Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 7. О радостотворномъ плачѣ.

1. Плачъ по Богу есть сѣтованіе души, такое расположеніе болѣзненнаго сердца, которое съ изступленіемъ ищетъ того, чего оно жаждетъ, и не находя его, съ трудомъ за нимъ стремится и горько рыдаетъ въ слѣдъ его. Или иначе: плачъ есть златое жало, уязвленіемъ своимъ обнажающее душу отъ всякой земной любви и пристрастія, и въ назираніи сердца святою печалію водруженное.

2. Умиленіе есть непрестанное мученіе совѣсти, которое прохлаждаетъ сердечный огонь мысленною исповѣдію предъ Богомъ. Исповѣдь есть забвеніе естества, какъ нѣкто забы снѣсти хлѣбъ свой (Пс. 101, 5).

3. Покаяніе есть безскорбное отверженіе всякаго утѣшенія тѣлеснаго.

4. Свойство преуспѣвающихъ еще въ блаженномъ плачѣ есть воздержаніе и молчаніе устъ; преуспѣвшихъ — безгнѣвіе и непамятозлобіе; а совершенныхъ — смиренномудріе, жажда безчестій, произвольная алчба невольныхъ скорбей, неосужденіе согрѣшающихъ, милосердіе превыше силы. Достойны одобренія первые: достохвальны вторые; но блаженны алчущіе скорби и жаждущіе безчестій; ибо они насытятся пищею ненасыщаемою.

5. Достигши плача, всею силою храни его; ибо прежде совершеннаго усвоенія, онъ весьма легко теряется; и, какъ воскъ таетъ отъ огня, такъ и онъ легко истребляется отъ молвы, попеченій тѣлесныхъ и наслажденія, въ особенности же отъ многословія и смѣхотворства.

6. Источникъ слезъ послѣ крещенія больше крещенія, хотя сіи слова и кажутся нѣсколько терзкими. Ибо крещеніе очищаетъ насъ отъ прежде бывшихъ золъ, а слезы очищаютъ грѣхи, сдѣланные и послѣ крещенія. Крещеніе принявъ въ младенчествѣ, мы всѣ осквернили /с. 77/ его, а слезами снова очищаемъ его. И если бы человѣколюбіе Божіе не даровало намъ оныхъ, то поистинѣ рѣдки были бы и едва обрѣтались бы спасающіеся.

7. Воздыханія наши и сѣтованія вопіютъ ко Господу; слезы, происходящія отъ страха, ходатайствуютъ о насъ; а тѣ, которыя отъ всесвятой любви, являютъ намъ, что моленіе наше принято.

8. Если ничто такъ не согласно со смиренномудріемъ, какъ плачъ: то безъ сомнѣнія ничто столько ни противится ему, какъ смѣхъ.

9. Съ усиліемъ держи блаженную радостную печаль святаго умиленія, и не переставай упражняться въ семъ дѣланіи, пока оно не поставитъ тебя выше всего земнаго и не представитъ чистымъ Христу.

10. Не переставай воображать и вспоминать бездну темнаго огня, немилостивыхъ служителей, Судію немилосердаго и неумолимаго, безконечную глубину преисподняго пламени, и тѣсные сходы въ подземныя мѣста, ужасныя пропасти, и другое сему подобное, чтобы гнѣздящаяся въ душѣ нашей похотливость истребилась великимъ страхомъ, и душа соединилась съ нетлѣнною чистотою, и приняла въ себя сіяніе невещественнаго свѣта, блистающаго паче всякаго огня.

11. На молитвѣ стой съ трепетомъ, какъ осужденный преступникъ стоитъ предъ судіею, чтобы тебѣ и внѣшнимъ видомъ и внутреннимъ устроеніемъ угасить гнѣвъ Праведнаго Судіи: ибо Онъ не можетъ презрѣть душу-вдовицу, предстоящую Ему съ болѣзненнымъ чувствомъ и утруждающую Неутруждаемаго.

12. Кто пріобрѣлъ душевныя слезы, тому всякое мѣсто угодно къ плачу; а у кого дѣланіе только внѣшнее, тому всегда надобно будетъ избиратѣ приличныя мѣста и положенія. Какъ скрытое сокровище не столько подвержено хищенію, сколько лежащее на торжищѣ: такъ должно разумѣть и о вышесказанномъ.

13. Не подражай погребающимъ мертвыхъ, которые то плачутъ по нихъ, то ради ихъ упиваются; но будь /с. 78/ подобенъ узникамъ въ рудокопняхъ, ежечасно получающимъ удары отъ приставниковъ.

14. Кто иногда плачетъ, а иногда наслаждается и говоритъ смѣшное, тотъ, вмѣсто камней, бросаетъ хлѣбомъ на пса сластолюбія; повидимому онъ отгоняетъ его, но самымъ дѣломъ привлекаетъ его къ себѣ.

15. Сѣтуй внутренно, но не выказываясь, а углубляясь въ сердце свое; ибо бѣсы боятся сѣтованія, какъ тати псовъ.

16. Не на брачный пиръ, о друзья, не на брачный пиръ мы приглашены; но Призвавшій насъ сюда поистинѣ призвалъ на плачъ о самихъ себѣ.

17. Нѣкоторые, когда плачутъ, безвременно понуждаютъ себя въ это блаженное время не имѣть совершенно никакого помышленія, не разумѣя того, что слезы безъ помышленій свойственны безсловесному естеству, а не разумному. Слеза есть порожденіе помышленій; а отецъ помышленій есть смыслъ и разумъ.

18. Ложась на постель, воображай твое возлежаніе во гробѣ; и будешь меньше спать. Когда сидишь за столомъ, приводи себѣ на память плачевную трапезу червей; и ты будешь меньше наслаждаться. Когда пьешь воду, не забывай о жаждѣ въ пламени неугасающемъ; и безъ сомнѣнія понудишь самое свое естество.

19. При досточестномъ безчестіи, досажденіи и выговорѣ отъ настоятеля, представимъ себѣ страшный приговоръ онаго Судіи; и всѣваемую въ насъ безразсудную печаль и огорченіе безъ сомнѣнія посѣчемъ кротостію и терпѣніемъ, какъ обоюду-острымъ мечемъ.

20. Временемъ оскудѣваетъ море (Іов. 14, 11), говоритъ Іовъ; временемъ и терпѣніемъ мало-по-малу снискиваются нами и приходятъ въ совершенство добродѣтели, о которыхъ говоримъ.

21. Воспоминаніе о вѣчномъ огнѣ каждый вечеръ да засыпаетъ съ тобою, и вмѣстѣ съ тобою да возстаетъ; и лѣность никогда не будетъ обладать тобою во время псалмопѣнія.

22. Да возбуждаетъ тебя къ дѣланію плача самая /с. 79/ одежда твоя: ибо всѣ оплакивающіе умершихъ одѣваются въ черное. Если не имѣешь плача то плачь объ этомъ самомъ; если же имѣешь плачъ, то еще болѣе плачь о томъ, что изъ безтруднаго состоянія ты самъ низвелъ себя согрѣшеніями твоими въ состояніе труда и печали.

23. Благій и праведный нашъ Судія, какъ во всемъ, такъ безъ сомнѣнія и въ плачѣ судитъ по мѣрѣ силъ естества; ибо я видѣлъ, что иные источаютъ малыя слезныя капли, какъ капли крови, а другіе безъ труда проливаютъ цѣлые источники слезъ. Но я судилъ о труждающихся болѣе по труду, а не по слезамъ. Думаю, что и Богъ также судитъ.

24. Плачущимъ неприлично богословствовать; ибо этимъ истребляются ихъ слезы. Богословствующій подобенъ сѣдящему на учительской каѳедрѣ, а плачущій пребывающему на гноищѣ и во вретищѣ. По сей-то причинѣ, какъ думаю, и Давидъ, хотя былъ учитель и мужъ премудрый, но когда плакалъ, отвѣчалъ вопрошавшимъ: како воспою пѣснь Господню на земли чуждей (Пс. 136, 4), т. е. въ страстномъ состояніи?

25. Какъ во внѣшнемъ твореніи, такъ и въ умиленіи есть самодвижное, и есть движимое отъ иного чего-либо. Когда душа, и безъ нашего страданія и попеченія бываетъ склонна къ слезамъ, мягка и проникнута умиленіемъ, тогда поспѣшимъ; ибо Господь пришелъ къ намъ и безъ нашего зова, и далъ намъ губу Боголюбезной печали и прохладную воду благочестивыхъ слезъ, на изглажденіе рукописанія согрѣшеній. Храни сей плачъ, какъ зѣницу ока, пока онъ мало-по-малу отъ тебя не отойдетъ; ибо велика сила онаго, и далеко превосходитъ силу того плача, который приходитъ отъ нашего тщанія и умышленія.

26. Не тотъ достигъ совершенства плача, кто плачетъ, когда хочетъ, но кто плачетъ, о чемъ хочетъ (т. е. о чемъ-либо душеполезномъ). Даже и тотъ еще не достигъ совершенства плача кто плачетъ, о чемъ хочетъ, но кто плачетъ, какъ Богъ хочетъ. Съ /с. 80/ богоугоднымъ плачемъ, часто сплетается гнуснѣйшая [1] слеза тщеславія; и сіе на опытѣ благочестно узнаемъ, когда увидимъ, что мы плачемъ и предаемся гнѣвливости.

27. Истинное умиленіе есть болѣзнованіе души, которая не возносится, и ни даетъ себѣ никакого утѣшенія, но ежечасно воображаетъ только исходъ свой изъ сего міра, и отъ Бога, утѣшающаго смиренныхъ иноковъ, ожидаетъ утѣшенія, какъ прохладной воды.

28. Стяжавшіе плачъ въ чувствѣ сердца возненавидѣли самую жизнь свою, (какъ исполненную труда и причину слезъ и болѣзней [2]; тѣла же своего отвращаются, какъ врага.

29. Если мы въ тѣхъ, которые думаютъ, что плачутъ по Богу, видимъ гнѣвъ и гордость: то слезы таковыхъ должны считать неправильными: кое бо общеніе свѣту ко тьмѣ (2 Кор. 6, 14)?

30. Отъ ложнаго умиленія раждается возношеніе, а отъ истиннаго — утѣшеніе.

31. Какъ огонь пожигаетъ хворостъ, такъ и чистыя слезы истребляютъ всякія внѣшнія и внутреннія скверны.

32. Многіе изъ отцевъ говорятъ, что значеніе слезъ, особенно у новоначальныхъ, темно и неудобопостижно, и что онѣ происходятъ отъ многихъ и различныхъ причинъ: отъ естества, отъ Бога, отъ неправильной скорби и отъ скорби истинной, отъ тщеславія, отъ блудной страсти, отъ любви, отъ памяти смерти и отъ многихъ другихъ побужденій (р).

33. Изслѣдовавъ всѣ сіи побужденія слезъ посредствомъ страха Божія, постараемся пріобрѣсти тѣ чистыя и нелестныя слезы, которыя раждаются отъ размышленія о разлученіи нашемъ отъ тѣла; ибо въ нихъ нѣтъ ни окраденія, ни возношенія, но очищеніе, преуспѣяніе въ любви къ Богу, омовеніе отъ грѣховъ и освобожденіе отъ страстей.

/с. 81/ 34. Не удивительно начинать плачъ слезами добрыми, а оканчивать неправильными; но достойно похвалы отъ неправильныхъ или естественныхъ слезъ переходить къ духовному плачу. Смыслъ сказаннаго ясенъ для тѣхъ, которые склонны къ тщеславію.

35. Не вѣрь слезамъ твоимъ прежде совершеннаго очищенія отъ страстей; ибо то вино еще ненадежно, которое прямо изъ точила заключено въ сосудъ.

36. Никто не можетъ противорѣчить тому, что полезны всѣ слезы наши по Богу; но какая именно польза отъ нихъ бываетъ, это мы узнаемъ во время своего исхода.

37. Кто пребываетъ во всегашнемъ плачѣ по Богу, тотъ не перестаетъ ежедневно (духовно) праздновать; а кто всегда празднуетъ тѣлесно, того ожидаетъ вѣчный плачъ.

38. Нѣтъ радости для осужденныхъ въ темницѣ, нѣтъ праздника на землѣ и для истинныхъ монаховъ. Посему-то сладко плачущій пророкъ и говоритъ со стенаніемъ: изведи изъ темницы душу мою (Пс. 141, 8), въ радость неизрѣченнаго Твоего свѣта.

39. Будь какъ царь въ сердцѣ твоемъ, сидя на высокомъ престолѣ смиренія, и повелѣвай смѣху: иди, и идетъ; и плачу сладкому: пріиди, и приходитъ; и тѣлу, сему рабу и мучителю нашему: сотвори сіе, и сотворитъ (Матѳ. 8, 9).

40. Кто облекся въ блаженный, благодатный плачъ, какъ въ брачную одежду, тотъ позналъ духовный смѣхъ души (т. е. радость).

41. Есть ли такой инокъ, который бы все время свое въ монашествѣ провелъ столь благочестиво, что ни дня, ни часа, ни мгновенія никогда не потерялъ, но все время свое посвящалъ Господу, помышляя, что невозможно въ сей жизни увидѣть дважды одинъ и тотъ же день?

42. Блаженъ инокъ, могущій взирать очами души на умныя силы; но тотъ по-истинѣ предохраненъ отъ паденія, который, въ слѣдствіе памятованія смерти и грѣховъ своихъ, всегда орошаетъ ланиты свои живыми /с. 82/ водами чувственныхъ очей. И трудно мнѣ повѣрить, чтобы первое устроеніе могло произойти (и быть твердымъ) безъ послѣдняго.

43. Видалъ я просителей и безстыдныхъ нищихъ, краснорѣчивыми словами вскорѣ преклонявшихъ сердца и самихъ царей на милость; и видалъ я нищихъ и скудныхъ въ добродѣтели, которые не краснорѣчивыми, но смиренными, неясными и недоумѣнія исполненными словами, изъ глубины безнадежнаго сердца, безстыдно и неотступно взывали къ Царю Небесному и какъ бы насильно исторгали милость у Того, Котораго естество не подвержено никакому понужденію.

44. Кто слезами своими внутренно гордится, и осуждаетъ въ умѣ своемъ неплачущихъ, тотъ подобенъ испросившему у царя оружіе на врага своего, и убивающему имъ самого себя.

45. Богъ не требуетъ, братія, и не желаетъ, чтобы человѣкъ плакалъ отъ болѣзни сердца, но чтобы отъ любви къ Нему радовался душевнымъ смѣхомъ. Отъими грѣхъ, и излишни будутъ болѣзненныя слезы чувственнымъ очамъ; ибо когда нѣтъ раны, то не нуженъ и пластырь. У Адама прежде преступленія не было слезъ, какъ не будетъ ихъ и по воскресеніи, когда грѣхъ упразднится; ибо тогда отбѣжитъ болѣзнь, печаль и воздыханіе (Исаіи 35, 10).

46. Видѣлъ я въ нѣкоторыхъ плачъ, и видѣлъ другихъ, которые плакали о томъ, что не имѣли плача. Сіи послѣдніе, хотя и имѣютъ плачъ, думаютъ, что онаго не имѣютъ, и добрымъ невѣдѣніемъ своимъ сохраняются отъ окраденія. О нихъ-то сказано: Господь умудряетъ слѣпцы (Пс. 145, 8).

47. Часто случается, что и слезы надмеваютъ легкомысленныхъ; потому онѣ и не даются нѣкоторымъ. Таковые, стараясь снискать и не находя ихъ, окаяваютъ себя, осуждаютъ и мучатъ себя воздыханіями и сѣтованіемъ, печалію души, глубокимъ сокрушеніемъ и недоумѣніемъ. Все сіе безопасно замѣняетъ для нихъ слезы хотя они ко благу своему вмѣняютъ это ни во что.

/с. 83/ 48. Если будемъ наблюдать, то найдемъ, что бѣсы часто горько надъ нами насмѣхаются. Ибо когда мы насытились, они возбуждаютъ въ насъ умиленіе; когда же постимся, ожесточаютъ насъ, чтобы мы, прельстившись ложными слезами, предались наслажденію — матери страстей. Но имъ не должно покоряться, а дѣлать противное.

49. Размышляя о свойствѣ умиленія, изумляюсь тому, какимъ образомъ плачъ и, такъ называемая, печаль заключаютъ въ себѣ радость и веселіе, какъ медъ заключается въ сотѣ. Чему же изъ сего научаемся? Тому, что такое умиленіе есть поистинѣ даръ Господень. Нѣтъ тогда въ душѣ безсладостной [3] сладости, потому что Богъ утѣшаетъ сокрушенныхъ сердцемъ сокровеннымъ образомъ. Для показанія силы истиннаго плача и отъ сокрушенія проистекающей пользы выслушаемъ слѣдующую душеполезную и трогательную повѣсть.

50. Жилъ здѣсь нѣкто Стефанъ, который, любя пустынное и безмолвное житіе, многія лѣта провелъ въ монашескихъ подвигахъ, и просіялъ различными добродѣтелями, въ особенности же украшенъ былъ постомъ и слезами. Онъ имѣлъ прежде келлію на скатѣ св. горы, гдѣ жилъ нѣкогда св. Пророкъ и Боговидецъ Илія. Но потомъ сей достохвальный мужъ принялъ намѣреніе дѣйствительнѣйшаго, суровѣйшаго и строжайшаго покаянія, и удалился въ мѣстопребываніе отшельниковъ, называемое Сиддинъ, и тамъ провелъ нѣсколько лѣтъ самой строгой и суровой жизни; ибо то мѣсто лишено было всякаго утѣшенія, и удалено было отъ всякаго пути человѣческаго, такъ какъ находилось въ разстояніи семидесяти поприщъ отъ селеній. Передъ кончиною своею старецъ возвратился въ келлію свою на св. горѣ, гдѣ имѣлъ и двухъ учениковъ изъ Палестины, весьма благоговѣйныхъ, которые охраняли келлію старца въ его отсутствіи. Проживъ тамъ немного дней, старецъ впалъ въ болѣзнь и скончался. За день же до кончины /с. 84/ своей онъ пришелъ въ изступленіе, и съ открытыми глазами озирался то на правую, то на лѣвую сторону постели своей и, какъ бы истязуемый кѣмъ-нибудь, онъ вслухъ всѣхъ предстоявшихъ говорилъ иногда такъ: «да, дѣйствительно, это правда; но я постился за это столько-то лѣтъ»; а иногда: «нѣтъ, я не дѣлалъ этого, вы лжете»; потомъ опять говорилъ: «такъ, истинно такъ, но я плакалъ и служилъ братіямъ»; иногда же возражалъ: «нѣтъ, вы клевещете на меня». На иное же отвѣчалъ: «такъ, дѣйствительно такъ, и не знаю, что сказать на сіе; но у Бога есть милость». Поистинѣ страшное и трепетное зрѣлище было сіе невидимое и немилостивое истязаніе; и что всего ужаснѣе, его обвиняли и въ томъ, чего онъ и не дѣлалъ. Увы! безмолвникъ и отшельникъ говорилъ о нѣкоторыхъ изъ своихъ согрѣшеній: «не знаю, что и сказать на это»: хотя онъ около сорока лѣтъ провелъ въ монашествѣ и имѣлъ дарованіе слезъ. Увы мнѣ! Увы мнѣ! Гдѣ было тогда слово Іезекіилево, чтобы сказать истязателямъ: въ чемъ застану, въ томъ и сужу, глаголетъ Богъ (Іезек. 33, 13. 16). Ничего такого не могъ онъ сказать. А почему? Слава Единому Вѣдающему. Нѣкоторые же, какъ предъ Господомъ, говорили мнѣ, что онъ (Стефанъ) и леопарда кормилъ изъ рукъ своихъ въ пустынѣ. Въ продолженіи сего истязанія душа его разлучишась съ тѣломъ; и неизвѣстно осталось, какое было рѣшеніе и окончаніе сего суда, и какой приговоръ послѣдовалъ?

51. Какъ вдова, лишившаяся мужа, и имѣющая единороднаго сына, въ немъ одномъ, по Богѣ имѣетъ утѣшеніе: такъ и для падшей души нѣтъ инаго утѣшенія при исходѣ изъ тѣла, кромѣ трудовъ поста и слезъ (покаянія).

52. Плачущіе не воспоютъ и не воскликнутъ въ пѣсняхъ: ибо симъ истребляется плачъ. Если же ты этими средствами стараешься призывать его, то ты далеко еще отъ сего дѣланія; ибо плачъ есть укоренившаяся отъ навыка скорбь души, имѣющей въ себѣ огонь (Божественный).

/с. 85/ 53. Плачъ бываетъ у многихъ предтечею блаженнаго безстрастія, предукрасивъ, предочистивъ душу, и потребивъ вещество (т. е. страсти)

54. Одинъ искусный дѣлатель сего добра сказывалъ мнѣ: «когда я чувствовалъ стремленіе къ тщеславію, или къ гнѣву, или къ насыщенію чрева, тогда помышленіе о плачѣ внутренно обличало меня и говорило: «не предавайся тщеславію, иначе я оставлю тебя». Подобнымъ образомъ удерживало оно меня и отъ другихъ страстей. А я говорилъ ему: «никогда не преслушаю тебя, пока не представишь меня Христу».

55. Итакъ въ безднѣ плача находится утѣшеніе; и чистота сердца получаетъ просвѣщеніе. Просвѣщеніе же есть неизреченное дѣйствіе, невѣдомымъ образомъ разумѣваемое и невидимо зримое. Утѣшеніе есть прохлажденіе болѣзнующей души, которая, какъ младенецъ, и плачетъ внутренно, и вмѣстѣ радостно улыбается. Заступленіе есть обновленіе души, погруженной въ печаль, которое чуднымъ образомъ превращаетъ болѣзненныя слезы въ сладостныя.

56. Слезы объ исходѣ изъ сей жизни рождаютъ страхъ; а когда страхъ породитъ безбоязненность (т. е. упованіе), тогда возсіяетъ радость; когда же достигнетъ конца радость нескончаемая, прозябаетъ цвѣтъ святой любви.

57. Рукою смиренія отвергай приходящую радость, Какъ недостойный ея, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вмѣсто пастыря.

58. Не стремись къ видѣнію не во время видѣнія. Пусть лучше само оно, привлеченное красотою твоего смиренія, придетъ къ тебѣ, обниметъ тебя и соединится съ тобою чистѣйшимъ бракомъ на вѣки вѣковъ.

59. Съ самаго начала, когда младенецъ начнетъ познавать отца своего, онъ весь бываетъ исполненъ радости и печали; радости, потому что опять зритъ вожделѣннаго; а печали, потому что столь долгое время лишенъ былъ видѣнія любезнѣйшей ему красоты. Матерь также иногда скрываетъ себя отъ младенца, и видя, съ /с. 86/ какою скорбію онъ ищетъ ея, веселится; и такимъ образомъ учитъ его всегда прилѣпляться къ ней, и сильнѣе воспламеняетъ любовь его къ себѣ. Имѣяй уши слышати, да слышитъ (Матѳ. 13, 9), глаголетъ Господь (с).

60. Осужденный преступникъ, который выслушалъ смертный приговоръ, не будетъ уже заботиться объ учрежденіи зрѣлищъ: и истинно плачущій не обратится ни къ наслажденіямъ чувственнымъ, ни къ славѣ, ни къ гнѣву и вспыльчивости. Плачъ есть укоренившаяся скорбь кающейся души, которая на всякій день прилагаетъ скорбь къ скорби, по подобію рождающей и страждущей жены.

61. Праведенъ и преподобенъ Господь; безмолствующему съ разсужденіемъ Онъ премудро даруетъ умиленіе, и благоразумно повинующагося ежедневно веселитъ. А кто ни того, ни другаго пути не проходитъ законнымъ образомъ тому плачъ не дается.

62. Отгоняй (адскаго) пса, который приходитъ во время глубочайшаго плача, и представляетъ тебѣ Бога неумолимымъ и немилосердымъ. Наблюдая за нимъ, ты увидишь, что онъ же, прежде грѣхопаденія, называетъ Бога человѣколюбивымъ, милосердымъ и снисходительнымъ.

63. Отъ всегдашняго упражненія рождается навыкъ; навыкъ обращается въ чувство, а что дѣлается въ чувствѣ, то бываетъ неудобоотъемлемо.

64. Хотя бы мы и великіе подвиги проходили въ жизни нашей, но если мы не пріобрѣли болѣзнующаго сердца, то всѣ они притворны и суетны; ибо тѣмъ, которые, такъ сказать, послѣ омовенія осквернились, необходимо, поистинѣ необходимо очистить руки свои неослабнымъ огнемъ сердечнымъ и елеемъ милости Божіей.

65. Видѣлъ я въ нѣкоторыхъ крайній предѣлъ плача: отъ скорби болѣзненнаго и уязвленнаго сердца, они чувственнымъ образомъ извергали кровь изъ устъ. Видя это, я вспомнилъ сказавшаго: уязвленъ быхъ яко трава, и изсше сердце мое (Пс. 101, 5).

66. Слезы отъ страха сами въ себѣ имѣютъ трепетъ и храненіе; слезы же отъ любви прежде совершенной /с. 87/ любви въ нѣкоторыхъ людяхъ бываютъ окрадываемы; развѣ только великій оный и приснопамятный огонь возжжетъ сердце во время дѣйствія. И поистинѣ удивительно, какъ смиреннѣйшее въ свое время бываетъ тверже.

67. Есть вещи, которыя изсушаютъ источники нашихъ слезъ; и есть другія, которыя рождаютъ въ нихъ тину и гады. Чрезъ первыя Лотъ беззаконно совокупился съ дочерьми; а чрезъ вторыя діаволъ палъ съ неба (т).

68. Велика злоба нашихъ враговъ, такъ что они матерей добродѣтелей дѣлаютъ матерями золъ, и средства къ достиженію смиренія превращаютъ въ источникъ гордости. Часто самыя мѣстоположенія жилищъ нашихъ и видъ ихъ призываетъ сердце къ умиленію; въ этомъ увѣряетъ насъ примѣръ Іисуса, Иліи и Іоанна, молившихся въ уединеніи. Но я видалъ, что у нѣкоторыхъ и въ городахъ и среди молвы возбуждаются слезы. Это бываетъ по злоумышленію лукавыхъ бѣсовъ, чтобы мы подумали, будто никакого вреда не получаемъ отъ этой молвы, и чтобы сближались съ міромъ.

69. Часто одно слово истребляетъ плачъ; но было бы чудно, еслибы одно же слово и возвращало оный.

70. Мы не будемъ обвинены, о братія, не будемъ обвинены, при исходѣ души нашей, за то, что не творили чудесъ, что не богословствовали, что не достигли видѣнія, но безъ сомнѣнія дадимъ Богу отвѣтъ за то, что не плакали непрестанно о грѣхахъ своихъ.

Степень седьмая. Сподобившійся достигнуть ея и мнѣ да поможетъ; ибо самъ онъ получилъ уже помощь, омывшись на сей седьмой степени отъ сквернъ вѣка сего.

Примѣчанія:
[1] Въ греч. ἀχαρίτωτον безблагодатнѣйшая.
[2] Дополнено по греч. рукописи.
[3] У Аѳанасія Крит.: плотской.
(р) [Святый Анастасій Синайскій говоритъ: Слезы бываютъ естественныя, которыя мы проливаемъ объ умершихъ. Бываютъ слезы бѣсовскія, когда кто плачетъ изъ тщеславія, или ради какого-либо вожделѣнія бѣсовскаго. Бываютъ слезы отъ пьянства и многосочной пищи. Но бываютъ слезы и очистительныя, которыя раждаются отъ страха Божія, отъ воспоминанія о смерти и о вѣчной мукѣ. Въ сихъ послѣднихъ слезахъ, если мы помедлимъ и поболѣзнуемъ, то онѣ обращаются въ духовныя слезы, въ которыхъ уже нѣтъ страха, но любовь къ Богу, ради утѣшенія, просвѣщенія и радованія о Святомъ Духѣ. (Бесѣда на 6-й псаломъ).]
(с) [Св. Григорій Назіанзинъ говоритъ: «Богъ — сія доброта, превосходящая вcякую красоту, просвѣщаетъ душу; и озаривъ ее, скрывается отъ ея чувствованій и оть ея внутренняго видѣнія; Онъ удаляется отъ нея, по мѣрѣ того, какъ даруетъ ей познавать Себя; убѣгаетъ отъ сей святой любительницы, похищаетъ Себя у чувствованій и желаній ея; уходитъ изъ ея рукъ въ то время, когда она уже держала Его; и сими удаленіями, происходящими отъ любви къ ней, воспламеняетъ ее любовію и привлекаетъ за Собою на небо».]
(т) [Невоздержаніемъ въ пищѣ и питіи изсушаются слезы; а мнѣніемъ о своемъ плачѣ и о своихъ слезахъ зараждаются въ нихъ мутная тина тщеславія и уродливые гады возношенія и гордости. (Новогр. пер. Лѣств. Аѳанасія Крит., стр. 148).]

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 76-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.