Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 2. О безпристрастіи, то есть, отложеніи попеченій и печали о мірѣ.

1. Кто истинно возлюбилъ Господа, кто истинно желаетъ и ищетъ будущаго царствія, кто имѣетъ истинную скорбь о грѣхахъ своихъ, кто поистинѣ стяжалъ память о вѣчномъ мученіи и страшномъ судѣ, кто истинно страшится своего исхода изъ сей жизни, тотъ не возлюбитъ уже ничего временнаго, уже не позаботится и не попечется ни объ имѣніяхъ и пріобрѣтеніяхъ, ни о родителяхъ, ни о славѣ міра сего, ни о друзьяхъ, ни о братьяхъ, словомъ ни о чемъ земномъ; но отложивъ все мірское и всякое о немъ попеченіе, еще же, и прежде всего, возненавидѣвъ самую плоть свою, нагъ, и безъ попеченій и лѣности послѣдуетъ Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себѣ помощи, по слову святаго, сказавшаго: прильпе душа моя по Тебѣ (Псал. 62, 9); и по изреченію инаго приснопамятнаго: азъ же не утрудихся, послѣдуяй Тебѣ, и дне, или покоя человѣка не пожелахъ, Господи (Іер. 17, 16).

2. Великій стыдъ намъ, оставившимъ все вышеозначенное, послѣ призванія, которымъ Господь, а не человѣкъ, насъ позвалъ, заботиться о чемъ-нибудь такомъ, что не можетъ принести намъ пользы во время великой нашей нужды, то есть во время исхода души. Сіе-то значитъ, какъ Господь сказалъ, обратиться вспять, и не быть управлену въ царствіе небесное. Господь нашъ, зная удобопоползновенность нашу въ новоначаліи, и что мы, живя и обращаясь съ мірскими, легко можемъ опять возвратиться въ міръ, сказавшему: повели мнѣ пойти погребсти отца моего, говоритъ: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Лук. 9, 59-60).

3. Бѣсы, по отреченіи нашемъ отъ міра, внушаютъ намъ ублажать милостивыхъ и сострадательныхъ изъ мірянъ, а себя окаявать, какъ лишившихъ себя таковыхъ добродѣтелей. Намѣреніе же сихъ враговъ /с. 11/ нашихъ то, чтобы чрезъ ложное смиреніе или въ міръ возвратить насъ, или, если остаемся въ монашествѣ, низринуть насъ въ отчаяніе. Иное дѣло, по высокомѣрію своему уничижать живущихъ въ мірѣ; а иное въ удаленіи отъ нихъ, охуждать ихъ, съ тѣмъ, чтобы избѣжать отчаянія и стяжать надежду спасенія.

4. Итакъ услышимъ, что Господь сказалъ юношѣ оному, по видимому исполнившему всѣ заповѣди: единаго ти недостаетъ, продать имѣніе и раздать нищимъ (Лук. 18, 22), и самого себя сдѣлать нищимъ, пріемлющимъ милостыню отъ другихъ.

5. Всѣ, желающіе съ пламеннымъ усердіемъ проходить подвигъ (иночества), разсмотримъ внимательно, какъ Господь всѣхъ пребывающихъ въ мірѣ и живыхъ назвалъ мертвыми, сказавъ нѣкоему: оставь мертвымъ, то есть мірянамъ, умершимъ въ суетѣ мірской, погребать мертвыхъ тѣломъ (Лук. 9, 60). Богатство нисколько не препятствовало оному юношѣ приступить ко крещенію. Посему напрасно нѣкоторые думаютъ, что Господь ради крещенія повелѣвалъ ему продать богатство. Этого свидѣтельства Христова да будетъ довольно для совершеннаго увѣренія насъ въ величайшей славѣ монашескаго званія.

6. Должно изслѣдовать, почему живущіе въ мірѣ, и пребывающіе во бдѣніяхъ, въ постахъ и злостраданіяхъ, когда, по удаленіи изъ міра, приступаютъ къ монашескому житію, какъ къ мѣсту испытанія и подвижническому поприщу, не проходятъ уже прежняго своего подвига, ложнаго и притворнаго. Видѣлъ я весьма многія и различныя растенія добродѣтелей, насаждаемыя мірскими людьми, и какъ бы отъ подземнаго стока нечистоты напаяемыя тщеславіемъ, окапываемыя самохвальствомъ и утучняемыя навозомъ похвалъ; но онѣ скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную для мірскихъ людей, и не имѣющую смрадной влаги тщеславія, ибо любящія влагу растенія не могутъ приносить плода въ сухихъ и безводныхъ мѣстахъ.

/с. 12/ 7. Если кто возненавидѣлъ міръ, тотъ избѣжалъ печали. Если же кто имѣетъ пристрастіе къ чему-либо видимому, то еще не избавился отъ нея; ибо какъ не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всемъ нужно намъ имѣть великое трезвеніе, но прежде прочаго должно въ этомъ отношеніи наиболѣе быть разумно внимательными. Я видалъ многихъ въ мірѣ, которые чрезъ попеченія, заботы, занятія и бдѣнія тѣлесныя, избѣгали неистовства своего тѣла; но вступивши въ монашество, и обезпеченные здѣсь по всему, жалкимъ образомъ осквернялись отъ плотскаго движенія [1].

8. Будемъ внимать себѣ, чтобы, думая итти узкимъ и тѣснымъ путемъ, въ самомъ дѣлѣ не блуждать по пространному и широкому. Узкій путь будетъ тебѣ показанъ утѣсненіемъ чрева, всенощнымъ стояніемъ, умѣреннымъ питіемъ воды, скудостью хлѣба, чистительнымъ питіемъ безчестія, принятіемъ укоризнъ, осмѣяній, ругательствъ, отсѣченіемъ своей воли, терпѣніемъ оскорбленій, безропотнымъ перенесеніемъ презрѣнія и тяготы досажденій, когда будешь обиженъ — терпѣть мужественно; когда на тебя клевещутъ — не негодовать; когда уничижаютъ — не гнѣваться; когда осуждаютъ — смиряться. Блаженны ходящіе стезями показаннаго здѣсь пути, яко тѣхъ есть царство небесное (Матѳ. 5, 3-12).

9. Никто увѣнчаннымъ не войдетъ въ небесный чертогъ, если не совершитъ перваго, втораго и третьяго отреченія. Первое есть отреченіе отъ всѣхъ вещей, и человѣковъ, и родителей; второе есть отреченіе своей воли; а третіе — отверженіе тщеславія, которое слѣдуетъ за послушаніемъ. Изыдите отъ среды ихъ, и отлучитеся, и нечистотѣ міра не прикасайтеся, глаголетъ Господь (2 Кор. 6, 17). Ибо кто изъ мірянъ сотворилъ когда-нибудь чудеса? Кто воскресилъ мертвыхъ? Кто изгналъ бѣсовъ? Никто. Все это — побѣдныя почести иноковъ, и міръ не можетъ вмѣстить оныхъ; если же /с. 13/ бы могъ, то къ чему было бы монашество и удаленіе изъ міра?

10. Когда бѣсы по отреченіи нашемъ начнутъ распалять наше сердце воспоминаніемъ объ родителяхъ и сродникахъ нашихъ; тогда вооружимся противъ нихъ молитвою, и воспламенимъ себя памятію о вѣчномъ огнѣ, чтобы воспоминаніемъ объ ономъ угасить безвременный огонь нашего сердца.

11. Если кто думаетъ, что не имѣетъ пристрастія къ какой-нибудь вещи, а лишившись ея, печалится сердцемъ, тотъ вполнѣ прельщаетъ самого себя.

12. Юные, расположенные къ плотской любви и чревоугожденію, если захотятъ вступить въ монашество, должны обучать себя въ немъ со всякимъ трезвеніемъ и вниманіемъ, и понуждать себя удаляться отъ всякаго наслажденія и лукавства, чтобы послѣднее не было для нихъ горше перваго. Сіе пристанище бываетъ причиною и спасенія, и бѣдъ; это знаютъ преплывающіе сіе мысленное море. Но жалкое зрѣлище, когда спасшіеся въ пучинѣ претерпѣваютъ потопленіе въ самомъ пристанищѣ.

Степень вторая. Текущій да бѣжитъ, подражая Лоту, а не женѣ его.

Примѣчаніе:
[1] Потому что не имѣли приличнаго труда и должнаго охраненія.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 10-13.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.