Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 40.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 9. О памятозлобіи.

1. Святыя добродѣтели подобны лѣствицѣ Іакова; а непотребныя страсти — узамъ, спадшимъ, съ верховнаго Петра. Добродѣтели, будучи связаны одна съ другою, произволяющаго возводятъ на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрѣпляясь, низвергаютъ въ бездну. И какъ мы нынѣ слышали отъ безумнаго гнѣва, что памятозлобіе есть одно изъ собственныхъ порожденій его: то по порядку будемъ теперь объ немъ и говорить.

2. Памятозлобіе есть исполненіе гнѣва, храненіе согрѣшеній, ненависть къ правдѣ, пагуба добродѣтелей, ржавчина души, червь ума, посрамленіе молитвы, пресѣченіе моленія, отчужденіе любви, гвоздь, вонзенный въ душу, непріятное чувство, въ огорченіи съ услажденіемъ любимое, грѣхъ непрестающій, законопреступленіе неусыпающее, злоба повсечасная.

3. Памятозлобіе, сія темная и гнусная страсть, есть одна изъ тѣхъ страстей, которыя рождаются, а не рождаютъ, или еще и рождаютъ. Мы не намѣрены много объ ней говорить.

4. Преставшій отъ гнѣва убилъ памятозлобіе; ибо доколѣ отецъ живъ, дотолѣ бываетъ и чадородіе.

5. Кто пріобрѣлъ любовь, тотъ устранился отъ вражды; враждующій же собираетъ себѣ безвременные труды.

6. Трапеза любви разоряетъ ненависть; и дары искренніе смягчаютъ душу. Но трапеза безъ вниманія есть матерь дерзости; и чрезъ окно любви вскакиваетъ чревообъяденіе.

7. Видалъ я, что ненависть расторгала долговременныя узы блудной любви; а потомъ памятозлобіе чуднымъ образомъ не попускало имъ вновь соединиться. Дивное зрѣлище! Бѣсъ бѣса врачуетъ; но можетъ быть, это дѣло не бѣсовъ, но Провидѣнія Божія.

/с. 95/ 8. Памятозлобіе далеко отъ твердой естественной любви, но блудъ удобно приближается къ ней, какъ иногда видимъ въ голубѣ кроющихся вшей.

9. Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бѣсовъ и, враждуя, враждуй противъ твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сія есть другъ неблагодарный и льстивый; чѣмъ болѣе мы ей угождаемъ, тѣмъ болѣе она намъ вредитъ.

10. Памятозлобіе есть лукавый толковникъ писанія, который толкуетъ реченія Духа цо своему разумѣнію. Да посрамляетъ его молитва, дарованная намъ Іисусомъ, которой мы не можемъ произносить съ Нимъ, имѣя памятозлобіе.

11. Когда послѣ многаго подвига ты не возможешь исторгнуть сіе терніе: тогда кайся и смиряйся по крайней мѣрѣ на словахъ передъ тѣмъ, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременнаго передъ нимъ лицемѣрія, возмогъ совершенно полюбить его, будучи жегомъ совѣстію, какъ огнемъ.

12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился отъ сей гнилости, когда помолишься объ оскорбившемъ, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышавъ, что онъ впалъ въ нѣкое злоключеніе душевное или тѣлесное, возскорбишь о немъ, какъ о себѣ, и прослезишься.

13. Памятозлобный безмолвникъ есть аспидъ, скрывающійся въ норѣ, который носитъ въ себѣ ядъ смертоносный.

14. Воспоминаніе страданій Іисусовыхъ исцѣлитъ памятозлобіе, сильно посрамляемое Его незлобіемъ. Въ деревѣ, внутри гниломъ, зарождается червь; а въ видимо кроткихъ и безмолвныхъ, но не доистинѣ таковыхъ, скрывается продолжительный гнѣвъ. Кто извергаетъ изъ себя гнѣвъ, тотъ получаетъ прощеніе грѣховъ; а кто прилѣпляется къ нему, тотъ лишается милосердія Божія.

15. Нѣкоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощеніе; но человѣкъ непомнящій зла /с. 96/ опередилъ ихъ. Отпустите мало, и отпустятъ вамъ много (Лук. 6, 37).

16. Непамятозлобіе есть знакъ истиннаго покаянія; а кто содержитъ въ сердцѣ памятозлобіе, и думаетъ, что онъ творитъ покаяніе, тотъ подобенъ человѣку, которому во снѣ представляется, что онъ бѣжитъ.

17. Видалъ я зараженныхъ памятозлобіемъ, которые увѣщевали другихъ забыть обиды, а потомъ, устыдившись словъ своихъ, страсть сію оставили.

18. Никто не думай, что сія мрачная страсть маловажна; ибо часто она вкрадывается и въ духовныхъ мужей.

Степень девятая. Вступившій на нее съ дерзновеніемъ да проситъ разрѣшенія грѣховъ у Спасителя Іисуса.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 94-96.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.