Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

О томъ же аввѣ Іоаннѣ, игуменѣ Синайской горы, то есть Лѣствичникѣ.
(Повѣствуетъ одинъ монахъ Синайскій, который былъ, какъ и Даніилъ Раиѳскій, современникомъ преподобному Іоанну.)

Нѣкогда авва Мартирій пришелъ съ аввою Іоанномъ къ Анастасію великому; и сей, взглянувъ на нихъ, говоритъ аввѣ Мартирію: «Скажи, авва Мартирій, откуда этотъ отрокъ, и кто постригъ его?» Тотъ отвѣчалъ: «онъ рабъ твой, отче, и я постригъ его». Анастасій говоритъ ему: «О, авва Мартирій, кто бы подумалъ, что ты постригъ игумена Синайскаго?» И святый мужъ не погрѣшилъ: по прошествіи сорока лѣтъ, Іоаннъ сдѣланъ былъ нашимъ игуменомъ.

Въ другое время авва Мартирій, также взявъ съ собою Іоанна, пошелъ къ великому Іоанну Савваиту, пребывавшему тогда въ пустыни Гуддійской. Увидѣвъ ихъ, старецъ всталъ, налилъ воды, умылъ ноги аввѣ Іоанну и облобызалъ его руку; аввѣ же Мартирію ногъ не умывалъ, и потомъ, когда ученикъ его Стефанъ спросилъ, почему онъ такъ поступилъ, отвѣчалъ ему: «повѣрь мнѣ, чадо, я не знаю, кто этотъ отрокъ, но я принялъ игумена Синайскаго и умылъ ноги игумену».

Въ день постриженія аввы Іоанна, (а онъ постригся на двадцатомъ году своей жизни), авва Стратигій предсказалъ о немъ, что онъ будетъ нѣкогда великою звѣздою.

Въ тотъ самый день, когда поставили Іоанна нашимъ игуменомъ, я когда сошлось къ намъ около шести сотъ посѣтителей и всѣ они сидѣли, вкушая пищу, Іоаннъ видѣлъ мужа съ короткими волосами, одѣтаго по-іудейски въ плащаницу, который, какъ нѣкій распорядитель, ходилъ повсюду и раздавалъ приказанія поварамъ, экономамъ, келарямъ и прочимъ служителямъ. Когда тѣ люди разошлись и служители сѣли за трапезу, искали сего повсюду ходившаго и раздававшаго приказанія, но нигдѣ не нашли. Тогда рабъ Божій, преподобный /с. X/ отецъ нашъ Іоаннъ, говоритъ намъ: «оставьте его: господинъ Моисей ничего не сдѣлалъ страннаго, послуживъ въ своемъ мѣстѣ».

Нѣкогда въ Палестинскихъ странахъ было бездождіе; авва Іоаннъ, по прошенію тамошнихъ жителей, помолился, и сошелъ обильный дождь. И нѣтъ ничего тутъ невѣроятнаго; ибо волю боящихся Его сотворитъ Господь и молитву ихъ услышитъ (Пс. 144, 19).

Надобно знать, что Іоаннъ Лѣствичникъ имѣлъ роднаго брата, чуднаго авву Георгія, котораго онъ еще при жизни своей поставилъ въ Синаѣ игуменомъ, самъ любя безмолвіе, которое и сначала уневѣстилъ себѣ сей премудрый. Когда же Моисей этотъ, преподобный игуменъ нашъ Іоаннъ, отходилъ къ Господу, тогда авва Георгій, братъ его, стоялъ передъ нимъ и говорилъ со слезами: «итакъ, ты оставляешь меня и отходишь; я молился, чтобы ты проводилъ меня: ибо я не возмогу безъ тебя, господине мой, руководитъ сію дружину: но теперь мнѣ должно проводитъ тебя». Авва Іоаннъ сказалъ ему на это: «не скорби и не заботься; если буду имѣть дерзновеніе ко Господу, то не оставлю тебя провести здѣсь и одинъ годъ послѣ меня». Что и сбылось; ибо въ десятый мѣсяцъ потомъ отошелъ и сей ко Господу (б).

Примѣчаніе:
(б) [Въ «Лугѣ Духовномъ» Іоанна Мосха (гл. 125) и въ Прологѣ на 17-й день марта предлагается поистинѣ чудная повѣсть о семъ Аввѣ Георгіи.
       Однажды въ Великую Субботу ему пришло желаніе праздновать Пасху въ Іерусалимѣ и пріобщиться Святыхъ Таинъ въ храмѣ Святаго Воскресенія Христова. Цѣлый день старецъ занятъ былъ этою мыслію и молился. Въ Свѣтлый же день Пасхи онъ, силою Всемогущаго Бога, былъ восхищенъ, поставленъ въ Іерусалимской церкви Воскресенія, и рукою блаженнаго Патріарха Петра принялъ вмѣстѣ съ его пресвитерами дары Святаго Причащенія. Когда Синкеллъ по повелѣнію Патріарха пригласилъ сего Игумена Синайскаго вкусить пищи вмѣстѣ съ Святителемъ, авва Георгій отвѣтствовалъ: «воля Господня да будетъ!» Но поклонившись Святому Гробу, сталъ невидимъ въ Іерусалимскомъ храмѣ, и увидѣлъ себя въ своей кельѣ. Патріархъ, опечалившись, послалъ писаніе къ старцу, на которое сей отвѣчалъ описаніемъ чуда, совершившагося надъ нимъ, и предсказаніемъ, что оба они, по прошествіи шести мѣсяцевъ, соединятся и узрятъ другъ друга въ небесномъ Царствіи. Возвратившіеся къ Патріарху сказывали, что старецъ уже семьдесятъ лѣтъ не исходилъ изъ Синайской обители; а между тѣмъ всѣ епископы и клирики, видѣвшіе его въ церкви Воскресенія Христова, свидѣтельствовали и говорили: «мы всѣ цѣловали его». По прошествіи шести мѣсяцевъ исполнилось предсказаніе аввы Георгія: и онъ, и блаженный Патріархъ Петръ отошли ко Господу.]

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. IX-X.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.