Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 8. О безгнѣвіи и кротости.

1. Какъ вода, мало-по-малу возливаемая на огонь, совершенно угашаетъ его, такъ и слеза истиннаго плача угашаетъ всякій пламень раздражительности и гнѣва. Потому скажемъ теперь по порядку о безгнѣвіи.

/с. 88/ 2. Безгнѣвіе есть ненасытное желаніе безчестій, какъ въ тщеславныхъ людяхъ бываетъ безконечное желаніе похвалы. Безгнѣвіе есть побѣда надъ естествомъ, нечувствительность къ досажденіямъ, происходящая отъ подвиговъ и пóтовъ.

3. Кротость есть недвижимое устроеніе души, въ безчестіи и въ чести пребывающее одинаковымъ.

4. Начало безгнѣвія есть молчаніе устъ при смущеніи сердца; средина — молчаніе помысловъ при тонкомъ смущеніи души; а конецъ — непоколебимая тишина при дыханіи нечистыхъ вѣтровъ.

5. Гнѣвъ есть воспоминаніе сокровенной ненависти, т. е. памятозлобія. Гнѣвъ есть желаніе зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаленіе сердца. Огорченіе есть непріятное чувство, гнѣздящееся въ душѣ. Раздражительность есть удобопреклонное движеніе нрава и безобразіе души.

6. Какъ при явленіи свѣта исчезаетъ тма, такъ и отъ благовонія смиренія истребляется всякое огорченіе и раздражительность.

7. Нѣкоторые, будучи склонны къ раздражительности, нерадятъ о врачеваніи и истребленіи сей страсти; но сіи жалкіе не размышляютъ о сказанномъ: устремленіе ярости его паденіе ему (Сир. 1, 22).

8. Быстрое движеніе жернова въ одно мгновеніе можетъ стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращеніе другаго въ теченіи цѣлаго дня; посему мы и должны благоразумно внимать себѣ. Иногда пламя, вдругъ раздуваемое сильнымъ вѣтромъ, болѣе нежели продолжительный огонь сожигаетъ и истребляетъ душевную ниву.

9. Не должно быть отъ насъ сокрыто, о друзья, и то, что иногда во время гнѣва лукавые бѣсы скоро отходятъ отъ насъ съ тою цѣлью, чтобы мы о великихъ страстяхъ вознерадѣли [1], какъ бы о маловажныхъ, и наконецъ сдѣлали болѣзнь свою неисцѣльною.

/с. 89/ 10. Какъ твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и соударяясь съ другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и дѣлается кругловиднымъ: такъ и человѣкъ вспыльчивый и упорный, обращаясь съ другими грубыми людьми, получаетъ одно изъ двухъ: или терпѣніемъ исцѣляетъ язву свою, или отступаетъ, и такимъ образомъ очевидно познаетъ свою немощь, которая, какъ въ зеркалѣ, явится ему въ малодушномъ его бѣгствѣ.

11. Гнѣвливый человѣкъ по временамъ произвольно увлекаясь этою страстію [2], потомъ уже отъ навыка и невольно побѣждается и сокрушается ею.

12. Ничто такъ не противно кающимся, какъ смущеніе отъ раздражительности, потому что покаяніе требуетъ великаго смиренія, а раздражительность есть знакъ великаго возношенія.

13. Если признакъ крайней кротости состоитъ въ томъ, чтобы и въ присутствіи раздражающаго сохранять тишину сердечную и залогъ любви къ нему; то, безъ сомнѣнія, крайняя степень гнѣвливости обнаруживается тѣмъ, что человѣкъ наединѣ самъ съ собою, словами и тѣлодвиженіями какъ бы съ оскорбившимъ его препирается и ярится.

14. Если Духъ Святый называется и есть миръ души, а гнѣвъ есть возмущеніе сердца; то ничто столько не препятствуетъ пришествію въ насъ Духа Святаго, какъ гнѣвливость.

15. Намъ извѣстны премногія злыя порожденія гнѣва; одно только невольное исчадіе онаго, хотя и побочное, бываетъ для насъ полезно. Ибо я видѣлъ людей, которые, воспламенившись неистовымъ гнѣвомъ, извергли давнее памятозлобіе, скрывавшееся внутри ихъ, и такимъ образомъ страстію избавились отъ страсти, получивъ отъ оскорбившаго или изъявленіе раскаянія, или объясненіе относительно того, о чемъ долго скорбѣли. /с. 90/ И видѣлъ опять такихъ, которые, повидимому, являли долготерпѣніе, но безразсудное, и подъ покровомъ молчанія скрывали внутри себя памятозлобіе; и я счелъ ихъ окаяннѣйшими неистовыхъ, потому что они бѣлизну голубя омрачали какъ бы нѣкоторою чернотою. Много потребно намъ тщанія противъ сего змія, (т. е. гнѣва и памятозлобія), потому что и ему, какъ змію плотской похоти, содѣйствуетъ естество.

16. Видѣлъ я людей, которые прогнѣвавшись, отвергали пищу отъ досады; и симъ безразсуднымъ воздержаніемъ ядъ къ яду прилагали. Видѣлъ и другихъ, которые, какъ бы благословною причиною, воспользовавшись гнѣвомъ своимъ, предавались многояденію, изъ рва падали въ стремнину. Наконецъ видѣлъ я и разумныхъ людей, которые, подобно хорошимъ врачамъ, растворивъ то и другое, отъ умѣреннаго утѣшенія, даннаго тѣлу, получали весьма великую пользу.

17. Иногда умѣренное пѣснопѣніе успѣшно успокоиваетъ раздражительность, а иногда, если оно безмѣрно и безвременно, способствуетъ сластолюбію. Итакъ будемъ пользоваться имъ, разсудительно разбирая приличныя времена.

18. Сидя, по нѣкоторой нуждѣ, близъ келлій безмолвствующихъ мужей, я слышалъ, какъ они отъ досады и гнѣва наединѣ злились, какъ куропатки въ клѣткахъ, и на огорчившихъ ихъ, какъ будто на присутствующихъ тамъ, наскакивали, и я благочестно совѣтовалъ имъ не жить въ уединеніи, чтобы изъ людей не сдѣлаться бѣсами. И видѣлъ опять людей сладострастныхъ и похотливыхъ сердцемъ, которые, по видимому, были кротки, ласковы, братолюбивы, и любили красивыя лица; симъ я назначалъ проходить безмолвное житіе, какъ врачевство, противодѣйствущее блуду и смраду плотской нечистоты, чтобы имъ жалкимъ образомъ не превратиться изъ разумныхъ тварей въ безсловесныхъ животныхъ. А какъ нѣкоторые говорили мнѣ, что они сильно увлекаются тою и другою страстію, (т. е. и сладострастіемъ и раздражительностью): то я запретилъ имъ /с. 91/ жить по своей волѣ; а наставникамъ ихъ съ любовію совѣтовалъ, чтобы они позволяли имъ по временамъ шроходить то тотъ, то другой образъ жизни, повинуясь однако во всемъ главному настоятелю. Сластолюбивый повреждаетъ только себя самого, а можетъ быть и еще одного, своего сотаинника; гнѣвливый же, подобно волку, часто возмущаетъ все стадо, и многія души огорчаетъ и утѣсняетъ.

19. Великій вредъ возмущать око сердца раздражительностью, какъ сказано: смятеся отъ ярости око мое (Пс. 6, 8), но большій — словами обнаруживать душевное неистовство; если же и руками, то это уже вовсе неприлично, и чуждо монашескому, Ангельскому и Божественному житію.

20. Если хочешь, или думаешь, что хочешь вынуть сучецъ ближняго, то вмѣсто врачебнаго орудія не употребляй бревна. Бревно — это жестокія слова и грубое обращеніе; врачебное орудіе есть кроткое вразумленіе и долготерпѣливое облическіе. Обличи, говоритъ Апостолъ, запрети, умоли (2 Тим. 4, 2), а не сказалъ: и бей; если же и это потребуется, то какъ можно рѣже, и не самъ собою.

21. Если присмотримся, то увидимъ, что многіе изъ гнѣвливыхъ усердно упражняются во бдѣніи, постѣ и безмолвіи; а намѣреніе удіавола то, чтобы подъ видомъ покаянія и плача подлагать имъ вещества, питающія ихъ страсть.

22. Если, какъ мы выше сказали, одинъ волкъ, имѣя бѣса помощникомъ, можетъ возмутить все стадо; то и одинъ премудрый братъ, имѣя Ангела помощникомъ, можетъ, какъ добрый мѣхъ, полный елея, укротить волну, и датъ кораблю тихое плаваніе (у). Сколь тяжкаго осужденія заслуживаетъ первый, столь великую награду получитъ отъ Бога вторый, сдѣлавшись для всѣхъ полезнымъ примѣромъ.

23. Начало блаженнаго незлобія сносить безчестія, хотя съ огорченіемъ и болѣзнію души. Средина — пребывать въ оныхъ безпечально. Конецъ же онаго, если /с. 92/ только оно имѣетъ конецъ, — принимать поношенія, какъ похвалы. Да радуется первый; да возмогаетъ вторый; блаженъ о Господѣ, и да ликуетъ третій.

24. Жалкое зрѣлище видѣлъ я въ людяхъ гнѣвливыхъ, бывающее въ нихъ отъ тайнаго возношенія. Ибо разгнѣвавшись, они опять гнѣвались за то, что побѣждались гитѣвомъ. Я удивлялся, видя въ нихъ, какъ паденіе слѣдовало за паденіемъ; и не могъ безъ состраданія видѣть, какъ они сами себѣ за грѣхъ отмщали грѣхомъ, и ужасаясь о коварствѣ бѣсовъ, я едва не отчаялся въ своей жизни.

25. Если кто замѣчаетъ, что онъ легко побѣждается возношеніемъ и вспыльчивостью, лукавствомъ и лицемѣріемъ, и захочетъ извлечь противъ нихъ обоюдуострый мечъ кротости и незлобія: тотъ пусть вступитъ, какъ бы въ пратву [бѣлильню] спасенія, въ общежитіе братій, и притомъ самыхъ суровыхъ, если хочетъ ссвершенно избавиться отъ сихъ страстей; чтобы тамъ, подвергаемый досажденіямъ, уничиженіямъ и потрясеніямъ отъ братій, и умственно, а иногда и чувственно ударяемый, или угнетаемый, удручаемый и ногами попираемый, онъ могъ очистить ризу души своей отъ ея скверны. А что поношеніе есть въ самомъ дѣлѣ омовеніе душевныхъ страстей, въ томъ да увѣритъ тебя обыкновенная въ народѣ пословица; извѣстно, что нѣкоторые люди въ мірѣ, осыпавши кого-нибудь ругательными словами въ лице, говорятъ: «я такого-то хорошо омылъ». И это истинно.

26. Иное безгнѣвіе въ новоначальныхъ, происходящее отъ плача, а иное — невозмутимость, бывающая въ совершенныхъ. Въ первыхъ гнѣвъ связанъ слезами, какъ нѣкоторою уздою; а въ послѣднихъ онъ умерщвленъ безстрастіемъ, какъ змій мечемъ.

27. Я видѣлъ трехъ иноковъ, въ одно время потерпѣвшихъ безчестіе. Одинъ изъ нихъ оскорбился, но смолчалъ; другой порадовался ради себя, но опечалился объ укорившемъ его; третій же, воображая вредъ ближняго, пролилъ теплыя слезы. Такъ можно /с. 93/ было видѣть здѣсь дѣлателей страха, мздовоздаянія и любви.

28. Какъ горячка въ тѣлѣ, будучи сама по себѣ одна, имѣетъ не одну, а многія причины своего воспаленія: такъ и возгорѣніе и движеніе гнѣва и прочихъ страстей нашихъ происходитъ отъ многихъ и различныхъ причинъ. Посему и нельзя назначить противъ нихъ одно врачевство. А такой даю совѣтъ, чтобы каждый изъ негодующихъ старательно изыскивалъ приличное средство для своего врачеванія. Первымъ дѣломъ въ этомъ врачеваніи да будетъ познаніе причины болѣзни, чтобы, нашедши оную, получить и надлежащій пластырь для своей болѣзни отъ Промысла Божія и отъ духовныхъ врачей. Хотящіе войти съ нами о Господѣ въ предложенное духовное судилище, да войдутъ: и мы изслѣдуемъ, хотя и не ясно, упомянутыя страсти и ихъ причины.

29. Итакъ да свяжется гнѣвъ, какъ мучитель, узами кротости, и поражаемый долготерпѣніемъ, влекомый святою любовію и, представши предъ судилищемъ разума, да подвергнется допросу. Скажи намъ безумная и постыдная страсть, названіе отца твоего, и именованіе злой твоей матери, а также имена скверныхъ твоихъ сыновъ и дщерей. Объяви намъ притомъ, кто суть ратующіе противъ тебя, и убивающіе тебя? — Въ отвѣтъ на это, гнѣвъ говоритъ намъ: «матерей у меня много, и отецъ не одинъ. Матери мои суть: тщеславіе, сребролюбіе, объяденіе, а иногда и блудная страсть. А отецъ мой называется надменіемъ. Дщери мои суть: памятозлобіе, ненависть, вражда, сомооправданіе. Сопротивляющіеся же имъ враги мои, которые держатъ меня въ узахъ, безгнѣвіе и кротость. Навѣтникъ мой называется смиренномудріемъ; а отъ кого онъ раждается, спросите у него самого, въ свое время».

На восьмой степени лежитъ вѣнецъ безгнѣвія. Но кто носитъ его отъ естества, тотъ, можетъ быть, не носитъ никакого иного; а кто пріобрѣлъ его трудами, тотъ, безъ сомнѣнія, побѣдилъ восемь страстей.

Примѣчанія:
[1] Какъ нѣкоторые въ оправданіе свое говорятъ: я хоть вспыльчивъ, но это у меня скоро проходитъ.
[2] По слав. временнѣ неистовствующся вольнѣ. По греч. ἐπιληπτικός ἐκούσιος т. е. добровольно подвергается временнымъ припадкамъ сумасшествія.
(у) [Здѣсь Лѣствичникъ говоритъ иносказательно, разумѣя подъ мѣхомъ тѣло; подъ елеемъ кротость; подъ волнами возношеніе и гнѣвъ; подъ кораблемъ брата, или братство. (Патрол. т. 88-й стран. 840).]

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 87-93.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.