Церковный календарь
Новости


2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 8-е, въ недѣлю сыропустную (1910)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 7-е, въ субботу сырную (1910)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ среду 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ Б. Р. Гершельмана (1939)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ игумена Филиппа (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Святителя Іоанна Златоуста
«СЛОВА О СВЯЩЕНСТВѢ», «БЕСѢДА ПО РУКОПОЛОЖЕНІИ ВО ПРЕСВИТЕРА» И «БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

«БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

БЕСѢДА ЧЕТВЕРТАЯ.
О покаяніи и молитвѣ.

1. Пастухи водятъ овецъ постоянно туда, гдѣ видятъ траву гуще, и дотолѣ не выгоняютъ ихъ оттуда, пока стадо не пощиплетъ всю траву. Подражая имъ, и мы вотъ уже четвертый день пасемъ свое стадо на пастбищѣ покаянія, да и сегодня еще не располагаемся встать, потому что видимъ еще много пищи, много наслажденія и вмѣстѣ пользы.

Не столько древесныя вѣтви, служащія для овецъ кровомъ въ полдень, успокоиваютъ овецъ, доставляя пріятную и полезную тѣнь и располагая къ весьма сладкому сну, сколько чтеніе божественнаго Писанія ободряетъ и оживляетъ скорбящія и одержимыя печалію души, уничтожая силу и жаръ скорби, и доставляя утѣшеніе, которое пріятнѣе и сладостнѣе всякой тѣни. И дѣйствительно, оно доставляетъ намъ великое утѣшеніе, не только въ потерѣ имущества, не только въ утратѣ дѣтей, или въ другомъ подобномъ несчастіи, но и въ обстояніяхъ грѣховныхъ. Когда падетъ человѣкъ, уловленный и низринутый грѣхомъ, когда потомъ будетъ угрызать его совѣсть, и онъ, непрестанно памятуя о грѣхѣ, подавляется чрезмѣрною печалію, каждый день горитъ въ огнѣ, и, не смотря на множество утѣшителей, не получаетъ утѣшенія, тогда, войдя въ церковь и услышавъ, что многіе изъ святыхъ послѣ паденія возстали и снова вошли въ прежнюю славу, — непримѣтно получаетъ утѣшеніе. Притомъ людямъ мы, согрѣшивъ, часто не смѣемъ и открыть своего грѣха, потому что намъ стыдно и совѣстно; а если и откроемъ, то не получимъ такой пользы. Но когда Богъ утѣшаетъ и касается нашего сердца, тогда сейчасъ убѣжитъ всякая сатанинская печаль. Для того и описаны намъ паденія праведныхъ, чтобы и добродѣтельные, и грѣшники получали отъ нихъ величайшую пользу. Грѣшникъ не приходитъ въ отчаяніе и безнадежность, видя, что другой палъ и однакожъ могъ опять возстать; а добродѣтельный будетъ ревностнѣе и благонадежнѣе: когда онъ увидитъ, что многіе изъ тѣхъ, которые гораздо лучше его, пали, то, вразумляемый страхомъ ихъ паденія, будетъ всегда бдителенъ и покажетъ великую внимательность къ самому себѣ. И такимъ образомъ, одинъ, усовершаясь въ добродѣтели, а другой, грѣшникъ, избавляясь отъ отчаянія, первый будетъ стоять твердо, а послѣдній скоро возвратится въ то состояніе, /с. 122/ изъ котораго ниспалъ. Когда человѣкъ утѣшаетъ насъ въ печали, мы повидимому и утѣшаемся на нѣсколько времени, но потомъ опять впадаемъ въ прежнюю печаль. А когда Богъ вразумляетъ примѣромъ другихъ, согрѣшившихъ и покаявшихся, и спасшихся, тогда Онъ дѣлаетъ ясною намъ Свою благость, чтобы мы не сомнѣвались въ своемъ спасеніи, получая вѣрное и надежное утѣненіе. Итакъ, древнія повѣствованія Писаній подаютъ всѣмъ желающимъ достаточное для скорбящихъ врачество, какъ въ обстояніяхъ грѣховныхъ, такъ и въ приключающихся опасностяхъ. Постигнетъ ли насъ лишеніе имущества, или обиды отъ клеветниковъ, или узы, или побои, или другое какое-либо бѣдствіе, — смотря на праведниковъ, которые потерпѣли и испытали то же самое, мы скоро можемъ придти въ себя. Въ болѣзняхъ тѣлесныхъ, если больной смотритъ на (другихъ) больныхъ, онъ чрезъ это увеличиваетъ свою болѣзнь, а часто получаетъ и новую болѣзнь: напримѣръ, нѣкоторые, увидя больныхъ глазами, и сами получали болѣзнь отъ одного взгляда. Но въ болѣзняхъ душевныхъ бываетъ не такъ, а напротивъ: частое размышленіе о потерпѣвшихъ одинаковыя съ нами бѣдствія облегчаетъ для насъ скорбь о нашихъ бѣдствіяхъ. Поэтому и Павелъ точно такъ утѣшаетъ вѣрныхъ, выставляя имъ на видъ святыхъ, не только живыхъ, но и умершихъ. Бесѣдуя съ евреями, которые готовы были преткнуться и пасть, онъ выставляетъ на видъ святыхъ мужей — Даніила, трехъ отроковъ, Илію, Елисея, говоря такъ: заградиша уста львовъ, угасиша силу огненную, избѣгоша острея меча, каменіемъ побіени быша, руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею; проидоша въ милотехъ, въ козіяхъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени, ихъ же не бѣ достоинъ мірѣ (Евр. XI, 33-38).

А общеніе въ страданіяхъ доставляетъ скорбящимъ утѣшеніе: какъ терпѣть одному какое-либо бѣдствіе есть безотрадное несчастіе, такъ найти другого, удрученнаго такими же бѣдствіями, значитъ облегчить свою рану.

2. Итакъ, чтобы не унывать намъ ни въ какихъ тяжкихъ обстоятельствахъ, будемъ усердно внимать повѣствованіямъ Писаній. Отсюда мы получимъ великое ободреніе къ терпѣнію, потому что не только будемъ утѣшены общеніемъ съ потерпѣвшими одинаковыя съ нами бѣдствія, но и научимся, какъ избавиться отъ постигающихъ насъ золъ, какъ и по успокоеніи (отъ бѣдъ) оставаться ровными, — и не впадать въ безпечность, и не надмеваться гордостію. Ничего нѣтъ удивительнаго, если мы въ несчастіи смиряемъ и уничижаемъ себя, и выказываемъ великое благочестіе, потому что самыя искушенія заставляютъ и имѣющихъ каменное сердце дѣлать это, т. е. печалиться. Но (только) душѣ благоче/с. 123/стивой и непрестанно имѣющей Бога предъ очами свойственно, и послѣ избавленія отъ искушеній, никогда не впадать въ забвеніе; а это часто случалось съ іудеями. Потому и пророкъ, посмѣваясь имъ, говорилъ: егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху къ Богу (Псал. LXXVII, 34). И Моисей, сознавая за ними то же самое, часто увѣщевалъ ихъ, говоря: и ядый, и піяй, и насытився, вонми себѣ, да не забудеши Господа Бога твоего (Втор. VI, 11-12). Между тѣмъ это, и случилось, потому что сказано: и яде Іаковъ и утолстѣ, и расширѣ, и отвержеся возлюбленный (Втор. XXXII, 15). Итакъ, надобно удивляться святымъ не потому, что они были такъ благочестивы и любомудры во время сильной скорби, но потому, что, и по прошествіи бури и съ наступленіемъ тишины, продолжали быть одинаково скромными и старательными. И коню особенно надобно удивляться тогда, какъ онъ можетъ безъ узды идти ровно; если же онъ прямо идетъ потому, что удерживается возжами и уздою, то въ этомъ нѣтъ ничего удивительнаго: тогда эту стройность приписать должно не благородству животнаго, но силѣ узды. Это же должно сказать и о душѣ: не удивительно, если она ведетъ себя скромно, когда гнететъ ее страхъ; нѣтъ, тогда, покажи мнѣ душевное любомудріе и всяческое благонравіе, когда пройдутъ искушенія и снимется узда страха. Но боюсь, чтобы, осуждая іудеевъ, мнѣ не осудить нашего образа жизни. Когда и мы, страдали отъ голода и заразы, отъ града и засухи, отъ пожаровъ и нашествія непріятелей, то не каждый ли день церковь тѣсна была отъ множества собиравшихся? Великое тогда было у насъ любомудріе и пренебреженіе мірскими дѣлами; не тревожили насъ ни любовь къ деньгамъ, ни исканіе славы, ни страсть и стремленіе къ распутству, и никакой другой злой помыслъ, но всѣ вы предавались благочестію, съ молитвою и слезами. Блудникъ сталъ тогда воздерживаться, злопамятный спѣшилъ мириться, сребролюбецъ склонялся къ подаянію милостыни, гнѣвливый и дерзкій обращался къ смиренномудрію и кротости. Но когда Богъ разсѣялъ тотъ гнѣвъ, отвелъ бурю, и послѣ такого волненія устроилъ тишину, мы опять обратились къ прежнимъ дѣламъ. Объ этомъ я и тогда, во время самыхъ искушеній, напередъ говорилъ и предостерегалъ непрестанно, однакожъ не имѣлъ никакого успѣха, но всѣ тѣ (внушенія) вы выбросили изъ ума, какъ сонъ и мимошедшую тѣнь. Посему-то боюсь теперь больше, нежели тогда, и, о чемъ тогда говорилъ я, особенно боюсь теперь, чтобы намъ не навлечь на себя несчастій болѣе тяжкихъ, чѣмъ прежнія, и затѣмъ не получить отъ Бога неизлѣчимой раны. Когда часто согрѣшающій получаетъ отъ Бога прощеніе, и между тѣмъ не располагается такимъ долготерпѣ/с. 124/ніемъ къ оставленію нечестія, то такой человѣкъ наконецъ доводитъ Бога до того, что Онъ и противъ воли насылаетъ на него самое великое бѣдствіе, искореняетъ его въ конецъ, и уже не даетъ ему нисколько времени для покаянія, — какъ это случилось и съ фараономъ. Когда онъ, испытавъ великое долготерпѣніе Божіе въ первой, и во второй, и въ третьей, и въ четвертой, и въ послѣдующихъ казняхъ, нисколько не воспользовался этимъ, то наконецъ былъ истребленъ и совершенно уничтоженъ со всѣмъ городомъ. Это же потерпѣли и іудеи. Потому и Христосъ, опредѣляя истребить ихъ и подвергнуть конечному разоренію, говорилъ такъ: коль краты восхотѣхъ собрати чада твоя, и не восхотѣстѣ; се оставляется домъ вашъ пустъ (Лук. XIII, 34-35). Итакъ боюсь, чтобы и намъ не потерпѣть того же, потому что мы не вразумляемся ни чужими, ни своими бѣдствіями. Впрочемъ говорю это не вамъ только, теперь присутствующимъ здѣсь, но и тѣмъ, которые прервали повседневное усердіе и забыли о прежнихъ скорбяхъ, — которымъ я непрестанно, съ крайнимъ усиліемъ, говорилъ, что, хотя и прошли искушенія, но память объ нихъ должна оставаться въ душахъ нашихъ, чтобы мы, постоянно памятуя о благодѣяніи, непрестанно благодарили Бога, даровавшаго его.

3. Это и тогда говорилъ я, и теперь говорю вамъ, а чрезъ васъ — имъ: будемъ подражать святымъ, которые ни скорбями не были побѣждаемы, ни отъ покоя не разслабѣвали, что бываетъ теперь со многими изъ насъ, какъ съ легкими ладьями, которыя отъ всякаго напора волнъ заливаются водою и тонутъ. Часто и бѣдность, нашедши на насъ, заливаетъ и потопляетъ насъ, и богатство, прибывши къ намъ, опять надмеваетъ насъ и повергаетъ въ крайнюю безпечность. Потому прошу, пусть каждый изъ насъ, оставивъ все, настроитъ душу свою ко спасенію. Когда она хорошо настроена, тогда, какое бы ни постигло васъ бѣдствіе, голодъ ли, болѣзнь ли, клевета ли, расхищеніе ли имущества, или что бы то ни было другое, — все будетъ удобоносимо и легко, по заповѣди Господа и по надеждѣ на Него; равно какъ наоборотъ, у кого душа не благоустроена въ отношеніи къ Богу, такой человѣкъ испытаетъ много скорбей и заботъ, хотя бы и богатство текло къ нему, хотя бы были у него и дѣти, и безчисленное множество денегъ. Итакъ, не будемъ ни искать богатства, ни убѣгать бѣдности, но прежде всего позаботимся каждый о своей душѣ и сдѣлаемъ ее способною и къ распоряженію настоящею жизнію, и къ отшествію отсюда туда. Еще не много — и будетъ испытаніе каждаго изъ насъ, когда всѣ мы предстанемъ страшному судилищу Христову, окруженные своими дѣлами, и увидимъ собственными глазами — то слезы сиротъ, то постыдное распутство, кото/с. 125/рымъ осквернили мы душу свою, то стоны вдовъ, то побои (нанесенные) бѣднымъ, и разграбленіе нищихъ; (увидимъ) не только это и подобное этому, но и все, что только сдѣлали мы худого даже и въ мысляхъ, такъ какъ Онъ (Богъ) есть судія помышленій и цѣнитель мыслей (Евр. IV, 12), и опять: испытуяй сердца и утробы (Пс. VII, 10), и воздающій коемуждо по дѣлу его (Римл. II, 6).

Но это слово мое относится не только къ живущимъ въ мірѣ, но и къ тѣмъ, которые, по любви къ уединенной жизни, построили себѣ кельи въ горахъ, потому что они должны, блюсти не только тѣла свои отъ оскверненія блудомъ, но и душу отъ всякаго сатанинскаго любостяжанія. Ап. Павелъ разсуждаетъ не о женахъ только, но и о мужахъ, и всей церкви, когда говоритъ, что дѣвствующая душа должна быть свята и тѣломъ и духомъ (1 Кор. VII, 34), и опять: представьте тѣла ваши дѣву чисту (2 Кор. XI, 2). А какъ чистую? Не имущую скверны или порока (Еф. V, 27). И тѣ дѣвы, у коихъ угасли свѣтильники, были дѣвы тѣломъ, но не чисты сердцемъ; и хотя мужъ не растлилъ ихъ, но растлила ихъ любовь къ деньгамъ. Тѣло у нихъ было чисто, а душа была преисполнена блуда, потому что ими овладѣли злые помыслы, — сребролюбіе, и жестокосердіе, и гнѣвъ, и зависть, и лѣность и забывчивость, и гордость, и все это погубило достоинство ихъ дѣвства. Потому и Павелъ говоритъ: да будетъ дѣва свята и тѣломъ и духомъ (1 Кор. VII, 34), и опять: дѣву чисту представити Христови (2 Кор. XI, 2). Какъ тѣло растлѣвается блудомъ, такъ и душа оскверняется сатанинскими помыслами, превратными правилами, нечистыми мыслями. Кто говоритъ: я дѣвственникъ по тѣлу, а въ душѣ завидуетъ брату, тотъ не дѣвственникъ: его дѣвство растлила связь съ завистію. Тщеславный также не дѣвственникъ: его дѣвство растлила любовь къ злословію; вошла (въ него) эта страсть — и нарушила его дѣвство. А кто ненавидитъ своего брата, тотъ болѣе человѣкоубійца, чѣмъ дѣвственникъ; и вообще, какою кто одержимъ бываетъ злою страстію, ею и растлѣваетъ свое дѣвство. Поэтому Павелъ устраняетъ (насъ) отъ всѣхъ этихъ злыхъ связей и повелѣваетъ намъ быть дѣвами, такъ чтобы добровольно не принимали мы въ душу никакого противнаго помысла.

4. Что же намъ сказать на это? Какъ заслужить помилованіе? Какъ спастись? Вотъ что скажу: будемъ всегда носить въ сердцѣ молитву и плоды ея, то есть, смиренномудріе и кротость. Научитеся отъ мене, говоритъ Господь, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. XI, 29); и опять Давидъ: жертва Богу духъ сокрушенъ: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Пс. L, 19). Ничего такъ не принимаетъ и не любитъ Богъ, какъ душу кроткую, смиренномудрую /с. 126/ и благодарную. Смотри же и ты, братъ, когда что-либо неожиданное постигнетъ и опечалитъ тебя, не прибѣгай къ людямъ и не полагайся на человѣческую помощь, но, оставивъ всѣхъ (людей), востеки мыслію твоею къ врачу душъ. Уврачевать сердце можетъ единственно Тотъ, Кто одинъ создалъ сердца наши и знаетъ всѣ дѣла наши; Онъ можетъ войти въ совѣсть нашу, коснуться сердца и утѣшить душу. Если же Онъ не утѣшитъ сердецъ нашихъ, то безполезны и тщетны будутъ утѣшенія человѣческія; равно какъ и наоборотъ, когда Богъ успокоиваетъ и утѣшаетъ, тогда, пусть люди тысячекратно станутъ безпокоить насъ, они не въ состояніи будутъ нисколько повредить намъ, потому что, когда Онъ укрѣшитъ сердце, тогда никто не можетъ поколебать его.

Итакъ, зная это, возлюбленные, будемъ всегда прибѣгать къ Богу, Который и хочетъ, и можетъ избавить насъ отъ несчастія. Когда надобно умолять людей, то намъ необходимо напередъ и поговорить съ привратниками, и упросить прихлѣбниковъ и льстецовъ, и пройти длинный путь. Но у Бога нѣтъ ничего такого; Его можно упросить безъ посредника; Онъ склоняется на молитву безъ денегъ, безъ издержекъ; довольно только возопить сердцемъ и принесть слезы, и — лишь только войдешь, тотчасъ привлечешь Его къ себѣ. Притомъ, умоляя человѣка, мы часто боимся, чтобы какой-нибудь врагъ, или другъ (нашихъ враговъ), или противникъ (нашъ) не услышалъ о нашемъ дѣлѣ, или другой кто не разсказалъ того, о чемъ мы говоримъ, и не извратилъ правды; а у Бога нельзя опасаться ничего такого. Когда ты хочешь, говоритъ Онъ, умолить Меня, приступи ко Мнѣ одинъ, безъ всякаго свидѣтеля, то есть, воззови сердцемъ, не приводя въ движеніе устъ. Вниди, говоритъ, въ клѣть твою, затвори двери твоя и помолися Отцу твоему, иже втайнѣ: и Отецъ твой, видяй втайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ (Матѳ. VI, 6). Смотри, какая высокая честь: когда ты умоляешь Меня, говоритъ Онъ, пусть никто не видитъ этого; а когда я оказываю тебѣ честь, то вселенную привожу въ свидѣтели этого благодѣянія. Убѣдимся же, и будемъ молиться не напоказъ и не объ отмщеніи нашимъ врагамъ; не будемъ учить Его, какимъ образомъ помочь намъ. Если и людямъ, защищающимъ насъ и говорящимъ за насъ предъ мірскими судіями, мы разсказываемъ только дѣла наши, а образъ защиты предоставляемъ имъ, чтобы они по своему усмотрѣнію распорядились вашими дѣлами, тѣмъ болѣе такъ поступать должно въ отношеніи къ Богу. Сказалъ Ему твое дѣло, сказалъ, чтó ты потерпѣлъ, — но отнюдь не говори при этомъ, какъ помочь тебѣ; Онъ самъ хорошо знаетъ, чтó полезно тебѣ. А есть много такихъ, которые, на молитвѣ, высказываютъ тысячу особыхъ прошеній, и говорятъ: Господи, дай мнѣ /с. 127/ здоровье тѣлесное, удвой мое имущество, отмсти моему врагу. Это весьма неразумно. Потому надобно, оставивъ все это, молить и просить только по примѣру мытаря, который говорилъ: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику (Лук. XVIII, 13); а Онъ уже Самъ знаетъ, какъ помочь тебѣ: ищите, говоритъ Онъ, прежде царствія Божія, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. VI, 33). Такъ-то, возлюбленные, будемъ любомудрствовать (молиться), съ усердіемъ и смиреніемъ, ударяя себя въ грудь, по примѣру того (мытаря) — и мы получимъ, чего просимъ. Если же мы молимся въ гнѣвѣ и раздражительности, то мерзки мы и ненавистны предъ Богомъ. Сокрушимъ же наше сердце и уничижимъ нашу душу, и будемъ молиться какъ о самихъ себѣ, такъ и объ оскорбившихъ насъ. Если хочешь склонить Судію къ поданію помощи твоей душѣ и привлечь Его на свою сторону, никогда не жалуйся Ему на того, кто опечалилъ тебя. Таковъ нравъ у Судіи: Онъ внемлетъ и подаетъ просимое особенно тѣмъ, которые молятся за враговъ, не помнятъ зла и не возстаютъ противъ своихъ враговъ. И въ какой мѣрѣ они дѣлаютъ это, въ той мѣрѣ и Богъ отмщаетъ ихъ врагамъ, если эти не обратятся къ покаянію.

5. Смотрите же, братія, когда кто-нибудь нанесетъ намъ какое-либо безчестіе, не будемъ тотчасъ досадовать и печалиться, но станемъ благодарить, терпѣливо перенося (обиду) и ожидая помощи отъ Господа. Развѣ Богъ не могъ, еще прежде прошенія, подать намъ блага, даровать намъ жизнь безпечальную и свободную отъ всякой скорби? Но Онъ дѣлаетъ то и другое по любви къ намъ. Въ самомъ дѣлѣ, для чего Онъ попускаетъ намъ испытывать скорби, и не скоро избавляетъ отъ нихъ? Для чего? Для того, чтобы мы обращались къ Нему съ мольбой о защитѣ, прибѣгали къ Нему и непрестанно призывали Его къ себѣ на помощь. Для того и болѣзни тѣла, для того и скудость плодовъ, для того и голодъ, чтобы мы изъ-за этихъ бѣдствій всегда прилѣплялись къ Нему, и такимъ образомъ чрезъ временныя скорби сдѣлались наслѣдниками вѣчной жизни. Стало быть, и за нихъ мы должны благодарить Бога, Который многими способами врачуетъ и спасаетъ души наши. Люди, если окажутъ намъ ничтожное благодѣяніе, а мы впослѣдствіи хоть и невольно оскорбимъ ихъ какою-нибудь малостію, тотчасъ попрекаютъ насъ своимъ благодѣяніемъ, такъ что многіе проклинаютъ себя за то, что приняли отъ нихъ какое бы то ни было благодѣяніе. Но Богъ не такъ поступаетъ; напротивъ, когда, и послѣ полученныхъ отъ Него благодѣяній, люди пренебрегаютъ и оскорбляютъ Его, — Онъ самъ защищается и оправдывается предъ оскорбившими Его, говоря такъ: людіе мои, что сотворихъ вамъ (Мих. VI, 3)? Они не хотѣли именовать /с. 128/ Его Богомъ, а Онъ не переставалъ ихъ называть людьми; они отрекались отъ Его владычества, а Онъ не отвергалъ ихъ, но приближалъ и привлекалъ къ себѣ, говоря: людіе мои, что сотворихъ вамъ (Мих. VI, 3)? Развѣ Я, говоритъ, былъ тяжелъ для васъ, или суровъ, или обременителенъ? Этого вы не можете сказать. Но если бы и это было, и въ такомъ случаѣ не слѣдовало вамъ бѣжать (отъ Меня): который бо есть сынъ, егоже не наказуетъ отецъ (Евр. XII, 7)? Однакожъ и этого не можете сказать. И опять въ другомъ мѣстѣ: кое обрѣтоша отцы ваши во мнѣ погрѣшеніе (Іер. II, 5)? Важны и удивительны эти слова; онѣ значатъ вотъ что: въ чемъ Я погрѣшилъ? Богъ говорилъ людямъ: въ чемъ Я погрѣшилъ; между тѣмъ, какъ и рабы не допускаютъ, чтобы господинъ ихъ сказалъ это! Притомъ (Богъ) не говоритъ: въ чемъ Я согрѣшилъ противъ васъ, — но противъ отцовъ вашихъ. Вы, говоритъ. не можете даже сказать и того, что питаете ко мнѣ отцовскую вражду, потому что и предкамъ вашимъ Я никогда не подавалъ повода жаловаться на Мое промышленіе, какъ будто бы Я пренебрегъ ихъ въ маломъ или великомъ. И не просто сказалъ: какое (погрѣшеніе) имѣли отцы ваши, но кое нашли? Много выискивали, много выслѣживали они, будучи столько лѣтъ подъ Моимъ владычествомъ, однакожъ не нашли во Мнѣ ни одного погрѣшенія. По всему этому будемъ непрестанно прибѣгать къ Нему, и во всякой печали искать Его утѣшенія, во всякомъ несчастіи — Его избавленія, Его милости, во всякомъ искушеніи — Его помощи. Какое бы ни было бѣдствіе, сколь бы велико ни было несчастіе. Онъ можетъ все прекратить и отстранить. Впрочемъ благость Его подастъ намъ не только это, но и всякую безопасность, и силу, и добрую славу, и тѣлесное здоровье, и душевное любомудріе, и благія надежды, и то, что мы не будемъ спѣшны на грѣхъ. Итакъ, не будемъ роптать, какъ неблагодарные рабы, не будемъ и обвинять Господа, но за все благодарить Его и почитать несчастіемъ только одно, именно — грѣхъ противъ Него. И если мы такъ будемъ расположены къ Богу, то не постигнетъ насъ ни болѣзнь, ни бѣдность, ни безчестіе, ни скудость плодовъ и никакое другое кажущееся бѣдствіе, но всегда наслаждаясь чистою и невинною радостію, мы получимъ и будущія блага, по благости и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу слава, со Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Святителя Іоанна Златоуста «Слова о священствѣ» и «Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера» и «Бесѣды о покаяніи». — Репр. изд. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 2006. — С. 121-128.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.