Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 14. О любезномъ для всѣхъ и лукавомъ владыкѣ, чревѣ.

1. Имѣя намѣреніе говорить о чревѣ, если когда-нибудь, то теперь наиболѣе, предположилъ я любомудрствовать противъ себя самого; ибо чудно было-бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествія своего въ гробъ, освободился отъ сей страсти.

2. Чревоугодіе есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопіетъ; «мало!», будучи наполнено, и разсѣдаясь отъ излишества, взываетъ: «алчу!»

3. Чревоугодіе есть изобрѣтатель приправъ, источникъ сластей. Упразднилъ ли ты одну жилу его, оно проистекаетъ другою. Заградилъ ли ты и сію, — иною прорывается и одолѣваетъ тебя.

4. Чревоугодіе есть прельщеніе очей; вмѣщаемъ въ мѣру, а оно подстрекаетъ насъ поглотить все разомъ.

5. Насыщеніе есть мать блуда; а утѣсненіе чрева — виновникъ чистоты.

/с. 106/

6. Кто ласкаетъ льва, тотъ часто укрощаетъ его; а кто угождаетъ тѣлу, тотъ усиливаетъ его свирѣпость.

7. Жидъ радуется о своей субботѣ и о праздникѣ: и монахъ-чревоугодникъ веселится о субботѣ и о воскресномъ днѣ; во время поста считаетъ, сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нея приготовляетъ, снѣди. Рабъ чрева расчитываетъ, какими снѣдями почтить праздникъ; а рабъ Божій помышляетъ, какими бы дарованіями ему обогатиться.

8. Когда пришелъ странникъ, чревоугодникъ весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовствомъ; и думаетъ, что случай сдѣлать брату утѣшеніе есть разрѣшеніе и для него. Пришествіе другихъ считаетъ онъ за предлогъ, разрѣшающій пить вино; и подъ видомъ того, чтобы скрыть добродѣтель, дѣлается рабомъ страсти.

9. Часто тщеславіе враждуетъ противъ объяденія: и сіи двѣ страсти ссорятся между собою за бѣднаго монаха, какъ за купленнаго раба. Объяденіе понуждаетъ разрѣшать, а тщеславіе внушаетъ показывать свою добродѣтель; но благоразумный монахъ избѣгаетъ той и другой пучины, и умѣетъ пользоваться удобнымъ временемъ для отраженія одной страсти другою.

10. Если бываетъ разжженіе плоти [1], то должно укрощать ее воздержаніемъ, во всякое время и на всякомъ мѣстѣ. Когда же она утихнетъ, (чего впрочемъ не надѣюсь дождаться прежде смерти), тогда можетъ скрывать предъ другими свое воздержаніе.

11. Видалъ я престарѣлыхъ священниковъ, поруганныхъ бѣсами, которые юнымъ, ненаходившимся подъ ихъ руководствомъ, благословеніемъ разрѣшали на вино и прочее на пиршествахъ. Если они имѣютъ доброе о Господѣ свидѣтельство, то можемъ съ ихъ позволенія немного разрѣшить; если же они нерадивы, то намъ не должно въ этомъ случаѣ обращать вниманіе /с. 107/ на ихъ благословеніе; а особенно, когда мы еще боремся съ огнемъ плотской похоти.

12. Богопротивный Евагрій (ф) воображалъ, что онъ изъ премудрыхъ премудрѣйшій, какъ по краснорѣчію, такъ и по высотѣ мыслей; но онъ обманывался, бѣдный, и оказался безумнѣйшимъ изъ безумныхъ, какъ во многихъ своихъ мнѣніяхъ, такъ и въ слѣдующемъ. Онъ говоритъ: «когда душа наша желаетъ различныхъ снѣдей, тогда должно изнурять ее хлѣбомъ и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы онъ однимъ шагомъ взошелъ на самый верхъ лѣстницы. Итакъ скажемъ въ опроверженіе сего правила: если душа желаетъ различныхъ снѣдей, то она ищетъ свойственнаго естеству своему; и потому противу хитраго нашего чрева должно и намъ употребить благоразумную осторожность; и когда нѣтъ сильной плотской брани, и не предстоитъ случая къ паденію, то отсѣчемъ прежде всего утучняющую пищу, потомъ разжигающую, а послѣ и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщеніемъ отдѣлываться отъ его ненасытной алчности, и чрезъ скорое перевареніе пищи избавиться отъ разжженія, какъ отъ бича. Вникнемъ, и усмотримъ, что многія изъ яствъ, которыя пучатъ животъ, возбуждаютъ и движеніе похоти.

13. Посмѣвайся ухищренію бѣса, который по вечери внушаетъ тебѣ впредь позднѣе принимать пищу; ибо въ слѣдующій же день, когда настанетъ девятый часъ [2], онъ понудитъ тебя отказаться отъ правила, уставленнаго въ предшествовавшій день.

14. Одно воздержаніе прилично неповиннымъ, а другое — повиннымъ и кающимся. Для первыхъ, движенія похоти въ тѣлѣ бываютъ знакомъ къ воспріятію особеннаго воздержанія; а послѣдніе пребываютъ въ немъ даже до смерти; и до самой кончины не даютъ /с. 108/ своему тѣлу утѣшенія, но борятся съ нимъ безъ примиренія. Первые хотятъ сохранять всегда благоустройство ума; а послѣдніе душевнымъ сѣтованіемъ и истаяваніемъ умилостивляютъ Бога.

15. Время веселія и утѣшеніе пищею для совершеннаго есть отложеніе всякаго попеченія: для подвижника — время борьбы; а для страстнаго — праздникъ праздниковъ и торжество торжествъ.

16. Въ сердцахъ чревоугодниковъ — сновидѣнія о снѣдяхъ и яствахъ; въ сердцахъ же плачущихъ — сновидѣнія о послѣднемъ судѣ и о мукахъ.

17. Будь господинъ надъ своимъ чревомъ, прежде нежели оно тобою возобладаетъ, и тогда будешь принужденъ со стыдомъ воздерживаться. Впадшіе въ ровъ беззаконій, о которыхъ я не хочу говорить, понимаютъ, чтó я сказалъ; цѣломудренные же опытомъ сего не познали.

18. Будемъ укрощать чрево помышленіемъ о будущемъ огнѣ. Повинуясь чреву, нѣкоторые отрѣзали наконецъ сокровенные свои члены, и умерли двоякою смертію. Будемъ внимательны, и мы увидимъ, что объяденіе есть единственная причина потопленій, съ нами случающихся.

19. Умъ постника молится трезвенно; а умъ невоздержнаго исполненъ нечистыхъ мечтаній. Насыщеніе чрева изсушаетъ источники слезъ; а чрево, изсушенное воздержаніемъ, рождаетъ слезныя воды.

20. Кто служитъ своему чреву, и между тѣмъ хочетъ побѣдить духъ блуда: тотъ подобенъ угашающему пожаръ масломъ.

21. Когда чрево утѣсняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.

22. Испытывай себя въ первый часъ дня, въ полдень, за часъ до принятія пищи, и узнаешь такимъ образомъ пользу поста. Поутру помыслъ играетъ и скитается; когда же насталъ шестой часъ онъ немного ослабѣваетъ, а во время захожденія солнца окончательно смиряется.

/с. 109/

23. Утѣсняй чрево воздержаніемъ, и ты возможешь заградитъ себѣ уста; ибо языкъ укрѣпляется отъ множества снѣдей. Всѣми силами подвизайся противу сего мучителя, и бодрствуй неослабнымъ вниманіемъ, наблюдая за нимъ; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчасъ поможетъ.

24. Мѣхи [3], когда ихъ размягчаютъ, раздаются и вмѣщаютъ большее количество жидкости: въ оставленные въ небреженіи не принимаютъ и прежней мѣры. Обременяющій чрево свое расширяетъ внутренности; а у того, кто подвизается противъ чрева, онѣ стягиваются мало-по малу; стянутыя же не будутъ принимать много пищи, и тогда, по нуждѣ самаго естества, будемъ постниками.

25. Жажда весьма часто жаждою же и утоляется; но голодъ прогнать голодомъ трудно, и даже невозможно. Когда тѣло побѣдитъ тебя, укрощай его трудами; если же ты по немощи не можешь этого, то борись съ нимъ бдѣніемъ. Когда глаза отяжелѣли, берись за рукодѣлье; но не касайся онаго, когда сонъ не нападаетъ; ибо невозможно работать вмѣстѣ Богу и мамонѣ, т. е. простирать мысль свою къ Богу и на рукодѣлье.

26. Знай, что часто бѣсъ присѣдитъ желудку, и не даетъ человѣку насытиться, хотя бы онъ пожралъ всѣ снѣди Египта, и выпилъ всю воду въ Нилѣ.

27. По пресыщеніи нашемъ, сей нечистый духъ отходитъ, и посылаетъ на насъ духа блуднаго; онъ возвѣщаетъ ему, въ какомъ состояніи мы остались, и говоритъ: «иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, пришедши, улыбается и, связавъ намъ руки и ноги сномъ, уже все, что хочетъ, дѣлаетъ съ нами, оскверняя душу мерзкими мечтаніями и тѣло истеченіями.

28. Удивительное дѣло, что умъ, будучи безтѣлесенъ, /с. 110/ отъ тѣла оскверняется и омрачается, и что напротивъ невещественное отъ бренія утончевается и очищается.

29. Если ты обѣщался Христу идти узкимъ и тѣснымъ путемъ, то утѣсняли чрево свое; ибо угождая ему и расширяя его, ты отвергнешься своихъ обѣтовъ. Но внимай, и услышишь говорящаго: пространенъ и широкъ путь чревоугодія, вводящій въ пагубу блуда, и многіе идутъ по нему, но узки врата, и тѣсенъ путь воздержанія, вводящій въ жизнь чистоты, и немногіе входятъ имъ (Матѳ. 7, 14).

30. Начальникъ бѣсовъ есть падшій денница; глава страстей есть объяденіе.

31. Сидя за столомъ, исполненнымъ снѣдей, представляй предъ мысленными очами твоими смерть и судъ; ибо и такимъ образомъ едва возможешь хоть немного укротить страсть объяденія. Когда пьешь всегда вспоминай ощетъ и желчь Владыки твоего; и такимъ образомъ или пребудешь въ предѣлахъ воздержанія, или по крайней мѣрѣ, возстенавъ, смиришь свой помыслъ.

32. Не обманывайся, ты не можешь освободиться отъ мысленнаго фараона, ни узрѣть горней пасхи, если не будешь всегда вкушать горькаго зелія и опрѣсноковъ. Горькое зеліе есть понужденіе и терпѣніе поста, а опрѣсноки — ненадмѣвающееся мудрованіе. Да соединится съ дыханіемъ твоимъ сіе слово Псалмопѣвца: азъ же, внегда бѣсы стужаху ми, облачахся во вретище, и смиряхъ постомъ душу мою, и молитва моя въ нѣдро души моея возвратится (Псал. 34, 13).

33. Постъ есть насиліе естества, отверженіе всего, что услаждаетъ вкусъ, погашеніе тѣлеснаго разжженія, истребленіе лукавыхъ помышленій, освобожденіе отъ скверныхъ сновидѣній, чистота молитвы, свѣтило души, храненіе ума, истребленіе сердечной безчувственности, дверь умиленія, воздыханіе смиренное, радостное сокрушеніе, удержаніе многословія, причина безмолвія, стражъ послушанія, облегченіе сна, здравіе /с. 111/ тѣла, виновникъ безстрастія, разрѣшеніе грѣховъ, врата рая и небесное наслажденіе.

34. Спросимъ же и сего нашего врага, паче же главнѣйшаго начальника нашихъ злыхъ враговъ, дверь страстей, т. е. объяденіе, сію причину паденія Адамова, погибели Исава, пагубы Израильтянъ, обнаженія Ноева, истребленія Гоморрянъ, Лотова кровосмѣшенія, погубленія сыновъ Иліи священника, и руководителя ко всякимъ мерзостямъ. Спросимъ, откуда сія страсть рождается? и какія ея исчадія? кто сокрушаетъ ее, и кто совершенно ее погубляетъ?

35. Скажи намъ, мучительница всѣхъ людей, купившая всѣхъ золотомъ ненасытной алчности: какъ нашла ты входъ въ насъ? Вошедши, что обыкновенно производишь? и какимъ образомъ ты выходишь изъ насъ?

36. Она же, раздражившись отъ сихъ досадъ, яростно и свирѣпо отвѣчаетъ намъ: «почто вы, мнѣ повинные, біете меня досажденіями? и какъ вы покушаетесь освободиться отъ меня, когда я естествомъ связана съ вами. Дверь, которою я вхожу, есть свойство снѣдей, а причина моей ненасытности — привычка; основаніе же моей страсти — долговременный навыкъ, безчувствіе души и забвеніе смерти. И какъ вы ищете знать имена исчадій моихъ? Изочту ихъ, и паче песка умножатся. Но узнайте, по крайнѣй мѣрѣ, какія имена моихъ первенцевъ и самыхъ любезныхъ исчадій моихъ. Первородный сынъ мой есть блудъ, а второе послѣ него исчадіе — ожесточеніе сердца, третіе же — сонливость. Море злыхъ помысловъ, волны сквернъ, глубина невѣдомыхъ и неизреченныхъ нечистотъ отъ меня происходятъ. Дщери мои суть: лѣность, многословіе, дерзость, смѣхотворство, кощунство, прекословіе, жестоковыйность, непослушаніе, безчувственность, плѣненіе ума, самохвальство, наглость, любовь къ міру, за которою слѣдуетъ оскверненная молитва, пареніе помысловъ и нечаянныя и внезапныя злоключенія; а за ними слѣдуетъ отчаяніе, — самая лютая изъ всѣхъ страстей. Память согрѣшеній воюетъ противъ /с. 112/ меня. Помышленіе о смерти сильно враждуетъ противъ меня; но нѣтъ ничего въ человѣкахъ, что бы могло меня совершенно упразднить. Кто стяжалъ Утѣшителя, тотъ молится Ему противъ меня, и Онъ будучи умоленъ, не попускаетъ мнѣ страстно дѣйствовать въ немъ. Невкусившіе же небеснаго Его утѣшенія всячески ищутъ наслаждаться моею сладостію».

Примѣчанія:
[1] Въ слав. буящей, крѣпцѣй сущей плоти.
[2] Т. е. время принятія пищи.
[3] Кожанные мѣшки, въ которыхъ вмѣщаются разныя жидкости.
(ф) Преподобный Іоаннъ говоритъ здѣсь о Евагріи Понтійскомъ, который былъ послѣдователемъ Оригена; и вмѣстѣ съ нимъ осужденъ на пятомъ Вселенскомъ соборѣ, бывшемъ въ 553 г., при жизни пр. Іоанна Лѣствичника (Смот. 1-е правило Вселенскаго собора; также и Церковн. Истор. Схоластика Евагрія, книгу 4-ю, гл. 38).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 105-112.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.