Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 11. О многоглаголаніи и молчаніи.

1. Въ предшествовавшемъ словѣ мы сказали кратко о томъ, сколь бѣдственно и вредно судить ближнихъ, вѣрнѣе же самимъ судимыми быть и страдать отъ собственнаго языка; чтó случается и съ мнимо-духовными мужами. Нынѣ же порядокъ требуетъ, чтобы мы показали причину сего порока и дверь, которою онъ входитъ въ насъ, или вѣрнѣе, которою онъ изъ насъ исходитъ.

2. Многоглаголаніе есть сѣдалище, на которомъ тщеславіе любитъ являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголаніе есть признакъ неразумія, дверь злословія, руководитель къ смѣхотворству, слуга лжи, истребленіе сердечнаго умиленія, призываніе унынія, предтеча сна, расточеніе вниманія [1], истребленіе сердечнаго храненія, охлажденіе святой теплоты, помраченіе молитвы.

3. Благоразумное молчаніе есть матерь молитвы, воззваніе изъ мысленнаго плѣненія, хранилище божественнаго огня, стражъ помысловъ, соглядатай враговъ, училище плача, другъ слезъ, дѣлатель памяти о смерти, живописатель вѣчнаго мученія, любоиспытатель грядущаго суда, споспѣшникъ спасительной печали, врагъ дерзости, безмолвія супругъ, противникъ любоучительства, /с. 100/ причащеніе разума, творецъ видѣній, непримѣтное предуспѣяніе, сокровенное восхожденіе.

4. Познавшій свои прегрѣшенія имѣетъ силу и надъ языкомъ своимъ; а многоглаголивый еще не позналъ себя, какъ должно.

5. Любитель молчанія приближается къ Богу, и тайно съ Нимъ бесѣдуя, просвѣщается отъ Него.

6. Молчаніе Іисусово постыдило Пилата; и безмолвіе устъ благочестиваго мужа упраздняетъ тщеславіе.

7. Петръ Апостолъ изрекъ слово, и потомъ плакася горько, забывъ изреченіе Псалмопѣвца: рѣхъ сохраню пути моя, еже не согрѣшати ми языкомъ моимъ (Псал. 38, 1); и слово другаго мудраго мужа: «лучше пасть въ высоты на землю, нежели отъ языка» (Сирах. 20, 18).

8. Но не хочу много писать о семъ, хотя коварство страстей и побуждаетъ меня къ тому. Впрочемъ скажу, что я узналъ нѣкогда отъ одного человѣка, который бесѣдовалъ со мною о молчаніи устъ. «Многоглаголаніе, сказалъ, рождается непремѣнно отъ которой-нибудь изъ сихъ причинъ: или отъ худой и невоздержной жизни и привычки, (ибо языкъ, будучи естественнымъ членомъ сего тѣла, чему научится, того по навыку и требуетъ); или, что наиболѣе бываетъ въ подвизающихся, отъ тщеславія, а иногда и отъ многояденія. Посему часто бываетъ, что многіе съ нѣкоторымъ насиліемъ и изнеможеніемъ укрощая чрево, обуздываютъ вмѣстѣ и языкъ и многословіе.

9. Кто возъимѣлъ попеченіе объ исходѣ изъ сей жизни, тотъ пресѣкъ многословіе; и кто пріобрѣлъ плачъ души, тотъ отвращается многоглаголанія, какъ огня.

10. Возлюбившій безмолвіе затворилъ уста свои; а кто любитъ выходитъ изъ келліи, тотъ бываетъ изгонимъ изъ нея страстію многоглаголанія.

11. Познавшій благоуханіе огня, сходящаго свыше, бѣгаетъ многолюдныхъ собраній, какъ пчела — дыма. Ибо какъ дымъ отгоняетъ пчелу, такъ и сему Нетерпимо многолюдство.

/с. 101/ 12. Не многіе могутъ удержать воду безъ плотины; и еще менѣе такихъ, которые могутъ удерживать уста невоздержныя.

На одиннадцатой степени одержавшій побѣду однимъ ударомъ отсѣкъ множество золъ.

Примѣчаніе:
[1] По греч. συννοίας. У Паисія Величк. сѣтованія.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 99-101.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.