Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 6. О памяти смерти.

1. Всякому слову предшествуетъ помышленіе; память же смерти и согрѣшеній предшествуетъ плачу и рыданію: посему о ней по порядку и предлагается въ семъ словѣ.

2. Память смерти есть повседневная смерть; и память исхода изъ сей жизни есть повсечасное стенаніе.

3. Боязнь смерти есть свойство человѣческаго естества, происшедшее отъ преслушанія; а трепетъ отъ памяти смертной есть признакъ нераскаянныхъ согрѣшеній. Боится Христосъ смерти, но не трепещетъ, чтобы ясно показать свойства двухъ естествъ (о).

/с. 72/ 4. Какъ хлѣбъ нужнѣе всякой другой пищи, такъ и помышленіе о смерти нужнѣе всякихъ другихъ дѣланій. Память смерти побуждаетъ живущихъ въ общежитіи къ трудамъ и постояннымъ подвигамъ покаянія и къ благодушному перенесенію безчестій. Въ живущихъ же въ безмолвіи память смерти производитъ отложеніе попеченій, непрестанную молитву и храненіе ума. Впрочемъ сіи же самыя добродѣтели суть и матери и дщери смертной памяти.

5. Какъ олово отличается отъ серебра, хотя и подобно ему по виду; такъ и различіе между естественнымъ и противоестественнымъ страхомъ смерти для разсудительныхъ ясно и очевидно.

6. Истинный признакъ того, что человѣкъ помнитъ смерть въ чувствѣ сердца, есть добровольное безпристрастіе ко всякой твари, и совершенное оставленіе своей воли.

7. Тотъ безъ сомнѣнія благоискусенъ, кто ежедневно ожидаетъ смерти; а тотъ святъ, кто желаетъ ея на всякій часъ.

8. Не всякое желаніе смерти достойно одобренія. Нѣкоторые люди, насиліемъ привычки увлекаемые въ согрѣшенія, желаютъ смерти по чувству смиренія; другіе не хотятъ покаяться и призываютъ смерть изъ отчаянія; иные же не боятся ея потому, что въ превозношеніи своемъ почитаютъ себя безстрастными; а бываютъ и такіе, (если только въ нынѣшнее время найдутся), которые, по дѣйствію Духа Святаго, желаютъ своего исшествія отсюда.

9. Нѣкоторые испытываютъ и недоумѣваютъ, почему Богъ не даровалъ намъ предвѣдѣнія смерти, если воспоминаніе о ней столь благотворно для насъ? Эти люди не знаютъ, что Богъ чуднымъ образомъ устраиваетъ черезъ это наше спасеніе. Ибо никто, задолго предузнавши время своей смерти, не спѣшилъ бы принятъ крещеніе, или вступить въ монашество, но каждый проводилъ бы всю жизнь свою въ беззаконіяхъ, и на самомъ уже исходѣ изъ сего міра приходилъ бы ко крещенію, или /с. 73/ къ покаянію; (но отъ долговременнаго навыка грѣхъ дѣлался бы въ человѣкѣ второю природою, и онъ оставался бы совершенно безъ исправленія) [1].

10. Когда оплакиваешь грѣхи свои, никогда не слушайся онаго пса, который внушаетъ тебѣ, что Богъ человѣколюбивъ; ибо онъ дѣлаетъ это съ тѣмъ намѣреніемъ, чтобы отторгнуть тебя отъ плача и отъ безстрашнаго страха. Мысль же о милосердіи Божіемъ принимай тогда только, когда видишь что низвлекаешься во глубину отчаянія.

11. Кто хочетъ непрестанно сохранять въ душѣ своей память смерти и суда Божія, а между тѣмъ предается попеченіямъ и молвамъ житейскимъ, тотъ подобенъ хотящему плавать, и въ то же время плескать руками.

12. Живая память смерти пресѣкаетъ невоздержаніе въ пищѣ; а когда сіе пресѣчено со смиреніемъ, то вмѣстѣ отсѣкаются и другія страсти.

13. Безболѣзненность сердца ослѣпляетъ умъ, а множество брашенъ изсушаетъ источники слезъ. Жажда и бдѣніе стѣсняетъ сердце, а когда сердце стѣсняется, тогда произникаютъ слезныя воды. Сказанное мною для угождающихъ чреву покажется жестокимъ, а для лѣнивыхъ невѣроятнымъ, но дѣятельный мужъ на дѣлѣ усердно испытаетъ сіе. Кто узналъ сіе опытомъ, тотъ возрадуется о семъ; а кто еще ищетъ, тотъ не обойдется безъ печали.

14. Какъ отцы утверждаютъ, что совершенная любовь не подвержена паденію, такъ и я утверждаю, что совершенное чувство смерти свободно отъ страха.

15. Дѣятельный умъ имѣетъ многія дѣланія: поучается любви къ Богу, въ памяти смертной, въ памяти Божіей, царствія небеснаго, ревности святыхъ мучениковъ, вездѣприсутствія Самого Бога, по слову Псалмопѣвца: предзрѣхъ Господа предо мною выну (Пс. 15, 8), въ памяти святыхъ и умныхъ силъ; въ памяти объ исходѣ души, объ истязаніи, мученіи и вѣчномъ осужденіи. /с. 74/ Мы начали здѣсь съ великихъ вещей, а кончили такими, которыя удерживаютъ отъ паденія.

16. Нѣкогда одинъ египетскій инокъ разсказалъ мнѣ слѣдующее. «Когда память смерти», говорилъ онъ «утвердилась въ чувствѣ моего сердца, и я, однажды, когда пришла потребность, захотѣлъ дать малое утѣшеніе сему бренному тѣлу: то память смерти, какъ нѣкій судія, возбранила мнѣ это; и, что еще удивительнѣе, хотя я и желалъ ее отринуть, но не могъ».

17. Другой нѣкто, жившій близъ насъ въ мѣстѣ, называемомъ Ѳола, часто отъ помышленія о смерти приходилъ въ изступленіе, и какъ лишившійся чувствъ, или пораженный падучею болѣзнію, относимъ былъ находившимися при немъ братіями, почти бездыханный.

18. Не премину сообщить тебѣ повѣсть и объ Исихіи, инокѣ горы Хорива (п). Онъ велъ прежде самую нерадивую жизнь, и нисколько не заботился о душѣ своей; наконецъ, впадши въ смертельную болѣзнь, съ часъ времени казался совершенно умершимъ. Пришедши въ себя онъ умолялъ всѣхъ насъ, чтобы тотчасъ отъ него удалились, и заключивъ дверь своей келліи, прожилъ въ ней лѣтъ двѣнадцать, никому никогда не сказавъ ни малаго, ни великаго слова, и ничего не вкушая кромѣ хлѣба и воды; но сидя въ затворѣ, какъ предъ лицемъ Господнимъ, ужасался и сѣтовалъ о томъ, что видѣлъ во время изступленія, и никогда не измѣнялъ образа жизни своей, но постоянно былъ какъ бы внѣ себя, и не переставалъ тихо проливать теплыя слезы. Когда же онъ приблизился къ смерти, мы, отбивъ дверь, вошли въ его келлію и, по многомъ прошеніи, услышали только сіи слова: «простите», сказалъ онъ, «кто стяжалъ память смерти, тотъ никогда не можетъ согрѣшить». Мы изумились, видя, что въ томъ, который былъ прежде столько нерадивъ, внезапно произошло такое блаженное измѣненіе и преображеніе. Похоронивши его въ усыпальницѣ близъ ограды, мы по прошествіи нѣкотораго времени искали святыхъ мощей его, но не могли найти. Господь и симъ засвидѣтельствовалъ усердное и /с. 75/ достохвальное покаяніе Исихія и удостовѣрилъ насъ, что Онъ пріемлетъ и тѣхъ, которые послѣ многаго нерадѣнія хотятъ исправиться.

19. Какъ бездну нѣкоторые представляютъ себѣ безконечною, и мѣсто оное называютъ бездоннымъ; такъ и помышленіе о смерти рождаетъ чистоту нерастлѣваемую и дѣланіе безконечное. Сіе подтверждаетъ преподобный отецъ, о которомъ мы теперь говорили. Подобные ему непрестанно переходятъ отъ страха къ страху, пока и самая въ костяхъ содержащаяся сила не истощится.

20. Должно знать, что память смертная, какъ и всѣ другія блага, есть даръ Божій; ибо часто, находясь и у самыхъ гробовъ, мы пребываемъ безъ слезъ и въ ожесточеніи; а въ другое время, и не имѣя такого печальнаго зрѣлища предъ глазами, приходимъ въ умиленіе.

21. Кто умертвилъ себя для всего въ мірѣ, тотъ истинно помнитъ смерть: а кто еще имѣетъ какое-либо пристрастіе, тотъ не можетъ свободно упражняться въ помышленіи о смерти, будучи самъ себѣ навѣтникъ.

22. Не желай словами увѣрять всѣхъ въ твоемъ расположеніи къ нимъ, а лучше проси Бога, чтобы Онъ открылъ имъ любовь твою невѣдомымъ образомъ; иначе не достанетъ тебѣ времени на изъявленіе любви къ ближнимъ и на умиленіе.

23. Не прельщайся, безумный подвижникъ, думая, что можешь одно время вознаградить другимъ; ибо всякій день и къ совершенной уплатѣ собственнаго своего долга, Владыкѣ недостаточенъ.

24. «Невозможное», какъ нѣкто сказалъ, «невозможное для человѣковъ дѣло, чтобы настоящій день провели мы благочестиво, если не думаемъ, что это послѣдній день нашей жизни». И поистинѣ удивительно, что и язычники изрекли нѣчто подобное этому; ибо и они полагали, что любомудріе заключается въ помышленіи о смерти.

Шестая степень: кто взошелъ на нее, тотъ во вѣки не согрѣшитъ. Поминай послѣдняя твоя, и во вѣки не согрѣшиши (Сирах. 7, 89).

Примѣчанія:
[1] Дополн. по греч. рукописи.
(о) «Боится Христосъ смерти, однако не трепещетъ». На это бл. Августинъ даетъ прекрасное толкованіе. Онъ говоритъ, что Господь Іисусъ Христосъ, видя приближеніе смерти Своей, скорбѣлъ и тужилъ не по слабости, а по могуществу, чтобы мы не отчаялись спасенія нашего, когда придемъ въ смущеніе не по могуществу, но по слабости. Такимъ образомъ Онъ хотѣлъ утѣшить всѣхъ немощныхъ, воспринявъ вольное подобіе немощи ихъ, чтобы мы разсуждали, какого блага долженствуемъ ожидать и надѣяться отъ причащенія Божества Его, когда самое скорбѣніе Его дѣлаетъ насъ спокойными, и когда немощь Его укрѣпляетъ насъ.
(п) Гора Хоривъ и гора Синай суть двѣ вѣтви, которыя происходятъ отъ одного корня, и потомъ раздѣляются. Гора Синай много выше, а Хоривъ плодоноснѣе. По четыремъ событіямъ гора Хоривъ знаменита въ Писаніи. 1) Внизу сей горы Богъ явился Моѵсею въ купинѣ, горящей и несгарающей. 2) Въ скалу сей горы Моѵсей ударилъ жезломъ своимъ, и Богъ извелъ изъ нея воду для своего народа. 3) На вершинѣ сей горы Моѵсей стоялъ, воздѣвъ руки крестообразно, когда Іисусъ поражалъ Амаликитянъ. 4) Въ одной изъ пещеръ ея пророку Иліи Богъ открылся въ дыханіи тонкой прохлады.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 71-75.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.