Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 17. О нестяжаніи.

1. Нестяжаніе есть отложеніе земныхъ попеченій, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествіе, вѣра заповѣдямъ Спасителя; оно чуждо печали.

2. Нестяжательный инокъ есть владыка надъ міромъ, ввѣрившій Богу попеченіе о себѣ, и вѣрою стяжавшій всѣхъ своими рабами, Онъ не будетъ говорить человѣку о своей нуждѣ; а что приходитъ, то принимаетъ, какъ отъ руки Господней.

3. Нестяжательный подвижникъ есть сынъ безпристрастія, и что онъ получаетъ, то считаетъ за ничто. Если случится ему куда-либо отойти, все вмѣняетъ за уметы. Если же печалится о чемъ-нибудь, то еще не сдѣлался нестяжательнымъ.

4. Нестяжательный мужъ молится чистымъ умомъ; а любостяжательный во время молитвы представляетъ образы вещества.

5. Пребывающіе въ повиновеніи чужды сребролюбія; ибо когда они и тѣло свое предали, то что уже будутъ /с. 133/ считать своею собственностію? Тѣмъ только лишаются о они пользы, что удобны и готовы къ переходамъ съ мѣста на мѣсто. Видѣлъ я, что вещество родило монахамъ терпѣніе, чтобы пребывать на одномъ мѣстѣ; но я больше ихъ ублажилъ скитающихся ради Господа.

6. Вкусившій вышнихъ благъ легко презираетъ земныя; невкусившій же первыхъ радуется о стяжаніи послѣднихъ.

7. Безразсудно нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящихъ благъ удаляется, и будущихъ лишается.

8. О монахи! не будемъ невѣрнѣе птицъ, которыя не пекутся и не собираютъ.

9. Великъ благочестиво отвергшій свое имѣніе, но святъ, кто отвергается своей воли. Первый сторицею имѣніемъ или дарованіями обогатится; а послѣдній жизнь вѣчную наслѣдуетъ.

10. Волны не оставятъ моря; а сребролюбца не оставятъ гнѣвъ и печаль.

11. Презрѣвшій вещество избавился отъ словооправданій и прекословій; любостяжательный же за иглу готовъ состязаться до смерти.

12. Непоколебимая вѣра отсѣкаетъ суетныя попеченія; а память о смерти научаетъ отвергаться и тѣла.

13. Въ Іовѣ не было и слѣда сребролюбія; потому-то онъ, и всего лишившись, пребылъ безъ смущенія.

14. Сребролюбіе есть и называется корень всѣмъ злымъ (1 Тим. 6, 10); и оно дѣйствительно таково, ибо производитъ ненависть, хищенія, зависть, разлученія. вражды, смущенія, злопамятство, жестокость и убійства.

15. Малымъ огнемъ сожгли нѣкоторые много вещества; и одною добродѣтелію избѣжали многіе всѣхъ вышеписанныхъ страстей: эта добродѣтель называется безпристрастіемъ. Она рождается въ насъ отъ опытнаго вѣдѣнія и вкушенія Божественнаго разума, и отъ попеченія о страшномъ отвѣтѣ во время исхода изъ сего міра.

/с. 134/

16. Со вниманіемъ прочитавшій слово объ объяденіи, сей матери толикихъ золъ, не не вѣдаетъ, что въ пагубномъ и проклятомъ своемъ чадородіи оно назвало вторымъ своимъ исчадіемъ камень нечувствія. Но я не могъ дать ему мѣста, по порядку ему принадлежащаго, бывъ обязанъ говорить прежде о многоглавомъ зміѣ идолослуженія, который у разсудительнѣйшихъ отцевъ получилъ третье звѣно въ цѣпи восьми главныхъ страстей. Теперь, окончивши умѣренное объ немъ слово, мы намѣрены говорить о нечувствіи, занимающемъ по порядку третье мѣсто, а по происхожденію второе. Потомъ будемъ говорить о снѣ и о бдѣніи; а также и о дѣтской малодушной боязливости побесѣдуемъ кратко; ибо всѣ сіи недуги свойственны новоначальнымъ.

Степень семнадцатая. Кто на нее взошелъ, тотъ шествуетъ на небо, совлекшись вещества.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 132-134.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.