не могъ хранить его. Ной былъ праведенъ и имѣлъ свидѣтельство отъ Бога, но жилъ съ женою. Равнымъ образомъ Авраамъ и Исаакъ, сонаслѣдники ему въ обѣтованіи, жили съ женами. Цѣломудренный Іосифъ отказался сдѣлать великій грѣхъ прелюбодѣянія, но и онъ жилъ съ женою, потому что тяжко было состояніе дѣвства. Дѣвство утвердилось съ тѣхъ поръ, какъ выросъ цвѣтъ дѣвства. Итакъ никто изъ древнихъ не могъ хранить дѣвство, потому что великое дѣло — обуздать тѣло. Изобрази словомъ видъ дѣвства, и познай величіе этой добродѣтели. У ней каждый день брань, которая никогда не можетъ умолкнуть; эта брань хуже войны съ варварами. На войнѣ съ варварами бываетъ время отдыха, — когда ведутъ переговоры; тамъ иногда сражаются, иногда нѣтъ; тамъ наблюдается порядокъ и время. А на войнѣ, которая ведется противъ дѣвства, нѣтъ отдыха, потому что воюетъ діаволъ, который не знаетъ опредѣленнаго времени къ нападенію, не ожидаетъ условнаго знака къ сраженію, но всегда стои́тъ и старается найти дѣву безоружною, чтобы нанести ей смертельную рану; и дѣва никогда не можетъ отдохнуть отъ этой брани, но всегда носитъ въ самой себѣ тревогу и воителя. И осужденные не такъ бѣдствуютъ, хотя и видятъ начальника только по /с. 117/ временамъ; а дѣва, куда ни пойдетъ, вездѣ имѣетъ при себѣ судію и носитъ съ собою врага. Этотъ врагъ не даетъ ей покоя ни вечеромъ, ни ночью, ни утромъ, ни въ полдень, но воюетъ непрестанно, представляя ей наслажденіе, указывая на бракъ, чтобы исторгнуть изъ ней добродѣтель и породить въ ней порокъ, чтобы изгнать изъ нея цѣломудріе и всѣять въ нее блудъ: каждый часъ разгарается, пріятно поджигаемая, печь сладострастія. Подумай, какъ труденъ этотъ подвигъ: а онѣ (глупыя дѣвы) послѣ всего этого услышали: отойдите отъ меня, не вѣмъ васъ. Смотри, какое великое дѣло дѣвство: когда оно имѣетъ у себя сестру: — милостыню, тогда никакія бѣдствія не одолѣваютъ его, но оно становится выше всего. Онѣ потому не вошли (въ брачный чертогъ), что при дѣвствѣ не имѣли милостыни. Стыдно сказать: поборовши сладострастіе, ты не презрѣла денегъ, но будучи дѣвою, отрѣшившеюся отъ жизни, и распявши себя, любишь деньги! Если бы ты возжелала мужа, и тогда была бы вина не столь велика, потому что ты возжелала бы предмета одинаковаго (съ тобою) по существу; но теперь вина гораздо больше, потому что ты возжелала чуждаго (тебѣ) предмета. Вотъ, замужнія злобно выказываютъ безчеловѣчіе, ссылаясь на дѣтей; если скажешь имъ: дай мнѣ милостыню, — у меня дѣти, говорятъ онѣ, не могу. Богъ далъ тебѣ дѣтей, ты получила плодъ чрева, для того, чтобы тебѣ быть человѣколюбивою, а не безчеловѣчною; повода къ человѣколюбію не обращай въ предлогъ къ безчеловѣчію. Хочешь оставить доброе наслѣдство твоимъ дѣтямъ? Оставь милостыню, чтобы всѣ стали хвалить тебя, и память твоя осталась славною. Но ты, не имѣющая дѣтей и распявшаяся для жизни, ты для чего собираешь деньги?

4. Но у насъ живо (въ умѣ) слово и о пути покаянія, и о милостынѣ. Сказали мы, что милостыня есть великое пріобрѣтеніе; затѣмъ перешли къ морю дѣвства. Итакъ, великій (путь) покаянія ты имѣешь въ милостынѣ, которая можетъ освободить (тебя) изъ узъ грѣховныхъ; но есть для тебя и другой путь покаянія, также весьма удобный, чрезъ который можешь освободиться отъ грѣховъ. Молись каждый часъ, не изнемогай въ молитвѣ, и нелѣностно умоляй человѣколюбіе Божіе, а Богъ не отвратится отъ постоянно молящагося, но проститъ тебѣ грѣхи твои и исполнитъ прошенія твои. Если ты, молясь, будешь услышанъ, продолжай молиться, чтобы принести (Богу) благодареніе; если же не будешь услышанъ, пребывай въ молитвѣ, чтобы быть тебѣ услышаннымъ. И не говори: «много я молился, и не услышанъ», потому что и это часто бываетъ для твоей же пользы. Богъ знаетъ, что ты лѣнивъ и безпеченъ, и что, если получишь нужное, то отойдешь и больше не /с. 118/ станешь молиться; и вотъ, самою нуждою заставляетъ тебя чаще бесѣдовать съ Богомъ и упражняться въ молитвѣ. Если ты, въ такой нуждѣ и имѣя надобность, лѣнишься и не продолжаешь молитвы, чтó было бы, еслибъ ты ни въ чемъ не нуждался? Стало быть, и это Онъ дѣлаетъ для твоей пользы, желая, чтобы ты не оставлялъ молитвы. Итакъ, пребывай въ молитвѣ, возлюбленный, и не лѣнись, потому что молитва можетъ совершить многое; и не приступай къ молитвѣ, какъ къ маловажному дѣлу. А что молитва доставляетъ прощеніе грѣховъ, это можешь узнать изъ божественнаго Евангелія. Что же оно говоритъ? Подобно царствіе небесное человѣку, который заперъ двери свои и легъ спать съ дѣтьми своими. Между тѣмъ вечеромъ пришелъ нѣкто взять у него хлѣбовъ и стучитъ, говоря: отвори мнѣ, мнѣ нужны хлѣбы. А онъ ему: не могу дать тебѣ теперь, потому что легли спать и мы, и дѣти наши. Тотъ продолжалъ стучать въ дверь, а этотъ опять говоритъ къ нему: не могу тебѣ дать, потому что легли спать и мы, и дѣти. Но тотъ и послѣ этого продолжалъ стучать, и не отходилъ, пока домохозяинъ не сказалъ: встаньте, дайте ему, и пусть онъ отойдетъ (Лук. XI, 5 и сл.). Итакъ, (Писаніе) учитъ тебя молиться и никогда не унывать, но и тогда, какъ не получишь (просимаго), пребывать (въ молитвѣ), пока не получишь. Много и другихъ путей покаянія найдешь въ Писаніи. Покаяніе, и прежде пришествія Христова, проповѣдывалось Іереміею, который говоритъ: еда падаяй не востаетъ, или отвращаяйся не обратится (Іер. VIII, 4)? И опять: послѣ этого, послѣ того какъ она прелюбодѣйствовала, сказалъ ей: обратись ко Мнѣ (III, 7). Много и другихъ [4] различныхъ путей покаянія (Богъ) далъ намъ для того, чтобы отнять у насъ всякій предлогъ къ нерадѣнію. Еслибъ у насъ былъ только одинъ путь, мы бы не могли пойти по нему. Отъ этого оружія всегда убѣгаетъ діаволъ. Согрѣшилъ ты? Войди въ церковь, и загладь свой грѣхъ. Сколько бы ты ни падалъ на площади, — всякій разъ встаешь: также точно сколько разъ ни согрѣшишь, — покайся во грѣхѣ, не отчаивайся; согрѣшишь въ другой разъ, въ другой разъ покайся, чтобы по нерадѣнію совсѣмъ не потерять тебѣ надежды на обѣщанныя блага. Ты въ глубокой старости — и согрѣшилъ? Войди (въ церковь), покайся: здѣсь врачебница, а не судилище; здѣсь не истязуютъ, но даютъ прощеніе въ грѣхахъ. Одному Богу скажи грѣхъ твой: Тебѣ единому согрѣшихъ, и лукавое предъ Тобою сотворихъ (Пс. I, 6), — и отпустится тебѣ грѣхъ. Есть у тебя и иной путь покаянія, не трудный, а самый легкій. Какой же это путь? Поплачь о грѣхѣ своемъ. /с. 119/ Объ этомъ узнаешь ты изъ божественнаго Евангелія. Петръ, верховный изъ апостоловъ, первый въ церкви, другъ Христовъ, получившій откровеніе не отъ человѣковъ, но отъ Отца, какъ свидѣтельствуетъ о немъ Господь, говоря: блаженъ еси, Симоне варѣ Іона, яко плоть и кровь не яви тебѣ, но Отецъ мой небесный (Матѳ. XVI, 17), — этотъ Петръ (когда называю Петра, разумѣю камень несокрушимый, скалу неподвижную, великаго апостола, перваго изъ учениковъ, первозваннаго, и перваго послѣдовавшаго на зовъ), онъ-то сдѣлалъ не какое-либо маловажное преступленіе, но очень великое, — отрекся отъ Самого Господа. Это говорю не въ обвиненіе праведника, но чтобы дать тебѣ побужденіе къ покаянію. Такъ онъ отвергся Самого Господа вселенной, Попечителя и Спасителя всѣхъ. Но разскажемъ этотъ случай сначала. Спаситель зналъ, что во время Его преданія нѣкоторые отойдутъ (отъ Него), и говоритъ Петру: не хочешь ли и ты отойти? Но Петръ отвѣчалъ: аще ми есть и умрети съ Тобою, не отвернуся Тебе (Матѳ. XXVI, 35; сн. Іоан. VI, 67). Что говоришь, Петръ? Богъ опредѣлилъ, а ты противодѣйствуешь? Но, хотя воля (Петра) и выказала свое (желаніе), однакожъ слабость природы (его) изобличилась. Когда же это? Въ ночь, въ которую преданъ былъ Христосъ. Тогда, сказано, стоялъ Петръ у горящихъ дровъ и грѣлся; и вотъ подошла къ нему одна служанка, и говоритъ: вчера и ты былъ съ этимъ человѣкомъ; а онъ въ отвѣтъ: не знаю сего человѣка. Потомъ (отрекся) и въ другой, и въ третій разъ — и исполнилось опредѣленіе (Божіе). Засимъ Христосъ взглянулъ на Петра, и этимъ взглядомъ подалъ голосъ; не заговорилъ съ нимъ устами, чтобы не обнаружить его предъ іудеями и не пристыдить своего ученика, но взглядомъ сказалъ ему: вотъ, Петръ, сбылось то, о чемъ Я говорилъ. Тогда и Петръ пришелъ въ чувство и началъ плакать, но заплакалъ не просто, а горько, и изъ слезъ очей сдѣлалъ второе крещеніе. Но заплакавъ такъ горько, онъ загладилъ свой грѣхъ, и послѣ этого ему ввѣрены ключи небесные. Если же плачъ Петра загладилъ столь великій грѣхъ, то какъ тебѣ не загладить грѣха, если будешь плакать? Отречься отъ своего Господа — было преступленіе не малое, но великое и весьма важное, — и однакожъ слезы загладили грѣхъ. Плачь же и ты о грѣхѣ своемъ, только плачь не просто и не для вида, но горько, какъ (плакалъ) Петръ; изведи потоки слезъ изъ самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простилъ тебѣ прегрѣшеніе. Человѣколюбивъ Господь; Онъ Самъ сказалъ: не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися, покаяться, и живу быти ему (Іезек. XXXIII, 11). Отъ тебя хочетъ небольшого труда, а Самъ даетъ великое; отъ тебя ожидаетъ повода, чтобы дать тебѣ сокровище спасенія. Пред/с. 120/ложи слезы, а Онъ дастъ тебѣ прощеніе; принеси покаяніе, а Онъ даруетъ тебѣ отпущеніе грѣховъ. Ты представь хоть малый предлогъ, чтобы имѣть благовидное оправданіе, потому что (въ дѣлѣ спасенія) одно зависитъ отъ Него, а другое отъ насъ. Если мы представимъ, чтó зависитъ отъ насъ, то и Онъ даруетъ, чтó зависитъ отъ Него. Но вотъ Онъ уже даровалъ, чтó зависѣло отъ Него, — утвердилъ солнце, луну и разнообразный ходъ звѣздъ, разлилъ воздухъ, распростеръ землю, оградилъ море, далъ горы, долины, холмы, источники, озера, рѣки, безчисленные роды растеній, сады и все прочее. Принеси же и ты немногое, чтобы такимъ образомъ Онъ даровалъ тебѣ и высшія блага. Итакъ, не будемъ беззаботны о самихъ себѣ, и не отступимся отъ своего спасенія, имѣя такую бездну человѣколюбія Господа всѣхъ, Который даже кается о нашихъ грѣхахъ. Предлагается царство небесное и рай, и блага, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. II, 9), — и мы не будемъ всячески стараться привнести что-нибудь съ своей стороны, чтобы не лишиться этихъ благъ? Развѣ не знаешь, что говоритъ Павелъ, который много потрудился и одержалъ безчисленныя побѣды надъ діаволомъ, — который въ тѣлѣ прошелъ вселенную, обтекъ землю, и море, и воздухъ, и, какъ бы на крыльяхъ, облетѣлъ вселенную, — который былъ забросанъ камнями, побитъ, потерпѣлъ побои, все перенесъ ради имени Божія, призванъ былъ свыше небеснымъ голосомъ? Смотри, что говоритъ онъ, какое произнесъ слово: мы получили, говоритъ, благодать отъ Бога, но и я потрудился и сдѣлалъ свое; и благодать Его, яже во мнѣ, не тща бысть, но паче всѣхъ ихъ потрудихся и сдѣлалъ свое (1 Кор. XV, 10). Знаемъ, говоритъ, знаемъ великость благодати, которую мы получили; но не празднымъ она нашла и меня: извѣстны дѣла мои. Такъ и мы пріучимъ руки къ милостынѣ, чтобы привнести съ своей стороны нѣчто малое; станемъ плакать о грѣхѣ, стенать о беззаконіи, чтобы видно было, что и мы привносимъ хоть что-нибудь малое, между тѣмъ какъ то, что имѣетъ быть даровано намъ, велико и превышаетъ наши силы. Это рай и царство небесное, котораго да сподобимся всѣ мы по благодати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава, держава, честь, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Т. е. проповѣданіемъ.
[2] Т. е. непамятованіе о предметѣ прежней бесѣды.
[3] Самая мелкая монета.
[4] Т. е. кромѣ милостыни и молитвы.

Источникъ: Святителя Іоанна Златоуста «Слова о священствѣ» и «Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера» и «Бесѣды о покаяніи». — Репр. изд. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 2006. — С. 111-120.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.