Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Святителя Іоанна Златоуста
«СЛОВА О СВЯЩЕНСТВѢ», «БЕСѢДА ПО РУКОПОЛОЖЕНІИ ВО ПРЕСВИТЕРА» И «БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

«БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ».

БЕСѢДА ДЕВЯТАЯ.
О покаяніи и о тѣхъ, кто оставляютъ собранія; здѣсь же о священной трапезѣ и судѣ.

Какъ сѣятелямъ нѣтъ никакой пользы, когда они бросаютъ сѣмена при дорогѣ, такъ и намъ нѣтъ никакой пользы отъ того, что именуемся христіанами, если не оправдываемъ наименованія соотвѣтствующими дѣлами. Если желаете, представлю вамъ достовѣрнаго свидѣтеля (этому), брата Божія, Іакова, который говоритъ: вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. II, 20). Итакъ, всюду необходимо упражненіе въ (добрыхъ) дѣлахъ, а безъ него и наименованіе христіаниномъ не можетъ принести намъ пользы. И не удивляйся. Скажи мнѣ, въ самомъ дѣлѣ, какая польза воину отъ того, что онъ состоитъ на военной службѣ, когда онъ не достоинъ ея, и, будучи питаемъ на счетъ царя, не сражается за него? Можетъ быть, — хотя и ужасно слово мое, — лучше было бы ему не вступать вовсе въ военную службу, чѣмъ вступивши не радѣть о царской чести. Какъ можетъ не подвергнуться наказанію тотъ, кто живетъ на счетъ царя, а за царя не сражается? Да что говорю я, за царя? Пусть хоть заботились бы мы о своей душѣ. Но какъ, скажешь, живя въ мірѣ, среди безпокойства, могу я спастись? Что ты говоришь, человѣкъ? Хочешь, я кратко укажу тебѣ, что не мѣсто спасаетъ, а образъ жизни и произволеніе? Адамъ въ раю, какъ бы въ пристани, потерпѣлъ крушеніе, а Лотъ, живя среди содомлянъ, какъ бы въ морѣ, спасся. Іовъ заслужилъ оправданіе, будучи на гноищи, а Саулъ, пребывая въ чертогахъ, лишился и здѣшняго царства, и будущаго. Нельзя оправдываться словами: не могу я жить въ мірѣ, среди безпокойства, и спастись. Откуда берется такое оправданіе? Отъ того, что вы не часто приходите, одни — на молитву, другіе — на божественныя собранія. Развѣ вы не видите, какъ стараются тѣ, кто желаетъ получить почести отъ земного царя, и какъ они склоняютъ къ ходатайству (за нихъ) другихъ, чтобы не лишиться того, чего они домогаются? Это говорится о тѣхъ, кто оставляетъ освященныя собранія и въ часъ страшной и таинственной трапезы занимается бесѣдами и пустыми разговорами. Что дѣлаешь ты, человѣкъ? Не обѣщался ли ты священнику, и на его слова: горѣ имѣимъ умъ нашъ и сердца, не сказалъ ли: имамы ко Господу? Ты не чувствуешь страха, не стыдишься оказаться лжецомъ въ самый страшный часъ? Удивительно! Когда, уготована таинственная трапеза, когда закалается за тебя Агнецъ Божій, когда за тебя подвизается священникъ, когда духовный огонь истекаетъ отъ пречистой тра/с. 175/пезы, предстоятъ херувимы, летаютъ сарафимы, шестокрылые закрываютъ свои лица, всѣ безтѣлесныя силы молятъ за тебя вмѣстѣ съ іереемъ, духовный огонь снисходитъ съ неба, отъ пречистаго ребра изливается въ чашу кровь въ твое очищеніе, — ты не боишься, не стыдишься въ этотъ страшный часъ оказаться лжецомъ? Изъ ста шестидесяти восьми часовъ въ недѣлѣ одинъ лишь единственный часъ отдѣлилъ Себѣ Богъ: неужели ты и тотъ потратишь на дѣла житейскія, на смѣхъ и разговоры? Съ какою, послѣ этого, дерзостью приступишь ты къ таинствамъ? Съ какою оскверненною совѣстью? Неужели ты, съ пометомъ въ рукахъ, осмѣлился бы коснуться края одежды земного царя? Ни въ какомъ случаѣ.

Не полагай, что (это) хлѣбъ, и не думай, что вино, потому что они не выходятъ изъ человѣка, какъ прочіе роды пищи. Нѣтъ; не разсуждай такъ! Но подобно тому какъ воскъ, соприкасаясь съ огнемъ, ничего изъ себя не теряетъ, и ничего не получаетъ, такъ точно думай и здѣсь, что тайны срастворяются съ сущностію тѣла. Поэтому и приступая, не думайте, будто вы принимаете божественное тѣло отъ человѣка, а представляйте, что вы принимаете божественное тѣло какъ бы огонь изъ клещей самихъ серафимовъ, которыхъ видѣлъ Исаія (Ис. VI), спасительную же кровь станемъ принимать какъ бы касаясь устами божественнаго и пречистаго ребра. Не будемъ поэтому, братія, оставлять собраній, равно какъ и въ нихъ предаваться празднымъ разговорамъ: будемъ стоять со страхомъ и трепетомъ, опустя взоръ долу, а душу имѣя горѣ, и съ воздыханіями будемъ восклицать не голосами, а сердцемъ. Не видите ли, какъ предстоящіе видимому, тлѣнному, временному и земному царю бываютъ недвижимы, молчаливы, спокойны, не блуждаютъ взоромъ въ разныя стороны, а стоятъ потупившись, смирно и со страхомъ? Возьми ихъ въ образецъ себѣ, человѣкъ. Такъ стойте предъ Богомъ, прошу васъ, какъ если бы вы явились предъ лицо земного царя. Предъ небеснымъ Царемъ должно стоять и гораздо съ большимъ страхомъ. Не перестану повторять, чтó часто и раньше говорилъ, пока не увижу васъ исправившимися. Входя въ церковь, войдемъ какъ пристойно предъ Богомъ, не питая въ душѣ злобы, чтобы при молитвѣ намъ не молиться противъ самихъ себя, говоря: остави намъ, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ (Матѳ. VII, 12). Страшно слово это, и кто произноситъ его, какъ бы такъ взываетъ къ Богу: я оставилъ, Владыко, оставь и Ты; я отпустилъ, отпусти и Ты; простилъ, прости и Ты; самъ я не простилъ, не прощай и Ты; если я не отпустилъ ближнему, и Ты не отпускай моихъ согрѣшеній. Какою мѣрою мѣрилъ я, пусть отмѣрится и мнѣ.

Зная это и помышляя о томъ страшномъ днѣ и представляя тотъ огонь и страшныя наказанія, обратимся наконецъ отъ пути, /с. 176/ по которому блуждали. Настанетъ часъ, когда прекратится зрѣлище этого міра и не будетъ уже времени для подвиговъ. Нельзя по окончаніи жизни заниматься дѣлами, нельзя по прекращеніи зрѣлища стяжать вѣнокъ. Настоящее время — время покаянія, будущее — время суда; теперь — время подвиговъ, тогда — время вѣнцовъ; теперь — пора труда, тогда — время отрады; теперь — время изнуренія; тогда — время воздаянія. Воспряните, молю, воспряните и съ усердіемъ выслушаемъ то, чтó говорятъ намъ. Мы жили по плоти, станемъ же теперь жить по духу; мы жили въ плотскихъ удовольствіяхъ, будемъ теперь жить въ добродѣтеляхъ; жили въ небреженіи (о грѣхахъ), поживемъ же въ покаяніи. Почто гордится земля и пепелъ (Сир. X, 9)? Что надмеваешься, человѣкъ? Что слишкомъ хвалишься? На какую мірскую славу и богатство ты надѣешься? Пойдемъ, прошу тебя, ко гробамъ и увидимъ совершающіяся тамъ таинства, увидимъ разрушившееся естество, изъѣденныя кости, сгнившія тѣла. Если ты мудръ, поразмысли, и если разуменъ, скажи мнѣ: кто тутъ царь и кто простолюдинъ, кто благородный и кто рабъ, кто мудрый и кто неразумный?.. Гдѣ тутъ красота юности, гдѣ привлекательный взглядъ, гдѣ миловидныя очи, гдѣ прекрасный носъ, гдѣ розовыя уста, гдѣ цвѣтъ ланитъ, гдѣ блестящее чело? Не все ли прахъ? Не все ли пепелъ? Не все ли персть? Не все ли червь и зловоніе? Не все ли тлѣніе? Имѣя все это въ умѣ и помышляя о нашемъ послѣднемъ днѣ, обратимся, братія, пока есть у насъ время, съ нашего пути, по которому мы блуждали. Честною кровію искуплены мы (1 Петр. I, 19). Для того Богъ на землѣ явился; для тебя, человѣкъ, Богъ на землѣ явился, не имѣя, гдѣ главу подклонити (Лук. IX, 58). О, чудо! Судія ради осужденныхъ приходитъ на судъ; Жизнь вкушаетъ смерти; Создатель терпитъ заушеніе отъ созданія; Невидимый серафимами рабомъ оплевается, оцта и желчи вкушаетъ, копіемъ прободается и во гробъ полагается. И ты, человѣкъ, скажи мнѣ, нерадишь, спишь и пренебрегаешь (такими чудесами). Не знаешь, что если ты даже прольешь за Него свою кровь, то и тогда еще не выполнилъ своего долга, потому что иная кровь владычняя и иная кровь рабская? Предупреди покаяніемъ и исправленіемъ исходъ души, чтобы, когда придетъ смерть, не оказалось уже безсильнымъ всякое врачество покаянія, потому что только на землѣ имѣетъ силу покаяніе, а въ аду оно уже безсильно. Взыщемъ Господа, пока есть у насъ время. Будемъ дѣлать добро, чтобы намъ избавиться и отъ будущей безконечной геенны и удостоиться царства небеснаго благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Святителя Іоанна Златоуста «Слова о священствѣ» и «Бесѣда по рукоположеніи во пресвитера» и «Бесѣды о покаяніи». — Репр. изд. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 2006. — С. 174-176.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.