Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Отвѣтъ.

Іоаннъ Іоанну желаетъ радоваться.

Получилъ я, воистину достойное высокаго и безстрастнаго житія твоего и чистаго и смиреннаго твоего сердца, посланное тобою къ намъ, нищимъ и убогимъ въ добродѣтеляхъ, честное твое писаніе, или, лучше сказать, заповѣдь и повелѣніе, превосходящее нашу крѣпость. Такъ, это поистинѣ тебѣ и твоей священной душѣ свойственно просить поучительнаго слова и наставленія у насъ, необученныхъ и невѣжественныхъ дѣломъ и словомъ; ибо она привыкла всегда показывать намъ въ себѣ образецъ смиренномудрія. Впрочемъ скажу и я теперь, что если бы мы не боялись впасть въ великую бѣду отверженіемъ отъ себя святаго ига послушанія, матери всѣхъ добродѣтелей, то и не дерзнули бы безразсудно на предпріятіе, превосходящее нашу силу.

Тебѣ, дивный отче, слѣдовало бы, спрашивая о такихъ предметахъ, научаться отъ мужей, хорошо познавшихъ это; ибо мы находимся /с. XII/ еще въ разрядѣ учащихся. Но какъ богоносные отцы наши и тайноучители истиннаго познанія опредѣляютъ, что послушаніе есть несомнѣнная покорность повелѣвающимъ и въ тѣхъ дѣлахъ, которыя превышаютъ нашу силу: то мы, благочестно презрѣвши нашу немощь, смиренно покусились на трудъ, превосходящій нашу мѣру; хотя и не думаемъ принести тебѣ какую-нибудь пользу, или объяснить нѣчто такое, что и ты, священная глава, знаешь не меньше насъ. Ибо не только я увѣренъ, но и всякій, думаю, изъ здравомыслящихъ знаетъ, что око ума твоего чисто отъ всякаго земнаго и мрачнаго возмущенія мрачныхъ страстей, и невозбранно взираетъ на Божественный свѣтъ и озаряется имъ. Но, боясь смерти, раждающейся отъ преслушанія, и какъ бы движимый сею боязнію на послушаніе, приступилъ я къ исполненію всечестнаго повелѣнія твоего со страхомъ и любовію, какъ искренній послушникъ и непотребный рабъ превосходнѣйшаго живописца, и при скудномъ моемъ знаніи, и недостаточномъ выраженіи, однимъ только черниломъ, однообразно начертавъ живыя слова, предоставляю тебѣ, начальникъ учителей и чиноначальникъ, все это украсить, уяснить и, какъ исполнителю скрижалей и закона духовнаго, недостаточное восполнить. И не къ тебѣ посылаю сей трудъ; нѣтъ, это было бы знакомъ крайняго неразумія, ибо ты силенъ о Господѣ не только иныхъ, но и насъ самихъ утверждать въ божественныхъ нравахъ и ученіяхъ, но къ богозванной дружинѣ братій, которые вмѣстѣ съ нами, учатся у тебя, о избранный учитель! Къ нимъ-то, чрезъ тебя, начинаю сіе слово; ихъ и твоими молитвами, какъ бы нѣкіими водами надежды будучи подъемлемъ, при всей тяжести невѣжества, простираю вѣтрило трости и со всякимъ моленіемъ предаю кормило слова нашего въ руки доброму нашему сокормчему. Притомъ прошу всѣхъ читающихъ: если кто здѣсь усмотритъ нѣчто полезное, то плодъ всего такого, какъ благоразумный, да приписываетъ великому наставнику нашему, а намъ да проситъ воздаянія у Бога за сей слабый трудъ, не на бѣдность сочиненія (по истинѣ всякой неопытности исполненнаго), взирая, но принимая намѣреніе приносящаго, какъ вдовичье приношеніе [1]; ибо Богъ воздаетъ награду не множеству даровъ и трудовъ, но множеству усердія.

Примѣчаніе:
[1] У Паисія Величк. вдовическое предложеніе. Въ печат. греч. книгѣ Κυριακὴν (вѣроятно вмѣсто χηριακήν) πρόθεσιν.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. XI-XII.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.