Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 12. О лжи.

1. Желѣзо и камень, соударяясь, производятъ огонь: многословіе же и смѣхотворство порождаютъ ложь.

2. Ложь есть истребленіе любви; а клятвопреступленіе есть отверженіе отъ Бога.

3. Никто изъ благоразумныхъ не сочтетъ ложь за малый грѣхъ; ибо нѣтъ порока, противъ котораго Всесвятый Духъ произнесъ бы столь страшное изреченіе, какъ противъ лжи. Если Богъ погубитъ вся глаголющія лжу (Псал. 5, 7); то что постраждутъ тѣ, которые сшиваютъ ложь съ клятвами?

4. Видалъ я людей, которые величались ложью и празднословіемъ, и остротами своими, возбуждая смѣхъ, истребляли въ слушавшихъ плачъ и сокрушеніе духа.

5. Когда бѣсы увидятъ, что мы въ самомъ началѣ стараемся отойти отъ слушанія смѣхотворныхъ рѣчей вреднаго разсказчика, какъ отъ губительной заразы; тогда покушаются обольстить насъ двоякими помыслами: «не опечаливай», внушаютъ они намъ, «повѣствователя;» или: «не выставляй себя человѣкомъ, болѣе боголюбивымъ, нежели прочіе». Отскочи скоро, не медли; а если не такъ, то во время молитвы твоей вообразятся помышленія о предметахъ смѣшныхъ. И не только бѣгай такихъ бесѣдъ и лукавыхъ собраній, но и разоряй ихъ благочестно, предлагая на среду воспоминаніе о смерти и послѣднемъ судѣ; ибо лучше тебѣ окропиться, въ семъ случаѣ, малымъ тщеславіемъ, только бы сдѣлаться виновникомъ общей пользы,

6. Лицемѣріе есть матерь лжи, а часто оно бываетъ /с. 102/ и поводомъ къ оной. Ибо нѣкоторые утверждаютъ, что лицемѣріе есть не иное что, какъ поученіе во лжи и изобрѣтатель лжи, съ которою сплетается достойная казни клятва.

7. Кто стяжалъ страхъ Божій, тотъ устранился лжи, имѣя въ себѣ неподкупнаго судію, — свою совѣсть.

8. Какъ во всѣхъ страстяхъ, такъ и во лжи познаемъ мы различныя степени вреда; ибо иной судъ тому, который лжетъ по страху наказанія, и иной тому, который лжетъ безъ предлежащей опасности.

9. Одинъ лжетъ ради увеселенія, другой — ради сластолюбія, иной, чтобы заставить присутствующихъ смѣяться, а нѣкоторый для того, чтобы ближнему поставить сѣть и сдѣлать ему зло.

10. Истязаніями властителей прогоняется ложь; множество же слезъ ее совершенно погубляетъ.

11. Сплетатель лжи извиняется благимъ намѣреніемъ; и что, въ самомъ дѣлѣ, есть погибель души, то онъ почитаетъ за праведное дѣло. За подражателя Раавы выдаетъ себя лживый мужъ, и думаетъ содѣлывать спасеніе иныхъ своею погибелью.

12. Когда мы будемъ совершенно чисты отъ лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуетъ, и то не безъ страха, можемъ употребить ее.

13. Не знаетъ младенецъ лжи; не знаетъ оной и душа, очистившаяся отъ лукавства.

14. Развеселившійся отъ вина, по неволѣ во всемъ говоритъ истину; такъ и упившійся умиленіемъ солгать не можетъ.

Восхожденіе двѣнадцатое. Кто взошелъ на сію степень, тотъ стяжалъ корень добродѣтелей.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 101-102.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.